ИОС с литературными персонажами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИОС с литературными персонажами



В учреждениях дошкольного образования педагоги часто используют кукол Буратино, Незнайка, Айболит и др., что помогает привлечь внимание к теме занятия, однако их дидактическая цель невелика. Между тем можно широко использовать характер персонажей, настроение, манеры поведения. Например, Незнайка часто не знает и поэтому попадает в сложные ситуации и тогда нужна помощь детей.

Примерные темы: «Карлсон рассказывает о птичьих гнездах», «Карлсон учится выращивать комнатные растения», «Айболит осматривает комнатные растения», «Айболит рассказывает о комнатных растениях», «Айболит рассматривает животных – обитателей уголка природы», «Айболит рассказывает о лекарственных растениях», «Колобок знакомит с жизнью лесных обитателей», «Чиполино помогает выращивать лук»

ИОС- путешествия.

По сути это игра-путешествие. В каждом конкретном случае дошкольники в качестве экскурсантов, путешественников, туристов бываю во многих местах. Педагог берет на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группой. В таких играх используются различные атрибуты: самодельные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы. Фотографирование предполагает изготовление «Фотографий – рисунков.

Педагог должен разработать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия с детьми, подготовить атрибуты.

Примерные темы: «Посещение зоопарка», «Путешествие в Африку», «Фотоохота в лесу», «Прогулка в лес», «Путешествие на север» и т.д.

Игры с природными материалами

В отечественной педагогике проблемой игр с природными материалами занимались Е. И. Тихеева, Л. И. Чулицкая, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий, В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова и др.

Теоретические основы игр с природными материалами представлены в психолого-педагогических исследованиях В. М. Васильевой, М. Д. Игрицкой, Е.И. Корзаковой, К. М. Лобановой, Е. А. Флериной и др. Значимость данного вида игр они видели в решении важных задач сенсорного воспитания, в развитии чувственного опыта детей, в совершенствовании таких жизненно важных психических процессов, как ощущение, восприятие, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира. В исследовании Е.А. Стреха основное внимание уделялось разработке содержания игр с природными материалами, направленных на экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Игры с природными материалами являются самым доступным и естественным способом формирования конкретных представлений о природе. Педагог через игру с ребенком может ненавязчиво сообщить о свойствах и качествах природных материалов, обратить внимание на закономерности, существующие в природе, на то, как неживая природа влияет на строение и состояние объектов живой природы. Изучение неживой природы в процессе игр с ее объектами на полисенсорной основе помогает ребенку ознакомиться с признаками, качествами и свойствами, которые невозможно объяснить с помощью слов и иллюстраций. Играя, например, с водой, дошкольники замечают, что вода плотнее воздуха, потому движения в ней требует больших усилий, чем по воздуху. В этом дети убеждаются, совершая одинаковые движения рукой в воздухе и в воде.

Организация игр с природными материалами проходит три этапа:

1. этап - игры, направленные на познание свойств;

2. этап - игры, направленные на изменение состояния природных материалов;

3 этап - игры, направленные на использование природных материалов в конкретной детской деятельности.

Игры с водой

Например, «Туча», «Ты неси, неси река», «Тише воды», «Буря в стакане», «Ловись рыбка, большая и маленькая», «Тонет не тонет», «Была вода, им нет воды», «Попробуй удержать»

Игры со снегом и льдом

Игры «Печатание на снегу», «Хождение по следам», «Рисуем следами»

Игры с песком

Например, игра «Дождик из песка», «Горы из песка», «Ветер дует на песок», «Дождь идет», «Отпечатки», «Узоры на песке», «Угощения», «Секреты дождевого червячка», «Секреты подводного царства», «Всплывет – не всплывет»/

