Сборник манипуляционной техники.
Сборник манипуляционной техники.
ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Сестринское дело
Тема: Особенности оказания сестринской помощи детям
Автор:
Мирина Ирина Павловна преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО МК № 7
Содержание:
Перечень алгоритмов манипуляций в педиатрической практике при уходе за здоровым ребенком.
1. Пеленание (открытое с широким разведением ног)
2. Пеленание (закрытое с широким разведением ног)
3. Подмывание новорождённого, обработка складок
4. Техника проведения утреннего туалета новорожденного
5. Обработка пупочной ранки
6. Техника проведения антропометрии ребенку раннего возраста
7. Измерение массы тела на электронных медицинских весах
8. Техника проведения гигиенической ванны грудному ребенку.
Перечень алгоритмов манипуляций в педиатрической практике при уходе за больным ребенком.
1. Обработка пупочной ранки при омфалите
2. Техника обработки кожи при пиодермии
3. Техника кормления новорожденного ребенка через назогастральный зонд
4. Техника дезинфекции кувеза
5. Проведение искусственного дыхания ребенку до года с помощью мешка Амбу.
6. Техника проведения непрямого массажа сердца детям различного возраста
7. Техника постановки пузыря со льдом
8. Техника проведения термометрии грудному ребенку.
9. Исследование пульса.
10. Определение типа и частоты дыхания.
11. Измерение артериального давления у детей разного возраста.
12. Техника проведения туалета носа и закапывания сосудосуживающих капель в нос.
13. Техника проведения туалета глаз и закапывания капель в глаза.
14. Техника проведения туалета уха и закапывание капель в ухо.
15. Техника постановки согревающего компресса на ухо
16. Техника постановки круговых горчичников ребенку раннего возраста
17. Техника проведения горчичных ножных ванн(обучение)
18. Техника проведения ингаляций лекарственных средств
19. Техника проведения лечебной ванны (хвойная).
20. Техника проведения лечебной ванны (солевая).
21. Техника туалета слизистой при кандидозном стоматите
22. Техника туалета слизистой при герпетическом стоматите.
23. Техника постановки очистительной клизмы детям различного возраста.
24. Техника постановки лекарственной клизмы грудному ребенку.
25. Техника постановки газоотводной трубки грудному ребенку.
26. Техника промывания желудка
27. Техника проведения пероральной регидратации
28. Введение противодифтерийной сыворотки (по методу Безредко)
29. Разведение и введение антибиотиков детям.
Перечень алгоритмов манипуляций в педиатрической практике при лабораторно-диагностических исследованиях детей.
1. Техника взятия соскоба на энтеробиоз
2.Техника взятия мазка из зева и носа на дифтерию
3. Техника взятия мазка из носоглотки на менингококк
4. Техника взятие материала на палочку Борде—Жангу (метод «кашлевых пластинок»)
5. Техника взятия образцов крови для неонатального скрининга
Перечень алгоритмов манипуляций при проведении иммунопрофилактики.
1. Основные принципы иммунопрофилактики
2. Региональный календарь прививок
3. Техника проведения вакцинации АКДС
4. Техника проведения вакцинации гепатит В
5. Техника проведения вакцинации кори.
6. Техника проведение пробы Манту и оценка ее результатов
7. Техника проведения вакцинации БЦЖ
Раздел 1.
Подмывание новорождённого, обработка складок
Цель:
- соблюдение гигиены тела
- удовлетворение универсальной потребности ребёнка «быть чистым»
- формирование навыков чистоплотности
Оснащение:
- проточная вода (температура 36-37С)
- жидкое мыло
- полотенце или мягкая пелёнка
- стерильное растительное масло
- марлевые салфетки, ватные тампоны
- чистое бельё, расположенное на пеленальном столике
- резиновые перчатки
- клеенчатый фартук
- ёмкость с дезинфицирующим средством, ветошь
- мешок для грязного белья
Обязательные условия:
- подмывать после дефекации обязательно
- подмывать только проточной водой
- необходимо ежедневно осматривать подмышечные впадины, кожу ягодиц и кожные складки для предупреждения развития опрелостей
- для увлажнения кожи можно применять специализированные детские кремы, лосьоны и масла.
