Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказочные (мифические) существаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Гриф: Гриф объединяет образ льва и орла: мужество, идущее от сердца, отвагу среднего человека с полетом мыслей, высоким полетом орла, мышления. Дракон: Еще и сегодня на Дальнем Востоке дракон служит образом топ божественной сущности, которая способствовала осознанию человеком, еще жившим в раю, его богоподобная и зажгла в нем жажду познания добра и зла. Благодаря этому человек завоевал свою свободу и самостоятельность и постепенно осознание себя самого, свое Я. В Европе, которая шла впереди в развитии личности, этот символ претерпел изменение, как претерпело изменение и внутреннее человека. Чувство собственного достоинства стало себялюбием, Я - развитие превратилось в эгоизм. Чувственная природа, когда-то природно-кроткая и благоговейная, стала беспорядочной. Начал господствовать низменный эгоизм. Кентавр: Эта фигура — вверху человек, внизу копь — является образом того человека, у которого разум еще в значительной степени связан с инстинктивным, разум не выделен еще как самостоятельная сила. Он владеет и управляет им, но этот природный инстинкт гонит его. Так, например, еще дикие горные народности Греции были подобны кентаврам в противоположность высокоразвитому населению городской местности. Морской заяц: Этот символ можно еще найти разделенным: заяц с рыбьим хвостом. Это образ самоотверженности (заяц), которая еще обитает не в чувственном мире, а в душевном, в волнующемся душевном мире (в воде). Феникс. Имагинация Феникса восходит к мистериям феникса, которые были перенесены из Сабы в названную по этому имени Финикию. Жар-птица с золотым или радужным оперением, с благоухающим корицей (Cinnamomum) гнездом широко распространена как символ. Через определенные промежутки времени она бросается в огонь и сгорает до пепла, с тем чтобы восстать из него обновленной и молодой. Умирание и воскресение, исчезновение и снова рождение были заложены в ощущении. Этот образ указывает на вечную индивидуальность человека, которая в смерти освобождается от телесного и поднимается к новой жизни. Он указывает также и на «смерть для жизни новой», о которой говорит Гёте в его непреходящем поучении: И доколь ты не поймешь Смерть для жизни новой, Хмурым гостем ты живешь На земле суровой. (Перев. H.H. Бальмонта.) Он указывает на победу индивидуального духа над низшим смертным и преходящим.
КОЕ-ЧТО О «ЖЕСТОКОСТЯХ» Так как во всех событиях в сказках речь идет о внутренних процессах, то ни в коем случае нельзя понимать как таковые эти так называемые «жестокости». Не испорченные воспитанием дети знают это. Некоторые примеры ниже смогут разъяснить этот момент: Бросить в воду — утопить. Броситься в воду — утопиться. Быть брошенным в воду — утонуть. Выкалывать глаза, выклевывать глаза: Подразумевается духовная способность видения. Таким образом, это означает: отнять зрение, воззрение, точку зрения. Ср. образные выражения: какое-то нечто «бросается в глаза»; я «бросил на это свой взгляд», кто-то «поражен слепотой». См. также слова из Библии: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» — имеется в виду: измени своп воззрения. Отрубить голову и т.п.: Голова — это символ для сознания, ясного мышления, господства над самим собой, которые могут быть утеряны под насильственным влиянием извне (голову отрубают, единство чувствования, мышления и воления нарушается) или также из-за собственной реакции: «потерять голову». Отрубить ногу. Ногами мы твердо стоим на земле. Таким образом, мы внезапно и окончательно теряем эту способность. Отрубить руку. Потеря руки символизирует то, что человек становится неспособным к действию. Человек не может больше быть сотворцом своей судьбы, теряет свою силу принимать решения. Ср. образные выражения: быть «как без рук», быть «правой рукой». Повесить, подвесить, висеть: Хотя сама способность к устойчивости не теряется (символ: ноги), теряется «почва под ногами», колеблется «почва фактов», для человека невозможна более связь с земной действительностью. «Повеситься» — это образ для мышления, которое слишком высоко поднялось к абстрактному, так, что парит в воздухе. Оставлять детей одних: Еще невиданные, неразвитые силы отданы во власть хаоса и дикости природы