31.Детская речь, как научная дисциплина – онтолингвистика. 1.Детская речь – это совокупность особенностей речи ребёнка обусловленных возрастом и уровнем интеллектуального развития. В тоже время детская речь это область знания, которая находится на стыке лингвистики, психологии, физиологии, социалогии. Особенности детской речи могут быть:-звуковыми -грамматическими-семантическими.Детская речь – это наука, которая изучает процесс усвоения детьми их родного языка, в настоящие время это научная дисциплина но сит название лингвистика детской речи или онталигвистика. Ведущем российском исследователем детской речи является Стела.белорусским Наталья Степановна Старжинская.2. Аспекта изучения детской речи.I аспект изучение языковых явл.в речи реб.на основе сопоставления дет.речи с речью взрослых. Это так называемый ВЕРТИК.подход – он основан на взгляде на речь реб.сверху с позиции взр.чел.II аспект предст.собой ГОРИЗОНТ.подход, здесь детск.яэыковая система рассматривается как автономный момент, она отражает достигнутый уровень развития реб.и способность осуществлять общениеНаиболее распространенными методами изучения детск.речи явл.: Наблюдение – это препреднамеренное, целенаправл.,систематич.восприятие речи.Результаты набл.фиксируются в дневниках, чаще родительских и с помощью аудиозаписей.Дневники бывают двух типов:общего типа и выборочной фиксации.Вместе с систематическим набл.,можно проводить одномоментную регистрацию.Эксперимент –разновидности эксперимента:-ассоциативный экспер., он использ с целью изучения,понимания носителями языка значения слов и их связей между собой. Эксперим.проводится в виде игры на «слово-стимул»,названое ребёнку, отвечает словом, которое пришло первым в голову.-Методика толкования слова, позволяет увидеть особенности понимания слова, его носителями.-Методика дополнения, закл.в том, что реб.предлагается восстановить текст, в котором пропущены отдельные слова.-Методика классификации, реб.осущ.классиф.языкового материала предварительно получив основание для такой классификации.-Методы компьютерной обработки и фиксации детских текстов (Например программа CILDES).

32. Становление методики развития речи (М Р Р) в РБ. С момента зарождения концепции белоруской нац.школы начинается история становления дошк.лингводидактики.Можно выделить неск.периодов:1.вторая половина 19-нач.20в.- это преиод обоснования значения родного языка для воспитания личности. Главной задачей выступает защита родного слова. В защиту родного языка выступают такие изв.писатели как Винцент Дунин Манцеркевич Элоиза Пашкевич, Якуб Колас, Максим Богданович. Изв.бел.писатель Янка Купала утверждал, что достоинства\о народа связано с его культурой, душой которой явл.ЯЗЫК. Особый интерес с точки зрения современной социолингвистической ситуацией в Беларуси выступают взгляды М.Богдановича.2.нач.20в. – 20-е г.20в. создание первых учебников для детей на бел.яз.1905г. «Беларуски лемантар, або першая навука чытання»автор В.Ивановский. Среди первых авторов бел.учебников – Тётка.такие учебники как «Гасцинец для малых дзяцей» и «Перщае чытанне для дзяцей-беларусау» в 1906г. В 1909г.было подготовлено Я.Коласом «Другое чытанне для дзяцей-беларусау».Вацлав Ластовский издал в 1915г.учебник «Першая чытанка, книжыца для беларуских дзетак дзеля навуки чытання»3.20-е-40-ег.г.20в. – это первоначальная разработка вопросов содержания и методов обучения детей языку.Ярким представителем этого периода явл.Владислава Францевна Луцевич.Её деят-ть тесно связана с развитием общественного дошк.восп-ия в Беларуси.Она работала инспектором, воспитателем а затем заведующим д/с№8 г.Минска. Главным направлением её работы было развитие личности реб.средствами родного слова.Она издаёт сборники стихов и сказок для детей. Под её руководством работают Мария Ивановна Савенок и Коржова, которые создают первые метод.разработки по развитию белорусской речи дошк.М.И Савенок издала сборник «Рассказывание в дошкольных учреждениях». Коржова пособие «Грамота в д/у»4.40-е перв.полов.80-хг.20в. Методика развития бел.речи дошк-ов в эти годы не разрабатывалась. С 1963г. в республике действовала программа разработанная на основе общесоюзного варианта «Программа воспитания в д/с» - только на рус.яз.Ознакомление детей с бел.яз.рассматривалось как дополнит.нац.компонент. В 60-е г.в журнале «Народная асвета»вышел единственный материалразвития бел.речи детей д.в.В 1978г. было издано пособие Андрея Андреевича Каляды «Рассказванне и чытанне у дзицячым садзе».начиная с 80-хг. Постепенно стали появляться метод.разработки по обучению дошк-ов бел.грамоте и ознакомл.с бел.худож.лит-ой. (Н.С. Старжинская,Н.И. Москаленко.В период с 1990 по 1995г.г. наблюдается возрождение бел.яз.и лит-ры.5. разработка теоретических основ дошк.лингводидактики.С 1988г.во всех д.у.Беларуси были введены обязательные занятия бел.яз.

