Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод оценки школьной мотивации учащихся начальных классов

Поиск

(Н. Лускановой)

Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника

- выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения (личностные УУД: самоопределения и смыслообразования).

ВОПРОСЫ АНКЕТЫ

1. Тебе нравится в школе или не очень?

а) не очень

б) нравится

в) не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома

б) бывает по-разному

в) иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

а) не знаю

б) остался бы дома

в) пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

а) не нравится

б) бывает по-разному

в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы

б) не хотел бы

в) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю

б) не хотел бы

в) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

а) часто

б) редко

в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

а) точно не знаю

б) хотел бы

в) не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоем классе?

а) мало

б) много

в) нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

а) нравится

б) не очень

в) не нравится

АНАЛИЗ АНКЕТЫ АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ

№ вопроса Ответы А Ответы Б Ответы В
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

25 – 30 баллов – высокий уровень школьной

мотивации

20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация

14 – 19 баллов – положительное отношение к школе

10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация

ниже 10 баллов – негативное отношение к школе

 

5 основных уровней школьной мотивации.

  1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)

Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

Возраст: 9- 14 лет

Форма проведения: фронтальный письменный опрос

 

Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.

 

Ф.И.__________________________________________________

Класс____________________Дата_____________________________________

 

Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.

  Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1. Я спокоен.        
2. Мне хочется понять, узнать, докопаться до сути.        
3. Я разъерен.        
4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе.        
5. Я напряжен.        
6. Я испытываю любопытство.        
7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу.        
8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные отметки.        
9. Я раскован.        
10. Мне интересно.        
11. Я рассержен.        
12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успехов в учебе.        
13. Меня волнуют возможные неудачи.        
14. Мне кажется, что урок никогда не кончится.        
15. Мне хочется на кого-нибудь накричать.        
16. Я стараюсь все делать правильно.        
17. Я чувствую себя неудачником.        
18. Я чувствую себя исследователем.        
19. Мне хочется что-нибудь сломать.        
20. Я чувствую, что не справлюсь с заданием.        
21. Я взвинчен.        
22. Я энергичен.        
23. Я взбешен.        
24. Я горжусь своими школьными успехами.        
25. Я чувствую себя совершенно свободно.        
26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова.        
27. Я раздражен.        
28. Я решаю самые трудные задачи.        
29. Мне не хватает уверенности в себе.        
30. Мне скучно.        
31. Мне хочется что-нибудь сломать.        
32. Я стараюсь не получить двойку.        
33. Я уравновешен.        
34. Мне нравится думать, решать.        
35. Я чувствую себя обманутым.        
36. Я стремлюсь показать свои способности и ум.        
37. Я боюсь.        
38. Я чувствую уныние и тоску.        
39. Меня многое приводит в ярость.        
40. Я хочу быть среди лучших.        

Обработка результатов.

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке:

На бланке 1 2 3 4

Вес для подсчета 4 3 2 1

Такими «обратными» пунктами являются:

По шкале познавательной активности: 14,30,38

По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33

По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32.

Ключ

 

Шкала Пункты, номер
  Познавательная активность 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
Мотивация достижения 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Тревожность 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
Гнев 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

 

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале- 10 баллов, максимальная – 40 баллов.

Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.

Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28.

При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

 

Оценка и интерпретация результатов.

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА + МД + (-Т) + (-Г), где

ПА- балл по шкале познавательной активности;

МД- балл по шкале мотивации достижения;

Т- балл по шкале тревожности;

Г- балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень – резко отрицательное отношение к учению.

Распределение баллов по уровням:

Нормативные показатели

  Шкала   уровень Половозрастные группы, интервал значений
    10-11 лет 12- 14 лет 15-16 лет
Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал.
Познавательная активность Высокий   31-40 28-40 28-40 27-40 29-40 31-40
Средний   21-26 22-27 21-27 19-26 18-28 21-29
Низкий   10-25 10-21 10-20 10-18 10-17 10-20
Тревожность Высокий   27-40 24-40 25-40 26-40 25-40 23-40
Средний   20-26 17-23 19-24 19-25 17-24 16-22
Низкий   10-19 10-16 10-18 10-18 10-16 10-15
  Гнев Высокий   21-40 20-40 19-40 23-40 21-40 18-40
Средний   14-20 13-19 14-19 15-22 14-20 12-18
Низкий   10-13 10-12 10-13 10-14 10-13 10-11

 

В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.

В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ.

Интерпретация данных

 

Шкала   Интерпретация
Познавательная активность тревожность гнев
  Высокий Низкий, средний Низкий Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению
Средний Низкий, средний Низкий Позитивное отношение к учению
Низкий Низкий, средний Низкий, средний Переживание «школьной скуки»
Средний Низкий, средний Низкий, Средний Диффузное эмоциональное отношение
Средний Низкий, средний Высокий Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей
Низкий Низкий, средний Высокий Негативное эмоциональное отношение
Низкий Низкий Высокий Резко отрицательное отношение к школе и учению
Высокий Высокий Высокий Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей
Высокий Высокий Средний Повышенная эмоциональность на уроке
Средний, низкий Высокий Средний, Низкий Школьная тревожность
Высокий Средний, низкий Высокий Позитивное отношение при фрустрированности потребностей
Высокий, средний Высокий Низкий, средний Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.55 (0.009 с.)