Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое «талант психолога»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Призвание появляется тогда, когда человек искренне хочет заниматься тем, чем он занимается. · «Чтобы добиться успеха в MLM, в него надо влюбиться», — гласит один из афоризмов строителей «пирамид». На наш взгляд, это относится не только к «пирамидам», но и к любой деятельности. Но интерес, желание, мотивация к занятиям психологией — только начало призвания. Второй частью его обычно называют способности, талант. Что же это такое, талант психолога. Весь опыт, который нам доступен, общение со многими замечательными коллегами, жизнеописания замечательных практиков нашего дела подсказывают нам: талант психолога — это большой и искренний интерес к другим людям. Не к себе, не к другим по поводу себя, а именно к ним самим — к другим людям ради других людей. · На какой основе это происходит — вопрос неоднозначный. Похоже, у всех по-разному. Главное, есть этот интерес или его нет. Если такой интерес, симпатия, сочувствие, просто любопытство, наконец — одна из главных движущих сил человека, то можно утверждать: у него есть способности к психологии. И чем этот интерес больше, тем больше оснований говорить о таланте. Интерес этот — не данность. Увы? Или ура? Мы не знаем. Интерес к другим людям может разгораться и угасать в зависимости от душевных обстоятельств человека. Как ни странно это звучит, но когда человек начинает активно заниматься совершенствованием — себя, заботой — о своей семье, своих близких, своих друзьях, талант начинает угасать. (Хотя мастерство и профессионализм остаются. Без практики — ненадолго). Круг личного интереса сужается. Человеку уже не интересны все, ему интересны так или иначе — немногие. Не люди вообще, а вот именно эти. Это нормально для нормального человека. Это хорошо. Мы сами приводим своих клиентов к этому. Мы хотим, чтобы у людей вокруг нас было все хорошо на душе, чтобы у них была хорошая семья, хороший дом, хорошая работа, хорошие друзья и так далее. Когда человек успешно справляется с тем, чтобы усовершенствовать себя, свои отношения и позаботиться о своих близких, он становится вполне адаптированным и благополучным. · «Успешно справляется» — по внутренней оценке самого человека. И если, успокоившись по поводу своей успешности, человек вновь с интересом обернется к людям вокруг — ко всем людям — талант вернется к нему. А если решение проблем затягивается и все больше затягивает человека, то его талант может оказаться утраченным насовсем. Мы полагаем, что это происходит циклически. Возникают свои трудности, психолог обращается к ним, становясь просто профессионалом. Трудности разрешаются, коллега вновь обращается к людям и становится профессионалом талантливым. И снова возникают трудности, и снова приходит решение… и так всю жизнь. Профессиональный стиль Итак, даже очень хорошие психологи — разные. Работают ли они индивидуально, ведут ли они группу — они делают это по-своему. Технично, да. Но — по своему. Это «по-своему» получается при соединении профессионального навыка и человеческих качеств психолога. Именно здесь появляются «излюбленные» техники и приемы. Излюбленные они потому, что лучше всего работают. А работают они так, потому что лучше всего согласованы с человеческим своеобразием, опытом и воспитанием человека. Кому-то рациональные техники кажутся сухими и неэффективными, а кто-то достигает с их помощью грандиозных результатов. Зато буксует в работе с бессознательным, где свободно себя чувствует менее логичный коллега. Кто-то любит яркие демонстрации, а кто-то предпочитает постепенный набор опыта, кто-то доводит группу до кипения, а кто-то не выводит ее из транса, кто-то привычно исправляет поведение, а кто-то художественно проводит душеспасительные беседы, кто-то смело затрагивает смысл жизни, а кто-то весело учит правильно знакомиться с девушкой. У всех нас есть сильные стороны, где наша личность и наш профессиональный навык сотрудничают, и стороны слабые — где они противоречат друг другу. · Если слабых слишком много, а сильных мало — отлично, есть над чем работать. А если наоборот — это и есть индивидуальный стиль! Так что если у вас что-то не получается, или получается не сразу, все в порядке. Проверьте, что личное мешает усвоению навыка, назовите это личное — проблемой — и исправьте. А если никак, то усиливайте и без того сильные стороны, компенсируйте ими недостаток и