Понятие об экологии как науке и общенаучном подходе к решению проблем взаимодействия природы и общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие об экологии как науке и общенаучном подходе к решению проблем взаимодействия природы и общества



ВОПРОС 1

«Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Функции и задачи эколого-экономических исследований и учебного курса «ОЭ и ЭП»

Экология и экономика природопользования — это межотраслевая эколого-экономическая наука, исследующая законы природы и социально-экономические проблемы использования человечеством природных ресурсов и регулирования отношений природы и общества.

Курс «ОЭЭП» использует общенаучные методы: 1)диалектический — предполагает исследование экологических и эко­номических процессов в единстве, различии и историческом развитии; 2)исторический — позволяет проследить динамику взаимоотношений природы и общества, что необходимо как для лучшего пониманиясовременного состояния окружающей среды, так и для научного прогнозирования ее изменений; 3)системный — позволяет исследовать сложные взаимосвязи от­дельных процессов по эксплуатации и воспроизводству природных ресурсов, охране либо восстановлению качественного состояния окру­жающей среды; 4)нормативный— заключается в использовании экологических нормативов, назначение которых — установить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на природу; 5)картографический — заключается в применении карт для научного описания, анализа и познания явлений действительности; 6)экономико-математического моделирования — используется при
разработке моделей, для экономических оценок природных ре­сурсов, экономического ущерба от загрязнения природной среды.

Эколого-экономические исследования выполняют функции: 1)направляющую (обоснование экологических целей и выбор глав­ных путей их реализации); 2)координирующую (сбалансирование важнейших пропорций в по­треблении природных ресурсов и согласование производственных инте­ресов природопользователей с экологическими интересами общества); 3)стимулирующую (активизация природоохранной деятельности субъектов хозяйствования и общества в целом).

Задачи: 1)разработка направлений ресурсосберегающего развития экономики и экологической политики государства. 2)формирование системы гос.регулирования, прогнозирования и контроля, 3)совершенствование организационных основ управления природопользованием 4)разработка экономического механизма ООС

Целью курса является формирование у студентов экологического мировоззрения, овладение комплексом специальных знаний, связанных с биосферой, техносферой, экономикой природо­пользования.

Задачи курса: 1) изучение теоретических основ общей экологии, 2)особенностей рационального использования и охраны природных ресурсов, 3)хозяйственного механизма природопользования, 4)экологических проблем Рес­публики Беларусь и путей их решения.

ВОПРОС 3

Понятие об экологии как науке и общенаучном подходе к решению проблем взаимодействия природы и общества

Экология — комплексная наука, изучающая условия суще­ствования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.

Главный объект изучения в экологии, экосистема – единые природные комплексы образованные живыми организмами и средой их обитания.

В структуре современной экологии выделяются крупные подразделения: 1)общая эко­логия - изучает условия существования, свойства, закономерности взаимодействия живых организмов и их сообществ между собой и ОС. 2)глобальная экология – изучает состав, структуру, свойства биосферы и ее взаимодействие с природными, космическими и социальными факторами. 3)экология человека – система связи человека с природой и социальной средой, факторы определяющие здоровье человека. 4) прикладная экология

Экономика природопользования относится к прикладной экологии – отраслевая экономическая наука изучающая экономическое регулирование отношений в сфере природопользования и ООС с целью обеспечения устойчивого развития.

ВОПРОС 2

Природопользование как объект изучения курса. Эколого-экономические системы – основополагающая категория учебной дисциплины.

Природопользова­ние — совокупность всех форм воздействия общества на природную среду и мер по ее сохранению.

Воздействие человека на окружающую среду может быть прямым и кос­венным. Прямое воздействие связано с непосредственным влиянием человека на природу и природные компоненты в процессе природополь­зования., промышленное и сельскохозяйственное производ­ство.

Косвенное воздействие обусловлено взаимодействием компонентов и элементов природы.

Выделяют два типа природопользования: рациональное и нерацио­нальное. Нерациональное природопользование не обеспечивает сохране­ния природно-ресурсного потенциала, ведет к ухудшению качества природной среды.

