Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные школы в зарубежной психологии.

Поиск

В основе разработки того или иного подхода в психологии всегда лежит процесс использования одной или нескольких базовых категорий, посредством которых объясняются основные проявления психики. Как правило, со временем та или иная категория абсолютизируется, превращается в объяснительный принцип, подчиняет себе остальные категории, оформляя тем самым особое научное направление. Представители определенных научных направлений, разделяющие общий подход к пониманию психического и методы его изучения, имеющие, как правило, известного научного лидера, могут образовывать научную школу.

Каждый из представленных в науке теоретических подходов к пониманию психического имеет свою историю возникновения, существования и развития. Вместе с тем каждый новый подход не отменял всего предыдущего, а лишь вносил свое понимание в общую «копилку» психологической науки

В психологии на разных этапах ее развития в качестве основного предмета исследования рассматривались такие понятия, как «душа», «сознание», «поведение», «бессознательное», «психика» и др.

 

Самым первым предметом изучения психологии была душа. И в наше время, и много лет назад для объяснения поведения других людей было принято ссылаться на проявления их души как некоторого фактора, значимого для понимания ситуаций взаимодействия и общения, но недоступного для непосредственного восприятия. Большой вклад в развитие представлений о душе внесли древние греки, трактовавшие душу как: искорку, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется как ручей (Гераклит); соединение атомов (Демокрит); результат смешения трех жидкостей — крови, желчи и слизи (Гиппократ); часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ, Платон); форму живого тела и цель его существования (Аристотель). Период Средних веков характеризуется влиянием на представления о душе как бессмертной инстанции (Фома Аквинский, 1225—1274) религиозных учений — христианства и ислама.

В конце XVII в. с приходом в естествознание строго «причинного мировоззрения» душа как объяснительный принцип и первопричина всех движений была исключена из науки. Следующим в общей хронологии предметов научного изучения психологии было сознание. Психологическое знание пытались построить на основе собственных переживаний ученого — явлений индивидуального создания. Мысли, желания, чувства, воспоминания, которые каждый человек знает по личному опыту, представлялись единственной несомненной реальностью, которую следует изучать, поскольку эти явления человек фактически наблюдает, находит в себе, изучая свою «внутреннюю душевную деятельность». Отсюда единственно возможным методом исследования была признана интроспекция — самонаблюдение человека за явлениями своего индивидуального сознания.

 

Основоположником интроспективного изучения сознания можно считать Джона Локка, который считал, что явления сознания являются такими же бесспорными фактами внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками. Развитие идей о явлениях сознания находит свое продолжение в психологии ассоционизма (XVIII — сер. XIX вв.), которая всю душевную жизнь представляла как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями (Д. Гартли, Дж. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер). Дальнейшее развитие традиций изучения сознания можно связать с именами В.Вундта и Ф. Брентано, каждый из которых предложил свою программу построения психологии как науки.

В первой трети XX в. появилось несколько крупных психологических научных школ, резко противопоставивших друг другу свои теории, факты и объяснительные принципы. Старая интроспективная концепция, трактовавшая психологию как науку о сознании, состав которого проясняется благодаря самонаблюдению, утрачивает свое влияние.

Одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений, — гештальтпсихология. Основным положением новой школы стало утверждение о том, что первичными данными психологии являются целостные структуры — гешталъты, не выводимые из компонентов, образующих гештальт. Исследования, проведенные представителями данного направления (М.Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер) в области восприятия и мышления, позволили выявить ряд феноменов (например, инсайт как мгновенное схватывание ситуации) и законов (например, законы «фигуры и фона», «транспозиции», «хорошей формы» и пр.). Эти данные активно используются военными психологами, разрабатывающими психологические аспекты маскировки, введения противника в заблуждение, создания контекста неопределенности в ходе боевых действий.

Преодолению ограниченности круга изучаемых психологией явлений рамками сознания способствовало выделение в качестве основного предмета изучения поведения. Это было сделано в бихевиоризме. Бихевиоризм — одно из ведущих направлений в психологии, предметом изучения которого является поведение как совокупность отношений «стимул —реакция».

Классический бихевиоризм сводил психику к различным, преимущественно двигательным, формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.Так, например, мышление отождествлялось с речедвигательны-ми актами, эмоции — с изменениями внутри организма и т.д. Соответственно развитие человека сводилось к образованию условных реакций — любых ответов организма на изменение во внешней или внутренней среде — от биохимической реакции отдельной клетки до сложного поведенческого акта.