назовите это своим стилем. · Потому что главное — чтобы вы добивались результатов. Главное, чтобы вы делали свое дело. Каким угодно индивидуальным способом, но делали хорошо. И еще раз: если вы знаете, как работать — работайте как знаете. А если нет — делайте как учили. И у вас получится. Резюме по второй части Группа помогает: · Почувствовать себя «нормальным» среди других, · Приобрести информацию, знания, навыки, · Получить опыт доверия и успешного общения с другими, · Опробовать новые модели и образцы поведения, образ мыслей, · Косвенно решить свои проблемы, наблюдая за другими, · Получить помощь и поддержку от многих людей, · Подружиться, завязать контакты, · Добиться результатов быстрее, чем в индивидуальной работе. Группы можно разделить на: · Коррекционные (психотерапевтические), · Личностного роста и развития, · Обучающие. Причем психокоррекция и личностный рост — это движение в одном и том же направлении. Психокоррекция однажды становится личностным ростом, а личностный рост часто начинается с решения проблем. Схема коррекционной работы в группе аналогична схеме индивидуальной коррекционной работы. В группе также есть установление контакта, выявление сути, формирование образа результата, коррекционная фаза и завершение. Выполняется все это с учетом особенностей групповой работы. Начинать вести группу стоит так, как если бы вы продолжали это делать. Мотивировать на работу с вами как с ведущим можно: · Предоставив участникам возможность выбирать ведущего, · Отождествляя ведущего с темой работы группы, Представляясь, важно: · Учитывать пять уровней и четыре типа пространственного расположения участников, · Поддерживать личный контакт, контакт глаз, В первые полторы минуты нужно сказать: · Приветствие группе, · Свое имя, · Что вы из себя представляете применительно к теме работы группы, · Чем вы можете помочь, быть полезным группе. Первые указания должны быть: · Простыми и легкими для исполнения, · Понятными, · Иметь отношение к организации работы группы. Подстройка к группе осуществляется: · Подстройка по целям и ценностям; · Подстройка по ритму; · Подстройка по эмоциональному фону. Групповая динамика включает в себя представление о стадиях развития группы, ролевом распределении, формировании целей и норм группы. При этом: · Роли распределяются на стадии конфликта, · Конфликт происходит вокруг установления целей и норм группы, · Динамика группы может быть перезапущена при возниконовении события, изменяющего любой из факторов, формирующих эту динамику: состав группы, цели группы, время и место работы группы. Ведущий может не только учитывать, но и управлять ходом групповой динамики, исходя из целей группы. В ходе работы ведущий может столкнуться с групповыми сопротивлениями по типу: · Привлечения внимания, · Борьбы за власть, · Личных нападок, · Демонстрации беспомощности. Место и роль ведущего в группе изменяется в зависимости от содержания групповой работы и ситуации в групповой динамике. Принято выделять стили руководства группой: · Авторитарный, · Либеральный, · Демократический. При этом не существует «лучшего» стиля, а есть наиболее подходящий для сиюминутных задач группы. К навыкам, желательным для работы ведущим, мы относим: · Внутреннее спокойствие, · Владение техникой общения, · Артистизм. Внутреннее спокойствие при этом достигается с помощью: · Саморефлексии; · Саморегуляции; · Якорения нужного состояния; · Паузы. Техника общения включает: · наблюдение за изменениями; · подстройку и установление контакта; · активное слушаение; · поддерживающее слушание; · эмоциональное отражение; · навык точных вопросов, · речевые техники, · якорение. Артистизм служит для передачи группе того или иного эмоционального состояния. Это может быть достигнуто с помощью: · подстройки и ведения, · эмоционального заражения, · специального поведения ведущего, · создания ситуации, которая способствовала бы возникновению нужных эмоций. Важно помнить, что эмоции в группе вызываются не ради самих эмоций, а с целями: · Изменения эмоционального фона группы или отдельных участников; · Аргументации от эмоций; · Формирования мотивации; · Обучения. Формирование содержания групповой работы начинается с ответов на вопросы: · Что я могу предложить? · Зачем это мне, как ведущему? · Зачем это будущим участникам группы? Будущим участникам может быть интересно: · решение проблем и получение выгод; · развитие и личностный рост; · обучение. Основная схема