Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Портрет как жанр живописи: особенности создания образа. Виды портрета (парадный, камерный, двойной, групповой, автопортрет)

Поиск

Парадный портрет — явление менее распространенное в современном искусстве. Само слово «парадность» в отношении портрета иногда употребляется в отрицательном смысле, хотя это не всегда справедливо. Парадный портрет — определенный вид портретного жанра, имеющий свои цели и закономерности. История искусства дает нам примеры замечательных произведений, принадлежащих к этому виду.

Парадный портрет — это портрет, раскрывающий какую-либо одну, главнейшую черту человеческой личности в связи с ее положением в обществе, особыми заслугами в определенной сфере деятельности и т. д. Естественно, что само идейное содержание такого рода портрета требует особых средств воплощения. Парадный портрет отличается в первую очередь монументальностью решения.

Идея портрета, рожденная в результате эмоционального отношения к человеку, проникновения в его психологию, философского осмысления изображаемого, требует в каждом отдельном случае своих композиционных и технических средств выражения.

В портретном жанре существуют различные типы композиции. Это голова, поясной портрет, фигура в рост, групповой портрет.

Камерный портрет - используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне. Интимный портрет - является разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.

По числу персонажей портреты делятся на индивидуальные, двойные, групповые.

Автопортрет портрет, в котором художник изображает сам себя, обычно используя для этого зеркало. Особенность автопортрета прежде всего в том, что он «говорит» со зрителем от первого лица – о времени и о себе; это монолог художника: сокровенная исповедь или активное утверждение своего творческого кредо, самоирония или спокойное повествование. Предание об одном из первых автопортретных изображений дошло до нас из античности: древнегреческого скульптора Фидия обвинили в кощунстве за то, что он посмел изобразить себя в виде бога в рельефной сцене битвы с амазонками на щите статуи Афины. Известны лишь единичные примеры скульптурных автопортретов (автопортрет чешского архитектора и скульптора П. Парлера в соборе Св. Вита в Праге, 14 в.). Подавляющее большинство автопортретных изображений – живописные или графические произведения.

Боровико'вский Влади'мир Луки'ч (1757—1825) — русский живописец; порт­реты М. И, Лопухиной (1797 г.), сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных (1802 г.), А. Б. Кура­кина (1801 — 1802 гг.)

Кипре'нский Оре'ст Ада'мович (1782 1836) — русский живописец; портреты А. А. Челищева (1808—1809 гг.), Е. В. Да­выдова (1809 г.), девочки в маковом вен­ке (1819 г.), Е. С. Авдулиной (1822— 1823 гг.), А С. Пушкина (1827 г.)

Леви'цкий Дми'трий Григо'рьевич (1735—1822) — русский живописец; порт­реты П. А. Демидова (1773 г.), Г. И. Алымо­вой (1776 г.), М. А Дьяковой (1778 г.)

Аргуно'в Ива'н Петро'вич (1729 —1802) — русский живописец; «Портрет неизвест­ной крестьянки в русском костюме» (1784 г.)

Ре'пин Илья' Ефи'мович (1844—1930) — русский живописец, график; картины «Бурлаки на Волге» (1870—1873 гг.), «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885 г.), «Не ждали» (1884— 1888 гг.), «Запорожцы пишут письмо ту­рецкому султану» (1878—1891 гг.), портре­ты А. П. Игнатьева, К. П. Победоносцева — этюды к картине «Заседание Государствен­ного совета» (1902 г.); «Портрет М. П. Му­соргского»

Пейзаж как жанр живописи: разновидности пейзажа. Творчество пейзажистов.

Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства, основным предметом живописи и графики, которого является местность, естественная или преображённая человеком.

Пейзаж

Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая старинным представлениям.

В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить:

· сельский, городской (в том числе городской архитектурный —ведута);

· индустриальный пейзаж;

· особую область составляет изображение морской стихии — марина;

· пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.

В пейзаж входят некоторые основные элементы:

· Земная поверхность

· Растительность

· Человеческие постройки

· Перспектива вида

Картина также может включать:

· водоёмы (озера, моря, реки)

· фауну

· людей

· свет

· метеорологические образования (облака, дождь).

