Итоговой государственной аттестации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговой государственной аттестации



Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)

 

Декан факультета

клинической психологии

доцент

Ласовская Т.Ю.

«____»_____________2011г.

 

ПРОГРАММА

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302

«КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Утверждена Ученым Советом

факультета клинической психологии

«_____»__________________2011г.

Протокол № _________________

НОВОСИБИРСК 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

Целю итоговой государственной аттестации является оценка теоретических знаний выпускников, а также их навыков решения научных, научно-практических, научно- исследовательских и других профессиональных задач теоретического и прикладного характера в рамках специальности.

Итоговая государственная аттестация по специальности 030302.65 «Клиническая психология» включает выпускную квалификационную работу и государственные экзамены, позволяющие оценить теоретическую, методическую и практическую подготовку выпускника.

Структура и требования итоговой государственной аттестации соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 030302.65 «Клиническая психология».

РАЗДЕЛ 1. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030302.65 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Цель выпускной квалификационной работы (ВКР) – оценка профессиональной (теоретической, методической и практической) подготовки выпускника на материале эмпирической (исследовательской, методической, коррекционной) работы с учетом качества ее выполнения и защиты.

Выпускная квалификационная работа по специальности 030302.65 «Клиническая психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты экспериментального исследования либо апробированный проект коррекционного, тренингового или методического характера. Выпускная квалификационная работа позволяет оценить уровень профессиональной эрудиции выпускника, его способность к научной и практической деятельности в разных областях клинической психологии.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Выпускная квалификационная работа (ВКР) выполняется на базах городских учреждений здравоохранения, народного образования, дошкольных учреждений, психолого-педагогических служб, специализированных образовательных учреждений, научно-исследовательских учреждений. Научное руководство ВКР осуществляется сотрудниками выпускающей кафедры клинической психологии. Тематика работ избирается с учетом основных научных направлений кафедры клинической психологии, заслушивается и утверждается на кафедральном совещании и Ученом совете факультета клинической психологии. После утверждения темы ВКР студенты составляют план работы, контроль за выполнением которого осуществляется научным руководителем.

ВКР представляется в форме, позволяющей оценить ход выполнения исследования, обоснованность полученных результатов, выводов и рекомендаций, их достоверность и практическую значимость. Совокупность полученных в выпускном квалификационном исследовании результатов должна свидетельствовать о наличии у автора навыков исследовательской и прикладной работы в области клинической психологии, его умения планировать, проводить, математически обрабатывать, объяснять полученные данные и оформлять результаты исследования.

 

ТЕМА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Тема ВКР, как правило,выбирается из перечня актуальных исследовательских задач, решаемых в научно-исследовательской работе кафедры клинической психологии и определяется ее актуальностью и практической значимостью. Преимущественное значение для оценки работы имеют продемонстрированные выпускником навыки, умения и знания, соответствующие подготовке клинического психолога.

Для эмпирических исследований используются такие методики, как клиническое интервью, структурированное интервью, данные анамнеза, опросники, оценивание (рейтинг), наблюдение, эксперимент, математико-статистические методы. В зависимости от характера и степени сложности исследовательской задачи определяются методы ее решения, исследовательские приемы, виды экспериментов, статистические исчисления, теоретические обобщения. В связи с интегративным характером клинической психологии обычно применяется не один метод, а система соподчиненных методов и исследовательских приемов.

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ВКР относится к категории учебно-квалификационных работ, поэтому в ней должна быть продемонстрирована не столько квалификация автора в области самостоятельного решения поставленной проблемы, сколько его способность провести законченное, методологически и методически обоснованное исследование на всех этапах исследовательской программы. Полученные данные должны быть всесторонне и глубоко проанализированы, а также интерпретированы в рамках принятой теоретической концепции.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ВКР

Выпускная квалификационная работа должна содержать:

§ Титульный лист

§ Оглавление

§ Введение

§ Обзор литературы

§ Материалы и методы

§ Практическую часть (Результаты исследования)

§ Выводы

§ Заключение

§ Практические рекомендации (если они вытекают из содержания работы)

§ Библиографический список

§ Приложения

Титульный листявляется первой страницей выпускной квалификационной работы и заполняется в строгом соответствии с правилами:

§ В верхнем поле дается указание на Министерство образования Российской Федерации, далее указывается полное наименование учебного заведения.

