Основные сведения о технических средствах



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные сведения о технических средствах



Основные сведения о технических средствах

Радиовещания

 

РАДИО (от лат. radio — излучаю, испускаю лучи radius — луч) — это способ беспроволочной передачи сообщений на расстояние посредством радиоволн.

Связь и ее значение для цивилизации

Передача и прием информации с помощью различные средств связи всегда была важнейшим условием развития общества. Наиболее существенным компонентом информационной системы является средство ее доставки до конечного потребителя, так как важнейшие решения на их базе принимают люди, находящиеся на значительном расстоянии от происходящего,

В далеком прошлом связь осуществлялась посредством гонцов, передававших устные или письменные сообщения. В глубокой древности, еще до н.э., возникает оптический телеграф, это видно из трудов древнегреческого историка Полибия (ок. 201- ок. 120 до н. э.), который утверждал, что греки и их ученики римляне знали два рода телеграфной сигнализации: 1) простой, смысловой и 2) сложной, буквенной.

По свидетельству Плиния Старшего (23 или 24-79 до н. э.) зрительные сигналы использовались еще во врем Троянской войны. Это подтверждает и трагедия Эсхила (ок. 525-456 гг. до н. э.) «Агамемнон» (ст. 272), где рассказывается, что весть о взятии Трои дошла в Грецию через несколько часов при помощи огненных сигналов, передаваемых с одного возвышенного места на другое, т.е. еще до н.э. применялся принцип ретрансляции информации, с использованием точек приема—передачи. По мнению некоторых ученых, Вавилонская башня была построена для распространения оптической информации. Причем греки при помощи оптического телеграфа умели передавать не только набор условных команд. Еще в V веке до н. э. Клеоксен и Демоклет предложили передавать буквы комбинацией из двух факелов. Греческий алфавит из 24 букв был записан ими в виде таблицы из пяти строк и пяти столбцов.

Полибий сообщает о том, что греки умели пользоваться смысловой телеграфией: «Две станции должны быть снабжены двумя (по одному на каждую) совершенно одинаковыми глиняными цилиндрическими сосудами, вышиной в три локтя, диаметром в один локоть. Оба сосуда снабжены внизу одинаковыми отверстиями, через которые налитая в них вода выливается с одинаковой скоростью. К сосудам принадлежат поплавки из легкого дерева, с укрепленными на них вертикальными палочками, на которых нанесены деления, помеченные употребительнейшими словами или фразами — одно и то же на каждом поплавке. Вода в обоих сосудах должна постоянно наливаться до одинакового в обоих уровня. Перед отправлением депеши телеграфист подымает свой факел и ждет, пока его корреспондент не подымет своего («готов», «слушаю»); тогда оба факела опускаются, открываются отверстия в аппаратах, вода опускается, и когда в отправляющем аппарате желаемое деление на штифте поплавка опустится до верхнего края сосуда, телеграфист опять подымает факел в знак того, что его сосед должен остановить воду в своем цилиндре. Если оба аппарата действовали вполне аналогично, то у края сосуда получателя на штифте поплавка оказывалось то же деление, с тем же словом или фразой». Немного позднее по этому же принципу действовал буквенный телеграф: греческий алфавит был разбит на три группы, а число факелов обозначало номер группы.

В период развития рабовладельческого государства связь приобретает упорядоченный характер. В Древней Греции, Персии, Египте, Китае, Римской империи существовала хорошо налаженная государственная почта.

До возможности передачи электрических сигналов оптический телеграф являлся наиболее оперативным и распространенным средством связи. Например, во Франции к середине XIX века действовали 550 башен оптического телеграфа для связи 28 наиболее крупных городов. Информация в таком телеграфе, изобретенном французским механиком Клодом Шаппом (1763-1805), передавалась посредством семафорной азбуки, могла преодолеть расстояние между Петербургом и Варшавой (1200 км) за 15 мин. И все же для успешного функционирования капиталистического государства требовалась более скоростная связь. В XIX в. появляются электрические способы передачи сообщений. Изобретателем электрического телеграфа стал русский ученый, электротехник и востоковед Павел Львович Шиллинг (1786-1837), В 1832 г. он создал клавишный телеграфный аппарат и на основе его — систему электромагнитного телеграфа. Демонстрацию стрелочного телеграфа П. Л. Шиллинг осуществил на своей квартире на Марсовом поле, передав на расстояние более 10 метров телеграмму из 10 слов. Известный американский художник Сэмюэл Финли Бриз Морзе (1791-1872) в 1838 г. разработал телеграфный код (код Морзе), состоящий из точек и тире, ставший прообразом современного цифрового кода. А уже к 1850 г. русский физик и изобретатель в области электротехники академик Борис Семенович Якоби (1801-1874) «научил» телеграфный аппарат печатать буквы и цифры на бумажной ленте.

