Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. Теоретические и методологические основы охраны природы и рационального использования ее ресурсовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Основные понятия курса 2. Основные геоэкологические законы, правила и принципы 3. Классификация природных ресурсов 4. Методы исследований Лекции 3,4. Использование и охрана ресурсов литосферы 1. Классификация полезных ископаемых 2. Влияние добычи полезных ископаемых на природную среду 3. Комплексные мероприятия по рациональному использованию полезных ископаемых и охране недр Лекции 5,6. Использование и охрана ресурсов атмосферы 1. Влияние климата на человека и его хозяйственную деятельность 2. Источники и состав загрязнения атмосферного воздуха 3. Последствия загрязнения атмосферы 4. Мероприятия по охране атмосферного воздуха Лекции 7, 8. Использование и охрана ресурсов гидросферы 1. Запасы воды на планете 2. Мировое водопотребление 3. Источники загрязнения гидросферы и последствия 4. Антропогенное изменение поверхностного стока 5. Водоохранные мероприятия Использование и охрана ресурсов биосферы Лекции 9, 10. Использование и охрана земельных ресурсов 1. Глобальные функции почв 2. Земельный фонд мира 3. Антропогенное воздействие на почвы 4. Рекультивация земель Лекция 11. Растительные ресурсы, их использование и охрана 1. Биологическое разнообразие планеты 2. Значение растений в природе и жизни человека 3. Разнообразие лесной растительности 4. Антропогенное воздействие на растительность 5. Мероприятия по охране растительности Лекция 12. Ресурсы животного мира, их использование и охрана 1. Значение животных в жизни человека 2. Антропогенные факторы изменения животного мира 3. Мероприятия по охране животных Лекция 13. Специальные формы охраны природы Лекция 14. Экономические аспекты охраны природы Лекция 15. Международное сотрудничество в области охраны природы
Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ
Охрана природы – это комплексная межотраслевая дисциплина, разрабатывающая общие принципы и методы сохранения и восстановления природных ресурсов. Охрана природы – составная часть природопользования. Природопользование исследует общие принципы рационального (для данного исторического момента) использования природных ресурсов человеческим обществом. Разработка общих принципов природопользования предполагает изучение и обобщение исторического опыта деятельности человечества по освоению, преобразованию и охране природы. Для этого необходимо изучить антропогенное изменение природной среды в различных географических и социальных условиях. При этом выясняются закономерности взаимодействия общества и природы. В истории развития человечества выделяют несколько периодов, различных по времени и силе воздействия людей на природу. Первый период охватывает каменный век, это период первобытно-общинного строя. Малочисленные человеческие племена были широко расселены по земле и воздействие их на природу ограничивалось рыболовством и охотой на диких животных. Насколько активным тогда было влияние человека на природу судить трудно. Время начала этого периода назвать трудно. Это был самый длительный период взаимодействия человека с природой. Второму периоду соответствует время с начала землепользования, т.е. от 8 - 7 веков до н.э. до становления промышленного производства в 15 веке н.э. Это период рабовладельческого и феодального строя, период активного развития скотоводства, земледелия. Успешно проводилась ирригация земель в Египте (низовья Нила), в Средней и Малой Азии, Индии, Китае, Южной и Центральной Америке. Для орошения земель использовали поверхностные и подземные воды. В результате орошения получали высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Эти районы отличались высокой плотностью населения (на орошаемых землях Туркмении во II-I веках н.