§ Ниже указывается факультет и кафедра, на которой выполнена работа.

§ В среднем поле дается название выпускной квалификационной работы, которое приводится без слова «тема» и не заключается в кавычки. В заглавии работы не следует допускать неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов...», а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о...», «К изучению...», «Материалы к...».

§ Под названием выпускной квалификационной работы указываются фамилия, имя, отчество студента. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, приводятся фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень.

§ В нижнем поле указываются место выполнения выпускной квалификационной работы и год ее написания.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки выпускной квалификационной работы (кроме подзаголовков, которые даются в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Введение предназначено для формулирования направления исследования, его цели и задач. Во введении должны быть четко сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования, его предмет и объект, указаны методики исследования и теоретическое обоснование выбора. Как правило, во введении обосновываются актуальность выбранной проблемы.

Введение должно быть кратким и сжатым изложением основных идей работы. В нем должны отсутствовать подробности, связанные, например, с возникновением замысла работы или с личными переживаниями исследователя. Рекомендуемый объем введения – не более 3 страниц машинописного текста.

Актуальность исследования. Актуальность исследования определяется прежде всего запросами практики и необходимостью научного решения выявленных проблем. Обычно актуальность исследования позволяет точно и обоснованно сформулировать проблему исследования. В соответствии с формулировкой выявленной проблемы формулируется цель исследования.

Цель исследования это научное решение сформулированной проблемы. Цели работы могут быть разнообразными, например:

«Изучение особенностей реакции на стресс ……….»

«Оценка эффективности арт-терапии в коррекции тревожности детей младшего школьного возраста»

«Разработка психокоррекционных (тренинговых) программ в ….»

 

Задачи исследования. Постановка задач исследования - это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Соответственно, в работе может быть поставлено несколько задач.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования в соответствии с методологическими требованиями и принципами.

Предмет исследования. Предметом исследования в психологии являются психологические процессы, состояния и явления. Например, депрессия, тревожность, внимание, память и др.

Объект исследовании. Объектом исследования могут в этом случае быть:

«Динамика тревожности в ходе проведения музыкальной терапии у пациентов с острым инфарктом миокарда»; «Оценка динамики школьной тревожности у учащихся 1 классов в течении первого полугодия обучения»; «Особенности внимания и памяти у школьников, занимающихся в шахматном кружке…».

Гипотеза исследования. Гипотеза – это утверждение (суждение), соответствие которого действительности необходимо проверить в ходе исследования, с помощью его результатов. Гипотеза может быть подтверждена результатами исследования, а может быть опровергнута, что также является научным результатом. Например, выдвигается гипотеза о том, что некая модификация методики коррекции позволит повысить ее эффективность, однако в ходе проведенного исследования данная гипотеза не получила надежного доказательства. Для того чтобы это было возможно, гипотеза должна быть сформулирована точно и однозначно. Не следует выносить на анализ несколько гипотез, даже логически связанных друг с другом. Множество гипотез, как правило, невозможно ни доказать ни опровергнуть в ходе планируемого исследования.

Обзор литературы. Обзор литературы выпускной квалификационной работы представляет собой аналитический обзор по проблеме исследования.Задача такого обзора заключается в необходимостиопределения проблемной области по теме избранного исследования и обосновании его. Аналитический обзор научной литературы является исследовательским процессом, поэтому он не может быть ограничен простым цитированием множества авторов, разрабатывающих ту же проблему.

Обзор служит более четкому представлению теоретических достижений в избранной проблемной области, формулированию неразрешенных проблем или выявленных противоречий и обоснованию собственных задач и методов исследования. План аналитического обзора научной литературы должен соответствовать цели исследования и является одной из его задач.

Предпочтение реферируемых источников литературы, на основе которых выполняется обзор, отдается монографиям, классическим трудам, периодическим научным изданиям на русском и иностранном языках.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ВКР

 

ВКР должна быть выполнена с использованием персонального компьютера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Например, при работе с редактором Microsoft Word с использованием шрифта Times New Roman в основном тексте задается размер шрифта 14, межстрочный шаг полуторный, количество строк на странице 30. В таблицах и приложениях можно применять другие параметры. Текст следует размещать, соблюдая следующие размеры полей:

- левое – 30 мм, верхнее – 20 мм,

- правое – 1,5 мм, нижнее – 20 мм.