В 1876 г. Александер Грэхем Белл (1847-1922) получил патент в США на изобретенный им телефон. Микрофон преобразовывал звуковые колебания в электрик ческие сигналы, которые могли передаваться на огромные расстояния по проводам, а затем в приемном телефонном аппарате сигналы преобразовывались в звук. Таким образом, стала возможна передача по проводам аналоговой речевой информации. Уже в 1878 г. в США (Нью-Хейвен) была построена первая телефонная станция.

Следующим важным этапом в развитии связи было изобретение беспроводной передачи электрических сигналов.

 

Радиочастотные диапазоны

Согласно международной конвенции электросвязи (г. Монтре, 1965 г.), любые устройства и радиостанции, излучающие электромагнитные волны, должны быть регламентированы. Мировое пространство в отношении распределения радиочастот делится на три района: первый — Европа и Африка, второй — Северная, Южная Америка и Гренландия, третий — Азия и Австралия. Россия и СНГ входят в состав первого района.

Группа (или категория) качества — это совокупность свойств, обуславливающих заданные технологические характеристики .

1. Высшая группа «0» — комплексы по производству радиопродукции в стереофоническом или (и) монофоническом режимах в диапазоне частот 40 Гц—15 кГц.

2. Подгруппа «0ац» — комплексы но производству радиопродукции с аналого-цифровым оборудованием (с применением цифровых устройств записи-воспроизведения).

3. Подгруппа «0а» — комплексы по производству радиопродукции с аналоговым оборудованием.

4. Первая группа «1» — комплексы по производству радиопродукции в монофоническом режиме в диапазоне частот 50 Гц-10 кГц.

Радиоволны составляют электромагнитное поле, создаваемое антенной системой в окружающем пространстве при питании ее током высокой частоты. Распространение электромагнитного поля напоминает движение волн по поверхности воды и происходит с высокой скоростью — 300 000 км/сек. Радиоволны, распространяющиеся вдоль поверхности Земли, называются поверхностными, а под различными углами — пространственными. И те, и другие распространяются в атмосфере. Атмосфера неоднородна, нижний ее слой (10-15 км) называется тропосферой, а верхний — ионосферой (до 500-600 км от поверхности Земли). В обычном состоянии воздух не проводит электричество, но под воздействием солнечных лучей происходит ионизация слоев воздуха, отчего ионы могут поглощать, отражать или искривлять направление радиоволн. Это качество особенно заметно на высоте более 80-100 км. Пространственные радиоволны, проходя через различные слои атмосферы, способны менять свое направление: чем выше степень ионизации слоев воздуха, тем больше будет искривление радиоволн. Поверхностные радиоволны обладают способностью искривлять траекторию своего движения, как бы следуя кривизне Земли, это явление называется рефракцией. При встрече с небольшим препятствием волна стремится обогнуть его. Это явление называется дифракцией. Электромагнитные волны, используемые для различных видов радиосвязи в зависимости от их длины, подразделяют на следующие диапазоны:

Длинные волны (AM) — километровые — длина волны 1-20 км; частота 148-408 КГц; амплитудная модуляция; первая категория качества (50 Гц-10 КГц); моновещание.

Освоение радиочастотного диапазона началось именно с длинных, точнее сверхдлинных волн, так как в качестве первых волновых излучателей использовались машинные генераторы. Основное преимущество длинных волн — способность огибать препятствия (дифракция), следовательно, длинные волны подходят для вещания в условиях городской застройки или горной местности. Дальность распространения сигнала зависит от мощности передатчика и совершенно не зависит от состояния ионосферы. Радиосвязь на длинных волнах возможна только при помощи поверхностных радиоволн.