Этапы
| Обоснование
| Подготовка процедуры
| Информировать маму о правилах проведения процедуры
| Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребёнком
| Подготовить необходимое оснащение
| Достижение чёткости проведения процедуры
| Отрегулировать температуру воды в кране, проверив её запястьем
| Предупреждение ожога у ребёнка
| Вымыть и осушить руки. Одеть перчатки, фартук.
| Обеспечение инфекционной безопасности
| Постелить комплект для пеленания на пеленальный стол
| Обеспечение проведения процедуры
| Распеленать ребёнка
| Подготовка ребёнка к процедуре
| Выполнение процедуры
| Положить ребёнка спиной (лицом вверх) на левое предплечье и кистью руки зафиксировать бедро ребенка
| Наиболее удобное расположение ребёнка в данной процедуре
| Намылить правую руку. Подмывать ребенка в направлении от половых органов к анусу, тщательно удаляя все загрязнения под проточной водой.
| Предупреждается «восходящий» путь попадания инфекции в мочеполовую систему девочки
| Помните! Девочку подмывают только движением
спереди назад. Если подмывание происходит с помощью влажной салфетки, менять ее после каждого движения сверху вниз.
| Предупреждение инфицирования мочевых путей.
| Уложить ребёнка на пеленальный столик, полотенцем или мягкой пелёнкой промокательными движениями осушить кожу
| Обеспечение безопасности и гигиенического комфорта
| Обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном растительном масле.Тампоны меняем при необходимости.
Обработать в строгой последовательности:
- заушные
- шейную
- подмышечные
- локтевые
- лучезапястные
- ладонные
- подколенные
- голеностопные
- паховые
- ягодичные
- область ануса
| Профилактика опрелостей
Паховые и ягодичные складки обрабатывать в последнюю очередь.
| Завершение процедуры
| Одеть и уложить ребенка в кроватку. Грязную одежду поместить в мешок для грязного белья
| Обеспечение комфортного состояния
Предупреждение загрязнения окружающей среды
| Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором.
Снять фартук, перчатки и погрузить в дераствор, вымыть руки и осушить
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Обработка пупочной ранки
Цель: предупредить инфицирование пупочной ранки;
способствовать сокращению пупочной ранки и ее рубцеванию.
Оснащение:
- стерильные перчатки
- стерильные ватные палочки, пипетка, пинцет, лоток
- 3% раствор перекиси водорода
- антисептик (1-2% спиртовой раствор бриллиантового зеленого или 1% спиртовой раствор хлорофиллипта)
- лоток для использованного материала
- емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь
Обязательные условия:
- при обработке пупочной ранки обязательно растягивать ее края
- не оставлять ребенка на пеленальном столе без присмотра
- обработку пупочной ранки можно проводить во время утреннего туалета, либо после купания ребенка до ее эпителизации.
Этапы
| Обоснование
| Подготовка к процедуре
| Объяснить маме цель и ход процедуры
| Обеспечение правильного ухода за ребенком
| Подготовить необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения процедуры
| Вымыть и осушить руки. Обработать руки антисептиком.
| Обеспечение инфекционной безопасности
| Постелить комплект для пеленания на пеленальный стол
| Обеспечение проведения процедуры
| Распеленать ребенка.
| Обеспечение инфекционной безопасности
| Выполнение процедуры
| Положить ребенка на пеленальный стол.
| Обеспечение проведения процедуры
| Надеть стерильные перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности
| Раздвинуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки.
| Максимальный доступ для осмотра и обработки.
| Набрать перекись водорода в пипетку и капнуть 1-2 капли в ранку. Сбросить пипетку в лоток.
| Механическое очищение пупочной ранки.