Допускается оформление ВКР от руки, но запись должна быть аккуратной и разборчивой.

Общий объем ВКР не менее 60-80 страниц печатного текста.

Исправления и изменения, опечатки и графические неточности могут выполняться черными чернилами на зачищенном или закрашенном белой краской месте.

 

Нумерация страниц. Нумерацию страниц ВКР необходимо выполнять арабскими цифрами сквозным способом по всему тексту работы, включая приложения. Титульный лист и оглавление включаются в общую нумерацию, но номер страницы на них не проставляется. Иллюстрации и таблицы, размещенные на отдельных листах, также включаются в нумерацию.

 

Рубрикация. Основная часть обычно разбивается на три вопроса (а не главы), каждый из которых разбивается на подвопросы. Вопросы и подвопросы нумеруют арабскими цифрами, углубляя порядок нумерации при переходе от вопроса к подвопросу.

Пример нумерации вопросов: 1, 2, 3.

Пример нумерации подвопросов: 2.1, 2.2, 2.3 и т.д. (подвопросы вопроса 2); 3.1, 3.2, 3.3 и т.д. (подвопросы вопроса 3).

Каждый вопрос в тексте работы следует начинать с новой страницы. Наименование вопросов пишется в центре строки. Наименование подвопросов также пишется в центре строки, на той же странице, где закончился текст предыдущего подвопроса. После наименования вопросов и подвопросов не ставится точка, перед цифрой нумерации не пишется слово «вопрос». Требуется, чтобы наименования вопросов и подвопросов соответствовали таковым в оглавлении работы и были расположены на той странице, которая приведена в оглавлении. Наименование вопросов и подвопросов должно быть кратким и отражать их содержание. Расстояние между заголовками вопроса и тестом при выполнении машинописным способом составляет три – четыре интервала (15мм), между заголовком подвопроса и текстом – два интервала.

Таблицы. Часто в работах используется материал, который помещают в таблицах. Каждая таблица имеет свой порядковый номер в пределах всей работы (сквозная нумерация арабскими цифрами), или в пределах конкретного вопроса, если в работе приводится много табличного материала. В тексте, предшествующем таблице, должна быть ссылка на конкретную таблицу. Оформление таблицы начинается с указания в правом верхнем углу над таблицей слова «Таблица», после которого следует ее номер. На следующей строке по центру приводится наименование таблицы (см. табл.1). Если все показатели таблицы имеют одинаковые единицы измерения, то их приводят после наименования через запятую, которую ставят в конце наименования таблицы.

 

Таблица 1

Примеры слабых и сильных коммуникативных критериев

№ п/п Слабый Сильный
  Кого бы Вы выбрали для проведения свободного времени? С кем бы Вы желали проводить свой досуг во время перерывов между работой?
  С кем бы вы желали вместе работать? С кем бы Вы желали вместе работать на одной операции(станке и др.)
  Кого бы вы выбрали своим бригадиром? Вскоре Вашей бригаде поручат сборку нового оборудования, кого бы Вы желали выбрать своим бригадиром в новых условиях работы?

 

 

Если произошло деление таблицы по нескольким страницам, то над последующими частями пишут «Продолжение табл. 1».

Иллюстрации. Иллюстративный материал курсовой работы включает схемы, диаграммы, гистограммы, графики разных типов: квадратные, круговые, секторные, линейные, столбиковые и др. Все иллюстрации в работе именуются рисунками. Каждый рисунок имеет номер и наименование. Нумерацию можно выполнять в пределах одного вопроса, например: рис. 1.1, 1.2 (рисунки 1,2 в первом вопросе курсовой работы) или сквозным способом в пределах всей работы, например: 1,2,3 (рисунки 1,2,3, последовательно размещенные в работе без указания вопроса). Номер рисунка пишется после сокращения «Рис.». Наименование рисунка ставится после его номера без точки в конце наименования. Номер рисунка и его наименование размещают под рисунком с абзацного отступа.