Прием радиовещания в данном диапазоне стабилен и почти не зависит от времени суток и сезона. Максимальная дальность распространения длинных волн — 2000 км. Благодаря этому диапазону государственное радиовещание охватывает огромные территории нашей страны, включая малозаселенные районы Севера и Дальнего Востока. Тем не менее качество вещания зависит от промышленных помех и атмосферных явлений.

Поскольку энергию длинной волны сильно поглощает земная поверхность, применяются очень мощные передающие устройства, от 500 до 1500 кВт, установленные за пределами населенных пунктов. Окупаемость передатчика, несмотря на огромный охват территории, невозможна. Beщание в данном диапазоне является затратным.

Средние волны (AM) — гектометровые — длина волны 575-187 м; частота 535—1605 КГц; амплитудная модуляция; первая категория качества (50 Гц-10 КГц); моновещание.

Степень поглощения этих волн ионосферой в значительной степени зависит от времени суток. Днем поглощение энергии средних волн значительно больше, чем в ночное время. Поэтому радиосвязь на большие расстояния за счет пространственной волны возможна только в вечернее и ночное время.

Средние волны имеют достаточную дифракцию для распространения в условиях городской застройки, при этом уровень промышленных помех значителен. В непромышленных зонах качество вещания отвечает первой категории, в городах — значительно ниже. Дальность распространения сигнала зависит от состояния ионосферы: днем сигнал, отражаясь от ионосферы (при высокой концентрации электронов), возвращается на землю слишком слабым, а ночью (при низкой концентрации электронов в ионосфере) дальность распространения сигнала сильно увеличивается (до 2000 км).

Мощность применяемых передатчиков в диапазоне средних волн в дневное время может составлять 5-10 кВт, а в ночное время в принципе может быть снижена в 10-20 раз.

В диапазоне средних волн для расширения зоны обслуживания применяется синхронное радиовещание (одна программа на одинаковой вещательной частоте распространяется несколькими передатчиками). В этом случае используются передатчики малой и средней мощности. Блистательным примером сетей синхронного вещания на средних волнах (549 килогерц)являлись программы «Маяка», транслировавшиеся десятками и сотнями радиостанций на одной частоте. Это было большим достижением отечественной науки и техники — позывные «Маяка» были очень стабильны и принимались практически в любом уголке страны.

Короткие волны (AM) — декаметровые — длина волны 90-11 м; частота 3,95-26,1 КГц; амплитудная модуляция; первая категория качества (50 Гц-10 КГц); моновещание.

Распространение радиоволн в области приема земной волны из-за сильного поглощения почвой ограничено всего несколькими десятками километров, поэтому главным достоинством KB является способность многократно отражаться от ионосферы и при малой мощности передатчиков распространяться на очень большие расстояния. Основная область применения — иновещание. Короткие волны являются пространственными.

Диапазон KB состоит из нескольких поддипазонов от 75 до 11 метров. В верхней части дипазона (75-49 м) уровень промышленных помех чрезвычайно высок. В поддиапазоне от 41 до 19 метров промышленные помехи незначительны. А в нижней части диапазона (16-11 м) атмосферные и промышленные помехи практически отсутствуют.

Короткие волны используются для вещания на зарубежные страны. «Дневной» поддиапазон (13, 16, 19 метров) используется в светлое время суток, «ночной» (25, 31, 41, 49 и 75) — в темное время суток.

Мощность передатчиков (от 50 Вт до 1500 кВт) может изменяться в зависимости от времени суток: ночью, достигает максимальных значений, а с рассветом может быть снижена.

Одним из недостатков считается явление «замирания» радиоволн: сила принимаемого сигнала постепенно уменьшается, а иногда и полностью прекращается. Это происходит потому, что радиоволны распространяются от передатчика по разным путям, под разными углами, и на радиоприемник могут прийти одновременно несколько волн; складываясь, они могут либо усиливать, либо ослаблять друг друга. Существуют участки Земли, где прием коротких волн иногда невозможен. В пространстве между местом, где прекращается прием поверхностной волны, и местом возвращения на Землю отраженной пространственной волны образуется зона молчания.

В России короткие волны для вещания внутри страны почти не используются, основной объем вещания рассчитан на слушателей за рубежом. Для космической радиосвязи KB непригодны, так как ионосфера для них непрозрачна.

