Приспособление для первичной варки смолы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приспособление для первичной варки смолы



Хорошо бы в мастерской поставить котел с электроподогревателем. Но так как сделать это достаточно трудно, во многих школах котел нагревают на костре в отдаленном углу двора. Чтобы смола не вспыхивала, пламя под котлом держат низким. Потребуются электроплиты с закрытой спиралью - разогревать смолы в металлических ящиках. В деревянные ящики с невысокими бортиками (рис. 31) заливают расплавленную смолу с наполнителем. Подогревать смолу в деревянном ящике будут специальные электронагревательные приборы со спиралью, расположенной на расстоянии 15-20 см от поверхности смолы. Как правило, таких приборов в школьной мастерской нет. Их можно заменить обычными рефлекторами. Использовать их можно по-разному. Рекомендуем следующий способ: рефлекторы крепят на стене с таким расчетом, чтобы поток излучаемого тепла мог за 40-60 мин прогреть до дна смолу в ящике. Так как зажимный винт рефлектора позволяет регулировать высоту наклона отражателя, под таким устройством, регулируя скорость, можно греть смолу в ящиках с различной высотой бортов. Для быстрой и надежной работы лучше ставить спаренные рефлекторы (рис. 32).


Рис. 31. Ящик для смолы


Рис. 32. Рефлекторы

Обычно прогрев, насмолку и отжиг производят попеременно. Поэтому даже одна установка со спаренными рефлекторами может обслуживать группу ребят в 8-10 человек. Лучше, конечно, сделать две установки. В зависимости от помещения их можно расположить в один или два этажа. Поступают и иначе: ящик делают не деревянный, а металлический с двойным дном и междудонной спиралью. Мощность ее может быть различной в зависимости от величины ящика. Спираль надежно изолируется асбестовыми прокладками и фарфоровыми изоляторами, чтобы исключить выход электротока на металлический кожух ящика.

Нередко участок насмолки быстро загрязняется натеками смолы. Чтобы сохранить здесь чистоту, пользуются сменными металлическими листами-прокладками. С загрязненного листа следы смолы удаляют паяльной лампой, отжигают на костре или срубают зубилом, а затем протирают керосином и хорошо промывают горячей водой.

Кроме того, необходимо следующее: металлическая лопатка на длинной металлической ручке для перемешивания разогревающейся смолы; кузнечные щипцы для захвата отжигаемой металлической пластины; вытяжной шкаф для проведения химических реакций; ванны с травильными растворами для отбеливания бляшек; химическая посуда, применяемая во время смешивания химических реактивов; раковина с проточной (желательно горячей) водой - промывать изделия после обработки их реактивами; ящик с древесными опилками для высушивания изделий; брезентовые рукавицы для работы с расплавленной смолой.

Переворачивают изделие в химических растворах в резиновых перчатках.

Муфельная печь с температурой нагрева до 1000° С, мощностью 2600 Вт нужна для закалки изготовленных чеканов и молотков.

Газовая паяльная горелка с подачей воздуха от электрокомпрессора. В пламени этого устройства производят отпуск перекаленных инструментов, а также отжиг металлических пластинок и чеканных бляшек. Если ее трудно достать, можно ограничиться пламенем паяльной лампы.

Газовую плиту используют для приготовления различных химических растворов и расплавов солей, требующих определенной температуры. Опыт показывает, что в духовом шкафу можно, разогреть смолу, затвердевшую в ящиках.

Электроточило со сменными наждачными и войлочными кругами необходимо при заточке для придания разнообразной формы чеканам и при полировке их рабочих (боевых) частей и готовых чеканок.

Изготовляют молотки и чеканы на токарных и сверлильных станках.

Чтобы соблюдать необходимые условия по охране труда и создать нормальную рабочую атмосферу, в помещении необходимо установить вытяжной вентилятор и колпаки (или зонты) с отводными трубами над газовой плитой и ваннами с травильными растворами.

Инструменты

Основными специальными инструментами чеканщика являются различного рода чеканы и особой формы молотки.

Чека ны, как правило, делают учащиеся из стального прута различного сечения. Чекан представляет собой продолговатый стержень с заточенной нижней (боевой) частью. Длина стержня колеблется от 120 до 180 мм, в зависимости от сечения. Стержень несколько утолщен (как бы припух) в средней части и утончается к концам. В сечении чекан представляет собой граненую форму (рис. 33). Так его легче удержать в нужном положении. Утолщение в средней части чекана исключает вибрации инструмента при ударе и концентрирует ударную нагрузку в боевой части чекана.