В зависимости от главного предмета изображения и характера природы, внутри пейзажного жанра различают: сельский и городской пейзажи; архитектурный и индустриальный пейзажи; морской и речной пейзажи.

Пейзаж - непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Подчас он решает крупные задачи, воплощает тончайшие духовные коллизии. Скажем, импрессионисты ставили перед собой довольно узкие цели - передать воздух, свет, запечатлеть мерцание силуэтов. Русский же пейзаж в лучших его воплощениях всегда был прежде всего сосредоточением глубоких переживаний, острых философских идей.

В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико! Мы часто говорим: "левитановская осень", "шишкинский лес" или "поленовский пруд". Образы природы волнуют всех людей, рождая у них сходные настроения, переживания и раздумья. Кому из нас не близки пейзажи русских живописцев: "Грачи прилетели" А. К. Саврасова, "Оттепель" Ф. А. Васильева, "Рожь" И. М. Шишкина, "Ночь на Днепре" А. И. Куинджи, "Московский дворик" В. Д. Поленова, "Над вечным покоем" И. В. Левитана? Мы невольно начинаем смотреть на мир глазами художников, раскрывших поэтическую красоту природы. Умение создать в пейзаже образ, передать самое характерное в явлении природы есть качество, отличительное для русской пейзажной школы. Этим качеством, пожалуй, определяется и её место в истории мировой живописи. Русские пейзажисты всегда ставили перед собой задачу создания пейзажа-картины, которая по глубине замысла, по силе эмоционального воздействия по количеству "материала" для размышления не уступит многофигурной композиции.

Художники-пейзажисты видели и передавали природу каждый по-своему. Свои излюбленные мотивы были и у Айвазовского И. К., изображавшего различное состояние моря, корабли и людей, борющихся со стихией. Его полотнам присущи тонкая градация светотени, эффекта освещения, эмоциональная приподнятость, тяготение к героике и пафосу.

Природа, изображение которой представлено на картинах русских пейзажистов, не имеет ничего общего с равнодушно и бездумно воспроизведённым куском поля, леса или реки ради "красивости" того или иного мотива. В них всегда присутствует сам художник, его чувства, мысли, его ясно выраженное отношение к тому, что он изображает. Беря реальные предметы окружающей природы, пейзажист пользуется и композицией и цветовой характеристикой их, одно усиливая, другое приглушая, чтобы создать определённый образ, точнее передать необходимое ему по замыслу состояние природы.

Пейзажисты не только видят, но и с волнением узнают то или иное явление и состояние природы. И именно состояние, а не внешний вид природы является предметом изучения, наблюдения, постижения художников. У пейзажистов с природой ведётся, вероятно, интимный разговор на языке, понятном только им. В явлении природы пейзажист видит скрытый ею смысл, он чувствует "душу" природы и понимает её по-своему. В основе таланта пейзажиста всегда лежит искренняя любовь к природе. Понять, почувствовать природу, суметь подслушать её говор не всем дано.

Серо'в Валенти'н Алекса'ндрович (1865— 1911) — русский живописец; картина «Девочка с персиками» (1887 г.); портре­ты 3. Н. Юсуповой (1902 г.), актрисы М. Н. Ермоловой (1905 г.), Петра I (1907 г.), Иды Рубинштейн (19Ю г.), кня­гини О. К. Орловой (1911 г.); пейзажи «За­росший пруд» (1888 Г.), «Баба с лошадью» (1898 г.); картина «Похищение Европы»

Брюлло'в Карл Па'влович (1799— 1852) — русский живописец; картины «Итальянский полдень» (1827 г.), «Всадни­ца» (1832 г.), «Последний день Помпеи» (1830—1833 гг.), «Графиня Ю. П. Самойло­ва, удаляющаяся с бала с приёмной доче­рью Амацилией Паччини» (около 1842 г.), портрет Н. В. Кукольника (1836 г.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1991; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.179.132 (0.012 с.)