Ультракороткие волны (УКВ-1, УКВ-2 /FM/) — метровые — (длина волны 4,6-2,8 м; частота 65,9-108 МГц; частотная модуляция; высшая категория качества (30 Гц-15 КГц); стерео- или моновещание. Поверхностные и пространственные волны.

FM-радиостанции (УКВ-2) появились в России сравнительно недавно, но они очень быстро завоевали своего слушателя высоким качеством звучания в эфире.

В диапазоне метровых волн по существу представлено несколько поддиапазонов: УКВ-1 — 65,9-74 МГц; УКВ-2 — 87,5-108 МГц.

Способность волны огибать препятствия в УКВ диапазоне минимальна, сигнал может распространяться только

в зоне прямой (почти оптической) видимости между передающей и приемными антеннами; данный диапазон свободен от атмосферных помех, а длят борьбы с промышленными и местными помехами (электродвигатели, системы зажигания автомобилей и т.д.) применяется частотная модуляция. Для увеличения зоны прямой видимости передающие и приемные антенны поднимают на максимально возможную высоту. Обычно расстояние прямой видимости составляет 40-50 км, однако благодаря небольшой рефракции может достигать 60-80 км.

УКВ диапазон идеален для вещания в больших и средних городах, передатчики с мощностью от 2 до 15 кВт могут располагаться в черте населенных пунктов и из-за небольшой стоимости быстро окупаться коммерческими радиостанциями. Однако напряженность поля в метровом диапазоне неравномерна, так как прямые волны сталкиваются с отраженными от Земли и зданий волнами и в непосредственной близости от передатчика могут возникать звуковые искажения. Поэтому рекомендуется располагать передающие антенны на удалении от густонаселенных районов.

Радиус зоны обслуживания обусловлен исключительно высотой передающей антенны. Для расширения зоны вещания необходимо использовать ретрансляторы. УКВ волны прозрачны для ионосферы, поэтому в данном диапазоне может осуществляться космическая связь.

 

Подготовка радиопередачи

При работе в студии за технические требования к качеству продукции отвечают специальные сотрудники, тогда как при внестудийной записи практически все приходится делать самому журналисту. Именно он обязан выбрать тип и количество микрофонов, оптимизировать их расстановку для сведения к минимуму искажений в процессе записи.

Сбор материала

Технология сбора информации зависит от назначения и целей. Без предварительной проработки материалов невозможно рассчитывать на то, что на этапе записи передачи журналисту хватит одной эрудиции. Необходимо просмотреть архивные текстовые материалы по проблематике будущей передачи, прослушать фонограммы («консервы» — профессиональный жаргон), провести переговорные процессы.

Запись

Надо заметить, что сегодня распространена аналого-цифровая технология формирования передачи. Это объясняется тем, что частично традиционная аппаратура, например аналоговые микшерные пульты, до сих пор имеет технические преимущества перед цифровыми устройствами этого типа, а запись-воспроизведение и монтаж выполняются на «цифре». Необходимо помнить, что при аналоговой магнитной записи возникает основная доля искажений и шумов. Архивные записи, представляющие огромные массивы информации, хранятся пока в основном в аналоговом виде.

Перед основной записью, в зависимости от степени оперативности передачи, желательно провести предварительную запись. Расставить микрофоны, установить уровень сигналов и сделать пробную запись с контрольным прослушиванием.

Наибольшую сложность с технической точки зрения представляет внестудийная запись, когда репортер может оказаться либо на открытом пространстве, либо в неприспособленном для записи помещении, В том и другом случае для качественной записи надо правильно выбрать тип микрофона.

При возможности выбора надо постараться найти помещение с допустимыми акустическими характеристиками: желательно, чтобы комната по соотношению сторон приближалась к золотому сечению и в ней присутствовали звукопоглощающие предметы (шторы, мягкая мебель, ковры), то есть чтобы она не «гудела» от отражающихся звуков. Далее необходимо подобрать угол направленности микрофонов: чем уже будет диаграмма направленности, тем большие проблемы в работе будет испытывать звукорежиссер: малейшее отклонение от оси направленности говорящего — и в эфире может появиться «каша».