Рис. 33. Общая форма чекана

Нижнюю, боевую часть чекана затачивают в зависимости от назначения инструмента. Различают несколько основных групп чеканов.

На рисунках 34 показаны инструменты, разделенные на определенные типы. Четыре чекана сверху называют расходниками. Их боевая часть представляет собой расплющенную, несколько заостренную форму, напоминающую отвертку. Внешне эти чеканы разной величины, но характер их боя одинаков. Расходники чаще всего служат для обводки рисунка по контурам. Поэтому их называют еще обводными чеканами.


Рис. 34. Расходники - группа чеканов (общая форма и боевая часть)

Три следующих чекана имеют в боевой части продолговатое, заоваленное, эллипсовидное утолщение, чем-то напоминающее боб. И названы они по этому сходству - бобошники. Они служат для выбивания углубленного или выпуклого рельефа. Величина бобошников определяется размерами деталей чеканных панно.


Рис. 34. Бобошники - группа чеканов (общая форма и боевая часть)

Соседняя с бобошниками группа инструментов имеет плоские выравненные боевые - части в форме квадрата или прямоугольника. Этими чеканами обычно выглаживают, вылащивают поверхность металла. Их называют лощатники.


Рис. 34. Лащатники - группа чеканов (общая форма и боевая часть)

Три чекана имеют сферическую боевую головку различного радиуса закругления. Их называют пурошники. От удара такого инструмента по металлическому листу остается углубленная сферическая ямка.


Рис. 34. Пурошники - группа чеканов (общая форма и боевая часть)

Предпоследний чекан - канфарник - представляет собой нечто вроде крупной притуплённой швейной иглы. След от него на поверхности металла выглядит вмятой точкой. Нередко канфарником, нанося удар за ударом, переводят рисунок с бумаги на металл. Кроме того, этим чеканом придают шероховато-матовую фактуру декоративным элементам композиции. На рисунке 35 показана чеканка, фон которой обработан канфарником.


Рис. 34. Канфарник - группа чеканов (общая форма и боевая часть)


Рис. 35. Учебная работа. 'Олень'. Фон обработан чеканом - канфарником

Перечисленные группы чеканов являются основными, первоочередными, без которых нельзя начать работу над декоративной композицией в металле.

Есть разновидности чеканов, которыми выполняют специальные операции. Среди этих инструментов можно назвать сапожок и трубочки. "Сапожок" - последний чекан см. на рисунке 34. Он имеет форму сапога, отчего и получил название. "Сапожок" служит для поднутрения выпуклых форм рельефа в местах соприкосновения их с фоном.

У чеканов-"трубочек" в противоположность пурошникам боевая часть представляет собой вогнутую полусферическую форму. При ударе они оставляют шаровидные выпуклости.

Как правило, этим ассортиментом чеканов не ограничиваются. В процессе работы композиция заставляет мастера импровизировать, создавать по ходу дела новые формы боевой части инструмента. Постепенно у чеканщика накапливается несколько десятков самодельных чеканов.

Для начала занятий достаточно иметь 10-12 штук из перечисленных нами. Чеканы главным образом обрабатывают в тисках, но пурошники и "трубочки" удобнее вытачивать на станке.

В изготовлении чеканов есть некоторые особенности, на которые нужно обратить внимание:

1. Если сечение чекана в утолщенной средней части (остове) 7-8 мм, то в месте перехода остова в боевую часть плавно выпиливают шейку.

2. Нижняя боевая кромка (у расходника) или плоскость (у лощатника) всегда должна быть с заоваленными, несколько приподнятыми краями и чуть выпуклой серединкой (см. рис. 33).

3. Боевой (рабочий) участок чекана должен быть тщательно обработан напильником, затем отшлифован наждачными шкурками и отполирован на войлочном круге пастой ГОИ. Полировать чеканы надо до закалки, закалить и вновь отполировать.

Изготавливают чеканы из стального прутка. Можно взять для этого сталь У7 или У8. Чтобы придать инструменту необходимую твердость, его закаляют. Для этого можно использовать муфельную печь.