содержания работы группы иерархически создается на основе простого цикла: · введение, · основная часть, · завершение. Наполнением плана становятся эпизоды групповой деятельности, которые включают: · Собственно упражнения; · Игры; · Ролевые отыгрыши; · Индивидуальная работа; · Обсуждения; · Мозговые штурмы; · Конкурсы и соревнования; · Групповые трансы; · Лекции; · Демонстрации и примеры. Любой эпизод групповой деятельности (упражнение в широком смысле этого слова) создается на основе того же цикла: введение (настройка и инструкция к упражнению), основная часть («тело» упражнения), заключение (обсуждение и выводы). Упражнение создается на основе следующей схемы: · Поставить четкую цель упражнения; · Представить себе реальные ситуации и поведение; · Выявить внутреннюю структуру; · Упорядочить эту модель; · Составить четкую инструкцию; · Подготовить соответствующую настройку; · Продумать возможные варианты итогового обсуждения-осмысления; · Провести несколько раз в «пилотном» режиме; · Подробно прописать весь текст; · Проводить. Эмоциональные переживания, образующие основу опыта, создаются в упражнениях с использованием тем: · Любовь, · Злость, · Добро, · Несчастье. При проведении обсуждения ведущему нужно обращать внимание на: · Осмысление предшествующего материала, · Использование речевых техник, · Утилизацию случайных реплик, · Сохранение роли «третейского судьи» и эксперта, · Правила организации дискуссии, При групповом наведении транса нужно следовать схеме: · Фиксация внимания, · Перевод фокуса внимания, · Диссоциация сознательных и бессознательных процессов, · Углубление трансового состояния, · Утилизация (использование) трансового состояния, · Выведение из трансового состояния. Пусть ведущий помнит, что трансовые состояния возникают в группе не только при формальном наведении, но и в результате косвенных внушений ведущего, во время эмоциональных пиков и в течение телесно-ориентированной работы. Ведущие могут работать в паре: · Когда один из них ассистирует, · Когда ведущие работают попеременно, · Когда ведущие работают вместе. Если ведущие работают вместе, желательно: · Говорить «вперехват», · Выражать согласие с партнером, · Использовать образ «мы», · Согласовать мировоззрение, · Привыкнуть к партнеру. Завершая работу с группой, нужно: · Зафиксировать результаты работы; · Передать ощущение успеха, · Отпраздновать! Когда мы говорим о работе психолога, мы помним о возможности привести себя в состояние личностного благополучия и пользоваться своими особенностями для создания личного профессионального стиля. Мы исходим из того, что становление психолога основывается не только на его профессиональном росте, но и на личностном развитии. Когда мы говорим о таланте психолога, мы имеем в виду искренний интерес к людям вообще, ко всем окружающим. Когда мы описываем правила и технику работы, мы не предполагаем, что можно и нужно работать только так. Если уважаемые коллеги станут работать как-то совершенно иначе, получая при этом сходные или лучшие результаты, мы будем только рады. Литература Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1999 Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. М.: КСП+, 1999 Андреас К., Андреас Т. Сущностная трансформация. Воронеж: НПО "Модек", 1999 Андреас С., Андреас К. Сердце разума. М.: 2001 Андреас С., Герлинг К., Халбом Т. и др. Миссия НЛП: новейшие американские психотехнологии. М.: 2000 Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия, СПб.: Речь, 2000 Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Воронеж: НПО "Модек", 1995 Беккио Ж., Жюслен Ш. Новый гипноз: практическое руководство. М.: Класс, 1999 Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменения. НПО "Модек", 2000 Бендлер Р., Гриндер Д. Трансформация. Сыктывкар: Флинта, 1999 Бендлер Р., Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. Симферополь: Реноме, 1999 Бендлер Р., Гриндер., Сатир В. Семейная терапия и НЛП. М., 1999 Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб.: Талисман, 1994 Берн Э. Игры, в которае играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Университетская книга, 1998 Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организации групп. Екатеринбург: Литур, 2000 Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1992 Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. СПб.: Светоч, 1994 Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2000 Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии. М.: Алитейа, 1999 Вилсуорт М.