Индивидуальные различия памяти у людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальные различия памяти у людей



Различия памяти у людей бывают количественные (скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания ) и качественные (доминирование отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирование.).

"Чистые" виды памяти крайне редки, на практике мы сталкиваемся с сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память.

Наиболее развиты те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток накладывает профессиональная деятельность. У ученых очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.

Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.

Кроме того, память человека теснейшим образом связана с физическим состоянием и личностными ощущениями. Это доказывается случаями болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.

Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется и замещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Кроме того, и сами средства-стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук, записей и т.п.), а затем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю.

Типы памяти

В зависимости от преобладающего участия в работе памяти того или другого анализатора различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный типы памяти. Человек, отличающийся зрительным типом памяти, запоминает и воспроизводит заученный материал преимущественно в зрительных образах. Например, при заучивании физических упражнений человек с зрительным типом памяти будет лучше запоминать движения в их зрительной форме и легко разбираться в ошибках, допускаемых другими физкультурниками, плохо отдавая себе отчет в собственных ошибках.

К смешанному типу памяти относятся люди, у которых не наблюдается преимущественное развитие какого-либо одного вида памяти и которые в своей практической деятельности в равной степени пользуются несколькими видами памяти.

В педагогическом отношении важно обеспечить равномерное развитие всех трех видов памяти; только таким путем может быть обеспечено наиболее точное запоминание и воспроизведение изучаемого материала. При заучивании словесного материала это достигается практикой заучивания вслух. В этом случае в памяти учащегося одновременно закрепляются разнохарактерные зрительные, слуховые и речедвигательные образы, связанные с изучаемым материалом. Аналогично этому при заучивании физических упражнений необходимо одновременно пользоваться и двигательными, и зрительными представлениями заучиваемого движения.

Типы памяти

Вопрос 13. Определение внимания. Функции внимания. Классификация видов внимания. Внимание – это процесс объединения и регулирования других психических процессов и сознания в целом в рамках какой-либо деятельности путем организации их направленности и сосредоточения. Направленность внимания – избирательность психической деятельности, т.е. выбор (произвольный или непроизвольный) ее объектов. Сосредоточение – это во-первых: отвлечение от постороннего по отношению к данной деятельности и даже торможение (игнорирование) побочной деятельности; во-вторых: сосредоточение сопровождается повышением интенсивности, напряженности выбранной психической деятельности, что субъективно переживается как углубленность в деятельность, поглощенность ею. Функции внимания: 1. отбор значимых для субъекта воздействий среды. Значимые воздействия – соответствующие актуализированным потребностям, соответствующие данной деятельности. 2. торможение (игнорирование, устранение) несущественных, конкурирующих, побочных для данной деятельности воздействий среды. 3. удержание данной деятельности (сохранение в сознании соответствующих образов, мыслей, предметного содержания) до достижения цели. 4. регуляция и контроль протекания психических процессов, включенных в данную деятельности. Классификация внимания: I) по виду психической активности (виды внимания): перцептивное (сенсорно-перцептивное) – вид внимания, регулирующего сенсорно-перцептивную деятельности человека. интеллектуальное. – вид внимания, регулирующего рече-мыслительную деятельность. Для интеллектуального внимания наиболее характерна форма произвольного внимания. эмоциональное - вид внимания, регулирующего эмоциональные переживания и чувства человека. волевое – вид внимания, способствующего выполнению волевых действий и воспитанию волевых качеств личности. II) по уровню психической активности (уровни внимания) 1. непроизвольное (непреднамеренное) – это непреднамеренное внимание к объекту, вызванное особенностями данного объекта как раздражителя. 2. произвольное (преднамеренное) – это преднамеренное, сознательно направляемое и регулируемое внимание, определяемое целью и условиями деятельности. 3. послепроизвольное – внимание, преднамеренно вызываемое, но не требующее заметных волевых усилий для своего поддержания в силу переключения интереса с цели на предмет или процесс деятельности. III) по направленности (по положению объекта внимания) (роды внимания): 1. внешнее – это внимание, направленное на предметы и явления внешнего объективного мира. Проявляется преимущественно при восприятиях. 2. внутреннее – это внимание, направленное на объекты внутреннего субъективного мира. Проявляется преимущественно при работе памяти, воображения, мышления, переживании чувств. Вопрос 14. Характеристика свойств внимания Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания. Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами. Концентрация внимания – свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека. При наличии такой сосредоточенности человек практически не воспринимает посторонние факторы. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен. Устойчивость внимания – способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков. Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач. Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания. Распределение внимания – свойство, благодаря которому возможны выполнения двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются, хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения. У человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.  

Вопрос 15. Понятие о мышлении. Виды мышления.
Мышление – это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.

Черты мышления:

1) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности;

2) способно отражать не только отдельные предметы, явления и свойства, но и существующие между ними связи, причем в обобщенной форме.

3) опосредованно отражает окружающий мир

К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

а) если непосредственное познание невозможно, так как наши анализаторы несовершенны или вовсе отсутствуют;

б) если непосредственное познание невозможно в условиях реального времени, например археологические раскопки

в) если непосредственное познание нецелесообразно, например, нет смысла выходить на улицу чтобы узнать температуру воздуха;

4) активно функционирует в условиях проблемной ситуации

5) расширяет границы познания;

6) позволяет предвидеть наступление некоторых событий, например, солнечного затмения

По характеру решаемых задач выделяется мышление теоретическое, с помощью которого устанавливаются общие закономерности, и практическое, посредством которого решаются конкретные задачи. По степени развернутости мышление бывает дискурсивным (задача решается постепенно, шаг за шагом) и интуитивным (решение приходит внезапно, на основании догадки).

В зависимости от оригинальности, новизны выделяют мышление репродуктивное (усвоение готовых знаний) и продуктивное (творческое). По форме мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач посредством внешних, практических действий. Наглядно-образное мышление опирается на представления или восприятие, так как задачи решаются посредством образов. Словесно-логическое мышление – это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений. Форма мышления, посредством которой отражаются общие, наиболее существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, называется понятием. Понятия подразделяются на общие (отличаются большим объемом) и конкретные. Общие понятия выражаются через конкретные, например, сажают не просто дерево как таковое, а конкретно березу, яблоню и т. д. Суждения подразделяются на общие, частные, единичные. Общие суждения содержат утвердительную или отрицательную информацию обо всех предметах и явлениях («у детей высокая переключаемость внимания»). Частные – только о части предметов и явлений, включенных в понятие («дети этого класса хорошо танцуют»). Единичные – речь идет об индивидуальном понятии («Витя Иванов хорошо рисует»). Форма мышления, посредством которой сопоставляются и анализируются разнообразные суждения с целью получения нового суждения, называется умозаключением.

Вопрос 16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.011 с.)