Рациональное природопользование – разумное освоение природных ресурсов, предотвращение возможных вредных последствий человеческой деятельности в ОС, поддержание и увеличение продуктивности природных комплексов.

Принципы рационального природопользова­ния: 1) Принцип научности - природопользование долж­но основываться на глубоком познании объективных законов природы и общества, на новейших достижениях науки и техники. 2) Принцип оптимальности - принятие наи­более целесообразных решений в использовании природных ресурсов и преобразовании природных систем, при которых обеспечивается мак­симальная выгода как для человека, так и для природы. 3) Принцип системного подхода - что ни один природный ресурс или объект не используется и не охраняется независимо от дру­гого. 4) Принцип комплексности - рациональное использование и глу­бокая переработка исходного природного сырья, вовле­чение в хозяйственный оборот вторичного сырья, отходов, внедрения малоотходных, ресурсо- и энергосберегаю­щих технологий и производств. 5) Принцип платности - возмездное использование ресурсов природы, усиление экономической ответственности за загрязнение окружающей среды. 6) Принцип экологизации производства — можно выделить следующие направления: -сохранение и восстановление экологических систем -рациональное использование материальных ресурсов; -создание и внедрение малоотходных и безотходных производств; -расширение заповедников, заказников; -экологически приемлемые размещение и территориальная орга­низация производительных сил; -сокращение и ликвидация загрязнения окружающей природной среды.

Предметом изучения учебной дисциплины являются отношения между людьми, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающей сре­дой по поводу использования сил и ресурсов природы, ее охраны и вос­становления, т. е. эколого-экономические отношения.

Основополагающей категорией учебной дисциплины являются эколого-экономи­ческие системы (ЭЭС) разного масштаба и уровня. Эколого-экономическая система - хозяйство любого региона, элементами структуры которого выступают протекающие в нем экономические, социальные, технологические и природные процессы.

Подсистемы ЭЭС: «природа» - включает совокупность естественных условий существова­ния человеческого общества, «эконо­мика» - все человеческое хозяйство, все материальные и ценностные субъекты и формы хозяйственной деятельности, прямо или косвенно воздей­ствующие на природу планеты и окружающую человека среду, «население» - человек как биологический вид и в качестве тру­довых ресурсов.

 

ВОПРОС 6

ВОПРОС 4

ВОПРОС 5

ВОПРОС 7

ВОПРОС 8

ВОПРОС 9

ВОПРОС 10

ВОПРОС 11

ВОПРОС 12

ВОПРОС 13

ВОПРОС 14

ВОПРОС 15

ВОПРОС 16

ВОПРОС 17

ВОПРОС 18

ВОПРОС 21.

ВОПРОС 19

ВОПРОС 20.

ВОПРОС22.

ВОПРОС 23.

ВОПРОС 24.

Система планирования и прогнозирования природоохранных мероприятий и рационального природопользования. Документы эколого-экономического прогнозирования и планирования. Отраслевое и территориальное планирование. Планирование природоохранной деятельности на предприятиях

Под планированием понимается разработка мероприятий по приро­допользованию и охране окружающей среды и распределение объема их выполнения по этапам применительно к временным интервалам и по территории. Оно охватывает следующие направления природоохранной деятельности:

1.по охране водных ресурсов — лимит исп-ия воды, сброса загрязненных и нормативно очищенных вод в поверхностные водоемы и т.д.;

2.по охране воздушного бассейна — лимит загрязняющих веществ, и снижение общего количества этих выбросов;

3.по проведению мероприятий по охране земель (от подтопления, заболачивания, засоления), рекультивации земель;

4.по защите лесов от вредителей и болезней биологическими методами, авиационной охране лесов от пожара;

5.по охране и воспроизводству диких животных;

6.по организации государственных заповедников, природных на­циональных парков;

7.по вводу в действие природоохранных объектов (сооружения для очистки сточных вод, системы оборотного водоснабжения, уста­новки для улавливания и обезвреживания вредных веществ и отходя­щих газов).