33.Цель, задачи, содержания и условия РР детей ст.дошк.возраста Цель – формирование правильной и хорошей устной речи, культуры речевого общения.Задачи – развитие словаря (освоение колич словарным запасом и освоение качественным запасом.-формирование грамматич.правильности речи.-воспитание звуковой культуры речи-Развитие связной речи (развитие диалогич.и монологич.речи)-Воспитание у детей интереса и любви к худож.слову-формирование элементарного осознания явлений языка и речи (обуч.грамоте)-ознакомление с термином слова (звуковой анализ слова)Все эти задачи включены в программу по развитию речи детей. Программа д/с разработана с учётом научных данных закономерностях реч.развития детей, опыта работы учр.дошк.образов.Требования к разным сторонам речи отражают возрастные показатели развит.речи.Условия осуществления учрежд.программы:-правильность организации жизни детей в д/с –общение-наличие дидакт.оборудования.

 

35.Методические принципы и средства развития речи детей дошк.возраста Для развития речи детей педагог руководствуется определёнными правилами –принципами.Существуют общедидактич.и методические принципы.К общедидактич.Методич.принципы:1)пр-п взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.Базируется на понимании речи речемыслительной деят-ти,становление и развитие которой тесно связано с познанием окр.мира. Речь опирается на сенсорн.представления составляющие основу мышления,и развив.в единстве с мышлением. Поэтому работу по разв.речи нельзя отрывать от работы направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессах.2)пр-п коммуникативно-деятельного подхода к РР. Вытекает из цели разв.речи как средство общения и указывает на практич.направленность процесса обучения языку.3)пр-п языкового чутья. Яз.чутьё-неосознанное владение закономерностями языка4)пр-п форм-ия элементарного осознания явлений языка, основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только подражание взрослому, но и не осознанное обобщение явлений языка.5)пр-п взаимосвязи работы над разными сторонами речи. Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, в котором осущ.освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи.6) пр-п обогащения мотивации речевой деят-ти. От мотива зависит качество речи и успешность обучения.7)пр-п обеспечения активной речевой практики. Язык усваивается в процессе его употребления в речевой практике.К средствам разв.речи относится:1.общение взрослых и детей2.культурная языковая среда, в том числе речь воспитателя3.обучение родной речи и языку на занятиях4.Худож.лит-ра и различные виды искусств:театр, музыка.Одним из основных средств явл. обучение, оно осуществл.на спец.реч.занятиях.Существ.несколько видов занятий:-в зависимости от ведущей задачи-от применения наглядного материала (пересказ,обуч.рассказыванию)-по дидактич.целям

-комплексные занятия-интегрированные занятия-по колич.участников: фронтальные,индивид,подгрупповые.Культурно- языковая среда даёт реб.образцы правильной речи.Т.к.большую часть времени реб.проводит в д/с к его речи предъявляются такие требования как содержательность, точность, логичность, соответствие возрасту, образность,правильность, знание реч.этикета.Худож.лит-ра помогает реб.постичь красоту родного языка.Произведения искусства стимулируют усвоение родн.языка детьми. Вызывают желание делиться впечатлениями.