э. – 80-90 человек на км2). Интенсивное сельскохозяйственное освоение земель, использование древесины в качестве топлива и стройматериалов приводило к сокращению площади лесов. Для строительства одного парусного корабля требовалось до 400 дубов. В Испании для этих целей было использовано полмиллиона вековых деревьев. Вырубка деревьев на склонах гор активизировала эрозионные процессы. Развитие мореходства способствовало расширению морского промысла, прежде всего добычи китов. Этот промысел привел к уменьшению численности морских млекопитающих. Третий период охватывает 16-19 века. Это время становления и развития капитализма, для которого свойственна постепенная концентрация производительных сил, развитие частного предпринимательства, постоянные захватнические войны. Этот период характеризуется интенсивным освоением минерально-сырьевых ресурсов, развитием соответствующих отраслей промышленности. Развитие добывающей и перерабатывающей промышленности привело к перераспределению химических элементов между недрами земли и ее поверхностью, к нарушению геохимического баланса биосферы. По подсчетам Вернадского В.И. только за 19 век было извлечено из недр Земли более 54 тыс.т. цветных и благородных металлов, угля (во второй половине 19 в. – 15 млрд.т). Для извлечения указанного количества полезных компонентов перерабатывается объем горной породы, превышающий вынос твердого материала реками мира с материков в океаны. Расширение производства в капиталистических странах происходило на фоне его концентрации в промышленных районах и роста населения. Начался интенсивный процесс урбанизации. Использование угля в качестве топлива, отсутствие дымоулавливающих и водоочистных сооружений приводило к быстрому загрязнению воздушного бассейна, рек, а местами – к деградации растительного покрова, снижению плодородия почв. Такое воздействие испытали на себе горнопромышленные районы Великобритании, Центральной Европы (Рурская область, Силезия), Южный Урал, США. Четвертый период взаимодействия человека - это период империализма и социальных революций. Ресурсопотребление охватывает практически всю сушу и все природные компоненты. Государства мира перерабатывают за год горной породы втрое больше, чем естественные геологические процессы на земле. Геохимическое воздействие на природу определяется тремя обстоятельствами: 1. Синтезом многих (более миллиона) веществ, отсутствовавших в естественных условиях и обладающих качествами, не свойственными природным соединениям. 2. Строительством широкой сети коммуникаций (газо-нефтепроводов, дорог), что вместе со специализацией производства привело к транспортировке сырья из районов добычи в районы переработки, к перераспределению и рассеиванию загрязнений. 3. Интенсификацией сельскохозяйственного производства. Последствия использования удобрений, пестицидов выявлены спустя длительное время после применения. Развитие производительных сил потребовало увеличить производство энергии, что привело к загрязнению окружающей среды. В этот период возросла добыча нефти и газа. При извлечении нефти из недр земли и транспортировке происходит соответствующее загрязнение природной среды. В промышленно развитых районах значительно усилились геологические процессы. Причиной этого является коренное преобразование ландшафтов: появление мощных антропогенных отложений, изменение режима грунтовых вод, которое вызвало проседание грунтов. Наибольшее распространение в этих условиях получили процессы суффозии, карстообразования, эрозионные, оползневые. Часто противопоставляют человека и природу. Однако человек – часть природы. Формирование человеческого общества – это закономерное явление в процессе эволюции человека. Одним из основных принципов взаимоотношения человеческого общества и природной среды является принцип экологического само- обеспечения. Сущность принципа заключается в следующем: - процесс материального производства должен составлять единую цепь преобразований, где всякий продукт (или отход «производства») первого уровня используется в качестве «сырья» на нижележащем уровне; - в этом процессе не должно быть конечных продуктов, чуждых природным круговоротам, вследствие чего они превращаются в загрязнения и прогрессивно накапливаются; - в результате саморазвития антропосферы экологические условия в целом должны улучшаться. Действие принципа экологического самообеспечения можно рассмотреть на примере Байкала. Озеро Байкал – неисчерпаемый источник чистой воды. Чтобы сохранить чистую воду Байкала, хозяйственная деятельность в его бассейне не должна нарушать множество равновесий. Если полностью ликвидировать загрязненность впадающих в Байкал рек, то результатом будет угнетение фауны, т.