Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и особенности муниципального права как отрасли права РФ. Предмет и метод муниципального права.

Поиск

Понятие и особенности муниципального права как отрасли права РФ. Предмет и метод муниципального права.

Муниципальное право - это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Муниципальное право — самостоятельная отрасль рос­сийского права, регулирующая муниципальные отно­шения.

В настоящее время муниципальное право — динамично развивающееся направление в законодательстве, имеющее значительное количество муниципально-правовых норм, сгруппированных в муниципально-правовые ин­ституты.

Муниципальное право относится к публичным отраслям права и включает помимо федеральных актов множество муниципальных правовых подсистем.

Муниципальное право — относительно новая для России область правового регулирования, поскольку может суще­ствовать лишь в том государстве, где публичная власть де­лится на государственную и муниципальную. Без подобного законодательного и функционального разделения властных полномочий невозможна автономность муниципалитета, яв­ляющаяся одной из основ муниципального права.

Следовательно, для появления муниципальных отношений и муниципального права государство должно достичь опреде­ленного развития, прежде всего определенной общественно-экономической формации. Муниципальная власть возможна только в демократическом и правовом государстве.

Особенность муниципального права заключается в том, что муниципальное право обладает собственным кругом источников права, главным из которых является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; имеется собственное законодательство, которое в своей совокупности образует правовые основы местного самоуправления, хотя основой формирования отрасли является местное самоуправление как неприкосновенный демократический институт, основа конституционного строя, форма организации власти.

Предметная определенность - главное условие формирования и развития муниципального права. Предметом правового регулирования муниципального права являются муниципально-правовые отношения, а именно общественные отношения по формированиюи функционированию органов муниципальной власти, формированию и распределению муниципальных финансов, муниципальной собственности, муниципальной службы и др., т.е. предметом муниципального права являются обществен­ные отношения по местному самоуправлению и иные непо­средственно связанные с ними.

Одна из особенностей муниципального права связана именно с предметом правового регулирования этой отрасли и выражается в том, что муниципальное право определяет весьма разнородные общественные отношения, которые, в принципе, могут регулироваться разными отраслями права. Например, муниципальные финансы — финансовым правом, муниципальная собственность — гражданским правом и т.п. Разнородность указанных общественных отношений предпо­лагает и различные методы их правового регулирования. Со­четание разнородности общественных отношений как пред­мета регулирования муниципального права и методов их регулирования дает основания некоторым ученым утверждать, что в настоящее время неправомерно считать муниципальное право самостоятельной отраслью права. Другие полагают, что на муниципальном уровне подобные противоречия неизбеж­ны и закономерны, а муниципальное право — комплексная отрасль, т.е. включает нормы других отраслей права.

Методы муниципального права — это совокупность средств и способов, с помощью которых муниципальное право оказывает воздействие на муниципально-правовые отношения.

Наличие собственных методов — сущностный признак любой самостоятельной отрасли права. Для того что­бы существовать, отрасль права должна обладать не только собственным предметом правового регулирования, но

и собственной методологией. Методы муниципального права производны от предмета регулирования данной отрасли права. В силу того что муниципальное право является публич­ной отраслью права, для него в большей степени характерен императивный метод правового регулирования.

Императивный метод правового регулирования предполагает однозначность требования к поведению субъекта, которому запрещается или предписывает­ся осуществлять определенные действия, прямо и однозначно предусмотренные соответствующей нормой права. При этом субъекты права изначально находятся в неравном положе­нии, поскольку одни из них являются управляющими, а дру­гие — управляемыми. Но это управление осуществляется на основе одних и тех же муниципальных норм.

Императивный метод правового регулирования воплощает­ся посредством императивных муниципально-правовых норм.

Специфика правового регулирования муниципально­го права во многом связана со спецификой обществен­ных отношений, являющихся предметом муниципаль­ного права, такой характеристикой муниципального права, как комплексность, которая предполагает широкий диапазон методов правового регулирования.

По этой причине методология муниципального права обо­гащается методами, присущими смежным с определенными институтами муниципального права отраслям права. Напри­мер, при регулировании муниципальных финансов муници­пальное право использует методы, выработанные финансо­вым правом и свойственные именно этой отрасли. При регулировании отношений, связанных с муниципальной соб­ственностью, используются гражданско-правовые методы, поскольку методология предопределяется спецификой пред­мета, а основы собственности, в том числе и муниципальной, регулируются гражданско-правовым законодательством.

Соответственно указанные нормы одновременно являют­ся и муниципально-правовыми, и гражданско-правовыми, т.е. занимают в системе указанных правовых отраслей опреде­ленное место.

Хотя императивные методы являются основными для муниципального права, в этой области законодатель­ства применим также и диспозитивный метод право­вого регулирования определенного круга отношений.

Диспозитивный метод правового регулирования поз­воляет субъекту выбрать определенную модель поведения в определенной ситуации (правоотношении), содействует инициативе, сознательности субъектов муниципального пра­ва, но не всегда уместен. Точно так же при регулировании некоторых муниципальных отношений неуместно примене­ние императивного метода регулирования.

В итоге выбор того или иного метода правового регули­рования обусловлен спецификой соответствующих муници­пальных отношений.

 

Основные функции местного самоуправления: местного самоуправления в РФ

Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.