Особые сложности расстановки микрофонов встают перед журналистом и звукорежиссером при внестудийной записи музыкальных фрагментов. Теоретически в помещении можно найти геометрическую точку, обеспечивающую оптимальные параметры звучания, и в таком случае достаточно использования одного микрофона. Однако на практике это выполнимо далеко не всегда. В этом случае ищут зону с преобладанием прямых сигналов для расположения ближнего микрофона и зону «радиуса гулкости», где отношение уровня отраженного сигнала к уровню прямого равно единице (для общего микрофона). Нередко для оптимизации звучания используют «микрофон воздуха», который располагают за зоной радиуса гулкости.

Запись передачи на улицах, в аэропортах, вокзалах, во дворах всегда осложнена присутствием сильных посторонних шумов, поэтому журналист должен позаботиться о ветрозащите микрофона и уметь работать с суперкардиоидным микрофоном-пушкой. Выбор правильного поворота к источникам паразитических шумов (они не должны попадать на диафрагму микрофона) обеспечит наилучший уровень звучания. Чем меньше звуковых помех, тем шире диаграмма направленности должна быть у микрофона, иногда желательно, чтобы микрофон улавливал «эффект зала».

В случае проведения внестудийного прямого эфира наибольшую сложность представляет выбор канала связи со студией. По возможности надо избегать использования обычного телефона, так как частотных характеристик микрофонов недостаточно для вещания даже «разговорной» станции. При отсутствии возможности установить кабельный канал связи рекомендуется использовать репортофон -гибрид телефона и микшерного пульта, позволяющий подключать телефонную линию к эфирной аппаратной.

Если есть возможность, можно работать по «воздушке» — специальному временному проводу, натянутому по телеграфным линиям или между домами от места репортажа до радиостанции, правда, в этом случае длина провода не должна превышать 1 км. Как известно, телефонные линии иногда бывают сильно «зашумлены», но нередко бывает возможность договориться с местными телефонными узлами о кроссировке линии, то есть выделении «прямых проводов».

Монтаж

После того как журналист произвел аудиозапись, необходимо произвести монтаж. Монтаж — это и творческий, и технический процесс объединения материала путем отбора, изменения очередности звучания отдельных фрагментов фонограмм для формирования единого звукоряда. Монтаж связан с общей структурой передачи, из монтажных фраз и эпизодов строится композиция журналистского материала. Редактор определяет ориентировочную длительность передачи, планирует время выхода в эфир, поэтому фонограмму необходимо подогнать на заданный хронометраж, но в первую очередь нужно избавиться от лишних шумов, придыханий, слишком длинных пауз, слов-паразитов и т.д. Если позволяет время, фонограмма набирается в текстовом процессоре и редактируется.

В зависимости от аппаратуры может применяться линейный или нелинейный монтаж. Линейный монтаж производится путем перезаписи сигнала с одного аналогового магнитофона на другой. Вначале расставляются монтажные метки для определения точек монтажа, вырезаются ненужные места, далее фрагменты фонограммы записываются в определенном порядке, при этом технические пара метры «мастера» — конечной записи — всегда ниже исходного материала. Выполнить линейный аналоговый монтаж под силу далеко не каждому журналисту. Как правило, это производится в монтажной аппаратной, где монтажник и репортер работают вместе.

Нелинейный монтаж осуществляется на компьютере (звуковой станции) при этом физической перезаписи фрагментов фонограммы не происходит — изменяется только последовательность адресов. Освоить технику нелинейного (цифрового) монтажа проще, так как фонограмма наглядно отображается на мониторе компьютера. Журналист не тратит время на объяснение задуманного монтажнику, готовя материал к эфиру. Редактирование звукоряда происходит без боязни неправильно «порезать» ленту и безвозвратно испортить исходные материалы.

При аналоговой записи фонограммы использование нелинейного монтажа возможно, но требует большего времени. Перевод аналоговой записи в цифровой вид требует реального времени (ровно столько, сколько шла запись фонограммы). Как правило, одновременно производится компрессия сигнала. К сожалению, техническая простота нелинейного монтажа в настоящее время снизила качество радиоматериалов. Узкий круг специалистов-монтажеров, режиссеров, прекрасно знающих помимо технических вопросов теорию монтажа, передает свои обязанности непрофессионалам (подобно тому как в периодической печати работу профессиональных наборщиков стали выполнять журналисты), но это процесс неизбежный, и, следовательно, за профессиональный монтаж (как и за правильность наборных процессов) должны отвечать сотрудники редакций.

