Методики ознакомления детей д.в.с произведениями изобразит.искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики ознакомления детей д.в.с произведениями изобразит.искусства



*Живопись, графика

Х-см 1) пространств, х-ром образов

2) переданы на двухмерной поверхности

3)воспринимаются только с помощью зрения.

Основные средства выраженности: графика-линии

свет и тень (светотеневые пятна) изредка цвет

живопись - колорит

Графика.Мл.возр.:ознакомление с изо искусством начинается с рассмотр-ия графических произведений-илюстрации детских книг(худ.В Лебедев,Ю.Васнецов,Е.Рачов,Е.Чарушин).

Основная задача-вызвать инетерес и желания рассматривать картинки в книгах,называть изображённые предметы. Ср.возр.: задача-через восптиятие иллюстрации ввести детей в мир условных,графических образов.С помощью вопросов педагог привлекает внимание детей к изосредствам(композиция,передача движения,характера образов+отрывки лит-ых произвед-ий.)Спец.занятия по знакомству с графикой в мл.и ср.группах не планируется(как приём на занятиях).

Декоративно-прикладное ис-во -создание худ.изделий,имеющих практич.назначения в быту.Керамика-образцы народной игрушки-свистульки традиционные:пцица,кукла,утка,баран,петух.Вышивка и ткачество(для украшения одежды,полотенец,скатертей).Цвет-ая гамма:по белому фону красный узор с добавл.чёрного.М.б.многоцв-ые изделия.Элем-ты арнамента:геометрич.,растит-ые,зооморфные.Особенности орнамента: ритм,симметрия,пространственное расположение.Способы обработки:резьба,точение,долбление.М.б.роспись по дереву.Рассматр-ые статуэтки(сказочные герои,)фигурки с животными.Изделия из лозы,соломки(сундучки,посуда,игрушки,панно)-из соломки,(карзинки,мебель)-из лозы.

Архитектура: 1-различение жилых и промышленных зданий,2-архит-ра малых форм:киоски,фонтаны,скамейки,ограждения,3-ландшафтная арх-ра-парков,скверов(т.е.посадка растений:одиночная групп-ая,линейная,букетная).

Дизайн (посуда,ткани,одежда,игрушки-худ.созлают красивые изделия для использования в быту.) Ст..в.- знакомим с графикой: станковой(рисунки,эстампы для оформления помещения);массово-агитационнный (плакаты,каракатуры,этикетки).Задача-непросто узнать знакомые предметы,но и определить хар-р образа, уловить сюжетную линию.

Живопись. Наиболее сложной для восприятия явл.история:1-пейзажные картины-способ воспит-ия эстетич.отнош-ия к природе.2-натюрморты-вызывают интерес к кравоте простых предметов.3-портреты-позволяют увидеть черты прекрасного в людях.

Скульптура -знакомство во всех возр-ых гр-ах.Мл. и ср.группа-знак-во на занятиях с произвед-ми декоративного тв-ва и скульптурами малых форм(игры с нар-ой игрушкой-дымковской).Ст.подгот-ая группа-знакомство с парковой и монументальной скульптурой.Рассмотрение и уточн-ие средства выраженности(форма композиции детали.)Скульптура малых форм-обращение внимания на мат-ал изготовления(металл,дерево,керамика).Метод-ие рекомендации по отбору и использованию:-рассадка(свободностоят,полукркгом сидят);- иллюстрация в книгах рассматривать поодному,вдвоем,втроем; - произведения живописи,станковой графики д.б.оформлены в рамки (это дает отличие худ.произведений от дидакт.картинки);- скульптура малых форм по возможности на поворотном станке;- не упрощать язык искусства(картинка, живопись,колорит, композиция)т.е.формировать пассивный словарь, обеспечивающий понимание языка;- неоднакратное рассмотрение произведений(для более глубокого понимания;-исполнение произвед-ий в свободное от занятий время и на занятиях;-уголок самост-го худ.творчества;-организ-ция выставок произвед-ий(тематика-любимые книги,бел-ие пейзажи,они пришли из сказок);-экскурсии на выставки,в мастерскую худ-ку.

Этапы работы по ознакомлению с видами изо:1-беседа о художниках и их труде,

2-понимание детьми настроения худ.произведений(приёмы:вхождение в картину.придумывание названий,придум.сюжета.использование худ.слова,музыки).