к. биогенные загрязнения – источник ее питания. Если сильно увеличить загрязненность воды, то биота будет угнетаться прогрессирующим накоплением загрязняющих веществ. Важно не только количество этих веществ в водоеме, но и качественный состав, чтобы они могли участвовать в естественных круговоротах. Если загрязняющие вещества не участвуют в естественных круговоротах, то даже их малое количество оказывает токсическое действие на биоту. Каждый период взаимодействия человека и природы характеризуется наличием нескольких экологических кризисов. Экологический кризис (по В.И.Данилову-Данильяну) - это состояние нарушения устойчивости глобальной биосферы, в результате которой происходят быстрые (за время жизни одного поколения людей) изменения характеристик окружающей среды. Устойчи-вость – это способность природы противостоять нарушениям окружающей среды. Первым считается кризис собирательства и примитивного промысла. Предполагается, что деятельность человека привела к обеднению доступных ему ресурсов. Никаких следов глобального или регионального изменения окружающей среды нет. В этот период один вид человека – неандерталец –сменяется другим – кроманьонцем. Часть людей стала заниматься охотой и рыболовством. Следующим кризисом считается оскуднение охотничьих ресурсов в конце последнего ледникового периода и начале голоцена. Начинают исчезать крупные позвоночные животные. Этот кризис называют кризисом «консументов». Согласно существующей гипотезе причиной кризиса является перепромысел крупных растительноядных животных человеком. Вместе с исчезновением этих животных исчезли и хищники. Кризис не имел глобального масштаба. Следующим кризисом считается засоление почв и деградация поливного земледелия 3-4 тыс.лет назад. Это следствие появления земледелия и скотоводства. Кризис носил локальный характер и был свойственен территориям с орошаемым земледелием. Четвертый кризис – кризис «продуцентов». Кризис связан с массовым уничтожением лесов для освобождения территорий под сельскохозяйственные угодья для использования древесины в качестве топлива и стройматериалов. Следы сведения лесов видны на всем земном шаре. Этот процесс начал развиваться примерно 3-4 тыс.лет назад в начале на Ближнем Востоке, в Китае, Индии, Греции, в средневековье – на всей Европе. После Великих географических открытий уничтожение лесов началось на всех континентах. В середине 19 века этот процесс приобрел глобальный характер. Для ХХ в. характерен глобальный экологический кризис: быстрые изменения окружающей среды, происходящие на глобальном, региональном, локальном уровнях и охватывающие все природные компоненты и сферы Земли. В целом, на материках сформировались три центра дестабилизации окружающей среды. В каждом из них образовалось единое пространство с практически полностью разрушенными экосистемами площадью в несколько млн. км2. Все они находятся в Северном полушарии. Североамериканский центр включает в основном США, частично Канаду и Мексику. На этой территории разрушены леса и прерии, горные экосистемы. Общая площадь территории, на которой сохранилось меньше 10% площади, занятой естественными экосистемами, превышает 6 млн.км2. Европейский центр включает Западную, Центральную и Восточную Европу (в том числе республики бывшего СССР). Здесь разрушены или антропогенно изменены леса и степи, на территории которых сохранилось не более 1- 8% естественных экосистем. Общая площадь этого центра превышает 7 млн.км2. Азиатский центр включает страны Индостана, Шри-Ланку, Малайзию, Бирму, Индонезию (без о.Суматры), Китай с Тайванем (за исключением Тибета и пустынь Такла-Макан и Гоби), Японию, Корею, Филиппины. Общая площадь этого центра превышает 7 млн.км2. Здесь сохранилось менее 5 % естественных экосистем. На остальной части суши имеются пятна территорий с нарушенными экосистемами, размеры которых колеблются от 0,1 до 1 млн. км2. За 8-10 тыс.лет (с начала сельскохозяйственных революций до конца 19 века) человек разрушил естественные экосистемы на 20% суши, из которых основную часть составляли лесные и лесостепные. За ХХ век были разрушены естественные экосистемы еще на 40% площади континентов (без Антарктиды). На планете осталось 94 млн. км2 территорий с ненарушенными экосистемами. Если из этой площади вычесть участки, покрытые ледниками, обнаженными скалами и землями, то остается 52 млн.