В практике планирования и прогнозирования на различные периоды времени применяются следующие документы:

1.Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (на 15 лет); 2.Основные направления социально-экономического развития Рес­публики Беларусь и регионов на 10 лет; 3.Программа социально-экономического развития на 5 лет (и концепция к ней);

4.Прогноз социально-экономического развития региона на год. Природоохранное планирование и прогнозирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях.

1.Терри­ториальное планирование призвано обеспечить экологически обосно­ванное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории.

2.Отраслевое планирование связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов.

Планы охраны природы на предприятиях. Обычно планируются следующие мероприятия:

1.разработка и совершенствование технологических процессов;

2.проведение экологической экспертизы выпускаемой продукции;

3.снятие с производства экологически опасной продукции;

4.закрытие отдельных цехов, выпускаю­щих продукцию, производство которой связано со значительным нега­тивным воздействием на окружающую среду;

5.строительство и оборудование природоохранных и ресурсосбере­гающих объектов;

6.содержание и эксплуатация очистных сооружений, утилизацион­ных установок;

7.повышение эффективности и мощности существующих очистных сооружений, утилизационных установок и т. п.;

8.контроль за работой природоохранных объектов;

9.обработка и удаление твердых производственных отходов;

10.содержание зеленых насаждений на территории предприятия и в санитарно-защитной зоне;

11.рекультивация земель, освободившихся в результате мероприя­тий по утилизации или уничтожению отходов;

12.управление природоохранной деятельностью на предприятии и другие.

 

ВОПРОС25.

ВОПРОС 26.

ВОПРОС 27.

ВОПРОС 28.

ВОПРОС 29.

Экономическая оценка природных ресурсов: сущность, теоретические подходы и методы определения. Функции и задачи экономической оценки.

Экономическая оценка природных ресурсов, представляющая собой денежное выражение народнохозяйственной ценности природных ре­сурсов, должна стать основой становления рыночных отношений в при­родопользовании.

Оценка природных ресурсов — сложная междисциплинарная, меж­ведомственная задача. Основные проблемы в этом вопросе возникают

из-за отсутствия общепринятой методологии экономических оценок ресурсов.

Существует несколько подходов к определению экономической оценки природных ресурсов. Она определяется исходя из:

1) затратного подхода и его модификации;

2) оценки ресурсов, основанной на дифференциальной ренте;

3) воспроизводственного подхода;

4) альтернативной стоимости;

5) общей экономической ценности (стоимости).

В настоящее время в экономической науке получили развитие две основные концепции экономической оценки природных ресурсов: за­тратная и рентная.

В основе экономической оценки природных ресурсов как продуктов труда лежит так называемая затратная концепция - оценка природных ресурсов определяется по величине затрат на их добычу, освоение или использование , где — стоимость освоения 1 га земель в среднем по стране; у_и — урожайность на оцениваемом участке и в среднем по стране; т и — те­кущие затраты на производство единицы земледельческой продукции на оцениваемом участке и в среднем по стране.

Наиболее распространенной является рентная концепция экономи­ческой оценки природных ресурсов. Суть ее состоит в том, что эконо­мическая оценка ресурса равна величине приносимой им дифференци­альной ренты (дополнительного экономического выигрыша, который

получает народное хозяйство благодаря лучшему качеству ресурса, удобству его местоположения и т. д.).

Рентная оценка конкретного ресурса определяется как разница за­мыкающих и индивидуальных затрат на получение продукции природопользования: ,где Кr величина годовой ренты; z и s — соответственно замыкающие затраты и затраты на оцениваемом участке на единицу продукции; ni — объем i-го вида продукции; i(l,m)- количество видов продукции, получаемой с использованием данного ресурса.

Воспро­изводственный. Суть его состоит в следующем. Совокупность возоб­новляемых и невозобновляемых природных ресурсов на определенной территории и состояние окружающей среды, приближенное к естест­венному (заданному) уровню, рассматривается как некий стандарт, отправной уровень. Стоимость природного ресурса будет в данном случае определять­ся как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства (или компенсации потерь) ресурса на определенной территории.