инстинкта. Сжигать, жарить, варить, печь: Огонь можно толковать двояко: 1. Огонь духа, загорающаяся искра, пылающее пламя восторга; 2. Огонь вожделения, тлеющий или возгорающийся огонь страсти, огонь ведьм, магически действующий огонь чувственности. Таким образом, сжигать: Быть предоставленным либо очистительному огню, либо огню уничтожающему. Если кушанье готовится на огне духа, то оно становится пищей; на огне вожделения варятся яд, заколдованный напиток. Сожрать, проглотить: Что-то силой поглотить, проглотить, чтобы самому по возможности приобрести качества проглоченного. Эго надо понимать как указание на некие практические действия магической эпохи. Среди так называемых примитивных народностей такой образ действия еще и сегодня воспринимается как нечто важное. Четвертовать: Согласно учению Аристотеля, человек состоит из четырех сущностных членов: из минерально-физической части, родственной растительному миру вегетативной, из родственной животному миру инстинктивной и из человеческой, пронизанной Я, части. Таким образом, четвертование означает: ликвидация этого четырехчленного единства и тем самым потеря бытия в образе человека. Здесь человек лишается почвы земной действительности, предоставляется стихии изменчивости, неустойчивости, глубинам и безднам, погружению на дно, гибели. Это может произойти с человеком через силы, направленные извне: быть утопленным. Или человек может утонуть по собственному решению: это заложено в образе «утопиться». Я оказывается утопленным или тонет в море, также в бурной реке души. Сказка говорит о том, что человек тонет тогда, когда само-«погружение», само-«углубление» превращается в поглощающее состояние погружения, утопления. Человек не имеет больше опорной ноги и ноги, несущей меньшую нагрузку, не может больше «устоять» перед чем-либо, становится в своем образе жизни беспомощным, больше не может делать шаги вперед. Ср.: «жить на широкую ногу», «стоять на земле обеими ногами», «стоять или не стоять за правду». ЖИВОТНЫЕ Животные являются символами наших влечений и инстинктов. Если человек превращается в животное, то это означает спускание наделенной разумом — человеческой — сущностной силы в инстинктивно-чувственное. Если же животное становится человеком, то происходит обратный процесс: из чисто инстинктивного, наполненного влечениями переживания образуется сознательное, душевно-духовное переживание. Говорящие животные в сказках указывают на то, что и в инстинктах присутствуют большая содержательность и выразительность. а) Полевые и лесные животные. Волк. Обладая необузданной жадностью и «сатанинской» хитростью, волк умеет обеспечить себя добычей. Так, он становится образом того, кто проглатывает живое, несет душе смерть; он олицетворяет собой ту власть заблуждения к лжи, которая хотела бы отринуть примат духовного и вовлекает внутреннюю жизнь во мрак материализма, (в мифе «Волк Фенрир»). В положительном смысле: здоровый материализм как противовес бегству от мира. Еле. Он может свернуться в шар и снова раскрыться. «Сворачиваться в шар» в духовном смысле означает: постичь космос, понять его во внутреннем объединении. «Снова раскрыться» означает: в следующее мгновение снова пребывать в обычном состоянии сознания. В средние века он служил символом посвященных. Заяц. Это травоядное животное не причиняет страдания никакому другому существу, самое преследуемое изо всех животных. Если собаки травят зайца и он не может больше убегать, то другой заяц отвлекает собак на себя и спасает преследуемого. Так заяц стал образом инстинктивного, самоотверженного Я, которое никому не причиняет страданий, само, однако, часто подвергается преследованиям со стороны себялюбцев, рискует своей жизнью за своих братьев. Змея: Чаще всего змея предстает как дьявольская сила, каковой она являет себя в истории сотворения мира. Здесь она есть образ природы вожделения. В образе белой змеи проявляется та жизненная сила, которая осталась невинной. Змея — это то животное, которое обладает способностью снова и снова менять кожу и таким образом обновляться. Так, начиная с древнейших времен, она становится в мифах и сказках почти всех народов образом обновляющихся сил. Косуля: С косулей мы связываем нечто робкое, мимолетное, блуждающее. Так, косуля и в сказке является образом бесцельного, инстинктивного блуждания, не имеющего плана