Процесс закалки состоит в следующем: в муфельной печи инструменты, подвергающиеся закалке, равномерно нагревают до температуры 730- 740 С. Нагрев чеканов ведут до тех пор, пока они не станут приблизительно одинакового цвета с внутренними стенками раскаленной печи. После этого их вынимают из муфеля и быстро охлаждают в сосуде с водой или маслом.

Качество закалки можно определить с помощью напильника. Если он скользит по чекану, не снимая слоя металла, значит, закалка сухая, и нужно произвести отпуск. Для этого на одной из сторон чекана делают шлиф и нагревают чекан в пламени горелки, следя за цветом на шлифе. Когда на нем появится соломенный цвет побежалости (это соответствует 200- 220° С), нагрев прекращают и чекану дают остыть. Металл становится более мягким, вязким, хотя и в достаточной мере закаленным.

Процесс закалки сложен, требует внимания и аккуратности. Не сразу познаются тонкости этой операции.

Все рассмотренные виды чеканов могут быть в боевой части гладкими или матовыми, рисунчатыми, с насечкой или набивкой. Насечку на чекане выполняют до закалки следующим образом: после обработки боевой части ее отжигают, чтобы придать большую вязкость, ковкость этому участку чекана. При отжиге нагревают чекан или его боевую часть до температуры закалки, а затем охлаждают на воздухе.

Следующая операция - нанесение насечки. Чекан зажимают в тисках боевой частью кверху и канфарником набивают ячейки, после этого закаляют. Чекан надолго сохраняет насечку. Таким чеканом делают фактуру на отдельных частях декоративной композиции.

Кроме чеканов, в работе с листовым металлом могут применять пуансоны. Это такие же стержни, только боевая часть у них выгравирована в виде фигурного декоративного элемента, от удара которого на поверхности бляшки остается след в виде веревочки, розетки, сеточки, листьев, цветов и т. п. (С процессом гравирования можно познакомиться в книге: Флеров А. В. Технология художественной обработки металлов. М., 1968, с. 200-212.). Увлекаться пуансонами не следует, иначе можно потерять сочность фактуры металла.

Во время работы чеканы ставят в невысокий стакан боевой частью кверху, чтобы сразу было видно, где находится нужный по форме инструмент. Чеканы держат несколько наклонно по отношению к плоскости металла, а пуансоны под удар молотка ставят вертикально.

Молотки

Для чеканки требуется молоток особой формы. Одна из сторон головки молотка предназначена для удара по чекану. Она должна быть плоская, достаточно широкая, чтобы не промахнуться при работе, когда все внимание сосредоточено на точке соприкосновения чекана с листом металла. Эта часть молотка может иметь квадратное или круглое очертание. Оборотная сторона головки молотка заточена шарообразно и используется при выколотке крупных рельефов на листовом материале. Это, в сущности, увеличенный чекан-пурошник.

Со средней частью молотка, где укреплена ручка, ударная плоскость и сферический выступ соединены шейками (рис. 36). Сталь для молотков применяют углеродистую, инструментальную У7 или У8.


Рис. 36. Разновидности молотков для чеканки

Молотки, как и чеканы, кружковцы могут изготовить сами. Головка молотка весит от 70 до 120-130 г. Более тяжелые молотки (250-300 г) идут на крупные декоративные, оформительские работы, с которыми учащиеся сталкиваются довольно редко.

Молотки для чеканки делают слесарным или токарным способом. Для работы желательно иметь два молотка различной величины. Рекомендуется один из них сделать в тисках, а другой - на токарном станке. Это позволит школьникам закрепить умение работать со слесарными инструментами и на металлообрабатывающих механизмах. На рисунке 36 два верхних молотка выполнены в тисках, а нижний - на токарном станке. Деревянную ручку делают из крепкой, не слоистой древесины (прикомлевая часть березы, клена, граба).

Как видно на рисунке 36, ручки у двух нижних молотков несколько изогнуты и имеют утолщения на концах.

При изготовлении молотков необходимо соблюдать ряд условий, чтобы получить хороший, надежный инструмент.

После того как головка молотка приобрела необходимые очертания и было просверлено и пропилено отверстие под ручку, необходимо тщательно отполировать боевую плоскость, а затем закалить инструмент в муфельной печи. Процесс закалки и отпуска такой же, как и у чекана.