Ф. Вилли и его друзья. Воронеж: НПО "Модек", 1995 Витакер Д.С. Группы, как инструмент психологической помощи. М.: Класс, 2000 Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 1999 Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999 Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, СПб., 1994 Гиллиган С. Терапевтические трансы: руководство по эриксоновской гипнотерапии. М.: Класс, 1999 Гордеев М.Н. Классический и эриксоновский гипноз: практическое руководство. М., 2001 Гордон Д., Мейрс-Андерсон М. Секреты психотерапии Милтона Эриксона. М., 1997 Гордон Д.Терапевтические метафоры. СПб.: Белый кролик, 1995 Горин С.А. НЛП: техники россыпью. М.: КСП+, 2000 Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологичекие механизмы. СПб.: Знание, 1999 Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Екатеринбург, 1998 Гриндер Д., Бэндлер Р. Рефрейминг. Воронеж: НПО "Модек", 1995 Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. Москва: КААС, 1995 Гриндер М., Лойд Л. НЛП в педагогике. М., 2001 Делозье Д., Холландер Я., Врица П. и др. Мастерство, новый код и системное НЛП. М.: 1998 Деркс Л., Холландер Я. Сущность НЛП: ключи к личностному развитию. М.: КСП+, 2000 Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М.: Класс, 1997 Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2000 Дилтс Р. Стратегии гениев (в 3 т.). М.: Класс, 1998 Дилтс Р. Фокусы языка. СПб.: Питер, 2000 Дилтс Р., Халлбом Т., Смит С. Убеждения в НЛП: стратегические модули и технологии успеха. Харьков: Зодиак, 2000 Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Яуза, 1996 Егидес А.П. Лабиринты общения. М.: ФилинЪ, 1999 Ермошин А.Ф. Вещи в теле: психотерапевтический метод работы с ощущениями. М.: Класс, 1999 Завьялов В.Ю. Необъявленная психотерапия. М., 1999 Зейг Дж. К. (ред.) Семинар с доктором медицины с Милтоном Г. Эриксоном. Уроки гипноза. М.: Класс, 1994 Зейг Дж. К. Мастер гипноза. Психотерапевтические манипуляции Милтона Эриксона. Минск, 1998 Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000 Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999 Каммерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо: НЛП в семейной терапии. М.: 2000 Карелин А.А. Психология изменений. М.: КСП+, 2000 Кейд Б., О'Хэнлон В. Краткосрочная психотерапия. М.: 2001 Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планов: анализ психотерапевтических механизмов. М.: Класс, 1998 Кинг Н.Е. Цитренбаум Ч.Н. Экзистенциальная гипнотерапия. М.: Класс, 1998 Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Класс, 1993 Ковалев С.В. Перепрограммирование собственной судьбы. М.: КСП+, 2000 Ковалев С.В. Психотерапия личной истории и психокоррекция самотоятельных единиц сознания. Воронеж: НПО "Модек", 2001 Козлов Н.И. Формула личности. СПб.: Питер, 1999 Коледа С.В. Моделирование бессознательного. М., 1999 Кочунас Р. Основы психологического консультирования, М.: Академический проект, 1999 Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М.: Академический проект, 2000 Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000 Кроль Л.М. Между живой водой и мертвой. М.: Класс, 1998 Кроль Л.М. Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии. М.: Класс, 1999 Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М.: Класс, 1993 Кроль Л.М., Пуртова Л.А. (сост.) Методы современной психотерапии. М.: Класс, 2001 Ксендзюк О. Трансформация личности, Одесса: Хаджибей, 1995 Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997 Леонард Д., Лауд Ф. Ребефинг. Техника дыхательных трансов для психотерапии и самосовершенствования. М., 2000 Лой Ш. Психологический тренинг умений. СПб., 2001 Лэнктон К., Лэнктон С. Волшебные сказки: ориентированные на цель метафоры для лечения взрослых и детей. Воронеж: НПО "Модек", 1996 Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. М.: КСП+, 1999 Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997 Макдональд В. Руководство по субмодальностям. Воронеж, 1994 Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998 Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997 Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000 Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Программы и структура поведения. М., 2000 Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М.: Класс, 1999 Молден Д. Психотехнология НЛП для владения собой и управления другими. М., 2000 Мэй Р. Искусство психологического консультирования, М.: Класс, 1994 Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. Питер, 2000 Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М.: Смысл, 1999 Никитин В.Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейа, 1998 О'Коннор Дж., Мак-Дермот Я. Искусство системного мышления. К.: София, 2000 О'Коннор Дж., Мак-Дермот Я. НЛП и здоровье. Челябинск, 1998 О'Коннор Дж., Сеймур Д. НЛП-тренинг. Высшая ступень. М., 2000 Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2000 Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000 Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М., 2001 Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. М., 2001 Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии, М., 2001 Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. СПб.: Петербург-21 век, 1997 Перлз Ф.С. Гештальт-семинары. М., 1998 Плигин А.А., Герасимов А.В. Руководство к курсу НЛП-практик, М.: КСП+, 2000 Польстер И. Обитаемый человек: терапевтическое исследование личности. М.: Класс, 1999 Польстер И. Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. М.: Класс, 1999 Психиатрия, психосоматика, психотерапия. М.: Алитейа, 1999 Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект-Пресс, 2000 Райгородский Д.Я. (сост.) Психология масс. Самара: Бахрах-М, 2001 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000 Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999 Рейнхард Л. Трансформация. М.: Либрис, 1997 Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994 Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: ЭКСМО-пресс, 2000 Розен С. Гипнотические истории Милтона Эриксона для обучения и психотерапии. М, 1998 Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998 Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб.: Речь, 2000 Руффлер М. Игры внутри нас. М., 1998 Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Ювента, 1999 Сеймур Д., О'Коннор Дж. Введение в нейро-лингвистическое программирование. Челябинск: Версия, 1997 Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000 Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб.: Речь, 2000 Смит М.Д. Тренинг уверенности в себе. СПб., 1998 Соколов Д.Ю. Лоскутное одеяло или психотерапия в стиле дзен. М.: Класс, 1999 Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия, М., 1998 Спаркс М. Начальные навыки эриксонианского гипноза. Воронеж, НПО "Модек", 1995 Трошихина Е.Г. (под ред) Тренинг развития жизненных целей. СПб.: Речь, 2001 Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия, М., 1997 Фаррелли Ф., Брандсма Д. Провокационная терапия. Екатеринбург, 1996 Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 1999 Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000 Франкл В.Э. Психотерапия на практике. СПб.: Ювента, 1999 Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. М.: Класс, 2001 Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000 Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Минск, 1998 Харрис Т.А. Я-о'кей, ты-о'кей. М.: Смысл, 1997 Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М.: Магистр, 1999 Хейли Дж. О Милтоне Эриксоне. М.: Класс, 1998 Хейли Дж. Терапия испытанием. М.: Класс, 1998 Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: Эксмо-Пресс, 1999 Хорни К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ. М.: Прогресс, 1993 Хрящева Н.Ю. (под ред.) Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2000 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997 Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс, 1999 Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999 Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. М.: КСП+, 1999 Шибутани Т. Социальная психология, Ростов-на-Дону: Феникс, 1998 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999 Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 1999 Эриксон М., Росси Э. Человек из февраля. М.: Класс, 1995 Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности. М.: Класс, 1999 Эриксон М.Х. Стратегия психотерапии, СПб., 1999 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996 Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000 Ялом И. Экзистенциальная психотерапия, М.: Класс, 1999 Япко М. Боль жизни. Техники эриксоновского гипноза и НЛП для краткосрочной психотерапии и депрессий. М., 1997
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.224 (0.015 с.) |