исканий, которые, наличествуя в избытке, делают человека непостоянным, изменчивым и поверхностным. Лев: Его мощно развитая головная и грудная части, в которых сконцентрирована вся выразительная сила, его смелость и сила, которые в любое мгновение могут привести к прыжку, делают его символом сердечного мужества и сердечной отваги, но также и безрассудной смелости и заносчивости. Лис: Изворотливый, хитрый лис представляет ту хитрость, которая сначала живет в человеке как самостоятельный инстинкт где-то на заднем плане; он разрешен и необходим в виде чистого природного инстинкта. Гёте посвятил ему целый эпос. Но лис нуждается в приручении, иначе он думает только о собственной выгоде и при любой возможности беспрепятственно добивается своего. Медведь: Его неуклюжее, тяжелое тело, с одной стороны, с другой — определенная ловкость, которая в прямохождении и исполнении танцев достигает удивительного сходства с человеком, его тупая сонливость вкупе с внезапной бодростью делают его образом неповоротливости, неуклюжести, равно как и смутных, глухих страстен, которые непрестанно тянут нас вниз и желают подчинить нас земному, так что энергия и активность духа теряют силу, и сила выпрямления истинной человечности не может стать действенной. Это животное-символ, наиболее часто встречающееся в русских сказках. В положительном же смысле та же самая сила может способствовать развитию отличного земного трудолюбия, порядочности и верности всякому связанному с оседлостью делу. Излюбленное животное, изображаемое и на гербах. Муравей: Он живет, будучи совершенно обращен к земле, сооружает свои крепости из земли и остатков растений, обрабатывая, таким образом, преимущественно «мертвую» материю. Уже у древних трудолюбие муравья вошло в поговорку. Это также и то качество, которое позволяет ему стать в сказках символом усердия, направленного на земное. Мышь: В «Фаусте» Гёте не случайно называет Мефистофеля властителем над крысами и мышами. То, как мышь грызет что-то и роется в земле, как она, подобно привидению, мелькает там и сям, ее появление и исчезновение несут в себе что-то жуткое. Это делает ее образом односторонней прикрепленности к земному, часто образом родства с дьявольскими силами. Эта прикрепленность к земному может, будучи положительным качеством, превратить мышку в помощника. Олень: Его ветвистые рога по своему происхождению являются не костью и не рогом, а поднятым вверх разветвлением кровеносной системы. То, что он может поднять свою кровь над собой, и именно над головой, в которой господствуют процессы разрушения, делает его образом стремящегося вверх. Во многих сказаниях говорится об этом совершенно реально переживаемом символе. Основание некоторых монастырей восходит к этому моменту (ср. белый и золотой олень, олень Губерта). Пчела: Она превращает тончайшие субстанции растений в солнечную пищу меда. Она не ведет никакой собственной жизни, а растворяется в общей сущности пчелиного народа. Жизнь и деятельность находятся под господством Солнца. Половое начало сконцентрировано на матке. Пчелы являются символом социальности, не ищущей для себя выгоды. Тигр и пантера: набрасываются на свою жертву, раздирают и разрывают ее на клочки. В отрицательном смысле они суть образ внутренней разорванности, полного отсутствия концентрации. В положительном смысле: образ обретения самостоятельности путем энергичного вырывания себя из сдерживающих пут. 6) Домашние животные Бык. Он является образом живущей в нижнем человеке мощной волн влечения которая действует в сфере обмена веществ и в половой сфере. Бои быков ранних культур указывают на овладеваете этими влечениями и на преодоление их. Коза: Все смакующая, заглядывающая в каждый угол, повсюду лакомящаяся. Коза становится образом любопытства и наивной любознательности. В мифе: «Гайдрун, коза Вотана». Чьей может быть коза, о том идет речь в сказке. Корова: У коровы, как у семь раз переваривающего пищу жвачного животного, особенно сильно выразилась функция обмена веществ. Во внутренне-человеческом она является образом питающей жизненной силы в сфере обмена веществ. Материнская основа связанных с быком волевых влечений. Кошка: Она одновременно домашнее животное и хищник. Вечером ее жизнь инстинктов становится особенно активной; увлеченная игрой и ласковая, совершенно неожиданно пробудившись из