| Удалить образовавшуюся пену сухой ватной палочкой движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток).
| Механическое очищение пупочной ранки.
| Сохраняя растянутыми края пупочной ранки, обработать ее ватной палочкой, смоченной антисептиком движением изнутри кнаружи (сбросить палочку).
| Дезинфицирующий и подсушивающий эффект.
| Завершение процедуры
| Запеленать ребенка и положить в кроватку, сбросив использованные пеленки в мешок для грязного белья.
|
| Использованную пипетку погрузить в дез раствор
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором
| Обеспечение инфекционной безопасности
| Снять перчатки и погрузить в дезраствор, вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| Примечание: внимательно осмотрите пупочную ранку. Края ранки должны быть такого же цвета, как и окружающая кожа. Необходимо обратить внимание на наличие корочки на дне, цвет и характер отделяемого. Корочку на дне ранки не следует специально отмачивать и стараться удалить, так как под ней идет процесс эпителизации раневой поверхности.
Необходимо срочная консультация врача (подозрение на омфалит) при наличии:
· отечности и гиперемии краев пупочной ранки;
· гнойных выделений;
· распространения гиперемии на околопупочную область.
Техника проведения антропометрии ребенку раннего возраста (измерение окружности головы, груди, длины тела).
Цель: оценить физическое развитие.
Оснащение:
- сантиметровая лента
- 70 % этиловый спирт, марлевая салфетка
- горизонтальный ростомер
- резиновые перчатки
- емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь
- бумага, ручка
Этапы
| Обоснование
| Подготовка к процедуре
| Объяснить маме / родственникам цель исследования
| Обеспечение права на информацию
| Подготовить необходимое оснащение
| Обеспечение чёткости и быстроты выполнения процедуры
| Вымыть и осушить руки. Надеть резиновые перчатки.
| Обеспечение инфекционной безопасности
| Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки
| Обеспечение инфекционной безопасности
| Уложить или усадить ребенка
| Создать наиболее удобное положение для проведения процедуры
| Выполнение процедуры
| Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам:
а) сзади - затылочный бугор;
б) спереди - надбровные дуги.
Следить, чтобы палец не находился между лентой и кожей головы ребенка.
| Определить показатели окружности головы
| Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам:
а) сзади - нижние углы лопаток;
б) спереди - нижний край околососковых кружков (руки ребенка опустить вдоль туловища)
| Определить показатели окружности грудной клетки
| Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе»
| Обеспечение достоверностирезультатов
| Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки)
| Обеспечение комфорта
| Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке. Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом подвижную
планку ростомера. По шкале определить длину тела ребенка. Убрать ребенка с ростомера
| Обеспечение чёткости выполнения процедуры
Определение длины тела.
Обеспечение безопасности пациента
| Завершение процедуры
| Записать результаты. Сообщить результат маме
| Обеспечение права на информацию
| Убрать пеленку с ростомера. Протереть рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши
| Обеспечение инфекционной безопасности
| Снять перчатки, погрузить в дезраствор. Вымыть и осушить руки.
| Обеспечение инфекционной безопасности
|
Раздел 2
Исследование пульса.
Цель: определить основные характеристики пульса (ритм, частоту, напряжение) для оценки функционального состояния сердечно - сосудистой системы у детей.
Оснащение:
- часы или секундомер
- ручка
- температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.
Этапы
| Обоснование
| Подготовка к процедуре
| Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения
| Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании
| Обеспечить спокойную обстановку
| Пульс у детей лабильный. Беспокойство, крик способствуют учащению пульса
| Вымыть и осушить руки
| Обеспечение инфекционной безопасности
| Удобно уложить или усадить ребенка, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу».
| Обеспечение достоверности результатов
| Выполнение процедуры
| Слегка прижать 2,3,4-м пальцами лучевую артерию (1 палец находится со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерии.
