Материалы и методы исследования.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы и методы исследования.



В этой главе дается краткая характеристика методов исследования. Клинический психолог использует в своей работе большой спектр методов научного исследования: клинико-психологический (наблюдение, анамнестический метод, интервью, изучение продуктов деятельности), экспериментально-психологический (нестандартизированные и стандартизированные методы), психофизиологический, метод включенного наблюдения: «внешнего» (объективного) и «внутреннего» (самонаблюдения) и ряд других. Выбор методов психологического исследования зависит от конкретных зада исследования. В обязательном порядке обосновывается выбор используемых методик. Указывается их назначение. При характеристике методик обязательно указываются авторы, а также, если методика зарубежная, приводятся сведения о ее апробации и адаптации на отечественной популяции (указываются учреждение и авторов). При разработке собственной методики необходимо указать, что исследование имеет пилотажный характер. Также, необходимо уделить внимание обоснованию выбора статистических процедур в зависимости от характеристик выборки и характера изучаемых переменных. Все бланки ответов и тексты опросников должны быть оформлены в виде приложения. Например, «Госпитальная шкала тревоги и депрессии», приложение №1.

Результаты исследования.В этой главе излагаются результаты собственных исследований. Логика описания результатов должна соответствовать логике постановки задач исследования и должна подводить к достижению поставленной цели. Результаты оформляются в виде графиков, таблиц, рисунков, каждый из которых имеет соответствующее текстовое описание. Все рисунки, графики и таблицы должны быть пронумерованы и подписаны. В описании результатов следует уделять внимание не только полученным фактам, но и по возможности трактовке (объяснению) полученных данных.

Выводы. Выводы должны строго соответствовать задачам и гипотезе. Выводы должны быть содержательными и убедительными, могут включать цифры, должны быть пронумерованы. Выводы – это краткая презентация результатов выполненного исследования.

Заключение. В заключении следует кратко изложить замысел, обоснование направления, ход проведенного исследования и полученные результаты. Заключение пишется в свободном стиле и может содержать перспективы дальнейшей работы в том виде, какими их представляет автор.

Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретического материала. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично автором работы. Практические рекомендации. Рекомендации предполагают конкретные указания на способы использования полученных результатов. Рекомендации имеют конкретного адресата. Например, они могут быть даны школьному психологу, родителям, приемно-отборочной комиссии и т.д.

Список литературы. После заключения, выводов и рекомендаций приводится список использованной литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте выпускной квалификационной работы. Рекомендуемое число источников – 40-70.

Приложение.Выпускная квалификационная работа может иметь и приложение. Вспомогательные и дополнительные материалы, которые перегружают текст основной части работы, помещают в приложениях. Приложение включает вспомогательный материал, таблицы вспо­могательных цифровых данных, протоколы опытов, описание аппаратуры и приборов, иллюстрации вспомогательного типа .

ЯЗЫК И СТИЛЬ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит свое выражение во всей системе речевых средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство положений, выявленных в результате исследования эмпирических фактов.

Для научного текста характерна смысловая законченность, объективность, целостность и связанность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли, противоречивые отношения, причинно-следственные отношения, логический переход от одной мысли к другой, итог, вывод. Особенностью языка научного текста отсутствие экспрессивной лексики. Следует избегать также двусмысленных слов и определений, таких как «очень редко…», «психологами нашего Центра…», «некоторая часть выборки…» и т.д.

 

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВКР

 

ВКР должна быть выполнена с использованием персонального компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Например, при работе с редактором Microsoft Word с использованием шрифта Times New Roman в основном тексте задается размер шрифта 14, межстрочный шаг полуторный, количество строк на странице 30. В таблицах и приложениях можно применять другие параметры. Текст следует размещать, соблюдая следующие размеры полей:

- левое – 30 мм, верхнее – 20 мм,

- правое – 1,5 мм, нижнее – 20 мм.

Допускается оформление ВКР от руки, но запись должна быть аккуратной и разборчивой.

Общий объем ВКР не менее 60-80 страниц печатного текста.

Исправления и изменения, опечатки и графические неточности могут выполняться черными чернилами на зачищенном или закрашенном белой краской месте.