глубокой сонливости, готовая к прыжку, она становится символом любовного влечения, которое, проснувшись в невинной занятости игрой, может неожиданно охватить человека. Египетская богиня любовных чар, Бастет, изображалась с головой кошки. Лошадь: На протяжении тысячелетий лошадь содержится как благородное животное для верховой езды. Им легко управлять, и оно обладает высоким интеллектом. Символ инстинктивного разума, который правящий человеческий дух ведет к разнообразным целям. Тот, кто взнуздывает свою лошадь, овладевает силами мысли. Осел: Это вьючное животное, не используемое для верховой езды, исключительно раздвоенное по своей сущности, умное и мудрое в своей инстинктивной уверенности, но также и непредсказуемое и упрямое; терпеливое в таскании груза, строптивое по отношению к погонщику. Он есть образ нашей телесной природы, которая потеряла ясновидящее празнание, как это описано в египетском мифе, зато приобрела интеллектуальный разум, вследствие чего двояко проявляет себя в своей сущности и в волении. Образные выражения: «я осел», «держи уши торчком», «упрямый, как осел». Свинья: Уже в древней символике животных было упомянуто отношение свиньи к богине земли и к вещественной земле. Ее страсть разрывать землю и валяться в земле делают ее образом односторонней склонности к земному. Собака: Самое выдающееся ее качество — это ее чувство обоняния, нюх. Так она стала символом нашего чутья, мы говорим: «У меня было чутье на это». Она является подпороговым инстинктом; разнообразно, как разнообразны многочисленные породы собак, проявляет себя соответствующий им инстинкт. Хорошая собака — это внутренний искатель тропы, злая собака — это вынюхиватель, который выведывает низменное и подлое. Цинизм означает мышление на собачий лад. Греки воспринимали этот инстинкт на пороге между посторонним в человеке. в) Животные, живущие в воде Жаба: В наших сказках она символ проявления пола, точнее сказать, сексуальности. Стремящиеся куда-то прочь жабы на средневековых соборах указывают на очистительное отталкивание. Лягушка: Она чувствует себя в своей стихии и в воде, и на суше; она исключительно чувствительно реагирует на погодные и атмосферные явления, поэтому ее охотно считали предсказательницей погоды. В своем развитии от жабродышащей до дышащей легкими она проходит различные стадии. С учетом этого превращения она становится символом подпороговой метаморфозы человеческого сознания. «Жить в воде и на суше» означает: иметь свое обиталище в душевно-волнующемся мире так же, как и в материальном, предметном чувственном мире. Лягушка есть образ способности в любое время чувствовать духовное содержание настроений и постигать их как духовную атмосферу, то есть она может быть предсказательницей погоды в духовном смысле. Рыба: Она не имеет собственного тепла и составляет единое целое с окружающим ее водным миром. Она не развила еще тепла крови, а с ним и эгоизма, она есть образ безгрешной (необособленной) невинной природы. Рыба служит также образом для духовных переживаний, для мыслей, которые не думаются, то есть не прядутся, а образно «всплывают» из глубин душевного. ПТИЦЫ а) Птицы, живущие в воздухе Их стихия — царство воздуха. На греческом языке воздух называется «pneuma», что означает также «дух». Это двойное значение слова указывает на образ: подобно тому, как поднимается в воздух птица, поднимается и мысль вцарство духа. Мы говорим о высоком духовном полете, о силе полета мысли. Мы ведь говорим: «У кого-то есть птица»[2], если его мысли слишком высоко залетают. Ворон: Серьезно и с достоинством шествует блестяще-черная птица и выглядит при этом, как задумчивый ученый. Хугин и Мунин — разум и память — так звали воронов Вотана, они были его посланцами: образ инстинктивно духовных сил, которые соединяли дух народа с народом. В связи с растущим обособлением этого народа и его отделением от божественного сверхчувственного мира Вотан вынужден был опасаться, что вороны больше не вернутся к нему, так как отношение между чувственным и духовным мирами затемнилось. Это затемнение может произойти и во внутреннем мире человека; ворон стал образом мудрости, которая погрузилась во тьму. Ворона: Ворона указывает на тайные, скрытные мысли, на обеднение в духовном. В определенном контексте и сорока служит отрицательным образом, прежде всего в