3-формир-ие представ-ия о ср-ах худ.выраженности произвед.(приёмы-вопросы,сравнения картин,игровые приёмы)

4-знак-во с жанрами разн.видов изо(пейзаж,портрет,натюрморт,быт.жанр)

17. Особенности детского рисунка, переодизация Рисунок – продукт изобразительной деятельности, одна из форм проявления и характерный показатель развития ребенка. Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке своей жизни, обычно начиная с 2-3-лет, с увлечением рисует. К началу подросткового возраста это увлечение, однако, в большинстве случаев проходит; «верность» рисованию сохраняют только художественно одаренные дети.По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты.Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайне малоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановке предпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развития и которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают более правильными.Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов сходится во мнении, что детское рисование – это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками.Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.Первоначально графическая деятельность ребенка даже не является собственно рисованием. Это так называемый доизобразительный этап графической деятельности. Карандаш и бумага первоначально не выступают для ребенка специфическими орудиями, и неудивительно их использование не по назначению. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Важным выступает и механизм подражания: наблюдая действия старших, ребенок пытается их копировать.Самой ранней стадией развития детского рисунка является стадия лишенных смысла штрихов. С их помощью ребенок еще не пытается выразить какое-либо определенное содержание. Главное для него – след на бумаге. Этот след ребенок оставляет сам, осуществляя по сути едва ли не первые свои продуктивные действия. Он испытывает удовлетворение уже оттого, что чувствует себя виновником появления некоего продукта.Данная стадия часто именуется стадией «марания», «каракулей». Она характеризуется как доэстетическая – не красоте подчинен детский рисунок, поскольку еще отсутствует эстетическая задача как таковая. Часто стадию каракулей считают сходной с гулением ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок овладевает «звуковой материей» и порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки.На четвертом-пятом году жизни ребенок вступает в следующую стадию – схематичного изображения. Она тянется очень долго, и в ней, в свою очередь, можно наметить ряд ступеней в зависимости от того, как примитивные поначалу схемы постепенно наполняются все более существенным содержанием. Например, человек сначала изображается чрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается из двух основных частей – головы и какой-нибудь подпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове.Постепенно в человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего – туловище и руки. Туловище может иметь самую различную форму – квадратную, овальную, в виде удлиненной полоски и т.п.Там, где из общей массы туловища выделяется шея, она получает непропорционально большую длину. Лицо, фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное оформление. В большинстве случаев появляются глаза, рот, намек на нос. Уши и брови появляются на детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например – зубы, выступают довольно часто.Эти несовершенные портреты ребенок как правило старается снабдить некоторыми «эмблемами», соответствующими статусу человека. Особенно часто такой эмблемой выступает шляпа или сигарета у мужчины, пышная прическа с крупным бантом у женщины. Наличие одежды отображается лишь рядом пуговиц. Подобные изображения представляют человека анфас. Лишь постепенно ребенок овладевает профильным изображением. При этом он продолжительное время задерживается на промежуточной ступени: лишь часть фигуры рисуется в профиль, остальное обращено к наблюдателю лицом. Иногда это даже приводит к удвоению отдельных органов – рта, носа и др.Полные профили также имеют свою особенность. На них отмечаются и те части тела, которые реально не могут быть наблюдаемы в профиль. Особенно часто изображается скрываемая туловищем рука.Пропорции изображаемых таким образом фигур обычно не соответствуют действительности. Среди элементов тела туловище редко имеет наибольший объем, либо его длина непропорционально велика.Следующая стадия развития рисунка – стадия правдоподобных изображений – характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи – округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется еще почти совершенно схематически.Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточно сложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка – его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в этом кошельке.Содержание рисунков первоначально однотипно. Ребенок учиться рисовать прежде всего человека, затем дерево, дом и другие простейшие предметы. С 5 лет при поддержке взрослого ребенок начинает рисовать все, что вызывает у него интерес. Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляется его индивидуальность в рисунке.Часто в рисунках фигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит, изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходства и всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствовать желаемые, но реально не существующие родственники. Рисунки подобного содержания могут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений и условий семейного воспитания.В автопортретах ребенок обычно отражает положительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду, находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствует центральному личностному новообразованию развивающегося ребенка: у него отчетливо представлено чувство доверия к внешнему миру и чувство личной ценности. Когда ребенок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, это свидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии.Несмотря на значительное несовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребенок, не обладающий художественной одаренностью, редко самостоятельно, без специального обучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиеся рисованию, обнаруживают в своем творчестве очень много черт, сходных с уже отмеченными. Но если ребенок получает систематические указания на несовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, он достигает четвертой стадии -правильных изображений.Здесь мы встречаемся с рисунками различной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальных художественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо общую закономерность. При этом изображение в значительной мере утрачивает свою «детскость» – те специфические особенности, которые присущи именно детскому рисунку.К подростковому возрасту рисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои психологические функции, его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровню абстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.138.70 (0.007 с.)