Среди всех видов иллюстративного материала наиболее презентабельным является гистограмма. Она позволяет отобразить те или иные результаты экспериментального исследования с максимальным эффектом наглядности. На нижеприведенном примере гистограммы отображены различия между группами испытуемых по выраженности таких параметров эмоционально-волевой сферы как самочувствие, активность, настроение. В том случае, если гистограмма, как и любой рисунок, сопровождается пояснительной информацией, то ее необходимо приводить после наименования рисунка.

 
 

Рис. 1

Различия между группами испытуемых по выраженности самочувствия, активности и настроения (по тесту САН).

Обозначения: С – самочувствие; А – активность; Н – настроение.

Графики как форма представления данных используются чаще всего с целью отображения динамики изменений тех или иных психических процессов, свойств, состояний и т.п. На графике с той или иной степенью отчетливости прослеживается как направление изменения, так и его величина.

 
 

Рис 2

Изменение показателей объема и переключаемости внимания по итогам проведенной коррекционно - развивающей работы.

Иллюстрации могут быть расположены по тексту курсовой работы (после первого упоминания о ней) или даны в приложении.

 

Расчет статистических критериев. Процедура расчета имеющихся экспериментальных данных с помощью статистических критериев производится в соответствии с алгоритмом и формулами, характеризующими указанные статистические критерии. Оформление данного расчета структурно соответствует его алгоритму.

 

Общие правила оформления библиографических ссылок и списков

Библиографическая ссылка – это совокупность кратких библиографических сведений об источнике цитаты или заимствования, а также об издании, которое оценивается, рекомендуется или критикуется в основном тексте, необходимых и достаточных для их общей характеристики, идентификации и поиска.

Прикнижный (пристатейный) библиографический список – это библиографическое пособие, содержащее библиографические описания использованных (цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых) и (или) рекомендуемых документов.

В тексте любой научной работы для конкретизации и подтверждения точности приведенных данных, цифр, фактов, цитат необходимо использовать ссылки. Это могут быть ссылки на структурные элементы работы (таблицы, иллюстрации, приложения), на документы (библиографические источники).

Ссылки на источник (документ) – библиографические ссылки – по месту расположения бывают:

1) внутритекстовые (непосредственно в строке после текста, к которому относятся);

2) подстрочные (помещаются в нижней части страницы, под строками основного текста);

3) затекстовые (размещенные за основным текстом всей работы или каждой главы);

4) комбинированные.

 

Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда сведения об анализируемом источнике невозможно перевести в библиографический список или они являются частью основного текста.

Описание в подобных ссылках содержит имя автора, заглавие, которое заключается в кавычки, в круглых скобках приводятся данные о месте издания, издательстве и годе издания.

 

Например:

«Ценным подспорьем для молодых родителей является книга К.С. Ладовой и Л.В. Дружининой «Продукты и блюда в детском питании» (М.: Росагропромиздат, 1991)».

 

Чаще всего используются затекстовые ссылки. При этом достигается значительная экономия в объеме текста работы, так как устраняется необходимость постраничных ссылок на библиографические источники при использовании цитат из этих источников или сведений из них.

Под затекстовыми ссылками понимается указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце работы или к каждой главе.

Ссылка на источник в целом оформляется в следующем виде:

«В.И. Иванов (2005) наиболее важными проблемами в международной стандартизации в области библиографии считает...».

«Психологическая реабилитация больных инфарктом миокарда является актуальной проблемой психосоматики (Иванов В.И., 2005)».

Ссылка на определенные фрагменты источника отличается от предыдущей указанием страниц цитируемого документа.

 

Применяется и комбинированная ссылка, н апример: «Как видно из исследований (Иванов В.И., 2005; Петров М.И., 2006; Сидоров П.К и соавт., 2008)...».

 

Если библиографический список не нумерован, то в отсылке проставляют начальные слова библиографического описания (имя автора или первые слова заглавия) и год издания.

 

Список использованной литературы

Вся использованная в процессе научного поиска литература оформляется в список и является обязательной частью вузовской книги. Количество и характер источников в списке дают представление о степени изученности конкретной проблемы автором издания, документально подтверждают точность и достоверность приведенных в тексте заимствований: ссылок, цитат, информационных и статистических данных.