Концепция альтернативной стоимости (упущенная выгода) — одна из основополагающих в экономической теории. В экономике природо­пользования альтернативные стоимости позволяют оценить природ­ный объект, ресурс, имеющие заниженную рыночную цену или вообще не имеющие ее, и через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данного объекта, ресурса в дру­гих целях.

Подход на основе общей экономической ценности (стоимости), который наряду со стоимостью использования (прямая, косвенная стоимость и стоимость отложенной альтернативы) пытается учесть стоимость существования, базирующуюся на экономи­ческой оценке сложных этических и эстетических аспектов природы.

Экономическая оценка позволяет решить ряд вопросов учетного и стимулирующего порядка, в частности, она применяется для:

1. определения стоимости природных ресурсов ; 2. выбора оптимальных параметров их эксплуатации (использова­ния ); 3. определения природного потенциала регионов ; 4. определения материального ущерба от нерационального исполь­зования природных ресурсов ; 5. определения экономической эффективности природоохранных затрат ; 6. отражения оценки доли природных ресурсов в структуре нацио­нального богатства; 7. установления платежей за пользование природными ресурсами; 8. прогнозирования и планирования использования природных ре­сурсов; 9. определения величины компенсационных платежей, связанных с выбытием или изменением целевого назначения природных ресур­сов; 10. решения других задач, связанных с рациональным использовани­ем природных ресурсов.

 

ВОПРОС 30.

Понятие ущерба от загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Виды ущерба и методы его определения.

Развитие производительных сил в современных условиях сопрово­ждается загрязнением и истощением природной среды, в результате чего наносится ущерб трем сферам: 1.состоянию экологических систем; 2.хозяйственным объектам; 3.здоровью людей.

Под ущербом понимаются фактические или возможные потери в на­родном хозяйстве и обществе, являющиеся следствием отрицательного антропогенного воздействия на природную среду.

Различают три вида ущерба:

Экологический ущерб это ущерб, наносимый природной среде (на­пример, утрата биологического вида).

Под экономическим ущербом - по­нимается денежная оценка фактических или возможных потерь, обу­словленных воздействием загрязнения. Формирование фактического ущерба от загрязнения окружающей среды можно рассматривать на различных уровнях:

1.в виде дополнительных затрат в источнике выбросов на предот­вращение отрицательных последствий от загрязнения окружающей среды;

2.в виде дополнительных затрат на ликвидацию последствий за­грязнения в окружающей среде;

3.в виде потерь, урона, упущенной выгоды на объекте и других от­рицательных изменений.

К числу потерь принадлежит прежде всего прямое разрушение при­родного ресурса и прямой ущерб, который несет народное хозяйство вследствие такого разрушения. Помимо прямых потерь, экономический ущерб складывается и из затрат, расходуемых на предотвращение загрязнения и порчи ресурса. Сюда относятся прежде всего затраты на создание очистных сооруже­ний и их работу.

Наряду с экономическим ущербом необходимо учитывать и социаль­ный ущерб — ущерб, наносимый здоровью людей загрязненным возду­хом, загрязненными продуктами питания, плохим качеством питьевой воды и т. д. Социальные потери подразделяются на:

1. Восполнимые потери можно оценить в стоимостных показателях. Так, можно определить прямые расходы в здравоохранении и социаль­ном обеспечении: на оплату больничных листов, затраты на лечение и т. д.

2.Невосполнимый социальный ущерб невозможно оценить стоимостны­ми показателями, например: сокращение продолжительности жизни, снижение творческой активности, досрочный уход на пенсию по со­стоянию здоровья, психологический дискомфорт и т. д.

Совокупный, или суммарный, ущерб, наносимый региону загрязнением и истощением природной среды, складывается из экономического (пря­мые и косвенные потери в экономике) и социального (восполнимые потери) ущербов.

 

ВОПРОС 32.

ВОПРОС 31.

ВОПРОС 35.

ВОПРОС33.

ВОПРОС 34.

ВОПРОС 36.

ВОПРОС 37.

ВОПРОС 38.

