Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема соотношения обучения и развития в разных псих. теориях.
Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований многих областей психол-ой науки. Её решение служит фундаментом для дидактики и методики обуч-я и восп-я. С.Л. Рубинштейн писал, что “правильное решение вопроса соотношении развития и обучения имеет центр. значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, кот. сформулирует педагог, включает в себя (сознаёт он это или нет) определённую концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознаёт он это или нет), заключает в себя и определённую теорию обучения. Признание гл. роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогика Я.А. Коменского. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.Х. Весселя, К.Н. Вентцеля. П.П. Блонского. Л.С. Выготоского и др. На различных истор. этапах её решение менялось. Это обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок в понимании сущности развития личности и самого процесса обучения. Традиционная проблема соотношения обучения и развития трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития задав новые ракурсы реформирования системы образования. Смешение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин. Первая состоит в том, что образование в демократическом обществе не может быть направленно лишь на формирование знаний и умений. Вторая причина связана с процессами развития науки, обогащения и увеличения объема знаний, за которыми образовательные учреждения не успевают. Оно должно быть направлено на формирование у обучающихся способов самостоятельного и непрерывного самообразования. Третья причина обусловлена тем, что длительное время учёт возрастных особенностей детей считался приоритетным и неизменным принципом обучения. Если это было действительно так, то ни какое обучение не в состоянии было бы преодолеть ограниченные природой возможности того или иного возраста. Выявления соотношения обучения и развития личности позволяет устранить с помощью обучения кажущуюся ограниченность возрастных особенностей учащихся, расширить их возможности. Четвёртая причина связана: с признанием приоритета принципа развивающего образования; развитием теории личности,позваляющей более полно представить процессы личностных преобразований на различных этапах онтогенеза В.Д. Шадриковым введено понятие “онтогенез личности”); осмыслением факторов, обусловливающих личностный рост и личностные изменения,созданием концепции развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин др.)
Основные направления и проблемы раннего развития. В дошк-ном возрасте развитие мышления определяется преобладающей ролью восприятия, предметно-орудийной деят-ти р-ка и носит наглядно-действенный хар-р => формируются предпосылки для более сложной формы – наглядно-образного мышления – связанного с представлением ситуации и изменений в ней с помощью образов сознания, когда р-к оперирует лишь образами. Всё развитие р-ка обусловлено общением с близкими взрослыми, кот. оказывают влияние на р-ка. Пути воздействия: 1. Взрослый воспринимает р-ка как субъект, личность, представитель общества; 2. Взрослый ставит перед ним задачи на познание или усвоение действий. Раннее развитие не должно сводится к стремлению напичкать р-ка разнообразной инфор-цией, нужно учить оценивать, рассуждать, воспринимать, необходимо заботится о совершенствовании психич-их процессов и личноснных качеств р-ка в естественных условиях. Для этого программы не нужны: важно как ведут себя взрослые, что делают, как разговаривают с р-ком. Необходимо предоставить возможность пользоваться каждым чувством (видеть, слышать, трогать руками, пробавать на вкус и запах). Раннее развитие – создание насыщенной в объективном и субъективном плане среды и своевременное введение нового для р-ка опыта. Игра – позволяет р-ку выполнять действия при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив его заключён не в получении результата, а в самом процессе выполнения.
В. 21.Общая х-ка возраста. критер. возр. периодизации в свете идей Выготского и Эльконина. Разделение жизн. пути на периоды позвол. понять закономер. псих. разв. и специфику отд. возр. этапов.
Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций: 1.объективное полож. реб. в системе взаимод. со взрослыми 2.субъективное отнош. этого полож. в переж. реб. В процессе нахожд. в опред ситуации разв. у реб. стим. формир-е псих. и личностных новообраз. к концу возр. периода,что приводит к перест-ке структуры сознания реб.к измен.системы его отнош. к миру, др. людям и самом себе. Появл. новообр. выступ. как особый знак разруш. старой ситуац. и построен. нов, что сопровожд. возр. кризисами. В основе переодиз. Эльконина лежат 3 параметра: 1.Соц. ситуац. разв. 2.вед. вид деят-ти 3.осн. псих. новообраз., преобр. на данном этапе разв. Эльконин разд. Разв. все вед-е деят-ти на 2 этапа: 1.происх. освоение мотивов и задач 2.способов действий с предметами, мех-м смены возрастов (21). Критерии возрастной периодизации в свете идей Л.С. Выготского. Д.Б. Эльконина. Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющее значение он придавал периоду кризиса – времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л. С. Выготский) и своя ведущая деятельность (Д. Б. Эльконин). Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания психических функций определяет общее движение развития. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям – сензитивность. Л. С. Выготский придавал сензитивным периодам определяющее значение, считая, что преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным. Каждый ребенок имеет свой путь развития, и это следует считать его индивидуальной особенностью.Ориентировочная возрастная периодизация: I. Детство. Младенчество (от 0 до 12–14 мес). Ранний возраст (от 1 до 3 лет). Дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет). Младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет). II. Отрочество (от 11–12 до 15–16 лет).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.006 с.) |