Характеристика пренатального периода развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика пренатального периода развития.



Открытия последних лет показали важнейшее значение не только периода младенчества для психического здоровья и психологического благополучия в течение всей последующей жизни человека, но и колоссальную значимость внутриутробного развития. Уже первичная клетка «зигота» является изначально сложной структурой благодаря генетической информации, когда включает в себя сведения о морфологическом строении организма и функциональных процессах, обеспечивающих закладку и развитие клеток, органов и организма в целом в соответствии с планом последовательного его построения, а также данные о психологических особенностях его родителей и прародителей. Пуповина не является единственным путем взаимосвязи между матерью и ребенком. В процессе развития, задолго до рождения, практически все органы и системы уже начинают функционировать. Мозг не родившегося ребенка не только развивается, также его психологические, эмоциональные реакции. Ребенок с момента зачатия начинает накапливать свой собственный опыт, цепко схватывая вместе с матерью наиболее яркие моменты в жизни и удерживая их в своей памяти. В последующем эти образы отражаются в мышлении, эмоциональных проявлениях и стиле поведения ребенка и взрослого.

В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны:

Физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте,, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы. Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показали исследования детей, испытывающих недостаток общения со взрослыми и материнской любви, обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка. Физиологические особенности ребенка являются одинаковыми для всех культур, их обеспечение, роль взрослого в этом процессе также одинаковы. Разница касается только климатических условий. Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка, соответствующие конкретно-культурной модели. Индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и их соответствие конкретно-культурной модели общества, членом которого он является, обеспечены специальными, именно для этой культуры присущими особенностями материнского поведения Эти две стороны развития ребенка позволяют сделать вывод, что существуют две взаимосвязанные группы материнских функции. Одна из них призвана обеспечивать «видотипичные» особенности развития ребенка как в когнитивной, так и в эмоциональной сфере. Другая имеет своей задачей формирование таких особенностей когнитивной и эмоциональной сфер ребенка, которые обеспечили бы соответствие его развития именно данной конкретно-культурной модели. Проблема перинатального развития – это проблема зарождения психики.

Перинатальный период составляет всего 0,5—0,6% от общей продолжительности жизни человека, но именно на пртяжении перинатального периода формируется физическое и психоэмоциональное здоровье человека в следующие годы жизни.

Составные части перинатального периода:

антенатальний (поздний фетальний) период — 24-40 недель гестации;

интранатальний период — прохождение через родильные пути;

ранний неонатальный период — первые 7 дней или 168 часов жизнь.

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Нужно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это – формы первой игры. С ребенком может играть и отец.

Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо (узнают песни, которые им пела мать, стук сердца и ее голос).

В период внутриутробного развития ребенок воспринимает большое количество стимуляции от матери и даже из внешней среды, причем во всех сенсорных системах. Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного.Вопрос о содержании психической жизни новорождённого долгое время остается дискуссионным, тем не менее вторым и решающим аргументом становится то, что мы видим, хотя и в примитивном виде, те процессы жизни, которые у старших детей или взрослых характеризуют различные психические состояния. Речь идет о выразительном характере движений, с помощью которых ребенок выражает эмоции радости, горя, страха. Явления психической жизни проявляются и в инстинктивных движениях новорождённого, связанных с голодом, жаждой, насыщением и удовлетворением.

Чем разнообразнее воздействие на ребенка в перинатальный период, тем больше дифференцирована его экспрессия, тем больше стимулов он начинает «узнавать» после рождения. Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Психологи говорят о диаде «мать – дитя», о целостной системе, которую во время беременности, родов и первого года жизни представляют собой малыш и его мама. (Общение всегда 100%). Таким образом, положительные эмоции матери нужны ребенку еще до рождения и являются очень важным фактором, обеспечивающим формирование его положительного опыта.