На рисунке 36 показаны три молотка, предназначенных для чеканки по металлу. Два нижних изготовлены правильно. Верхний молоток имеет ряд недостатков:

1) у него очень узкая (по отношению к величине всего молотка) ударная часть;

2) ручка коротка для головки такого размера;

3) конфигурация ручки неудобна для рук - они будут быстро уставать.

Молоток нужен удобный и послушный в работе. Ручка на конце утолщается и удобно ложится в ладонь. Продольная ось головки молотка должна быть перпендикулярна к линии, мысленно соединяющей нижнюю точку ручки с боевой (ударной) плоскостью (рис. 37).


Рис. 37. Насадка ручки молотка для чеканки

Ударная плоскость головки молотка должна быть несколько заовалена так же, как плоскость чекана-лощатника.

Деревянные инструменты

При выколотке крупных глубоких рельефов удобнее применять не металлические, а деревянные чеканы. Они же незаменимы при выравнивании фона.

Деревянные чеканы делают из крепких пород дерева (дуба, бука, граба, иногда из березы). Этим инструментам не обязательно придавать изящные очертания. Деревянные чеканы - это четырехгранные бруски с застроганной нижней боевой частью. Им придается форма лощатника, пурошника, канфарника, расходника. Размерами они значительно больше по сравнению с металлическими чеканами. На рисунке 38 - деревянные чеканы и один металлический.


Рис. 38. Чеканы. Первый слева металлический, остальные деревянные

Боевую часть деревянных чеканов тщательно выравнивают напильником с мелкой насечкой и шлифуют наждачной бумагой для устранения возможных ребер и граней.

Для ударов по деревянным чеканам применяют обычную киянку.

В процессе изготовления чеканов и молотков учащиеся приобретают навыки слесарной работы на металлообрабатывающих станках, знакомятся со шлифовкой, закалкой, отпуском и отжигом металла, а также с отдельными операциями по деревообработке.

Рабочий процесс

Техника чеканки по листу представляет собой декоративный рельеф, воплощенный в металле.

Глубина чеканного рельефа может быть различной, от высокого скульптурного горельефа до почти плоского двухмерного контурного, напоминающего гравировку. Выбор того или иного решения зависит от задач, которые ставит перед собой создатель. Существуют определенные технологические этапы и режимы, являющиеся общими для высоких и низких рельефов, выполненных из листового металла.

Технология чеканки по листу разделяется на следующие этапы:

1. Подготовка рисунка. 2. Насмолка бляшки. 3. Перевод рисунка на металл. 4. Обводка контуров расходником и опускание фона. 5. Снятие бляшки, отжиг и отбеливание. 6. Выколотка рельефа. 7. Повторная насмолка. 8. Патинирование и оксидирование. 9. Оформление чеканки.

Рассмотрим подробнее технологические особенности каждого из названных этапов.

Подготовка рисунка

Рисунок создается в натуральную величину чеканки. Для удобства последующей работы со всех сторон на листе бумаги оставляют поля размером 30-40 мм. Манера рисунка - контурная со штриховкой. Все элементы должны быть четкими, ясно читаемыми, обведенными равномерной, проволочной линией. Места углубленных планов рекомендуется заштриховывать, а выпуклости оставлять светлыми. Если рисунок выполняют на тонированной бумаге, то белилами или мелом нужно высветлить бугристости рельефа, а впадины оставить цвета бумаги.

Общие контуры и силуэты композиции должны передаваться ритмично и декоративно. Следует добиваться не только четкости всех пластических форм и объемов, но красоты и узорности силуэта каждого элемента в отдельности.

Нужно стремиться сохранить ощущение материальности металла, его массивности, прочности и в то же время эластичности.

В рисунках разрешается умышленно допускать некоторую упрощенность в трактовке деталей, сохраняя при этом монументальную выразительность изобразительных форм. Хорошо стилизовать рисунок так, чтобы зритель мог без труда, с первого взгляда узнать, что именно изображено- животное или птица, растение или фигура человека, найти степень декоративного обобщения, подчеркнуть наиболее характерные признаки объекта.

Ни в коем случае нельзя переводить в чеканку фотографии или репродукции живописных картин и графических рисунков. Их нужно соответствующим образом переработать для чеканного рельефа и лишь тогда воплощать в металле.

На рисунках 39 и 40 показаны фотография льва и его изображение в чеканке.