 

Нумерация страниц. Нумерацию страниц ВКР необходимо выполнять арабскими цифрами сквозным способом по всему тексту работы, включая приложения. Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию, но номер страницы на них не проставляется. Иллюстрации и таблицы, размещенные на отдельных листах, также включаются в нумерацию.

 

Рубрикация. Основная часть обычно разбивается на три вопроса (а не главы), каждый из которых разбивается на подвопросы. Вопросы и подвопросы нумеруют арабскими цифрами, углубляя порядок нумерации при переходе от вопроса к подвопросу.

Пример нумерации вопросов: 1, 2, 3.

Пример нумерации подвопросов: 2.1, 2.2, 2.3 и т.д. (подвопросы вопроса 2); 3.1, 3.2, 3.3 и т.д. (подвопросы вопроса 3).

Каждый вопрос в тексте работы следует начинать с новой страницы. Наименование вопросов пишется в центре строки. Наименование подвопросов также пишется в центре строки, на той же странице, где закончился текст предыдущего подвопроса. После наименования вопросов и подвопросов не ставится точка, перед цифрой нумерации не пишется слово «вопрос». Требуется, чтобы наименования вопросов и подвопросов соответствовали таковым в оглавлении работы и были расположены на той странице, которая приведена в оглавлении. Наименование вопросов и подвопросов должно быть кратким и отражать их содержание. Расстояние между заголовками вопроса и тестом при выполнении машинописным способом составляет три – четыре интервала (15мм), между заголовком подвопроса и текстом – два интервала.

Таблицы. Часто в работах используется материал, который помещают в таблицах. Каждая таблица имеет свой порядковый номер в пределах всей работы (сквозная нумерация арабскими цифрами), или в пределах конкретного вопроса, если в работе приводится много табличного материала. В тексте, предшествующем таблице, должна быть ссылка на конкретную таблицу. Оформление таблицы начинается с указания в правом верхнем углу над таблицей слова «Таблица», после которого следует ее номер. На следующей строке по центру приводится наименование таблицы (см. табл.1). Если все показатели таблицы имеют одинаковые единицы измерения, то их приводят после наименования через запятую, которую ставят в конце наименования таблицы.

 

Таблица 1

Примеры слабых и сильных коммуникативных критериев

№ п/п Слабый Сильный
Кого бы Вы выбрали для проведения свободного времени? С кем бы Вы желали проводить свой досуг во время перерывов между работой?
С кем бы вы желали вместе работать? С кем бы Вы желали вместе работать на одной операции(станке и др.)
Кого бы вы выбрали своим бригадиром? Вскоре Вашей бригаде поручат сборку нового оборудования, кого бы Вы желали выбрать своим бригадиром в новых условиях работы?

 

 

Если произошло деление таблицы по нескольким страницам, то над последующими частями пишут «Продолжение табл. 1».

Иллюстрации. Иллюстративный материал курсовой работы включает схемы, диаграммы, гистограммы, графики разных типов: квадратные, круговые, секторные, линейные, столбиковые и др. Все иллюстрации в работе именуются рисунками. Каждый рисунок имеет номер и наименование. Нумерацию можно выполнять в пределах одного вопроса, например: рис. 1.1, 1.2 (рисунки 1,2 в первом вопросе курсовой работы) или сквозным способом в пределах всей работы, например: 1,2,3 (рисунки 1,2,3, последовательно размещенные в работе без указания вопроса). Номер рисунка пишется после сокращения «Рис.». Наименование рисунка ставится после его номера без точки в конце наименования. Номер рисунка и его наименование размещают под рисунком с абзацного отступа.

Среди всех видов иллюстративного материала наиболее презентабельным является гистограмма. Она позволяет отобразить те или иные результаты экспериментального исследования с максимальным эффектом наглядности. На нижеприведенном примере гистограммы отображены различия между группами испытуемых по выраженности таких параметров эмоционально-волевой сферы как самочувствие, активность, настроение. В том случае, если гистограмма, как и любой рисунок, сопровождается пояснительной информацией, то ее необходимо приводить после наименования рисунка.