24.Период новорожденности как первый критический период развития ребенка. Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. В это время происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физ-им отделением от материнского организма: это новый тип дыхания, новый способ питания и т.п. Происходит приспособление к новому образу жизни. П ервые полтора часа после появления ребенка на свет существует критический(сензитивный)период, когда «запускается» врожденный механизм форми-я привязанности у ребенка и по отношению к ребенку. Поэтому в этот момент очень важно присутствие матери. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца.В первые месяцы жизни ребенок чувствует себя слитым воедино с матерью. Малыш не осознает части своего тела и еще не умеет ими управлять. Вся активность малыша направлена на взрослого человека, через которого он удовлетворяет свои потребности. Поэтому ребенок первоначально реагирует на окружающих людей вообще: через них он воспринимает и познает мир.Самое большое значение в этот период для развития ребенка приобретает эмоциональное общение с матерью. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления.

25.Основные линии развития в младенчестве.Новообразования младенч-го возраста.

Развитие сенсорики:зрительное сосредоточение,появившееся еще на этапе новорожденности,совершенствуется.После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным,к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 мин.В этом возрасте ребенок определяет форму предметов,реагирует на цвет.Ребенок может прослеживать движущие предметы.В 4 месяца он не просто видит,а активно смотрит,реагирует на увиденное.Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений,которые он получает.Взрослые,ухаживающие за ребенком,должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях.Позновательное развитие младенцев,живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным.Основное новообразование—возникновение индивид-ой психической жизни ребенка.Новое в этом периоде то,что жизнь становится индивидуальным существованием,отдельным от материнского организма; и становится психической жизнью.Проявляется новообраз-ие в форме комплекса оживления(реакция улыбки;использование крика,плача дляпривлечения к себе и др.).Комплекс оживления проявляется раньше у тех детей,матери которых общаются и играют с ними.К году ребенок произносит первые слова,осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира.До года речь ребенка—пассивная;он понимает интонацию,но сам не говорит.Но именно в это время закладываются основы речевых навыков.Дети сами закладывают эти основы(с помощью плача,жестов,первых слов).Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью.По форме она явл-ся общением,а по содержанию—эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

26Понятие псих.депривации (сенсорная*1, двигательная*2, материнская *3, психосоциальная*4), общая хар-ка последствий для псих.развития. Псих.депривация- псих.состояние, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некот.его основных псих.потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. *1 –определяется как пониженное кол-во сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность. Норм.развив-йся р-к стремится к опред. Оптимальному уровню стимуляции, а окруж.его взрослые снабжают р-ка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями. Ряд эксперим.исследований показали, что недостаток прикосновений и движений являются результатом поражения развития центр.нерв.системы. *2 –связано с ограничением пространства и хар-на для домов ребенка,где движения р-ка длительное время ограничено рамками манежа. Нахождение р-ка в условияххронич.гиподинамии приводит к развитию эмоц.вялости.симптомы *2:раскачивание тела вперед-назад, резкие движения головы из стороны в сторону перед засыпанием на подушке. у таких детей часто наблюдается моторная отсталость. *3 – привязанность к взр-му явл. Биолог.необходимостью и изначальным псих.условием для развития р-ка.наиболее значима для младенца мать. она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации. *4 –под ней понимают изоляцию р-ка от общества.пример, «волчьи дети», «дети- маугли». Известно, что чел-к представляет собой единство биолог-го, псих-го, соц-х уровней. Становясь сознательным объектом деят-ти реб-к осознает себя личностью. Чел-к,изолированный от общества, не владеет нормами и правилами поведения в обществе,псих.процессы не развиваются.

27 Особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте. Основные направления развития в данный период. К концу первого года жизни ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности. В кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий – предпосылки перехода на новую ступень развития:1) речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативны, они лишь сколки слов взрослых), эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений.

2) почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет, ребенок целиком поглощен предметом, в этой деятельности возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление. 3) развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества. Говоря об общепсихологических характеристиках периода раннего детства, Л.С. Выготский отмечал ряд существенных моментов: 1. Связанность ребенка с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определяется ею (не использует другого опыта и знаний).2. Ведущая психическая функция этого периода – восприятие. Память ребенка раннего возраста проявляется только в узнавании. Мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в ситуации и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия. Восприятие в раннем детстве носит аффективный (эмоциональный) характер.