Поэтому каждый документ, включенный в список, должен быть описан в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки.

С 1 июля 2004 г. введен в действие ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Примеры библиографического описания

некоторых документов

 

Книги (однотомники)

Книга с одним автором

1. Балабанов, И.Т. Валютные операции / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 144 с.

 

Книга с двумя авторами

1. Корнелиус, X. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты / X. Корнелиус, 3. Фэйр; пер. П.Е. Патрушева. – М.: Стрингер, 1992. – 116 с.

Книга с тремя авторами

1. Киселев, В.В. Анализ научного потенциала / В.В. Киселев, Т.Е. Кузнецова, З.З. Кузнецов. – М.: Наука, 1991. – 126 с.

 

Книга с пятью авторами и более

1. Теория зарубежной судебной медицины: учеб. пособие / В.Н. Алисиевич [и др.]. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 40 с.

 

Сборник

1. Малый бизнес: перспективы развития: сб. ст. / под ред. В.С. Ажаева. – М.: ИНИОН, 1991. – 147 с.

 

Официальные документы

 

1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.

 

Диссертации

 

1. Медведева, Е.А. Высшее библиотечное образование в СССР: Проблемы формирования профиля (История, совр. состояние, перспективы): дис.... канд. пед. наук: защищена 12.04.2000: утв. 24.09.2000 / Е.А. Медведева. – М.: Изд-во Моск. гос. ин-та культуры, 2000. – 151 с.

Автореферат диссертации

 

1. Еременко, В.И. Юридическая работа в условиях рыночной экономики: автореф. дис.... канд. юрид. наук: защищена 12.02.2000: утв. 24.06.2000 / В.И. Еременко. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2000. – 20 с.

 

 

Аналитическое описание

 

Аналитическим считают описание составной части документа (статьи, главы, параграфа и т.п.), и выглядит оно следующим образом:

Сведения о составной части // Сведения о документе, в котором помещена составная часть.

 

 

Примеры аналитического описания

 

Из собрания сочинения

1. Герцен, А.И. Тиранство сибирского Муравьева / А.И. Герцен // Собр. соч.: в 30 т. – М.: [Приор?], 1998. – Т. 14. – С. 315–316.

 

Из сборника

1. Андреев, А.А. Определяющие элементы организации научно-исследовательской работы / А.А. Андреев, М.Л. Закиров, Г.Н. Кузьмин // Тез. докл. межвуз. конф. Барнаул, 14–16 апр. 1997 г. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1997. – С. 21–32.

 

1. Сахаров, В. Возвращение замечательной книги: заметки о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / В. Сахаров // За строкой учебника: сб. ст. – М.: [Худ. лит.], 1989. – С. 216–229.

 

Из словаря

1. Художник к кино // Энциклопедический словарь нового зрителя. – М.: [Искусство], 1999. – С. 377–381.

 

Глава или раздел из книги

1. Костиков, В. Не будем проклинать изгнанье / В. Костиков // Пути русской эмиграции. – М.: [Б.и.], 1990. – Ч. 1, гл. 3. – С. 59–86.

 

2. Муравьев, А.В. Культура Руси IX – первой половины XII в. / А.В. Муравьев, А.М. Сахаров // Очерки истории русской культуры 1Х–ХVII вв.: кн. для учителя. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – Гл. 1. – С. 7–74.

 

Из журнала

1. Гудков, В.А. Исследование молекулярной и надмолекулярной структуры ряда жидкокристаллических полимеров / В.А. Гудков // Журн. структур. химии. – 1991. – Т. 32. – №4. – С. 86–91.

 

2. Афанасьев, В. Святитель Игнатий Брянчанинов и его творения / В. Афанасьев, В. Воропаев // Лит. учеба. – 1991. – Кн. 1. – С. 109–118.

 

Из газеты

1. Антонова, С. Урок на траве: Заметки из летнего лагеря скаутов / С. Антонова // Известия. – 1990. – 3 сент.

 

2. Горн, Р. Скауты вышли из подполья / Р. Горн // Учит. газ. – 1991. – №38. – С. 9.