Для нелинейного монтажа не требуется отдельная аппаратная, достаточно иметь наушники и компьютер со звуковым редактором (типа Sound Forge).

Формирование передачи

Радиопередача формируется с учетом информационных сообщений и рекламных вставок. Важным звеном для оптимизации управления цифровыми аудиомассивами являются данные о содержимом, без которых трудно ориентироваться во внутреннем (непосредственные записи радиостанции) и внешнем (интернет, Гостелерадиофонд) звуковых архивах. Фонды фонограмм могут быть рабочими, оперативными или долговременными. В соответствии с этим подбираются и носители хранения аудиоинформации. I фонограммы подразделяются на первичные (оригиналы) и копии (дубль оригинала и вещательные копии).

Технические средства для создания эффективного вещательного комплекса имеются, но основная проблема -уметь ими пользоваться, связать различные комплексы в единую сеть, оптимально рассчитать нагрузку на аппаратуру. Данные о содержимом способствуют быстрому поиску информации путем введения в нее индексации. Они напоминают библиотечный каталог, выполненный в цифровом виде. В ближайшее время будет обращено огромное внимание на создание поисковых аудио- и видеосистем. Материалы, не имеющие точного описания и цифровой индексации, рискуют быть потерянными, так как никто не будет знать об их существовании. В каталогизатор вносятся ключевые слова о теме, времени и месте события, сведения о журналисте, герое события, собственнике информации и цифровом формате.

Реклама может начитываться диктором в прямом эфире или воспроизводиться в записи. Рекламные ролики, как правило, озвучиваются профессиональными актерами и записываются при участии звукорежиссера. Далее запись монтируется на звуковой станции, накладывается на музыкальное сопровождение, в нее могут вводиться различные звуковые шумы, и в конечном итоге она рассчитывается на необходимую длительность. При программировании вещательной сетки только новостные и рекламные блоки имеют жесткую длительность и периодичность.

Из студийных и внестудийных передач формируется единый звукоряд (программа). Основная трудность стыковки различных звуковых фрагментов — регулирование соотношений громкости речи и музыки. Для соединения кусов фонограммы нередко используются короткие музыкальные перебивки (джинглы). В конце концов сигнал подается на вещательное оборудование и согласно российскому закону о СМИ (1991 г.) обязательно записывается с дальнейшим хранением не менее одного месяца.

В эфирных аппаратных должна быть предусмотрена возможность выхода из нештатных ситуаций, вызванных техническими или организационными причинами. Для минимизации возможных пауз в эфире может быть использовано оперативное включение заранее подобранной музыки.

Аналоговая магнитная запись

До появления магнитной записи звука еще в 1877 г. Т. Эдисон патентует фонограф — устройство, в котором пишущая игла, управляемая мембраной, оставляла след на валике с оловянной фольгой. На основе фонографа в дальнейшем был изобретен граммофон и другие приборы с механической звукозаписью.

Принципиально новый способ записи в 1898 г. предложил датский изобретатель Вальдемар Паульсен (1869-1942), работавший в копенгагенской телефонной компании. К тому времени было известно о свойствах ферромагнитных материалов сохранять остаточное намагничивание, соответствующее напряженности магнитного поля, то есть при изменении параметра внешнего магнитного поля намагниченность материала изменялась и сохранялась неограниченное время. В качестве носителя информации В. Паульсен выбрал стальную проволоку, а в качестве преобразователя звука — телефонный микрофон. В 1900 г. на выставке в Париже им было продемонстрировано звукозаписывающее устройство — телеграфон, где магнитная головка скользила вдоль рояльной струны. Но современники не смогли оценить практическое значение данного изобретения, и фонограф по-прежнему продолжал доминировать над другими способами аудиозаписи.

