Сказка о лягушке и герое иоанне (сказка об Иване царевиче и лягушке) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказка о лягушке и герое иоанне (сказка об Иване царевиче и лягушке)



Мы создаём себе образ лягушки. Её развитие из яйца и до головастика и дальше водяного жителя, движущего жабрами __до дышащего лёгкими земного жителя, — всё показывает нам её необычайные способности к превращению. Она живёт на земле, но не является теплокровным, следовательно, не имеет жадной природы теплокровного существа, — и она живёт в воде, так как её холодная кровь сродни этому элементу, но она и не рыба, так как ей нужен воздух для дыхания. С ним у неё особая связь, так как она необычайно восприимчива к каждой перемене атмосферы и прекрасно "предсказывает" погоду. Как символ метаморфозы, мы встречаем её на культовых изображениях и на саркофагах, а позже и на христианских памятниках на кладбищах. Лягушка переживает в себе три царства: воду, землю и воздух, и она очень тонко ощущает их течения и колебания. Человек обладал подобным сознанием, когда находился в древние времена на той же ступени сознания. Оно глубоко опустилось, но опять вернётся превращенным, когда в знаке Зодиака Водолей проснутся новые силы. Лягушка является образом этого будущего душевного сознания. Правда — цель человека была исправлена в этом направлении (вариация — медные стрелы), но сперва он пугается, и нужно собрать всё решение воли, чтобы сказать своё "да". Днём, когда человек является чувственным существом, и в плену собственного мышления и суждения он переживает это как бы под покровом и смутно как инстинкт. Ночью же, когда он погружается в сверхчувственный мир существ, — он узнаёт их в их истинном образе. Но утром это знание опять утеривается, и остаётся инстинкт. Король намечает цель и даёт задание, королевский сын — становится посредником, а лягушка приводит всё в исполнение. Что же означает рубашка в мифах и сказках? Мы рассмотрели существо человека, его построение, его рост и образование суставов. Но, если исходить из душевно-духовного ядра его существа, как его центра, то тогда можно назвать три низших члена: физическое тело, жизненное тело и ощущающее: - его оболочками. Жизненные силы, пронизывающие его физическое, минеральное тело, которые его образуют и укрепляют, но покидают его постоянно, являются первой, сверхчувственной оболочкой человека. Поэтому на языке образов они называются рубашкой. Если рубашка из полотна — надо проследить этот мотив в европейских сказках, — то там указывается на то, что это жизненное тело — носитель нашей подсознательной жизни. Само собой разумеется, что у человека мысли рождаются в мозгу, так он "прядёт нить", но силы, пронизывающие жизненное тело, сохраняют продуманное. Там сплетаются мысли в подсознательную ткань и образуется "полотно". Я Иоанна и душевное сознание должны образовать новое жизненное тело. Средневековая душа жила и работала в себе, — будущая душа "разрезает" то, что ей было дано, и развевает куски по ветру.

Атмосфера Земли, превращенная и изменённая воскресением Христа, в которой всё живёт, что думает человечество, должна жить в ней (в будущей душе). Король требует ковёр: жесткая действительность окружающего должна покрыться богатством внутреннего чувства. Солнечная мудрость, лунная красота должны жить в этом образном богатстве мира чувств, и в постоянном превращении блеска и света (золото, серебро и шёлк). Такая внутренняя жизнь обращена — к миру, и силы воскресения живут и работают в ней. (Вариация: "Этот ковёр будет постелен на Пасху на моём столе"). В-третьих, король требует хлеб. Для этого он не даёт субстанцию, как раньше, душа должна сама создать её. Всё, что было добыто из мышления, чувства и воли, как экстракт всякого истинного познания, становится духовной пищей. Кто может принести хлеб — познание духа — сам превращается: так долго скрываемая в инстинктивном душевная сущность раскрывается теперь днём. Когда душа в течение своего развития привела в равновесие своё отношение к небесному и земному, к высшему и низшему, то есть к истинной гармонии, когда она побеждает тяготение к земле и двигается в ритме и симметрии, — то в сказке говорят: девушка танцует. «В одном рукаве - косточки, в другом - остатки напитков», картина становится более ясной из варианта: "она ела лебедя и прятала косточки в правый рукав, а остатки напитков - в левый". То, что королевна-лягушка вливает в сферу сердца, становится душевно- эфирным миром, а то, что там живёт как пробуждающие силы, полученные из её высшего (лебедь) сознания, становится живым.

Но развитие ещё далеко не закончено для того, чтобы душа совсем освободилась от природы инстинктов. С помощью одной воли это не может быть сделано, которая сжигает эту природу слишком быстро в своём огне. Душевная сущность должна быть узнана как королевская высшая мудрость, из царства под солнцем. Нужно вступить на этот путь, и идти за ней следом, — она "летит впереди". Каждый обманный образ нужно прозревать, а её самою "схватить за голову". И тогда её существо станет целеустремлённой силой, находящей эту цель (она становится стрелой). И эта сила разделяет существо Иоанна на две части: ей и себе (он ломает стрелу на два куска). И тогда сознание души поднимается из сферы инстинктивного ввысь, к бесконечной ясности духа, — в царство Солнца.