 

36.Методика обучения диалогической речи детей дошк.возр. Диалоговая речь – это простая форма устной речи, она ситуативна,эмоциональна,использ.жесты и мимика.Задачами обучения диалог.речи относится умение вступать в разговор,договариваться,пользоваться формами реч.этикета,идр.Проблему развития диалог.речи у детей изучали Елизавета Ивановна Тихеева, Елена Олеговна Смирнова,Алла Генриховна Арушанова и др.К основным методам развития диалог.речи относятся:- разговор педагога с детьми-беседаОсновным методом разв.диалог.речи в повседневном общении явл.разговор восп-ля с детьми.Педагог разговаривает с детьми по любому поводу.Руководство осуществ.в 4 направлениях:1.тематика и содержание разговоров2.инициативность разговоров и динамика перехода от индив.к коллектив.3.форма ведения разговоров4.этические нормы.В мл.гр.круг разговоров связан с тем, что непосредственно окружает детей, в ср.ст.в. тематика разговоров расширяется и определ.интересами и запросами детей. В мл.гр.преобладают индивид.разговоры,в ср.и ст.в.коллективные разговоры. В ст.в.инициатором разговоров явл.сами дети.Для форм-ия диалогов.речи и обуч.детей ведению диалога педагог испол-ет такие приёмы как вопросы к детям, словесн.поруч.,объяснения правил. Постепенно детей приучают этическим нормам ведения разговора, слушать на перебивая, говорить громче и тише,ждать очереди высказаться. Основным методом разв.диалог.речи на занятиях явл.БЕСЕДА. Содерж.беседы явл.программн.материал по ознакомл.детей с окр. Выделяют 3 типа бесед:-вводная-сопутствующая деят-ть и наблюдение детей-заключит. итоговая.Основное место в работе занимают итоговые обобщ.беседы, начинают проводиться со 2пол.года в ср.гр. 3 осн.части: НАЧАЛО,ОСНОВНАЯ,ЗАКЛЮЧИТ.Начало должно быть образным,эмоц., в осн.перед детьми ставят вопросы, которые активизируют словарь. Вопросы могут быть репродуктивными и поисковыми.В осн.части беседы могут включаться приёмы словарной работы, художст.произведения.Окончание связано с обобщающими выводами.

 