С 20-х гг. XX в. начался распад бихевиоризма на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий (гештальтпсихологии, психоанализа). Необихевиоризм дополняется понятием о «промежуточных переменных» как факторах (мотивация, состояния, когнитивные структуры), служащих опосредующим звеном между стимулом и мышечными движениями. Объяснительными факторами формирования и модификации поведения человека выступают такие понятия, как «модель» (наблюдение за моделью, представляющей собой одобряемый или осуждаемый образец поведения) и «подкрепление» (негативное и позитивное).

 

Провозглашая поведение в качестве основного явления, наглядного и доступного для изучения, бихевиористы, по сути дела, отрицали творческую сущность человека, оставляя за рамками изучения его богатый и противоречивый внутренний мир.

 

На противоречивость внутреннего мира обратил внимание автор другого теоретического направления — фрейдизма австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1858 — 1939). Богатая медицинская практика позволила 3. Фрейду сделать вывод о том, что источником многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы. Будучи вытеснены из сознания, эти психические образования вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятия, памяти, эмоциональной сферы и др.). На этом основании З.Фрейд высказал предположение, что решающую роль в организации поведения играют бессознательные проявления психической жизни, прежде всего сексуальные. В работах «Исследования истерии» (1895) и «Толкование сновидений» (1900) он выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения нервно-психических расстройств.

 

Говоря о вкладе психоанализа, и прежде всего его создателя З.Фрейда, в развитие предметной сферы психологии, следует отметить следующее. Значительно расширив рамки представлений о психическом, показав его сложную динамику, З.Фрейд тем не менее склонил чашу весов значимости элементов в оппозиции «сознательное — бессознательное» в пользу последнего. Связь человека с социумом и влияние социума на человека представлялись в значительной мере негативно окрашенными. Социум порождал травмирующие переживания, аффективные комплексы у человека. Одновременно и само социальное окружение оказывалось подверженным воздействию иррациональных, зачастую негативных влечений и инстинктов человека. Такая трактовка находит оправданную критику со стороны многих психологов, в том числе и учеников З.Фрейда.

 

Наиболее выраженной оппозицией признанию зависимой от различных факторов природы человека (от внешних стимулов в бихевиоризме; от вытесненных из сознания травмирующих переживаний в психоанализе) явились идеи гуманистической психологии (Г.Олпорт, Ф.Перлз, К.Роджерс, А.Маслоу). Представители гуманистической психологии признавали за человеком право на его уникальность, способность к управлению собственным развитием и творческой самореализации, к достижению «идеального Я». Одной из основ гуманистической психологии стал экзистенциализм — философское течение, ориентированное на проблемы личностного выбора и ответственности в определении смысла существования.

 

Сторонники этого направления убеждены, что поведение человека детерминируется не инстинктами, внутренними конфликтами или внешними стимулами, а личным восприятием реальности. Люди сами себя контролируют, их поведение определяется способностью выбирать, как думать и поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием человеком мира. Таким образом, человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

Важным направлением, характеризующим социальную ориентированность психологии, признающим ведущую роль общественно-исторического фактора в развитии психики, стало использование в отечественной психологии в качестве системообразующей интегральной категории предметной деятельности (С.Л.Рубинштейн, М.Я. Басов, А. Н.Леонтьев). Именно продуктивная деятельность по преобразованию окружающего мира отличает человека от всех других живых существ. В продукте деятельности оказывается воплощенным тот «идеальный образ», который существует в сознании человека. Деятельность — это форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели, связанной с познанием или преобразованием объекта.

Реализуя преобразующие действия с предметным миром, осуществляя сознательную регуляцию своего поведения и действий, человек изменяет и свою психическую природу. Посредством деятельности человек включается в систему общественных связей и отношений. При этом усвоение общественного опыта в ходе совместной деятельйости приводит к «перенесению внутрь» — интериоризации — внешних действий и социальных отношений. А это в конечном итоге приводит к формированию социально обусловленных качеств человека, к развитию высших психических функций, характеризующихся (в отличие от «натуральных» функций, имеющих природное происхождение) произвольностью и осознанностью (Л.С.Выготский).

В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и «сворачивается», с тем чтобы вновь трансформироваться и «развернуться» в процессе экстериоризации, когда на основе сформированной психической функции строится «внешнее» социальное отношение.

 

Вопрос 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 998; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.20.159 (0.011 с.)