 
 

Рис. 1

Различия между группами испытуемых по выраженности самочувствия, активности и настроения (по тесту САН).

Обозначения: С – самочувствие; А – активность; Н – настроение.

Графики как форма представления данных используются чаще всего с целью отображения динамики изменений тех или иных психических процессов, свойств, состояний и т.п. На графике с той или иной степенью отчетливости прослеживается как направление изменения, так и его величина.

 
 

Рис 2

Изменение показателей объема и переключаемости внимания по итогам проведенной коррекционно - развивающей работы.

Иллюстрации могут быть расположены по тексту курсовой работы (после первого упоминания о ней) или даны в приложении.

 

Расчет статистических критериев. Процедура расчета имеющихся экспериментальных данных с помощью статистических критериев производится в соответствии с алгоритмом и формулами, характеризующими указанные статистические критерии. Оформление данного расчета структурно соответствует его алгоритму.

 

Общие правила оформления библиографических ссылок и списков

Библиографическая ссылка – это совокупность кратких библиографических сведений об источнике цитаты или заимствования, а также об издании, которое оценивается, рекомендуется или критикуется в основном тексте, необходимых и достаточных для их общей характеристики, идентификации и поиска.

Прикнижный (пристатейный) библиографический список – это библиографическое пособие, содержащее библиографические описания использованных (цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых) и (или) рекомендуемых документов.

В тексте любой научной работы для конкретизации и подтверждения точности приведенных данных, цифр, фактов, цитат необходимо использовать ссылки. Это могут быть ссылки на структурные элементы работы (таблицы, иллюстрации, приложения), на документы (библиографические источники).

Ссылки на источник (документ) – библиографические ссылки – по месту расположения бывают:

1) внутритекстовые (непосредственно в строке после текста, к которому относятся);

2) подстрочные (помещаются в нижней части страницы, под строками основного текста);

3) затекстовые (размещенные за основным текстом всей работы или каждой главы);

4) комбинированные.

 

Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда сведения об анализируемом источнике невозможно перевести в библиографический список или они являются частью основного текста.

Описание в подобных ссылках содержит имя автора, заглавие, которое заключается в кавычки, в круглых скобках приводятся данные о месте издания, издательстве и годе издания.

 

Например:

«Ценным подспорьем для молодых родителей является книга К.С. Ладовой и Л.В. Дружининой «Продукты и блюда в детском питании» (М. : Росагропромиздат, 1991)».

 

Чаще всего используются затекстовые ссылки. При этом достигается значительная экономия в объеме текста работы, так как устраняется необходимость постраничных ссылок на библиографические источники при использовании цитат из этих источников или сведений из них.

Под затекстовыми ссылками понимается указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце работы или к каждой главе.

Ссылка на источник в целом оформляется в следующем виде:

«В.И. Иванов (2005) наиболее важными проблемами в международной стандартизации в области библиографии считает...».

«Психологическая реабилитация больных инфарктом миокарда является актуальной проблемой психосоматики (Иванов В.И., 2005)».

Ссылка на определенные фрагменты источника отличается от предыдущей указанием страниц цитируемого документа.

 

Применяется и комбинированная ссылка, например: «Как видно из исследований (Иванов В.И., 2005; Петров М.И., 2006; Сидоров П.К и соавт., 2008)...».

 

Если библиографический список не нумерован, то в отсылке проставляют начальные слова библиографического описания (имя автора или первые слова заглавия) и год издания.

 

Список использованной литературы

Вся использованная в процессе научного поиска литература оформляется в список и является обязательной частью вузовской книги. Количество и характер источников в списке дают представление о степени изученности конкретной проблемы автором издания, документально подтверждают точность и достоверность приведенных в тексте заимствований: ссылок, цитат, информационных и статистических данных.

Поэтому каждый документ, включенный в список, должен быть описан в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки.

С 1 июля 2004 г. введен в действие ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Примеры библиографического описания

некоторых документов

 

Книги (однотомники)

Книга с одним автором

1. Балабанов, И.Т. Валютные операции / И.Т. Балабанов. – М. : Финансы и статистика, 1993. – 144 с.