37. Монологическая речь гл. З-ча по подгот. у детей связн. речи- умение описать п-т, содержат. и логично рассказ. о явлении, событии, их последоват. Тихеева, Усова, Соловьева, - связ. контекстной речью дети овлад. в ходе системат. обучения под рук-вом п-га.Дош-ки овлад.устной речью в форме диалога и монолога. Д-г- не треб. разверн. предлож, содержание доп-ся мимикой, жестами, интонац. М-г- х-ся развернутостью речи, связностью текста, последоват-тью зарожд. в недрах д-га. В д/в р-к овладев-е 2 видами монолог.речи: пересказом и рассказом. Пересказ- связное изложение прослушан худ. произвед; (нар. сказки).Ход з-тия: 1.ввод. часть- подготовка к восприят., объяснение незнак. слов.2- чтение(рассказыв);3- беседа о прочит., показ иллюстрац: 4- повторн. Чтение с установкой на запомин.;5- пересказ детьми(в мл.- совместный, в ср. и ст- по частям, по плану, и самост., в-ль- подсказ,вступ. в пересказ,.; 6- оценка пересказов.в ст.гр- пересказ с словесн. твоч-вом, пре-з описат. произв. Рассказ- самост. составленное связное разверн. изложение события., отлич-ся тем что выразит-сть речи носит естеств. непосредств. х-р. Рассказы по форме м.б. описательными и сюжетными (повествоват). Все р-зы м. основыв-ся на наглядной и на словесной(по памяти) основе. По содержанию р-зы– делятся на фактические и творческие Требования к р-зам д: связность, последоват, выразит. пересказа лит. произвед-я без пом. в-ля.; в сюжет.р-зе-соблюдение композиции повествования, последоват-сти изложения, связность.; в описат. р-зе- развернутый, соблюдение струк-ры описания, связность. Струк-ра описания: в мл.гр- спец.з-тия не пров, только элементы рассказ-ния на з-тиях по рассматрив. П-тов, игрушек, уч. выд. особенности, их сущ. признаки и обознач. их словами в-ль объедин. высказывания детей в р-з(2-3 предлож)- образец для детей. Со ср.гр- спец. з-тия. 1ч. вводная -подготовка к восприят; 2ч.- рассматривание (сначала 2-х одинаков по названию, образец р-за в-ля(3-5 предлож), дети повтор.; затем- игрушки с выражен. индивидуальн, в-ль-? о внешн. виде, побужд. думать, дает реч. задания; образец р-за 7-10 предл, к к.года- 10-13.;. 3ч.- рассказы детей (мотивация:рассказать о кукле, загадать загадку) В ст. гр- сложнее игрушки(технические, наборы игрушек, п-ты) Рас-зы по картине, серии картин.(Струк-ра повествоват. р-за) -успех зав. от понимания р-ком сюжета. Обучение: подготовит. этап в мл. в.-расказыв. с пом. в-ля, рассматрив. в сочетан. с беседой и послед. р-з в-ля); в ср- описание по? в-ля, привлечение детей к сам. рассказ-ю, перед показом картины- вступ. слово, короткая беседа, рассматрив. по? в-ля, образец в-ля – ведущ. прием, частичн. Образец(в-ль нач, дети продолж, в-ль заканч), затем предлаг ребёнку. В ст. гр- полно, грам. прав, последоват, выразит., формир-е знаний о струк-ре р-за, о связи предлож в тексте, план р-за, вариант начала р-за, придумывание названия картине.Сюжет. картины(Ушакова, Смирнова)- 3-5 картин- представл. собой модель струк-ры р-за, нужно разлож. Картины по порядку, дать название, сост. р-з, напрвлен на совм. д-сть детей. Р-зы из опыта( сообщение темы «Будем рассказыв. о …», короткая беседа.Разбор плана, образец р-за, и р-зы детей, в ст. гр- образец не дается, только тема и план. «Составление письма»(Тихеевa

