Порядок внесения поправок и пересмотра Конституции РФ 1993 г.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок внесения поправок и пересмотра Конституции РФ 1993 г.



Конституция РФ 1993 г. ввела новые термины «пересмотр» Конституции и «поправки» к ней - гл. 9 К.РФ «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»)

К-ция определяет перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра К. и внесения в нее поправок (ст.134).

Предложение о поправках и пересмотре положений К. могут вносить:

- Президент РФ; - Совет Федерации; - Государственная Дума; - Правительство РФ; - законодательные (представительные) органы субъектов РФ; - группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

В Конституции предусмотрены 3 различных режима внесения новых положений в ее текст:

1) Пересмотр –т.е. принятие новой Конституции (ст. 135).

Пересмотр связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, так как Конституция установлена особой, учредительной властью, а не обычной законодательной властью.

Однако законодательный орган не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции. Согласно ст. 135 предложение о пересмотре может получить дальнейшее движение только в случае его поддержки 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при этом условии в соответствии с ФКЗ созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание наделено учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с решениями палат Федерального Собрания, поддерживающих инициативу о пересмотре Конституции. При согласии с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции и принимает его 2/3 голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование.

При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки.

Поправки допускаются только к главам 3 – 8 Конституции РФ.

Под поправкой понимается любое изменение текста данных глав Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав.

Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, согласно Конституции РФ, они должны быть одобрены органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Правовым актом, которым вносится поправка, является закон о поправке к Конституции.

Детально урегулирован порядок внесения поправок ФЗ от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

Рассмотрение закона в субъектах РФ должно завершиться не позднее 1 года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Верховный Суд определяет правильность рассмотрения закона о поправке в субъекте РФ. Если закон не одобрят субъекты РФ (2/3), то внесение предложений о данной поправке допускается только через 1 год.

Закон о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть данной поправки.

После одобрения закона о поправке субъектами РФ (не менее чем 2/3) Председатель Совета Федерации направляет закон Президенту для подписания и официального опубликования.

Принятая поправка вносится в текст Конституции и в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправке Президент осуществляет официальное опубликование Конституции с внесенными в нее поправками.

Изменения в ст. 65 Конституции РФ (ст. 137 К.РФ)

Положения Конституции РФ об изменениях относятся только к нормам ст. 65, определяющей ее состав.

Случаи внесения изменений:

- принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта; - изменение конституционно-правового статуса субъекта;

- изменение наименования субъекта.

Данные вопросы не могут решаться в режиме поправки к конституции в силу их особого характера.

В соответствии со ст.65 (ч. 2) К.РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном ФКЗ от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ»

Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и ее субъекта в соответствии с ФКЗ.

Изменение наименования субъекта относится к исключительным полномочиям самого субъекта. Новое наименование подлежит включению в ст. 65 Указом Президента РФ.

Однако Конституционный Суд РФ определил, что изменение наименования субъекта не должно нарушать основы конституционного строя, также права других субъектов РФ, права и свободы человека и гражданина.

 

Понятие и общая характеристика основ конституционного строя РФ.

Конституционный строй – это определенные форма и способ организации государства, закрепленные в его Конституции.

Основы конституционного строя – главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный характер данного государства.

Базовые характеристики (основы КС) российского государства согласно КРФ:

∞ Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;

∞ Демократический характер государства (разделение власти, народ осуществляет свою власть). ;

∞ Правовой характер государства;

∞ Социальный характер государства;

∞ Федеративная форма государственного устройства;

∞ Республиканская форма правления

∞ Суверенитет;

∞ Единое экономическое пространство.

 

Ключевое положение основ конституционного строя и новелла Конституции – признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Из государства – самоцели, во имя которого ранее обязан был жить человек, государство по К-ции становится средством обеспечения достойной жизни человека, его слугой.

Положения главы о правах и свободах человека не могут быть изменены кроме случая принятия новой Конституции.

 

Россия – демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.

РФ конституционно закреплена как федеративная демократическая республика. В стране действует республиканская форма правления, т.е. все граждане России согласно Конституции имеют право участвовать в создании законодательной власти, избрании главы государства. Россия – федерация, объединяющая республики, края, области, округа, города федерального значения, автономные области (89). Законодательные органы субъекта РФ в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативные правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти. Россия – многонациональное государство. Следовательно, федеративная форма государственного устройства позволяет органично сочетать общие интересы всего населения РФ с интересами каждой республикой и др. субъектов РФ. РФ – демократическое государство, т.к. россиянам предоставляется возможность участвовать в делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иные политические права. В стране принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав и укреплению законности и правопорядка. Принципиально важным считается конституционное закрепление государства РФ в качестве правового. Экономическая основа конституционного строя РФ – находящееся в стадии становления соц. рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Идеологическое многообразие – свободное существование в обществе различных политических и др. взглядов, школ, идей, а также отсутствие какой-либо единой для страны идеологии.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.239.91 (0.02 с.)