У детей первых лет жизни исследование проводят 2 и 3 пальцами.
| Эти крупные сосуды близко расположены, их можно прижать к кости.
| Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 минуту
| Обеспечение достоверности результата, пульс у детей аритмичный.
| Прижать артерию немного сильнее к лучевой кости и определить напряжение пульса.
Примечание: если пульсация ослабевает при умеренном нажатии – напряжение хорошее, если полностью прекращается – напряжение слабое, если пульсация не ослабевает – пульс напряженный.
| Обеспечение точности оценки напряжения пульса.
| Завершение процедуры
| Записать результаты исследования в температурный лист
| Документирование результатов исследования. Обеспечение преемственности.
| Вымыть и осушить руки
| Обеспечение инфекционной безопасности
| | | | Примечание: детям грудного возраста можно посчитывать пульс на височной, сонной и бедренной артерии, а также на большом родничке. Частоту сердечных сокращений можно подсчитывать с помощью фонендоскопа.
Техника промывания желудка
Цель:
- удалить из желудка токсические вещества при острых отравлениях (лечебная)
- подготовить ребенка к некоторым исследованиям (диагностическая)
Противопоказания:
- ожоги слизистой полости рта и пищевода
- рубцовые изменения, сужение пищевода
- судороги
- заболевания сердечно - сосудистой системы с недостаточностью кровообращения
- осложненные формы язвенной болезни
Оснащение:
- желудочный зонд
- резиновый фартук (2 шт.)
- емкость с раствором для промывания 20 – 22°С
- таз для промывных вод
- лоток для оснащения
- лоток для отработанного материала
- марлевые салфетки
- шпатель
- воронка
- стерильная емкость для промывных вод
- бланк-направление
- емкость с дезинфицирующим раствором
- резиновые перчатки.
Обязательное условие: раствор для промывания не должен быть теплым (будет всасывание) и не должен быть холодным (может вызвать спазм желудка).
Этапы
| Обоснование
| Подготовка к процедуре
| Объяснить ребенку / родственникам цель и ход проведения процедуры
| Соблюдение права на информацию. Формирование мотивации к сотрудничеству.
| Подготовить необходимое оснащение
| Обеспечение четкости выполнения процедуры
| Надеть фартук
| Защита одежды от загрязнения и промокания.
| Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| Усадить и зафиксировать ребенка на руках у помощника:
а) ноги помощник охватывает своими ногами;
б) руки фиксирует одной рукой;
в) голову – другой рукой, положив ладонь на лоб ребенку
Примечание: ребенка младшего возраста можно завернуть в пеленку или простыню для лучшей фиксации
| Условие позволяющее выполнить процедуру у ребенка
| Надеть на ребенка фартук поверх руки фиксирующего
| Защита одежды от загрязнения и промокания
| Поставить таз для промывных вод у ног ребенка
| Предупреждение загрязнения окружающей среды.
| Выполнение процедуры
| Измерить зондом расстояние до желудка (от мочки уха до кончика носа и до конца мечевидного отростка)
| Соблюдение условия для попадания зонда в желудок
| Смочить «слепой» конец зонда в воде
| Облегчение проведения зонда в желудок
| Открыть рот ребенку с помощью шпателя (если сам не открывает). При необходимости использовать роторасширитель и языкодержатель
Примечание: для открывания рта взять шпатель как писчее перо, ввести его в ротовую полость, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя и резко нажать на корень языка
| Условие, позволяющее ввести зонд в желудок и провести процедуру
| Ввести зонд по средней линии языка до метки и указательным пальцем правой руки завести зонд за зубы
Примечание: если во время введения зонда ребенок начал задыхаться, кашлять - немедленно извлечь зонд
| Профилактика рвоты
Признаки попадания зонда в дыхательные пути.
| Присоединить к зонду воронку или шприц Жане без поршня
| Создание условия для введения жидкости в зонд
| Опустить воронку ниже уровня желудка (чуть наклонив ее) и налить в нее воду для промывания
| Вода не уходит в желудок по закону сообщающихся сосудов
| Медленно поднимая воронку вверх, следить за поступлением из нее жидкости в желудок (вода должна опуститься до устья воронки). Быстро, но плавно опустить воронку ниже исходного уровня и вылить содержимое желудка в таз.