Однако это не смутило В. Паульсена, и он стал совершенствовать лентопротяжный механизм, чтобы проволока могла наматываться на катушки, а магнитная головка оставалась неподвижной. Вскоре телеграфон мог записывать звук с продолжительностью 30 мин, но чрезмерный уровень шума и неудобство работы с проволокой привели к тому, что в 1918 г. производство телеграфонов было полностью прекращено. Широкое распространение магнитная звукозапись получает в 30-е гг. XX в., после того как немецкая компания BASF разрабатывает специальную долговечную и простую в обращении ленту на ацетатной основе, покрытую ферромагнитным порошковым слоем.

В наше время плотность магнитной записи достигает немногим более 100 бит/см3, хотя теоретически этот параметр может быть повышен почти в 10 раз.

В современных аналоговых студийных магнитофонах скорость перемещения ленты относительно магнитной головки составляет 38,1 см/сек, в репортерских — 19,05 см/сек или 9,53 см/сек. Основным недостатком магнитной записи являются шумы, возникающие в основном из-за звуконосителя: мельчайшие частицы ферромагнитного порошка располагаются на лавсановом слое ленты неравномерно, соответственно возникает магнитная неоднородность (структурные шумы), кроме того, механический контакт ленты с магнитной головкой (записывающей или воспроизводящей) неодинаков (контактные шумы).

Цифровая магнитная запись

Основным достоинством цифровой магнитной записи является отсутствие шумов ленты. В зависимости от способа записи цифровые магнитофоны могут писать сигнал относительно ленты продольно или наклонно-строчно. Качество наклонно-строчной записи выше, так как магнитная лента перемещается по вращающемуся барабану с несколькими магнитными головками. Для этого типа записи могут применяться R-DAT (Rotary Digital Audio Tape) устройства с вращающимися магнитными головками, обеспечивающие студийное качество звучания. Их целесообразно использовать для записи репортажей, но они малопригодны для монтажа и выведения сигнала в эфир.

В устройствах с продольной многоканальной записью (Digital Audio Stationary Head) лента движется вдоль блока неподвижных головок, а общий цифровой поток «дробится» и записывается одновременно несколькими магнитными головками.

Контактные и структурные шумы при цифровой записи, в отличие от аналоговой, группируются, для дальнейшего исправления. Цифровой магнитофон автоматически выполняет операции помехозащитного кодирования и перемещения символов с разнесением их по ленте (система коррекции ошибок), хотя при перезаписи материала более 10-20 раз качество ухудшается до неприемлемого уровня (при аналоговой записи количество перезаписей не может быть более трех-четырех).

Помимо ленты, в качестве звуконосителя может использоваться магнитный диск, основные достоинства которого - осуществление записи только на бездефектные участки, так как перед использованием диск форматируется и некачественные места поверхности становятся недоступными. Следовательно, структурные шумы исключаются. При этом остается возможность многократной магнитной записи и стирания информации, но главное - контроль звуковых преобразований на мониторе компьютера (воспроизведение с различной скоростью, нелинейный монтаж с сохранением «исходников», удаление шумов). При записи в студии может применяться технология непосредственной записи на жесткий диск компьютера. Между микрофоном и компьютером располагается компрессор — устройство, обеспечивающее усиление и компрессию (сжатие) спектра сигнала, Некомпрессированная запись в течение одной минуты может занять 10 Мб дискового пространства, но поскольку часть информации для слуха избыточна (за пределами порога слышимости), ее можно сжать в пять и более раз при помощи алгоритма сжатия MPEG, При этом следует учесть, что чрезмерное сжатие информации ухудшает качество звучания.

Студийная запись производится в стандарте 24 бит, запись на CD — 16 бит («битность» обеспечивает динамический диапазон вещания). Информация при цифровом кодировании хранится в виде отдельных файлов в звуковом формате.

В настоящее время применяются все вышеперечисленные виды записи, так как редакции имеют в арсенале профессиональные аналоговые магнитофоны, уступающие в качестве, но имеющие преимущества в цене перед цифровыми звукозаписывающими устройствами.

На компакт-дисках (CD) аудиоданные располагаются в виде бинарных логических единиц. Один слой диска представляет прозрачную подложку, второй — отражающий слой. Если на отражающем слое находится «дырка», считывающее устройство понимает ее как цифру «1», ее отсутствие— как «0». В перезаписываемых компакт-дисках (CD-RW) вместо металлизированного отражательного слоя находится специальное вещество, способное многократно изменять свою структуру. Под действием лазерного луча на поверхность слоя происходит его переход из кристаллического состояния в аморфное или наоборот.