 

Статья из продолжающегося издания

1. Колесова, В.П. К вопросу о реформе власти / В.П. Колесова, Е.Ю. Шуткина // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2001. – Вып. 5. – С. 47–50.

 

РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ВКР

Результаты исследования, проведенного в рамках ВКР заслушиваются на кафедральном совещании не позднее, чем за 2 месяца до назначенного срока ее защиты. Рассмотрение результатов ВКР на кафедре проводится в виде предзащиты и предусматривает выступление студента с докладом по итогам проведенного исследования.

В ГАК выпускная квалификационная работа представляется с отзывами научного руководителя и рецензента не позднее, чем за десять дней до даты защиты. После проведения нормоконтроля защита выпускной квалификационной работы происходит на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Защита выпускной квалификационной работы происходит публично и содержит:

§ доклад студента не более 10 минут,

§ ответы на вопросы присутствующих,

§ выступление научного руководителя,

§ зачтение отзывов руководителя и рецензента,

§ открытое обсуждение работы.

Результаты защиты обсуждаются на закрытом заседании членов ГАК, где выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), которая сообщается защищающим диплом студентам в завершении совещания.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВКР

Выпускная квалификационная работа оценивается на «отлично», если:

1. Обзор выполнен на основе современных периодических научных изданий (монографий) с привлечением иностранных источников;

2. Исследование проведено с соблюдением всех методологических принципов исследования, имеется математическая обработка результатов, выводы логично вытекают из проведенного исследования;

3. Отсутствуют погрешности в оформлении работы (соблюдена структура, выверены ссылки на источники, библиографическое оформление ссылок в соответствии с ГОСТ);

4. ВКР представлена в деканат в срок (за 10 дней до защиты).

5. В процессе защиты студент показывает хорошее владение теоретическим материалом, грамотно и аргументировано презентует результаты работы, отвечает на все вопросы членов ГАК.

Оценка «отлично» может быть снижена до «хорошо», если студент нечетко изложил результаты работы в своем докладе, неубедительно отвечал на вопросы в процессе защиты.

 

Выпускная квалификационная работа оценивается на «хорошо», если:

1. Работа оценивается на «хорошо», если содержит некоторые неточности, не влияющие на основные результаты работы (погрешности в оформлении);

2. Работа не представлена в деканат в срок (позже, чем за 10 дней до защиты);

3.;Недостаточен объем реферируемой литературы либо ее качество (привлечение источников старше 10 лет, привлечение учебных пособий, и т.д).

4. При изложении результатов исследования студент испытывает затруднения в трактовке полученных данных;

 

Оценка «хорошо» может быть повышена до «отлично», если при имеющихся недочетах, изложенных в пунктах 1-3, студент показывает глубокое осмысление полученных результатов, отвечает на все вопросы комиссии ГАК.

 

 

Выпускная квалификационная работа оценивается на «удовлетворительно», если

1. При выполнении литературного обзора привлечено недостаточное количество источников или страдает их качественный состав (привлечение учебников, учебных пособий, единичные периодические научные издания);

2. Имеются методологические погрешности в выполнении работы (отсутствие контрольной группы, неадекватные методы математической обработки);

3. Работа имеет существенные недостатки в области качества и интерпретации эмпирических данных или теоретического освещения проблемы;

4. Имеются существенные погрешности в оформлении (библиографический список, оформление таблиц, ссылок, и т.д);

5. Студент не отвечает на вопросы (отвечает не на все вопросы) членов комиссии ГАК.

 

Выпускная квалификационная работа оценивается на «неудовлетворительно», если:

1. При проведении нормоконтроля выявляется, что работа «скачана» из Интернета;

2. Проведенное исследование имеет грубые методологические погрешности;

3. Имеются существенные погрешности в оформлении (библиографический список, оформление таблиц, ссылок, и т.д);

4. Студент не отвечает на вопросы (отвечает не на все вопросы) членов комиссии ГАК.

В случае неудовлетворительной оценки (а также в случае, когда кафедра не рекомендует работу к защите), выпускная квалификационная работа может быть доработана и представлена к защите через год (с повторением заново процедуры предоставления и защиты).