| Промывание желудка происходит по закону сообщающихся сосудов
| Повторить промывание до получения «чистой воды» Примечание:
а) количество воды для промывания берется из расчета 1 литр на год жизни;
б) при промывании желудка необходимо следить, чтобы количество введенной и выделенной жидкости были примерно равными
| Достижение эффективности процедуры
| Отсоединить воронку и быстрым движением удалить зонд через салфетку
| Предупреждение рвоты. Обеспечение инфекционной безопасности.
| Завершение процедуры
| Прополоскать рот ребенку
| Обеспечение гигиенического комфорта
| Передать ребенка маме или положить в кроватку
| Обеспечение комфортных условий
| Собрать желудочное содержимое для исследования в стерильную емкость
| Выявление причины отравления
| Отправить в лабораторию в сопровождении направления
| Выявление причины отравления
| Весь инструментарий, фартуки подвергнуть дезинфекции
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| Снять перчатки, вымыть и осушить руки
| Обеспечение инфекционной безопасности.
| Примечание: промывание желудка ребенку в бессознательном состоянии для предотвращения аспирации жидкости проводят только после интубации трахеи, осуществленной врачом.
Проба
Этапы
| Обоснование
| Подготовка к процедуре
| Познакомить ребенка/маму с ходом процедуры, получить согласие
| Психологическая подготовка, осознанное участие в процедуре
| Вымыть и осушить руки, одеть перчатки, маску
| Обеспечение инфекционной безопасности
| Подготовить необходимое оснащение
| Ампулы с разведенной сывороткой маркируются красным цветом, с неразведенной – синим или черным
| Проверить состояние ампул с сывороткой
| Не применять сыворотки с истекшим сроком годности, с отсутствием этикетки, поврежденные ампулы, с мутным содержимым, посторонними включениями
| Обработать шейку ампулы с разведенной 1:100 сывороткой шариком со спиртом, надпилить, повторно обработать спиртом, вскрыть и поставить в мензурку
| Профилактика инфицирования во время инъекции
Предотвращение падения ампулы
| Вскрыть упаковку шприца на 1 мл и иглой для набора лекарственного средства набрать в шприц 0,2 мл разведенной сыворотки. Надеть иглу для в/к введения
Выпустить избыток сыворотки и воздух (до 0,1 мл) в стерильную салфетку (сбросить салфетку в емкость с дезраствором)
| Обеспечение проведения процедуры
| Выполнение процедуры
| Обработать кожу внутренней поверхности предплечья двумя шариками со спиртом (широко, затем узко) двукратно
| Обеззараживание инъекционного поля
| Ввести внутрикожно 0,1 мл разведенной сыворотки
Провести наблюдение за общей и местной реакцией в течение 20 минут
| Определение индивидуальной чувствительности к чужеродному белку разведенной лошадиной сыворотки
|
Проба
Обязательные условия: проводится только в случае отрицательной 1 пробы
проба отрицательная, если диаметр папулы и (или) гиперемии кожи менее 10 мм.