га. Для ненарушенных территорий характерен естественный растительный покров и очень низкая плотность населения (менее 10 чел. на 1 км2). Хозяйственная деятельность человека по преобразованию суши привела к двум огромным изменениям. Во-первых, человек стал изымать в свою пользу из естественного оборота в экосистемах порядка 40 % чистой первичной продукции, из которых около 7 % используется непосредственно. За столетия человек изменил перераспределение энергии в экосистемах. Во-вторых, в результате уничтожения растительности, человек снизил производство фотосинтетической продукции на 12%. Об экологическом кризисе свидетельствуют, например, следующие изменения окружающей среды с 1972 по 1990 гг.: 1. Рост концентрации парниковых газов от десятых долей до первых процентов ежегодно. 2. Истощение озонового слоя на 1 – 2 % ежегодно. Уменьшение толщины озонового слоя на 1 % приводит к увеличению потока ультрафиолетового излучения на 2 %, возрастанию заболеваемости людей раком кожи – на 4%. 3. Рост эрозии почв – 24 млрд. т ежегодно, снижение их плодородия, засоление, закисление, накопление загрязнителей. В ХХ веке по сравнению с ХIХ загрязнение тяжелыми металлами увеличилось в 10-15 раз. 4. Расширение площади пустынь (60 тыс. км2 в год), рост техногенного опустынивания. За исторический период площади пустынь возросли более чем на 9 млн. км2. 5. Сокращение площади лесов со скоростью 180 +- 20 тыс. км2 в год (1989 год). 6. Подъем уровня Мирового океана на 1-2 мм в год. 7. Быстрое исчезновение видов живых организмов. 8. Рост заболеваемости населения. В крупных городах заболеваемость поллютантной природы составляет от 25 до 50% и т.д. Экологический кризис характеризуется загрязнением окружающей среды. Загрязнением называется поступление в окружающую среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, микроорганизмов, энергии в количествах, вредных для здоровья человека, биоты, экосистем. По объектам загрязнения различают загрязнение поверхностных и подземных вод, почв, воздуха и т.д. Выделяют природные и антропогенные источники загрязнения окружающей среды. К природным источникам относятся пыльные бури, вулканический пепел и т.д. Источниками антропогенного загрязнения являются промышленность, сельское хозяйство, транспорт, коммунально-бытовое хозяйство и т.д. По видам загрязнений выделяют химическое, физическое и биологическое. К физическому загрязнению относят тепловое, шумовое, радиоактивное, электромагнитное. К химическому загрязнению приводит накопление тяжелых металлов, пестицидов, пластмасс, отдельных химических веществ и элементов. К биологическому загрязнению относят биогенное, микробиологическое и другие виды. Современный глобальный экологический кризис обусловливает необходимость охраны природы. Объектом изучения курса "Использование природных ресурсов и охрана природы" как комплексной науки являются природные ресурсы. Главные задачи охраны природы – рациональное использование природных ресурсов, защита природы от загрязнения, сохранение биологического разнообразия. Разработка мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов предполагает выполнение следующих этапов научных исследований: 1) Изучение природных ресурсов в исследуемом регионе, их качественный и количественный учет, картографирование выявленных природных ресурсов. 2) Установление природно-ресурсного потенциала (ПРП) территории, т.е. совокупности естественных ресурсов, выступающих в качестве средств производства или предметов потребления в границах ПТК. 3) Экономическая оценка природных ресурсов в ПТК. 4) Установление приоритетных направлений в хозяйственном освоении природных ресурсов территории, разработка схемы наиболее рационального освоения ПРП, т.е. эффективного в экономическом отношении и при этом экологически безопасного, исключающего развитие негативных природно-антропогенных процессов и деградацию природной среды. 5) Организация охраны отдельных природных объектов и мероприятий по восстановлению и расширенному воспроизводству природных ресурсов. Для решения этих задач требуются специалисты различного профиля: физикогеографы, экономикогеографы, экономисты и т.д. Так, физико-географические исследования необходимы на первом, втором, частично на четвертом и пятом этапах исследований, экономико-географические исследования – на третьем, частично четвертом и пятом этапах. Научно обоснованное решение проблемы рационального использования природно-ресурсного потенциала территории возможно лишь на основе комплексных исследований различных отраслей знаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.220 (0.009 с.) |