Предмет, задачи и актуальн. пробл. детской П.(ДП)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи и актуальн. пробл. детской П.(ДП)



Предмет, задачи и актуальн. пробл. детской П.(ДП)

1881-1882г. нем. Физиолог В. Брейер вып. «Душа реб»-отсчет зарожд. ДП.

Предпосылки возн. ДП как науки:

1.созд. эволюц. теории Ч.Дарвина

2. разраб. объективных методов иссл. в П.

3. треб. практики обчен. и воспит.

4. изуч. разв. реб. в мед-не, накопл. фактов

Все эти предпосылки потреб созд. общей теории разв. реб. Достиж. ДП выступ. научн. обоснов. орган. ДО. ДП связ с общей П., псих. разв.,культурологией, историей, физиологией. ДП явл. Фундаментом для пед-ки, педаг-ой. П.,практич-ой П.

Осн. задачи:

1.Опис. закон. разв. и объясн. его причин.

2.Опис. и объясн. особ. псих. жизни реб.на каждом возр-ом этапе

3.мех-мы перехода от одной возр. стадии к др.

Актуальные пробл.:

1.Разр. теор. Основ изуч. личностного разв., опираясь на исслед. отечеств и заруб спец-ов.(исслед процесса социализации,эмоц разв.,формир. гендерной идентичности, самосозн и т.д.)

2.адаптпция, модификация тестов, вопр. психодиагн-ки в соотв. с возрастом и культурн. особ., урегулир ? их использ.и интерпритация пед-псих.-педагог-ми.

3.разраб. и апроб. разв. программ для разных категорий дет.

4.интерес к дет. субкультуре, разраб. Теорий амплификации дет. разв. Запорожец – теорияобогащения, в кот. детство рассм. Как самый ценный период.

5.изуч. псих. здоровья(Хухлаева, Дубровина, Панько) и факторов его формир. в период детства.

 

Понятие психол-го факта. Методологические принципы исследования детской психики.

Факт (психол-кий) – событие, явление в психике личности, группы людей. Для него характерна представленность во внутреннем мире чел-ка. Необходимо прослеживать процесс развития качеств, раскрывать психол-кие условия педагог-го воздействия на поведение личности и коллектива. Самый испытанный метод обучения или воспитания не окажет ожидаемого влияния на учащихся, если не учитывать их настроения, мотивы и отношение к учёбе. Специфика методов детской психологии – спецификой её объекта. Развитие психики р-ка от 0 до 7 лет наиболее ранима и подвержена внешним воздействиям. Вмешательство взрослых может затормозить или исказить ход псих-го развития р-ка. Поэтому гл. принцип изучения дет. психологии – принцип гуманизма и педагог-го оптимизма => не навредить. Главное – разобраться в причинах поведения р-ка, выделить особенности и закономерности, проявив тактичное, бережное, четкое отношение к р-ку. Принцип эффективности и научности – изменения психолог-го развития, его механизмов и закономерностей в понятиях дет-ой психологии. Р-к – это не маленький взрослый, а полноценный чел-к, обладающий собственным видением мира, образом мыслей, содержанием и выражением переживаний. Чтобы приступить к изучению этого мира, необходимо овладеть спец-ными психол-ми знаниями, понятиями. Принцип детерминизма – становление психических ф-ций и свойств, особенности которых связаны с внешними и внутренними причинами (условия жизни, воспитания р-ка, соц-ное окружение р-ка). Многообразие причин влияет на появление той или иной черты, присущей именно этом р-ку. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психол-го факта.

 

Классификация методов психологического исследования.

Классификация (1977г.) включает в себя различные методы, необходимые для подготовки и проведения исследования, которые объединены в четыре группы:

организационные методы; определять стратегию исследования (сравнительный, комплексный);

эмпирические методы; служат для непосредственного сбора фактов (наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос и др.);

методы обработки экспериментальных данных;

методы интерпретации; включают в себя генетический ( в результатах исследования выделяет фазы, стадии, сензитивные периоды, кризисы и т.п.) и структурный метод ( характеристики системы и типы связей между ними).

 

5.Наблюдение как эмпирический метод детской психологии.К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение.Наблюдение предполагает целе-ное восприятие и фиксацию психо-ких фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, малыш ведет себя свободно, раскованно. Это позволяет получить объективные результаты. 1 условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения. 2 условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически.3 условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех пси-ких проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской дея-ти.