Этапы
| Обоснование
| Подготовка к процедуре
| Вымыть и осушить руки, надеть перчатки, маску
| Обеспечение инфекционной безопасности
| Обработать шейку ампулы с неразведенной сывороткой спиртом, надпилить, повторно обработать, вскрыть и поставить в мензурку
| Профилактика инфицирования во время инъекции
Предотвращение падения ампулы
| Вскрыть упаковку шприца на 1 мл и иглой для набора лекарственного средства набрать в шприц 0,2 мл неразведенной сыворотки
Оставить иглу в ампуле и накрыть ее марлевым треугольником
Примечание: вскрытую ампулу хранят при температуре 20+2 С не более 1 часа
|
Обеспечение эффективности процедуры
Предотвращение от воздействия внешней среды
| Надеть иглу для подкожного введения
Выпустить воздух и избыток сыворотки (до 0,1 мл)
| Вторая проба проводится подкожно
| Выполнение процедуры
| Обработать наружную поверхность средней трети плеча двумя шариками со спиртом двукратно
| Наиболее удобное место для проведения подкожных инъекций
| Ввести подкожно 0,1 мл неразведенной сыворотки
Провести наблюдение за общей и местной реакцией в течение 20 минут
| Доза 0,1 мл неразведенной сыворотки обеспечивает проведение второй пробы
|
Проба
Обязательные условия: проводится только в случае отрицательной 1 пробы
Этапы
| Обоснование
| Подготовка к процедуре
| Вымыть и осушить руки, надеть перчатки, маску
| Обеспечение инфекционной безопасности
| Подогреть ампулу с неразведенной сывороткой до 36 С
|
| Вскрыть упаковку шприца на 5 мл (в зависимости от назначенной дозы до 20 мл) и иглой для набора лекарственного средства. Набрать в шприц неразведенную сыворотку в назначенной врачом дозе
Надеть иглу для внутримышечного введения
| Обеспечение проведения процедуры
| Выполнение процедуры
| Обработать кожу ягодицы двумя шариками со спиртом двукратно. Ввести внутримышечно назначенную дозу сыворотки
Примечание: максимальный объем препарата, вводимого в одно место, не должен превышать 20 мл.
|
Введение терапевтической дозы препарата
| Завершение процедуры
| Использованный инструментарий погрузить в дезраствор
| Обеспечение инфекционной безопасности
| Снять перчатки, вымыть и осушить руки
| Обеспечение инфекционной безопасности
| Сделать запись в истории болезни
| Обеспечение преемственности
|
Содержание антибиотика в единицах действия (ЕД), мг.
| 1 000 000 ЕД
1 г
1000 мг
| 500 000 ЕД
0,5 г
500 мг
| 250 000ЕД
0,25 г
250 мг
| Необходимо ввести антибиотика в разведенном виде:
| 400 000 ЕД
400 мг
| 240 000 ЕД
240 мг
| 80 000 ЕД
80 мг
| Количество растворителя при разведении 1:1
| 10 мл
| 5 мл
| 2,5 мл
| 4 мл
| 2,4 мл
| 0,8 мл
| Количество растворителя при разведении 1:2
| 5 мл
| 2,5 мл
| 1, 25 мл
| 2 мл
| 1,2мл
| 0,4 мл
|
Раздел 3
Раздел 4
Основная
№ п/п
| Наименование
| Автор
| Издательство и год издания
| 1.
| Педиатрия
| Н.В.Ежова
| ОНИКС Москва, 2010
| 2.
| Педиатрия с детскими инфекциями
| А.М.Запруднов, К.И.Григорьев
| «ГЭОТАР-Медиа»
| 3.
| Практикум по педиатрии
| В.Д.Тульчинская
Н.Г.Соколова
| «Феникс» Ростов – на – Дону
| 4.
| Алгоритмы манипуляций по педиатрии
| Е.Г. Качаровская
Э.В.Канарская
| Минздрав Московской области 2007
|
Дополнительная
№ п/п
| Наименование
| Автор
| Издательство и год издания
| 1.
| Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.3.2630-10
| Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
| Постановление от 18 мая 2010 г. N 58
| 2.
| Региональный календарь профилактических прививок
| ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
| Приказ от 31 марта 2011 г № 271
| 3.
|
|
|
|
Интернет ресурсы
Информационно-правовое обеспечение:
1. Система «Консультант».
2. Система «Гарант».
Профильные web-сайты Интернета:
1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http/www.minzdravsoc.ru)
2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.rospotrebnadzor.ru)
3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.fcgsen.ru)
4. Информационно-методический центр «Экспертиза» (http/www.crc.ru)
5. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения ((http/www.mednet.ru)
Сборник манипуляционной техники.
|