38.Методика обогащения и активизации словаря дошкольников Под словар. работой поним-ся целенапр. д-сть взр., обеспеч. овладение детьми словаря родн. языка. Развитие словаря - ч/з количеств.накопление и качеств. овладение содержанием слова. Количественное- пассивн. и активн. словарь(1г.- 10-12сл, 2г.- 300сл, 3г-1000, ст.в.- 6000сл) Качествен- ч/з усвоение смыслового значения слова, понятием р-к овладев-т по мере развития познават. способностей=>.Задачи разв-я словаря: 1- количественное обогащение словаря:Осущ. ч/з зан-я по 1- первонач. ознак. с п-тами и явлен - пров-ся в ран. и мл. в-те ( на целев.прогулках, осмотр помещ, игры-з-тия с дидакт. куклой, демонстрация картин, п-тов, д.б. наглядность, познават. активность д., игров. приемы, ч/з многократн. повторение названия п-та; вст гр.- экскурсии. 2- на з-тиях по углуб знаний о п-тах и явл, Логинова (з-тия на сопоставление качест-в и св-в п-тов- мягкий- твердый, тканью; на сравнение п-тов- чашки разл. по мат-лу; пров. в ср. и ст.гр; загадыв. и отгадыв. загадок). 3-Формирование понятий – умение видеть особен-сти п-тов, явл; выдел. сущ. признаки и обобщать п-ты и явл.(м-ка Логиновой; выдел. родовые (игрушки- виды:кубики, машины..) и видовые (узкие поV, объедин. один вид п-тов чаще по внешн. признакам- чашки, столы, или форму, мат-л) понятия. Видовы е- на 4-5г.ж., для этого подбир. п-ты одного вида и отлич. несущ. признаком(цветом и V) и п-ты близк. видов(чашка, стакан, бокал);детям предлаг. выбрать п-т из гр-пы похожих, выд. сущ. признаки, кот. составл. видов. понятие. Родов. пон-я - на 5-6г.; для этого подбир.п-ты разн. видов но одного рода(картинки диких и дом.животн.,кот. прожив. в нашей местн-сти,+ не прожив.в нашей мест,; сначала выдел. все извест. признаки(лапы, хвост, глаза, рога, копыта..), затем учат выдел. несущ. признаки(обитают на земле, пит. мясом или травой) и далее ввод. обобщающее слово- животные, далее идет работа по дифференциации понятий(животные- дикие и дом; транспорт- наземн, воздуш, пассажир; посуда- чайная, стол, кухон) 2.Качественное обогащение словаря: осущ. в проц-се работы над смысловой стороной слова(м-ка Струниной) на з-тиях по РР, со средн. гр.. Сначала формир. представление, что кажд. слово им. значение(Что значит ложка?, игрушка?, т.е. что значит слово. Далее подводят к пониман., что слово нужно употребл-ть по смыслу, потом сообщают что слово им. не одно а неск-ко значений(подбор синонимов и антон. к словосочетаниям(свежая погода-прохладн, хорошая); к словам в связном тексте; знак. с многозначными сл.(иголка- у кого быв. иголки, составл. предлож). Работа по кач. и кол.обогащ. словаря осущ. в бытов, трудов, игровой, изод-сти 3- активизация словаря. Осущ. на з-тиях по рассматрив. картин и рисунков, осн.прием- вопросы; рассматрив. п-тов и игрушек - овощи, фрукты, быт. техника, куклы, животн, посуда, транспорт; загадыв. и разгад. загадок, уч. логич. мыслить; дидакт. упражн. - Тихеева, на подбор определений к п-ту, подбор действий к п-ту; дид. игры - на закреп. знаний об окруж,, природе, общ. жизни,игры науточнен. и закреп. названий п-тов, их св-в- «Чудесный мешочек»; логич. игры и упраж на обобщение и классификацию- «4-ый лишний»; 4- формирование элементарн. понимания слова как языков.