Несжатые (без компрессии) аудиоданные занимают достаточно много дискового пространства, поэтому для радиовещания применяют компрессию (МРЗ). Так, на один CD помещается до 800 минут стереозаписи с качеством фонограммы, отвечающей высшей категории качества. Сжатые данные также могут храниться на жестком диске компьютера вместе с плейлистом — документом, определяющим порядок воспроизведения материалов в эфир.

Радиожурналистский комплект

Для внестудийной записи журналистских материалов применяются радиожурналистские комплекты (РЖК). Они различаются по функциональным возможностям, удобству и качеству записи/воспроизведения.

Состав РЖК:

1. Устройства записи/воспроизведения аудиоряда различаются по виду носителя (магнитная лента, магнито-оптические диски, CD-RW, жесткий диск и т.д.).

2. Микрофоны. Для внестудийной записи используются различные типы микрофонов с многочисленными способами их крепления (стойки, «журавли», прищепки и т.д.) Для записи нескольких звуковых источников (например, на пресс-конференциях) применяют микрофонные комплекты.

3. Устройства передачи информации для оперативной передачи звукоряда с места события в радиостудию. Передача может осуществляться в цифровом виде (отдельным файлом) или в аналоговом виде по специально выделенным или телефонным линиям.

4. Устройства для монтажа и микширования звукоряда. Портативные микшерные пульты и звуковые станции для нелинейного монтажа.

 

Вариант аналогового РЖК

1. Кассетный магнитофон.

2. Электродинамический микрофон.

3. Закрытые наушники (чтобы слышать только то, что идет

на запись). 4. Репортофон с разъемом для подключения к телефонной

линии. Комплект дает возможность передавать в эфир материалы с комментариями.

Вариант цифрового РЖК

1. Репортерский RDAT-магнитофон с автолокатором для поиска меток на ленте, обеспечивающий цифровое качество записи.

2. Комплект микрофонов с различной диаграммой направленности и аксессуары к ним.

3. Закрытые наушники для работы в сильно зашумленной обстановке.

4. Репортофон с входом на 2—3 микрофона и возможностью подключения к различным линиям связи, клавиатура, жидкокристаллический дисплей.

 

Передвижные радиостанции

В радиовещании широко используются трансляционные пункты — передвижные технические средства, предназначенные для формирования передач. Стационарные трансляционные пункты, предназначенные для регулярных записей, размещаются в театрах, концертных залах, в государственных учреждениях и т.д. Вся необходимая аппаратура (пульт звукорежиссера, контрольные громкоговорящие устройства, магнитофоны или цифровые рекордеры, стойка коммутатора линий) находится в них постоянно и подключена к различным каналам связи. Режиссерский пульт имеет большое количество входных трактов, так как может использоваться большое количество микрофонов. В полустационарных пунктах аппаратура устанавливается только на время проведения передач.

Передвижные радиостанции (ПРС) способны формировать, записывать и передавать сигнал звукового вещания. Как правило, ПРС размещают в специально оборудованных транспортных средствах. Автозвукопередвижки имеют все необходимое оборудование (отличающееся портативностью и малым временем развертывания) для творческого и технического регулирования аудиосигналов, качественной записи, а иногда и оборудование для передачи сигналов по линиям радиорелейной или спутниковой связи.

В состав ПРС входит микшерный пульт с большим количеством микрофонных входов, устройства для аналоговой или цифровой записи, аппаратура для монтажа, несколько комплектов наушников, микрофоны с длинными кабелями (или радиомикрофоны), устройства коммутации линий и генератор для возможности автономного электропитания.


Механическое телевидение

Принцип оптико-механической развертки луча был настолько прост, что 2 октября 1925 г. англичанин Джон Лоджи Берд получил изображение на экране приемника, а 26 января 1926 г. публично продемонстрировал «движущуюся картинку» членам Королевского института Великобритании. Разумеется, это не была современная «телевизионная картинка», на ней присутствовали лишь силуэты, но начало было положено. Спустя год Дж. Берд увеличивает количество отверстий на диске до 30-ти.

Надо отметить, что существенное увеличение разрешающей способности экран<



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.022 с.)