Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы отношения человека к болезни.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мировоззренческие установки в отношении происхождения заболевания: каким образом человек с мировоззренческих позиций объясняет для себя самого причины своей болезни, почему и отчего он заболел? 1 – объективные объяснения: болезнь рассматривается человеком как неизбежность («все люди рано или поздно заболевают, такова жизнь»), болезнь как стечение обстоятельств («так получилось, что я оказался в том месте, где оборвались провода, которые упали мне на голову»), а также как результат собственных ошибок («не надо было так быстро бегать, не упала бы и не сломала бы ногу»). 2 – болезнь дана человеку свыше: болезнь как кара («меня Господь наказал»), болезнь как испытание («Господь дает человеку такие испытания, которые человек может выдержать»), болезнь как назидание другим («пусть молодежь видит, что не надо курить, а то будет рак легких, как у меня»), болезнь как расплата за грехи предков («мой отец вел неправедный образ жизни, и вот я расплачиваюсь за его грехи»). 3 – болезнь как результат нарушения межличностных отношений: болезнь как зависть («мне подруга позавидовала, что у нас в семье все хорошо»), болезнь как следствие ревности («это его бывшая пассия мне накликала эту болезнь»). Ответ на вопрос «Что означает болезнь для самого больного?» является важнейшим фактором, определяющим отношение человека к своему заболеванию. Чем является болезнь для человека? Это может быть: Опасность, Угроза, Наказание, Преимущество, Переоценка ценностей, Реализация новых возможностей, старых планов. Характер самой болезни во многом определяет отношение человека к ней: Хроническая болезнь, Острая болезнь, Опасная для жизни болезнь. На основании следующих параметров оценивается любая болезнь и формируется психологическое отношение к ней: Вероятность летального исхода, Вероятность инвалидизации и хронификации, Болевая характеристика болезни, Необходимость радикального или паллиативного лечения, Влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения, Социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме, Влияние болезни на семейную и сексуальную сферы, Влияние болезни на сферу развлечений и интересов. Какой орган затронут (это определяет значимость органа для человека, ограничения человека, возможность продолжать прежний образ жизни или необходимость его перестройки, а также социальную значимость болезни, с точки зрения общественного мнения): Сердце, Желудочно-кишечный тракт, Лицо, Разум (психические расстройства), Кисть руки, Нога.Физическая болезнь или увечье значительно изменяют субъективную ценность различных частей тела. Отношение к болезни зависит от возрастных, гендерных, профессиональных характеристик больного. Для каждой возрастной группы существует свой реестр тяжести заболеваний. Для детей, подростков и молодежи психологически тяжелыми являются болезни, которые изменяют внешний вид человека, делают его непривлекательным. Люди зрелого возраста тяжело реагируют на хронические и инвалидизирующие заболевания, так как им необходимо удовлетворять потребности в благополучии, благосостоянии, независимости, самостоятельности. «Стыдные» болезни (к ним относят венерические и психические заболевания, геморрой, инфаркт, аборт) вредят социальному статусу и авторитету больного. Для пожилых и престарелых людей наиболее значимы болезни, которые приводят к смерти. Женщины лучше переносят болевые ощущения, состояния длительного ограничения движений или обездвиженность. С точки зрения профессии значимым становится тот или иной орган, который необходим для выполнения профессиональной деятельности. При физическом труде страшно заболеть остехондрозом, представителям творческих профессий страшна депрессия, пианисту – травма кистей рук, а машинисту башенного крана – гипертензия, так как эти болезни ограничивают или лишают человека возможности выполнять его профессиональные функции.
ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ (ВКЗ) И ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ (ВКБ). Впервые это понятие внутренней картины болезни было использовано в 1944 году Р.А. Лурия, российским терапевтом. Он указывал, что хорошее знание жалоб, переживаний и изменений характера больного так же важно для постановки диагноза, как и результаты объективного исследования его болезни. Согласно Р.А. Лурии, внутренняя картина болезни – «все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений… его общее самочувствие. Самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах.– весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм». Понятие ВКБ производно от понятия «внутренняя картина здоровья (ВКЗ), которое предложено А.Б. Орловым и введено в клиническую психологию В.Е. Каганом в1993 году. В.Е. Каган так определяет это понятие: «человек знает (представляет себе или думает, что знает), что такое здоровье, и соотносит с ним свое актуальное состояние. Это-то целостное представление, «для-себя-знание» о здоровье мы и определяем как ВКЗ». Другими словами, под внутренней картиной здоровья понимается созданное человеком представление о том, что такое его собственное здоровье, то есть это установка человека по отношению к собственному здоровью. Эта установка для человека определяет, какое именно его состояние в совокупности ощущений, самочувствия, знаний и представлений, а также возможностей в деятельности составляет состояние здоровья. Другими словами, человек знает, чувствует и убеждает себя в том, что это его состояние и является состоянием здоровья. Внутренняя картина здоровья не тождественна представлению человека о здоровье как объективной категории. Картина «здоровье-для-себя» может не совпадать с представлениями о здоровье. Об этом свидетельствует ситуация, когда человек испытывает болезненные ощущения, слабость и др. состояния, при этом считая себя совершенно здоровым и продолжая обычную жизнедеятельность. В то же время совершенно здоровый человек при малейшей усталости может считать себя больным человеком, играть роль больного и требовать к себе соответствующего отношения окружающих, посещать врача и требовать назначения лечения. Как только состояние человека перестает соответствовать его внутренней картине здоровья, человек начинает считать себя больным. И тогда у него формируется уже внутренняя картина болезни. Таким образом, ВКЗ и ВКБ являются как бы двумя сторонами одной медали. Во внутренней картине болезни существует зависимость субъективного и объективного, которая проявляется в том, что в основном тяжесть болезненного процесса и объективного состояния больного соответствует тяжести субъективных переживаний человека, вызванных болезнью. Болезнь как патологический процесс двояким образом участвует в построении внутренней картины болезни. Во-первых, необычные, нетипичные телесные ощущения местного и общего характера приводят к возникновению сенсорного уровня отражения картины заболевания, и степень участия биологического фактора в формировании ВКБ определяется тяжестью клинических проявлений. Соматические вредности непосредственно приводят к нарушениям в нервно-психической сфере через патогенное влияние на головной мозг (интоксикация продуктами распада, накопление вредных веществ в крови, изменение обмена веществ и т.д.). Во-вторых, болезнь создает особую трудную жизненную ситуацию для больного. У человека в условиях болезни формируется собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах. Традиционное представление о болезни, о заболевании – это представление о чем-то безусловно негативном, стереотипное представление – это представление о том, что болезнь – это что-то плохое. Действительно, болезнь привносит в жизнь человека множество неприятных ощущений, переживаний, задает ограничения в деятельности, в свободе организации жизни, в отношениях с окружающими. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что болезнь может иметь и положительную, приятную для больного сторону, предоставляет ему определенные выгоды. Например, болезнь избавляет человека от необходимости решать сложные жизненные проблемы, принимать ответственные решения, заботиться о других людях. Больной человек получает больше внимания от окружающих, он начинает ощущать интерес к себе, к своему состоянию, которого, возможно, не имел до заболевания, у него появляется время для отдыха. Таким образом, отношение человека к болезни в целом является амбивалентным. Какими факторами обусловлена внутренняя картина болезни? Существует большое число факторов: характер заболевания, его острота и темп развития, обстоятельства, в которых протекает болезнь, представления о заболевании, имеющиеся у больного, особенности лечения, эффективность лечения, отношение к заболеванию родственников больного, особенности личности больного человека до заболевания, его возраст, пол, профессия, занимаемое в обществе положение и другие. Структура внутренней картины болезни включает следующие компоненты: чувственный (ощущения, вызванные болезнью), эмоциональный (эмоциональные состояния, связанные с болезнью, эмоциональная реакция на отдельные симптомы, на заболевание в целом), информативный, или интеллектуальный (знания и представления о болезни, ее симптомах, способах лечения и исходах), регулирующий, или поведенческий (действия больного, направленные на излечение).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.0 (0.011 с.) |