39.Методика воспитания звуковой культуры речи дошк-ов (ЗКР) Д.Б.Эльконин писал: «Овладение звуковой стороной языка вкл.2 взаимосвязанных процесса: 1)форм-ние у реб-ка восприятия звуков языка или фонематическое слуха и 2) форм-ние произнесения звуков речи» Звуковая культура речи- включ- чистое ясное произн, согласно нормам, формир. хор. дикции и выразит. речи.(Соловьева, Бородич, Максакова). До 5л. причина неправ. произнош–явл. недостаточн. разв-е речев. аппарата,, кот. управл речевоспринимающ. и речедвигат. аппаратами.; недостат. развит реч слух, дыхат. сис-ма, не совершенен артикуляционн. аппарат.После 5л.- следует говорить о недостатках звукопроизношения(45%). В звук к-ре выдел. 2 раздела: 1)кул-ру речепроизношения(направл. на разв-е речедвигат. аппарата- артикуляционного, голос, речев. дыхания,формир-е произнош-я звуков, слов,) 2)речевой слух(на развит-е воспр-я речи- разв. слух. вниман, речев. слуха- фонематич, звуковысотн, ритмическ) к 3г - х-но смягченность-(зюк), замена заднеязычн г,к переднеязычн- т,д (тутолка- вместо куколка), не все произн. шипящие(сапка), пропскают р, искажают л, сокращ. слова, переставл. слоги, добавл. звуки. Средний в-т х-но: неустойчивость, т.е. в одном слове прав. произносит, а в др.- нет; обратная замена звуков- вместо старого ставится вновь усвоенный(шабака-сабака); часть не произн. шипящ, сонорн, свистящие.работа вед. по закреплению произн. гласн и согласн, над дикцией, В старш.гр. - закрепл. произношен. свистящ, шип, сонорн.; работа по дифференциации звуков;над дикцией, интонац. выразит; умение управл. силой голоса, темпом речи; с подготовкой к обучен.грамоте речи. Мет-ка обучению звукопроизношению:в 1,6- 3г.- уточнение и закреп. прост. гласн. и согл звуков ч/з звукоподражание(ту-ту, му-му, мяу). В 3-5л.-отработка осн. звуков языка сначала идет подготовка органов артикуляции(звукоподражан., имитация шумов, резкая смена артикуляции –иа-иа), затем- произношение изолиров. звука, и закрепл. произн. в словах(называние картинок, п-тов, повтор за в-лем слов с выделением звука) и закрепление произношения в чистогов, скорогов, потешках.В5-7л.- дифференциация пар звуков с-з, ш-ж, з-ж, р-л..- сначала различ. звуков в словах, назыв. картинок в кот.есть нужн. звуки, затем дифферен-ция звуков с исп. чистоговорок скорог. Развитие речевого дыхания: с мл. в.-та, 1-эт.на неречевом мат-ле(подуть в султанчики, сдуть лепестки)- во всех гр.; 2- в проц-се произнесения звуков в игров. форме (звукоподражания); 3- в проц-се речи(произнес. чистоговорок, скороговорок, пословиц на одном дыхании.Развитие реч. слуха(в мл.гр- какие п-ты звучат?, где звучит?, что звучит громко, а что тихо?; определить кто идет?- медведь или медвежонок. В ср.гр.-+ «что ты слышишь?, очем говорит улица?, определ-ть муз.инстрем-ты по тембру, уметь опред. звук кот. слыш. в слове, назвать слова с зад. звуком, какой звук чаще слыш-ся в стих-нии. В ст.гр- усложнение игр по дифференцивации близких по звуч. звуков. Развитие речев. голоса(силы, высоты, тембра; умение пользов. голосом в зав. от ситуации общения; упр.- произнесение изолирован. звуков с опред. громк, с усилением и постеп. ослаблен голоса, произнес. словосочет и слов с разн. громк, скороговорок, загадок- громко, умеренно, тихо.;дид. игры, песенки, слова героев сказок. Выразит-сть речи- зав. от в-ля, чтение чистоговорок, скорог, с разн. интонац, выдел. логич.

40.Методика формирования у дошк-ов грамматического строя речи (ГСР) (Гвоздев, Сохин, Чуковский, Арушанова) Выделили особенности граммат. строя дош-ков: - дограматический(р-к не изм. слова по формам, в 1-1,6г.- слово в значении предложения, с 1,3- предлож. из 2-3 сл, не связан. граматич.; с1, 8- освоение грамматики не ч/з подражание взр, а ч/з неосознанный анализ речи окруж и обобщения граматич. форм(кушать ложечком, шить иглом), с 3-х л.- этап словотворч-ва(расшир. кругозор, но не владеют соответств. словарем; никовойный, камалет,) к 3г.- в осн. усваивают все формы словоизменения, происх. усвоение «значения формы»- значит прав. выр. собств. мысли, доп. ошибки в слож. формах(пальто). Формир-е грамматич. строя включает работу: 1-Над морфологич. строем(изм. слова по родам, числам, падежам). Усложн. с возрастом, учат употреблен. падежн. форм существит, сам. трудн-Р.п. мн.ч(слив, апельсинов, карандашей); глаголы в форме 1,2,3-л.ед. и мн.ч., трудные- хотеть, лазать-лазить, бежать; употребл. глаголов прошедш. Вр.- соотнося действие и п-т ж, м, ср.р.(девочка стояла);учат прав. употреб-ть повелит. наклон(иди, беги, ляг) и образов. сослагат. наклонен.(читал бы, играл бы).Для самост. образования грамат. форм слова исп. граммат. игры и словесн.упражн-я. 2- Словообразованием (Учат создавать нов. слова: названия детенышей животн, посуды, проф-сий; учат образов-ть нов. слово на базе однокорен. слова с пом. суффиксов(учитель- учит), приставок(писать- переписать), смешан. способа, учат подбирать слова им. один корень(снег- снежинка- снеговик), учат образ-ть сложн. сл(белый лоб- белолобый);Формир-е способов словообраз-я – с пом. дидакт. игр «Чья мама», «Кто у кого», «Куда положим»; экспериментирование со словом- у лисы- лисенок, у утки- утенок, а у бегемота?; знакомят с происхождением слова(подберезовик, подснежник); учить объяснять смысл и различие слов типа дом- домище- домик, береза- берека- березонька. 3- Синтаксисом(порядок следования слов, построение прост. и сложн. предлож. К сложн. формам относят употребл. однородн. членов предлож, сложносоч. и сложноподч. предлож-й. Формир-е синтаксич. строя прежде всего осущ. в проц-се общения: в-ль задает поисков.?- зачем, почему, в ответ на кот. дети строят слож. предлож; объяснение поговорок и пословиц- для развития объяснительной речи; Короткова разраб. обучение детей составл. предлож-й в сюжетно- дидактич. играх, в дидакт. играх- «Хор», «Живые слова», «Размытое письмо», «Закончи предложение», «Начни- продолжи- закончи»; Составление детьми письма- р-к диктует, взр- записыв.нач. со сред.гр. Работа по грамат. строю осущ. на з-тиях(целое з-тие или как часть з.) и в повседн. Жизни