 

Книга с двумя авторами

1. Корнелиус, X. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты / X. Корнелиус, 3. Фэйр ; пер. П.Е. Патрушева. – М. : Стрингер, 1992. – 116 с.

Книга с тремя авторами

1. Киселев, В.В. Анализ научного потенциала / В.В. Киселев, Т.Е. Кузнецова, З.З. Кузнецов. – М. : Наука, 1991. – 126 с.

 

Книга с пятью авторами и более

1. Теория зарубежной судебной медицины : учеб. пособие / В.Н. Алисиевич [и др.]. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 40 с.

 

Сборник

1. Малый бизнес: перспективы развития : сб. ст. / под ред. В.С. Ажаева. – М. : ИНИОН, 1991. – 147 с.

 

Официальные документы

 

1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с.

 

Диссертации

 

1. Медведева, Е.А. Высшее библиотечное образование в СССР: Проблемы формирования профиля (История, совр. состояние, перспективы) : дис. ... канд. пед. наук : защищена 12.04.2000 : утв. 24.09.2000 / Е.А. Медведева. – М. : Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 2000. – 151 с.

Автореферат диссертации

 

1. Еременко, В.И. Юридическая работа в условиях рыночной экономики : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : защищена 12.02.2000 : утв. 24.06.2000 / В.И. Еременко. – Барнаул : Изд-во ААЭП, 2000. – 20 с.

 

 

Аналитическое описание

 

Аналитическим считают описание составной части документа (статьи, главы, параграфа и т.п.), и выглядит оно следующим образом:

Сведения о составной части // Сведения о документе, в котором помещена составная часть.

 

 

Примеры аналитического описания

 

Из собрания сочинения

1. Герцен, А.И. Тиранство сибирского Муравьева / А.И. Герцен // Собр. соч. : в 30 т. – М. : [Приор?], 1998. – Т. 14. – С. 315–316.

 

Из сборника

1. Андреев, А.А. Определяющие элементы организации научно-исследовательской работы / А.А. Андреев, М.Л. Закиров, Г.Н. Кузьмин // Тез. докл. межвуз. конф. Барнаул, 14–16 апр. 1997 г. – Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1997. – С. 21–32.

 

1. Сахаров, В. Возвращение замечательной книги : заметки о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / В. Сахаров // За строкой учебника : сб. ст. – М. : [Худ. лит.], 1989. – С. 216–229.

 

Из словаря

1. Художник к кино // Энциклопедический словарь нового зрителя. – М. : [Искусство], 1999. – С. 377–381.

 

Глава или раздел из книги

1. Костиков, В. Не будем проклинать изгнанье / В. Костиков // Пути русской эмиграции. – М. : [Б.и.], 1990. – Ч. 1, гл. 3. – С. 59–86.

 

2. Муравьев, А.В. Культура Руси IX – первой половины XII в. / А.В. Муравьев, А.М. Сахаров // Очерки истории русской культуры 1Х–ХVII вв. : кн. для учителя. – М. : Изд-во МГУ, 1984. – Гл. 1. – С. 7–74.

 

Из журнала

1. Гудков, В.А. Исследование молекулярной и надмолекулярной структуры ряда жидкокристаллических полимеров / В.А. Гудков // Журн. структур. химии. – 1991. – Т. 32. – №4. – С. 86–91.

 

2. Афанасьев, В. Святитель Игнатий Брянчанинов и его творения / В. Афанасьев, В. Воропаев // Лит. учеба. – 1991. – Кн. 1. – С. 109–118.

 

Из газеты

1. Антонова, С. Урок на траве: Заметки из летнего лагеря скаутов / С. Антонова // Известия. – 1990. – 3 сент.

 

2. Горн, Р. Скауты вышли из подполья / Р. Горн // Учит. газ. – 1991. – №38. – С. 9.

 

Статья из продолжающегося издания

1. Колесова, В.П. К вопросу о реформе власти / В.П. Колесова, Е.Ю. Шуткина // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2001. – Вып. 5. – С. 47–50.

 

РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ВКР

Результаты исследования, проведенного в рамках ВКР заслушиваются на кафедральном совещании не позднее, чем за 2 месяца до назначенного срока ее защиты. Рассмотрение результатов ВКР на кафедре проводится в виде предзащиты и предусматривает выступление студента с докладом по итогам проведенного исследования.