Чеканка по металлу, как и всякое произведение декоративно-прикладного искусства, не существует изолированно; оно сочетается с определенным интерьером, который, в свою очередь, включается в общий ансамбль помещения или целого архитектурного комплекса. Если чеканные рельефы вмонтированы в какой-либо предмет, они должны способствовать созданию общего композиционного образа, подчиняться его эстетическому и функциональному назначению. На цв. ил. 15 - деревянная шкатулка, облицованная чеканными металлическими пластинами.


Илл. 15. Шкатулка. Учебная работа

 


Рис. 40. Чеканное изображение льва

Нередко чеканные панно используют как составной элемент архитектурного ансамбля (например, накладная чеканка по алюминию на темном фоне, декорирующая стены станции метро "Варшавская" в Москве). В этом случае композиционный и образный строй должен подчиняться целому ряду специфических особенностей, "связанных с практическим применением предмета искусства. Вот его важнейшие особенности: 1) Тесная связь отдельного произведения с ансамблем, в результате чего возникает сложный суммарный образ... 2) Материальность, вещественность декоративной формы... определяемая задачей органического слияния с материальной средой. 3) Особый изобразительный язык, ограничивающий выбор тем и сюжетов, диктующий построение формы в соответствии... с архитектурой, со средой, пространственным окружением, функциональным назначением, условиями восприятия и т. д." (Чекалов А. К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М., 1962, с. 8.).

Панно, помещенные в интерьере, дополняют эмоциональную среду, окружающую человека, повседневно оказывают влияние на его вкус. Если чеканное панно готовится для оформления класса, пионерской комнаты, вестибюля или иного помещения школы, его композиционное построение, рельефное и цветовое решение должны сочетаться с окраской стен, цветом занавесей, расстановкой мебели. Весьма важен выбор места на стене, где бы чеканка наиболее выгодно освещалась.

Что касается современных жилых квартир с гладкими полированными плоскостями мебели, четкой, геометрической формой отдельных предметов, то здесь обретают важное значение своеобразные "пятна радости", вводимые для эмоциональной разрядки. Ими может стать чеканка, выделяющаяся текучим металлическим рельефом, разнообразной фактурой, искусно нанесенной патинировкой.

Все эти факторы необходимо учитывать, создавая рисунок для непосредственного перевода его в металл.

Насмолка бляшки

Подготовка бляшки. Работа по чеканке начинается с жестяных операций - разметки и разрезания листового материала и отбортовки кромок заготовки. Бляшку (медная, латунная, алюминиевая) отрезают с некоторым запасом по сравнению с величиной рисунка. Это нужно для того, чтобы в процессе работы пластина прочнее держалась на смоле. Если бляшка изогнулась при резании, ее выправляют на стальной плите легкими ударами деревянного молотка или киянки. Затем карандашом проводят на пластине осевые линии, которые в дальнейшем будут служить ориентиром при переводе рисунка на металл.

Перед насмолкой бляшки нужно отбортовать (загнуть под прямым или близким к нему тупым углом) все кромки. Можно поступить и несколько проще - отогнуть лишь четыре уголка (рис. 41). На этом предварительная работа с бляшкой заканчивается.


Рис. 41. Подготовка бляшки к насмолке

Варка смолы. Процесс насмолки заключается в прочном закреплении на вязкой основе (битум с наполнителем) металлической пластинки, подготовленной под чеканку. Для этого, прежде всего необходимо подготовить рабочий расплав смолы с наполнителем. В сосуд с электроподогревом или в обычный котел, подвешенный над костром, закладывают смолу. Огонь под днищем нужно поддерживать умеренный, чтобы не произошло воспламенение смолы. Чтобы при засыпании наполнителя содержимое котла не уходило через край, нужно убавить огонь, а затем тщательно перемешать металлической лопаткой весь состав и хорошо прокипятить.

При подготовке рабочего расплава битума следует знать, что при большом количестве наполнителя смола твердеет.

Горячую смолу разливают по заранее подготовленным ящикам с невысокими (4-5 см) бортами. Ящики могут быть деревянными или металлическими. Пока смола горячая и жидкая, нужно укрепить в ней подготовленную бляшку.