Основные направления и формы международного сотрудничества в экологической сфере. Экологическая деятельность ООН и ее специализированных органов. Участие Республики Беларусь в международном экологическом сотрудничестве.

Можно выделить несколько основных направлений международного сотрудничества:

1. сохранение природных систем, не затронутых хозяйственной деятельностью и способствующих поддержанию планетарного экологического равновесия; 2. рациональное использование природных ресурсов, в том числе ассимиляционного потенциала природной среды; 3. создание эффективной системы международной экологической ответственности.

Международное сотрудничество осуществляется в следующих ос­новных формах: 1. Парламентское сотрудничество предполагает разработку мо­
дельных законов по охране окружающей среды
и природопользованию . 2. Взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализацию экологи­ческих программ под эгидой ООН. 3. Сотрудничество конвенционного типа, предполагающее единый
подход к решению конкретных экологических проблем отдельных территорий и объектов . 4. Научно-техническое сотрудничество, ориентированное на взаимный обмен информацией научного характера, совместное выполнение природоохранных разработок, осуществление научных проектов, экс­пертиз и т. д.

Международные организации осуществляют контроль за выполне­нием принятых договоренностей, координацию совместных усилий по охране природы и привлечение внимания общественности к экологи­ческим проблемам. Они могут быть межгосударственными (межправи­тельственными) и неправительственными (общественными).

1.ЮНЕСКО — учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры ; 2.ФАО— организация ООН по продовольствию и сельскому хозяйству ; 3.ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения; 4.ЮНИДО— учреждение ООН по промышленному развитию преимущественно развивающихся стран; 5.МАГАТЭ - раз­рабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безо­пасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов, осуществляет контроль за соблюдением правил строительства и эксплуатации АЭС ; 6. Глобальный экологический фонд (ГЭФ),предназначен помогать в основном развивающимся странам в решении экологических проблем, имеющих планетарный характер.

Республика Беларусь на постоянной основе поддерживает контакты с рядом межправительственных организаций.

За последние годы расширилось сотрудничество в области охраны окружающей среды с такими крупными международными организа­циями, как Совет Европы, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, Всемирный банк, Ев­робанк, МСОП и др.

Приоритетными направлениями в международном сотрудничестве является развитие двусторонних связей, прежде всего с государства­ми — членами межгосударственного экологического совета (МЭС) СНГ и другими сопредельными государствами, а также потенциальны­ми инвесторами.

Особое внимание в республике уделяется организации и обеспече­нию выполнения международных конвенций и подписанных к ним протоколов, прежде всего разработке национальных механизмов вы­полнения стратегий, планов действий, а также активизации сотрудни­чества с органами управления конвенциями.

Республика выполняет международные соглашения, касающиеся уменьшения использования веществ, разрушающих озоновый слой.

В соответствии с положениями Конвенции о биологическом разно­образии в нашей стране приняты и реализуются Национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь.

Проводится многоплановая работа по реализации подписанной Кон­венции по оценке воздействия на окружающую среду. С этой целью принят ряд законодательных актов, разработана национальная проце­дура оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду (ОВОС).

Выполнение практических мероприятий по реализации вышепере­численных конвенций и протоколов способствует оздоровлению окру­жающей среды.

 

ВОПРОС 1

«Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Функции и задачи эколого-экономических исследований и учебного курса «ОЭ и ЭП»

Экология и экономика природопользования — это межотраслевая эколого-экономическая наука, исследующая законы природы и социально-экономические проблемы использования человечеством природных ресурсов и регулирования отношений природы и общества.

Курс «ОЭЭП» использует общенаучные методы: 1)диалектический — предполагает исследование экологических и эко­номических процессов в единстве, различии и историческом развитии; 2)исторический — позволяет проследить динамику взаимоотношений природы и общества, что необходимо как для лучшего пониманиясовременного состояния окружающей среды, так и для научного прогнозирования ее изменений; 3)системный — позволяет исследовать сложные взаимосвязи от­дельных процессов по эксплуатации и воспроизводству природных ресурсов, охране либо восстановлению качественного состояния окру­жающей среды; 4)нормативный— заключается в использовании экологических нормативов, назначение которых — установить объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на природу; 5)картографический — заключается в применении карт для научного описания, анализа и познания явлений действительности; 6)экономико-математического моделирования — используется при
разработке моделей, для экономических оценок природных ре­сурсов, экономического ущерба от загрязнения природной среды.