В ГАК выпускная квалификационная работа представляется с отзывами научного руководителя и рецензента не позднее, чем за десять дней до даты защиты. После проведения нормоконтроля защита выпускной квалификационной работы происходит на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Защита выпускной квалификационной работы происходит публично и содержит:

§ доклад студента не более 10 минут,

§ ответы на вопросы присутствующих,

§ выступление научного руководителя,

§ зачтение отзывов руководителя и рецензента,

§ открытое обсуждение работы.

Результаты защиты обсуждаются на закрытом заседании членов ГАК, где выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), которая сообщается защищающим диплом студентам в завершении совещания.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВКР

Выпускная квалификационная работа оценивается на «отлично», если:

1. Обзор выполнен на основе современных периодических научных изданий (монографий) с привлечением иностранных источников;

2. Исследование проведено с соблюдением всех методологических принципов исследования, имеется математическая обработка результатов, выводы логично вытекают из проведенного исследования;

3. Отсутствуют погрешности в оформлении работы (соблюдена структура, выверены ссылки на источники, библиографическое оформление ссылок в соответствии с ГОСТ);

4. ВКР представлена в деканат в срок (за 10 дней до защиты).

5. В процессе защиты студент показывает хорошее владение теоретическим материалом, грамотно и аргументировано презентует результаты работы, отвечает на все вопросы членов ГАК.

Оценка «отлично» может быть снижена до «хорошо», если студент нечетко изложил результаты работы в своем докладе, неубедительно отвечал на вопросы в процессе защиты.

 

Выпускная квалификационная работа оценивается на «хорошо», если:

1. Работа оценивается на «хорошо», если содержит некоторые неточности, не влияющие на основные результаты работы (погрешности в оформлении);

2. Работа не представлена в деканат в срок (позже, чем за 10 дней до защиты);

3. ;Недостаточен объем реферируемой литературы либо ее качество (привлечение источников старше 10 лет, привлечение учебных пособий, и т.д).

4. При изложении результатов исследования студент испытывает затруднения в трактовке полученных данных;

 

Оценка «хорошо» может быть повышена до «отлично», если при имеющихся недочетах, изложенных в пунктах 1-3, студент показывает глубокое осмысление полученных результатов, отвечает на все вопросы комиссии ГАК.

 

 

Выпускная квалификационная работа оценивается на «удовлетворительно», если

1. При выполнении литературного обзора привлечено недостаточное количество источников или страдает их качественный состав (привлечение учебников, учебных пособий, единичные периодические научные издания);

2. Имеются методологические погрешности в выполнении работы (отсутствие контрольной группы, неадекватные методы математической обработки);

3. Работа имеет существенные недостатки в области качества и интерпретации эмпирических данных или теоретического освещения проблемы;

4. Имеются существенные погрешности в оформлении (библиографический список, оформление таблиц, ссылок, и т.д);

5. Студент не отвечает на вопросы (отвечает не на все вопросы) членов комиссии ГАК.

 

Выпускная квалификационная работа оценивается на «неудовлетворительно», если:

1. При проведении нормоконтроля выявляется, что работа «скачана» из Интернета;

2. Проведенное исследование имеет грубые методологические погрешности;

3. Имеются существенные погрешности в оформлении (библиографический список, оформление таблиц, ссылок, и т.д);

4. Студент не отвечает на вопросы (отвечает не на все вопросы) членов комиссии ГАК.

В случае неудовлетворительной оценки (а также в случае, когда кафедра не рекомендует работу к защите), выпускная квалификационная работа может быть доработана и представлена к защите через год (с повторением заново процедуры предоставления и защиты).

 

 

РАЗДЕЛ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Цель государственного экзамена – выявление теоретической и практической подготовки выпускников к решению профессиональных задач, оценка знаний теорий и методологии в области общей, дифференциальной, клинической психологии и психодиагностике, а также умения решать конкретные клинико-психологические задачи.

На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, необходимые для выполнения своих профессиональных обязанностей и последующего обучения в аспирантуре. Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, его способности к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.016 с.)