 

 

РАЗДЕЛ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Цель государственного экзамена – выявление теоретической и практической подготовки выпускников к решению профессиональных задач, оценка знаний теорий и методологии в области общей, дифференциальной, клинической психологии и психодиагностике, а также умения решать конкретные клинико-психологические задачи.

На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, необходимые для выполнения своих профессиональных обязанностей и последующего обучения в аспирантуре. Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, его способности к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

Требования к профессиональной подготовленности выпускника

В соответствии с госстандартом подготовки выпускник должен:

§ иметь представления о предмете и структуре клинической психологии как психологической специальности широкого профиля, имеющей межотраслевой характер и участвующей в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению;

§ понимать направленность практической и научно-исследовательской деятельности клинического психолога на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на охрану здоровья и преодоление недугов;

§ иметь представления о предмете, задачах и перспективах развития нейропсихологии, об основных закономерностях мозговой организации ВПФ и ее эволюции в онтогенезе; владеть методологией синдромного анализа нарушений ВПФ;

§ иметь представление о предмете, практических задачах и актуальных проблемах патопсихологии; знать феноменологию и владеть навыками патопсихологической квалификации нарушений сознания, восприятия, памяти, мышления, эмоционально-личностной сферы при психических заболеваниях и пограничных личностных расстройствах;

§ знать основные направления современных психосоматических исследований, понимать роль раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств, владеть методами исследования изменений познавательной и эмоционально-личностной сферы при хронических соматических заболеваниях, понимать значение психосоматики для развития общей и клинической психологии;

§ иметь целостное представление о содержании и практическом значении проблемы аномального психического развития, о закономерностях психических заболеваний и нарушениях психического развития у детей, о типологиях дизонтогенеза и о принципах коррекционно-педагогической работы с детьми;

§ знать основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии, иметь представления о базовых теориях и методах современной психотерапии, знать основные проблемы восстановительного обучения и реабилитации;

§ владеть необходимыми знаниями в области таких медицинских дисциплин как психиатрия, психиатрия детского возраста, неврология, клиника внутренних болезней, психофармакология и психофармакотерапия;

§ иметь представления о клинико-психологических аспектах диагностики, психотерапии и профилактики личностных расстройств, отклоняющегося поведения, наркоманий и алкоголизма;

§ иметь представления об особенностях клинико-психологических исследований в экспертной практике;

§ владеть методами нейропсихологической и патопсихологической диагностики, диагностики аномалий развития в норме и в патологии; владеть проективными методами клинической психодиагностики и методами диагностики и коррекции при психосоматических расстройствах;

§ свободно ориентироваться в методологических проблемах клинической психологии, ее объекта, предмета, общих категорий и стратегии развития;

§ в процессе реальной работы на базе клиник, медицинских центров, школ, психологических консультаций и пр. овладеть комплексом практических навыков, позволяющим успешно решать различные прикладные профессиональные задачи в области патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики, детской клинической психологии, психологической коррекции и психотерапии, коррекционно-развивающего и восстановительного обучения.

 

Экзамен проходит в форме индивидуальной беседы, которая предполагает получение устных ответов на два вопроса, отражающих содержание изученных дисциплин. Время подготовки для ответа – 60 минут. Объявление результатов происходит после обсуждения комиссией всех ответов студентов.

 

Критерии оценки уровня подготовки выпускника на государственном экзамене

Ответ на вопросы экзаменационного билета оценивается на «отлично», если студент показал глубокое владение теоретическим и методологическим материалом, умение грамотно обосновывать решение клинико-психологических задач (практических заданий), дал правильные ответы на дополнительные вопросы членов комиссии.

Ответ на вопросы государственного экзамена оценивается на «хорошо», если он содержит некоторые неточности, не влияющие на суть описываемой проблемы. Оценка «отлично» может быть снижена до «хорошо», если студент нечетко изложил теоретическую часть билета, недостаточно аргументировал решение клинико-психологического примера (практического задания), неуверенно отвечал на дополнительные вопросы членов комиссии.

Ответ на вопросы государственного экзамена оценивается на «удовлетворительно», если студент показал низкий уровень владения материалом, продемонстрировал умение решать практические задачи, однако при недостаточной способности к аргументации решения.

Ответ на вопросы государственного экзамена оценивается на «неудовлетворительно»,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.159 с.)