Насмолка бляшки. При насмолке бляшку погружают в рабочий раствор битума, сначала один край, а затем опускают пластинку всей плоскостью. Так поступают для того, чтобы не дать возможности воздуху скопиться под металлом. Соприкасаясь с расплавом смолы, пластинка сильно нагревается. Чтобы не обжечь пальцы рук, при насмолке обязательно надевают брезентовые рукавицы. Нужно быть особенно внимательным с жидкой горячей смолой. Она дает сильные ожоги. В этом случае кожу следует смочить спиртом, а затем смазать глицерином или борным вазелином. При более сильных ожогах необходимо обратиться в медпункт или обмыть обожженное место раствором марганцевокислого калия и спиртом, а затем смазать мазью (например, сульфидиновой эмульсией).

Если смола в ящике не свежая, а старая, то перед насмолкой бляшки ее следует разогреть. Расплавление смолы в ящиках производят по-разному: на специальных электронагревательных приборах, на электроплитках (в металлических ящиках), в духовках газовых плит или под пламенем паяльной лампы. Над местом разогрева смолы следует сделать вентиляционный кожух с отводом, чтобы отсасывать газы, выделяемые из разогретого битума.

Если наполнителем служит песок, он по мере нагревания состава постепенно оседает на дно, обнажая битум. Поэтому, чтобы получить нормальный рабочий состав смолы для чеканки, его нужно перемешать металлической лопаткой до образования однородной массы. При перемешивании в смолу попадает воздух. Чтобы его выпаривать, ящик вновь нагревают 10-15 мин.

Насмоленная бляшка должна остыть. С ней не работают, пока смола не затвердеет. Обычно ящик с насмоленной пластинкой оставляют на ночь, чтобы с утра переводить рисунок.

Перевод рисунка на металл

Перевод рисунка на металл. На пластинку, погруженную в смолу, по краям натекают черные упругие валки. Они расползаются неравномерно, с изгибами, и свободное металлическое поле приобретает неправильную форму. Чтобы нормально расположить рисунок при переводе на металл, используют осевые линии, проведенные заранее.

Известны два наиболее распространенных способа перевода рисунка на металлическую плоскость: перевод через копирку и перевод чеканом-канфарником.

Перевод через копирку. Так как на металле слабо отпечатываются, плохо видны и быстро стираются черные переводные линии, поступают следующим образом: бляшку протирают тряпочкой, смоченной в белой, водной краске (гуашь, темпера). Краске дают высохнуть и на этот светлый фон переводят контуры рисованной композиции.

Бумагу на смоле закрепляют кнопками или приклеивают маленькими шариками пластилина. Для этого и служат оставленные на рисунке поля.

Чтобы черные копировальные линии не стирались с бляшки в процессе чеканки, их закрепляют спиртовым или нитролаком. Тампоном, смоченным в лаке, не натирают бляшку (так можно смазать весь рисунок), а как бы промокают сверху. Как только лак подсохнет, бляшку можно обрабатывать чеканами.

Перевод чеканом-канфарником. При особо ответственных и точных работах рисунок на бляшку переводят с помощью чекана-канфарника.

Рисунок закрепляют на смоле так же, как и в первом случае, только под ним нет копирки и пластинка остается блестящей, не замутненной гуашью.

На любое выбранное на контурной линии место наставляют острие чекана-канфарника. Чекан держат в руке тремя пальцами. Один (безымянный) опирается на металл и пружинит при ударе. Мизинец отставлен в сторону. Локоть руки, в которой держат чекан, должен быть на весу. В другой руке находится чеканный молоток. Легким ударом молотка по канфарнику оставляют на металле неглубокую вмятинку. Постепенно, перемещая чекан по линии и ударяя по нему молотком, проходят все контуры композиции, отпечатывая их на металле. После снятия рисунка на бляшке видны четкие пунктирные линии углубленных точек. Точки могут располагаться более часто, если переводится мелкий рисунок или рисунок с большим количеством деталей. Композиции с ясными, простыми линиями можно переводить на металл разреженным пунктиром.

Углубление контуров. Рисунок, переведенный на металл первым или вторым способом, представляет собой исходный этап для работы над чеканным рельефом. Следующим шагом будет углубление чеканом-расходником контуров рисунка в тонкую сплошную канавку. На рисунке 42 справа показан узор, переведенный на металл через копирку, а слева углубленные контуры, оставленные расходниками.


Рис. 42. Углубление контуров рисунка. Слева - участок, прочеканенный расходником, справа - рисунок на бляшке



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.063 с.)