ГСР – правильное изменение слов и их сочетаний в предложениях. Форм-е ГСР у дошк.вкл.работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (созд.нового слова на базе другого с пом.спец.ср-в), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение прост.и сложн.предложений).

В работе над фор-ием ГСР выделяют направления: -предупреждать появление у детей грамм.ошибок-эффективно исправлять ошибки в речи детей-соверш-ть синтаксическую сторону речи-раз-ть чуткость и интерес к форме своей речи

-содейст-ть грамм.правильности речи окружающих ребенка взрослых В мл.гр.идет работа по: -изменению сущ.по числам, падежам, глаголов по числам, временам, лицам-образование уменьшительно-ласк.наименований-согласование слов между собой-помогать строить прост.предложения с однород.членами, сложносоч.предл., некоторые сложноподч.предл. В ср.возр.: -образование повелительной формы глагола (беги, ляг)-спряжение глаг.по лицам и числам (бегу, бежим, бегут)-образование видовых пар глаголов (умывается – умылся)-прав.употребление предлогов-знак-во с неизменяемыми словами (пальто, кино,к акао, пюре)-согласование сущ.с прилагательными в роде, числе падеже (красивая девочка, красивое платье)-подбирать разн.слова и их формы для одного объекта (кот, котик, коток, Мурлыка, Котофей)-овлад.навыками словообразования с пом.приставок (шел-пришел), суфф. (мыло-мыльница)-образ.название детенышей (лиса-лисята, кошка-котята)-стимулирование использования разн.типов предложений (прост, сложносочин, сложноподчин) В ст.возр.: -образова.сравнительной степени прилагательных (тихий-тише, умный-умнее)-с пом.суфф.придавать словам другой оттенок (глупый-глупенький, полный-полненький)-употребл.трудных форм знакомых слов (носков, чулок, ботинок, тапочек)-употр.неизменяем.слов (какао, кенгуру)-слоообразование частей речи др.от друга (шкатулка из дерева – деревянная шкатулка)-составл.сложн.слов из 2 простых (короткий хвост – короткохвостый)-«экспериментирование» со звуковой оболочкой (для хлеба – хлебница).Осн.средством форм-ия грамм.прав.речи явл.обучение на спец.занятиях, играм и упр.отводится 5-10 мин, т.к.материал сложен (для зан.выбир.только 1 задача). Работа на зан. – это в осн.исправление ошибок детей. Исправление ошибок будет более эффектив., если восп.дает ребенку аналогичные примеры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.02 с.)