русских сказках. Однако с учетом ее черно-белой окраски сорока становится образом соединения двух миров, сверхчувственного белого и темного чувственного. Сорока представляет собой полную значения птицу души. Вольфрам фон Эшейбах помещает ее в начало своего «Парсифаля». Голубь: Для орнитологов он является своего рода представителем всего птичьего мира; он объединяет в себе куриных, или бегающих, птиц, птиц летающих и, благодаря его исключительной способности к голосовым вариациям, певчих птиц. Его оперение пронизано символическими числовыми отношениями: 10 маховых перьев плеча, 10 маховых перьев кисти, 12 хвостовых перьев. Его необычный высокий полег, особая красота снижающегося полета — обратите внимание на фигуры, которые выполняет голубиная стая, - делают голубя символом высокой, спускающейся духовности. Жаворонок. Так как эта птица поднимается ввысь и при этом неустанно поет свою песню, в сказках она воплощает стремящуюся ввысь искренность, кротость и благочестие. Орел и сокол суть образы высочайшего духовного полета. По этой причине их любили брать лейтмотивом на гербах, головные украшения из перьев индейских племен. Павлин. Павлин с его многочисленными «глазами» на поднятом вверх оперении является символом возвышенного образного видения, имагинации. (Ср. павлина на древних мозаиках, обозначение «павлиний трон».) То, что павлин обозначает будто бы тщеславие, является надуманной аллегорией. Петух: Это образ нашего низшего Я. Сокол. См. «Орел». Соловей. Ночью, которая есть время сновидений, поет он свою томно-прекрасную песню. Так, его образ указывает на бессознательно сновидческое переживание, которое может быть прекрасным, но при притупленном восприятии — и полным опасности. Сорока: См. «Ворона». Ястреб: Он является образом низвергающейся вниз мысли в противоположность стремящимся ввысь мыслям в образе орла и сокола.
6) Птицы, живущие в воде Водные птицы могут плавать, нырять или подниматься в воздух, причем часто они покрывают длиннейшие расстояния. В то время как стихия воздуха указывает на духовное, вода является образом колеблющегося, волнующегося, непостоянного душевного мира. Гусь: Гусей нелегко пасти, они постоянно разбегаются. Наши чувства тоже тяжело «пасти». Неожиданно отвлеченные на внешний мир, они нуждаются во внутреннем собирании. Лейтмотив рыцарей и трубадуров гласил: «Паси (оберегай) свои чувства»; немецкая сказка говорит: «Паси гусей». Лебедь: Инстинктивная, чистая, очень сильно скрытая сущностная сила, которая передвигается прежде всего в душевном, но может совершать и высокий полет, то есть может подниматься к духовному. Утка: На воде она полна грации, на суше же отличается неуклюжестью. Таким образом, она становится символом способности с уверенностью и грацией передвигаться в колеблющемся мире ощущений и чувств, то есть уметь владеть миром души. Часто встречающийся символ на Востоке и Дальнем Востоке. СУЩЕСТВА ЭЛЕМЕНТАРНОГО МИРА В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОБРАЗАХ Великаны — это образ неотесанных, необузданных природных сил, которые проявляют себя мощно, но бессмысленно. Поэтому они изображаются большими и глупыми. Необузданные силы телесной природы человека могут ощущаться как великаны. «Дикий мужчина» был на протяжении столетий символом для этой стороны человека. В человеческом образе являют себя в сказках карлики (цверги). Это имагинации той элементарной духовности, которая царит как земной разум, как интеллект в земном. Их большой ум выражается в их большой голове, их возраст — в бороде и на лице. Колпак, который они носят в большинстве случаев, хочет сказать, что они ограничивают себя сверху и что этот разум остается направленным вниз, на земное. Как элементарные существа, они господствуют в камнях и металлах земли, а также в корнях растений, которые связаны с землей в обмене веществ. Так как благодаря телу человек имеет свою часть в земной природе, то карлики (цверги) вступают в отношения и с человеком. Ундина, русалка, водяница, как и никс, водяной, — это внутренний опыт, связанный с водным миром, приобретенный в вещих снах; это элементарные существа воды. Фен указывают на стихию воздуха, являются образами космических сил. Эльфы суть имагинации действующих в растительном мире элементарных сил.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.016 с.) |