Функции местного самоуправления обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Основные функции:

1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;

2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;

3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;

4) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;

5) охрана общественного порядка;

6)представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Понятие и особенности муниципального права как отрасли права РФ. Предмет и метод муниципального права.

Муниципальное право - это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Муниципальное право — самостоятельная отрасль рос­сийского права, регулирующая муниципальные отно­шения.

В настоящее время муниципальное право — динамично развивающееся направление в законодательстве, имеющее значительное количество муниципально-правовых норм, сгруппированных в муниципально-правовые ин­ституты.

Муниципальное право относится к публичным отраслям права и включает помимо федеральных актов множество муниципальных правовых подсистем.

Муниципальное право — относительно новая для России область правового регулирования, поскольку может суще­ствовать лишь в том государстве, где публичная власть де­лится на государственную и муниципальную. Без подобного законодательного и функционального разделения властных полномочий невозможна автономность муниципалитета, яв­ляющаяся одной из основ муниципального права.

Следовательно, для появления муниципальных отношений и муниципального права государство должно достичь опреде­ленного развития, прежде всего определенной общественно-экономической формации. Муниципальная власть возможна только в демократическом и правовом государстве.

Особенность муниципального права заключается в том, что муниципальное право обладает собственным кругом источников права, главным из которых является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; имеется собственное законодательство, которое в своей совокупности образует правовые основы местного самоуправления, хотя основой формирования отрасли является местное самоуправление как неприкосновенный демократический институт, основа конституционного строя, форма организации власти.

Предметная определенность - главное условие формирования и развития муниципального права. Предметом правового регулирования муниципального права являются муниципально-правовые отношения, а именно общественные отношения по формированиюи функционированию органов муниципальной власти, формированию и распределению муниципальных финансов, муниципальной собственности, муниципальной службы и др., т.е. предметом муниципального права являются обществен­ные отношения по местному самоуправлению и иные непо­средственно связанные с ними.

Одна из особенностей муниципального права связана именно с предметом правового регулирования этой отрасли и выражается в том, что муниципальное право определяет весьма разнородные общественные отношения, которые, в принципе, могут регулироваться разными отраслями права. Например, муниципальные финансы — финансовым правом, муниципальная собственность — гражданским правом и т.п. Разнородность указанных общественных отношений предпо­лагает и различные методы их правового регулирования. Со­четание разнородности общественных отношений как пред­мета регулирования муниципального права и методов их регулирования дает основания некоторым ученым утверждать, что в настоящее время неправомерно считать муниципальное право самостоятельной отраслью права. Другие полагают, что на муниципальном уровне подобные противоречия неизбеж­ны и закономерны, а муниципальное право — комплексная отрасль, т.е. включает нормы других отраслей права.

Методы муниципального права — это совокупность средств и способов, с помощью которых муниципальное право оказывает воздействие на муниципально-правовые отношения.

Наличие собственных методов — сущностный признак любой самостоятельной отрасли права. Для того что­бы существовать, отрасль права должна обладать не только собственным предметом правового регулирования, но

и собственной методологией. Методы муниципального права производны от предмета регулирования данной отрасли права. В силу того что муниципальное право является публич­ной отраслью права, для него в большей степени характерен императивный метод правового регулирования.

Императивный метод правового регулирования предполагает однозначность требования к поведению субъекта, которому запрещается или предписывает­ся осуществлять определенные действия, прямо и однозначно предусмотренные соответствующей нормой права. При этом субъекты права изначально находятся в неравном положе­нии, поскольку одни из них являются управляющими, а дру­гие — управляемыми. Но это управление осуществляется на основе одних и тех же муниципальных норм.

Императивный метод правового регулирования воплощает­ся посредством императивных муниципально-правовых норм.

Специфика правового регулирования муниципально­го права во многом связана со спецификой обществен­ных отношений, являющихся предметом муниципаль­ного права, такой характеристикой муниципального права, как комплексность, которая предполагает широкий диапазон методов правового регулирования.

По этой причине методология муниципального права обо­гащается методами, присущими смежным с определенными институтами муниципального права отраслям права. Напри­мер, при регулировании муниципальных финансов муници­пальное право использует методы, выработанные финансо­вым правом и свойственные именно этой отрасли. При регулировании отношений, связанных с муниципальной соб­ственностью, используются гражданско-правовые методы, поскольку методология предопределяется спецификой пред­мета, а основы собственности, в том числе и муниципальной, регулируются гражданско-правовым законодательством.

Соответственно указанные нормы одновременно являют­ся и муниципально-правовыми, и гражданско-правовыми, т.е. занимают в системе указанных правовых отраслей опреде­ленное место.

Хотя императивные методы являются основными для муниципального права, в этой области законодатель­ства применим также и диспозитивный метод право­вого регулирования определенного круга отношений.

Диспозитивный метод правового регулирования поз­воляет субъекту выбрать определенную модель поведения в определенной ситуации (правоотношении), содействует инициативе, сознательности субъектов муниципального пра­ва, но не всегда уместен. Точно так же при регулировании некоторых муниципальных отношений неуместно примене­ние императивного метода регулирования.

В итоге выбор того или иного метода правового регули­рования обусловлен спецификой соответствующих муници­пальных отношений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 6096; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.85 (0.008 с.)