 

 

28. Предметная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем возрасте. Развитие предметно-орудийных действий, их значение для психического развития. В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой, материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески. У ребенка формируется предметная деятельность. Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни культурного человека. Полуторогодовалый-двухлетний малыш с ложкой, мячом, книгой, стульчиком действует совершенно иначе, чем шести-восьмимесячный ребенок, т.е. активность ребенка более старшего возраста с этими предметами носит характер, соответствующий их общекультурному назначению.Представление о большинстве предметов домашнего обихода, способах их использования дети усваивают на 2-ом году жизни. Возникающая на этой основе предметная деятельность постепенно заменяет собой естественные, природой и устройством организма обусловленные, движения ребенка. К началу 3-его года жизни предметная деятельность уже сформирована,по крайней мере, в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется.

В отличие от младенца, ребенка раннего возраста начинают гораздо больше интересовать новые вещи. Если младенец, получив их в руки, просто начинает манипулировать ими, то ребенок 2-3 лет, прежде всего, приступает к детальному и внимательному изучению и только после этого обращается к использованию вещи в своей практической деятельности. Ребенок раннего возраста сначала должен выяснить функциональное назначение вещи, прежде чем употреблять ее, поэтому он часто задает окружающим вопрос «что это?», рассчитывая в ответ получить как раз такую информацию.

С первого полугодия второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Куклу малыш укладывает спать, кормит ее, водит на прогулку, везет машину, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и т.д. Около 3-х лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому изображению. Благодаря совершенствованию символической функции дети не только используют в игре предметы по их прямому назначению, но подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслам игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается ещё с ориентацией на его физические качества и свойства.

29. Психологическая сущность и симптоматика кризиса трёх лет. Основные новообразования раннего детства. Кризис трех лет — объективно существующее явление в развитии взаимоотношений ребенка со взрослыми. Для того, чтобы понять, что происходит в этот период, нужно прежде всего рассмотреть ситуацию развития — внутреннюю и внешнюю -в которой протекает кризис.Примерно до двух лет главную роль в развитии ребенка играет совместная деятельность ребенка и взрослого. Она интенсивно развивается и является основной для ребенка. Но на третьем году ребенок ста­новится более самостоятельным: он научается элементам самообслужи­вания, может пользоваться карандашом и мелками, он начинает лепить и делать простейшие аппликации, выполняет многие другие действия уже без помощи взрослого.К 3-м годам ребенок уже многое умеет. Серьезные успехи, которых добивается ребенок в предметных действи­ях, в речевом развитии, в символической игре и в других сферах жиз­недеятельности, качественно изменяют все его поведение. Хотя роль взрослого по-прежнему остается ведущей, у ребенка стремительно на­растает тенденция к самостоятельности, стремление действовать не­зависимо от взрослых и без них.Под влиянием самостоятельности начинает происходить осознание себя. Малыш научается отделяясь себя от взрослого, начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице – «я». А неукротимое стремление к самостоятельности находит свое выражение в формуле «Я сам».У ребенка появляются свои собственные желания, непосредствен­но не совпадающие с желаниями взрослых. Раньше между желаниями ре­бенка и взрослого не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка стано­вятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивым «я хочу».Стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в их отношениях. Этот период получил название КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребен­ка и его отношения с окружающими людьми.

30. Этапы формирования личности в онтогенезе, понятие социализации. Социализация – процесс и результат социального развития человека. Социализация включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества. Происходит посредством механизмов социализации – сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Сущность – человек стремится воспроизводить поведение других людей. Человек использует это для адаптации к социуму, учится эффективно взаимодействовать с другими людьми.Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержания. Внешний процесс – социальные воздействия на человека, внутренний процесс –формирование целостной личности.Целенаправленные процессы социализации – воспитание и обучение. Современная социализация характеризуется гуманизацией детства, когда ребенок выступает в качестве основной ценности семьи и общества. Раньше социализация охватывала только период детства, современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь.А. В. Петровский выделяет три стадии: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. На стадии адаптации, на человека направлены усилия родителей, воспитателей и др. людей, окружающих ребенка. Человек обучается быть личностью. Это не просто (феральные люди – синдром Маугли).На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.016 с.)