Эта сказка появилась в 1847 году в печати, в Москве. Язык более современный, но содержание полностью совпадает с народной передачей. Афанасьев решил объяснить её. И в варианте том I, номер 23 Пермская губерния — написано: "но лягушка только обманула её, она вынула тесто из печки, размазала его, как будто бы ничего и не было, вышла на крыльцо, сняла лягушачью кожу и закричала: "Вы, мамки и няньки, приготовьте мне такой хлеб, какой мой батюшка едал по воскресным и праздничным дням". И здесь - хлеб — духовное познание - получают из атмосферы.

 

Вода жизни

Происходящее из прошлого самосознание устарело и беспомощно. Оно грезит об источнике жизни, но уже не может объяснить эти грёзы. Развитие рассудка началось, "на коне" нужно вступить на этот путь духа. Это длится три столетия. Истинный искатель духа знает, что ему предстоит выдержать больше опасности, так как в тридевятое царство не так-то просто войти. Три раза надо перейти реку, греки называли её Стикс или Лета. Где-то внутри человек подходит к границе своей воли, в своём сердце и в своём мышлении, и должен перейти через неё. Многие становятся бездеятельными и пассивными, теряют всякую инициативу к действию, если он занимается духовными вещами: он теряет правую руку. Многие бросают эту жизнь с превращениями и не следуют больше голосу своего сердца и не делают никаких моральных успехов! Он теряет левую ногу. В конце концов он может потерять и голову: он не сумел реализовать духовное —и добыть из него реальное духовное сознание, а старое больше уже не годится. Но Иоаннов человек действует активно из водящего Я, идёт деятельно и сердечно жизненным путём и утверждает себя как искатель познания на пути к духу.

На границе духовного мира его ожидает самое тяжелое испытание: дикий человек, великан с мощным дубовым деревом в руке. Природная сила всё снова отбрасывает его, когда он хочет войти в это царство, — его собственная, в каждом поступке мощно сопротивляющаяся природа. Многие герои вступали в битву с этим великаном и были побеждены. На протяжении всего средневековья сражались с помощью самоистязаний и аскезы — Иоанн видит, что бессмысленно бросаться на этого великана, и отходит в сторону. Обратите внимание, как он всё снова ищет помощи и совета — в душевном. Его зажигает огонь воли, исходя из истинной, внутренней свободы, что он справится с великаном, и тогда начнётся новое развитие. Девять дней созерцает искатель духа в мистическом видении вечную душу и войско служащих ей сил. Девять дней и ночей она спит святым сном, но Я — бодрствует и обретает небесную мудрость. В чём заключается смысл эт таинств нного объятия? Отношение духа человека к душе изменяется в течение развития человечества и в продолжении жизни. Из союза, данного природой, - душа становится сестрой духа. Но, если дух человека погружается в высший мир, то он действует творчески, он будит, убеждает и оплодотворяет душу — она становится невестой и супругой. В золотом веке человеческий дух был един со своей душой. Он сам находится ещё "вверху" и пребывал в сверхчувственном мире. Если он погружался в созерцании в него, то он оплодотворял душу, изливался источник древних откровений. (Изида была сестра и супруга Озириса). Когда человек всё больше завоевывал внешний мир чувств, этот источник закрывался и открывался только некоторым. В Песней Песней Соломона, в этом высочайшем диалоге духа человека с невестой души, — сказано: "Моя сестра милая невеста, ты запертый сад, закрытый источник, запечатанный водоём. Ты — колодец в саду, источник живой воды, текущей из Либанона". После явления Христа — наступил поворот. Из него текут теперь потоки живой воды. Дело Иоанна снимает печать с колодца и открывает его для всех ищущих источник мудрости, который оживляет бытие земли и омолаживает его: колодец больше не закрывается. Впервые душа переживает такой поступок свободной, высшей силы духовной воли. Она ещё не знает слово: "Небесное царство терпит, переживая силу".

Что когда-то было подарено как милость, нужно теперь хотеть получить. Всё снова искатель духа, желающий привести человечество к истинной мудрости, отбрасывается обратно.

Правда, отставшие пользуются его познаниями, они оживают и обновляют себя ими, но самый импульс остаётся не понятым. Иоанн должен ещё раз спуститься в недра земли, и в царство элементов. А между тем созревает плод того таинственного объятия. И на свет рождаются близнецы. Мы уже знаем их как "Солдатских сыновей": один ищет упорно земных познаний, другой — живёт всем существом своим — в небесном. Они погибают, так как не смогли познать сферу свободы. У вечной души и у королевского, уже достигшего свободы Я, родится сын, новое Я — также двоякое существо. Оно отдаётся небу в своих познаниях, но обращено — к земле в своих.поступках. Но небесное узнаётся и в земном, а поступки направляются к небесному. Кто хочет приблизиться неочищенным к вечной душе, — отталкивается обратно этим юным Я.

Искатель духа, открывший для всех людей колодец мудрости, не идёт только к королевне-деве; он велит построить хрустальный мост — а разве кристально чистые мысли — не являются мостом, ведущим к вечной душе? Вступивший на этот путь — не знает голода и жажды, он всегда может утолить их.

Квас: напиток из хлеба, винных ягод и сахара — перебродивший в воде. Вариации: "Иди к деве Софии — героине, — чтобы добыть живую и мёртвую воду, которая оживит и исцелит мои глаза".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.212.138 (0.018 с.)