6.Понятие об эксперименте как эмперич-ом методе исслед.детской психики.Специф.разных видов и условия успешного использования.В эксперименте психолог специально создает и видоизменяет условия,в которых находится ребенок.Поведение ребенка в разных эксперимент-ых условиях позволяет делать некоторые выводы о его психологических характеристиках.Напр:чтобы выяснить,какую форму общения со взрослыми предпочитают дошк-ки,экспериментатор организует различные ситуации общения с ребенком.Затем экспериментатор сравнивает хар-р поведения ребенка в этих ситуациях и выясняет,какая из них явл-ся для дошк-ов предпочтительной.Подобные эксперименты наз-ют констатирующими.

Специфика эксп-та в детской психологии закл-ся в том,что эксперим-ые условия должны быть близкими к естественным жизненным условиям ребенка и не должны нарушать привычных форм его деят-ти.Необычные лабараторные условия могут смутить ребенка и вызвать отказ от деят-ти.Поэтому экспер-нт в детской психологии должен быть приближен к естественным условиям жизнедеят-ти ребенка.Эксперименты с детьми лучше проводить в форме интересной игры или занятий:рисов-ие,конструир-ие,отгадав-ие загадок и пр.Одним из видов психолог-ого экспер-та явл-ся--тесты.Тест--система специально подобранных заданий,которые предлагают детям в строго определенных условиях.С помощью тестов можно выявить результат решения той или иной задачи,но не возможно определить качественные особенности ее решения.Разные виды экспер-та сочетаются между собой в одном и том же исследовании.Сначала проводят обычный срезовый экспер-т(констатирующий),затем формирующий.В заключение повторяется тот же срезовый эксп-т,что и в начале.Такой заключительный экспер-т наз-ют--контрольным.

7 опросные методы изучения психики ребёнка.Опросы- распростр .приём в соц-псих .исследованиях. методы :анкетирование, интервью, опрос, беседа. Анкетирование проводится для выявления биогр.данных , мнений, установок, ценностных ориентаций, соц.установок, личностных черт. не првильная формулировка при анкетировании может привести к непониманию в разговоре, к ложной инфор-и. перечень ошибок: длинные вопросы, фразы более 11 слов, незнакомые слова, неконкретные вопросы, множественные вопросы(требуют несколько ответов). Один из видов интервью – стандартизованное­ – разновидность анкеты, проводимой в устной форме во время прямого общения с р-ком. Требования к составлению вопросов для интервью такие же как и для анкет-я. Результаты переводятся в особые стандартизованные баллы, что даёт возможность сравнивать результаты. В некот.опросниках цель и смысл вопросов скрывается, чтобы опрашиваемый не давал искаженных ответов.

 

В. 21.Общая х-ка возраста. критер. возр. периодизации в свете идей Выготского и Эльконина.

Предмет, задачи и актуальн. пробл. детской П.(ДП)

1881-1882г. нем. Физиолог В. Брейер вып. «Душа реб»-отсчет зарожд. ДП.

Предпосылки возн. ДП как науки:

1.созд. эволюц. теории Ч.Дарвина

2. разраб. объективных методов иссл. в П.

3. треб. практики обчен. и воспит.

4. изуч. разв. реб. в мед-не, накопл. фактов

Все эти предпосылки потреб созд. общей теории разв. реб. Достиж. ДП выступ. научн. обоснов. орган. ДО. ДП связ с общей П., псих. разв.,культурологией, историей, физиологией. ДП явл. Фундаментом для пед-ки, педаг-ой. П.,практич-ой П.

Осн. задачи:

1.Опис. закон. разв. и объясн. его причин.

2.Опис. и объясн. особ. псих. жизни реб.на каждом возр-ом этапе

3.мех-мы перехода от одной возр. стадии к др.

Актуальные пробл.:

1.Разр. теор. Основ изуч. личностного разв., опираясь на исслед. отечеств и заруб спец-ов.(исслед процесса социализации,эмоц разв.,формир. гендерной идентичности, самосозн и т.д.)

2.адаптпция, модификация тестов, вопр. психодиагн-ки в соотв. с возрастом и культурн. особ., урегулир ? их использ.и интерпритация пед-псих.-педагог-ми.

3.разраб. и апроб. разв. программ для разных категорий дет.

4.интерес к дет. субкультуре, разраб. Теорий амплификации дет. разв. Запорожец – теорияобогащения, в кот. детство рассм. Как самый ценный период.

5.изуч. псих. здоровья(Хухлаева, Дубровина, Панько) и факторов его формир. в период детства.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.69 (0.007 с.)