Эколого-экономические исследования выполняют функции: 1)направляющую (обоснование экологических целей и выбор глав­ных путей их реализации); 2)координирующую (сбалансирование важнейших пропорций в по­треблении природных ресурсов и согласование производственных инте­ресов природопользователей с экологическими интересами общества); 3)стимулирующую (активизация природоохранной деятельности субъектов хозяйствования и общества в целом).

Задачи: 1)разработка направлений ресурсосберегающего развития экономики и экологической политики государства. 2)формирование системы гос.регулирования, прогнозирования и контроля, 3)совершенствование организационных основ управления природопользованием 4)разработка экономического механизма ООС

Целью курса является формирование у студентов экологического мировоззрения, овладение комплексом специальных знаний, связанных с биосферой, техносферой, экономикой природо­пользования.

Задачи курса: 1) изучение теоретических основ общей экологии, 2)особенностей рационального использования и охраны природных ресурсов, 3)хозяйственного механизма природопользования, 4)экологических проблем Рес­публики Беларусь и путей их решения.

ВОПРОС 3

Понятие об экологии как науке и общенаучном подходе к решению проблем взаимодействия природы и общества

Экология — комплексная наука, изучающая условия суще­ствования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.

Главный объект изучения в экологии, экосистема – единые природные комплексы образованные живыми организмами и средой их обитания.

В структуре современной экологии выделяются крупные подразделения: 1)общая эко­логия - изучает условия существования, свойства, закономерности взаимодействия живых организмов и их сообществ между собой и ОС. 2)глобальная экология – изучает состав, структуру, свойства биосферы и ее взаимодействие с природными, космическими и социальными факторами. 3)экология человека – система связи человека с природой и социальной средой, факторы определяющие здоровье человека. 4) прикладная экология

Экономика природопользования относится к прикладной экологии – отраслевая экономическая наука изучающая экономическое регулирование отношений в сфере природопользования и ООС с целью обеспечения устойчивого развития.

ВОПРОС 2

Природопользование как объект изучения курса. Эколого-экономические системы – основополагающая категория учебной дисциплины.

Природопользова­ние — совокупность всех форм воздействия общества на природную среду и мер по ее сохранению.

Воздействие человека на окружающую среду может быть прямым и кос­венным. Прямое воздействие связано с непосредственным влиянием человека на природу и природные компоненты в процессе природополь­зования., промышленное и сельскохозяйственное производ­ство.

Косвенное воздействие обусловлено взаимодействием компонентов и элементов природы.

Выделяют два типа природопользования: рациональное и нерацио­нальное. Нерациональное природопользование не обеспечивает сохране­ния природно-ресурсного потенциала, ведет к ухудшению качества природной среды.

Рациональное природопользование – разумное освоение природных ресурсов, предотвращение возможных вредных последствий человеческой деятельности в ОС, поддержание и увеличение продуктивности природных комплексов.

Принципы рационального природопользова­ния: 1) Принцип научности - природопользование долж­но основываться на глубоком познании объективных законов природы и общества, на новейших достижениях науки и техники. 2) Принцип оптимальности - принятие наи­более целесообразных решений в использовании природных ресурсов и преобразовании природных систем, при которых обеспечивается мак­симальная выгода как для человека, так и для природы. 3) Принцип системного подхода - что ни один природный ресурс или объект не используется и не охраняется независимо от дру­гого. 4) Принцип комплексности - рациональное использование и глу­бокая переработка исходного природного сырья, вовле­чение в хозяйственный оборот вторичного сырья, отходов, внедрения малоотходных, ресурсо- и энергосберегаю­щих технологий и производств. 5) Принцип платности - возмездное использование ресурсов природы, усиление экономической ответственности за загрязнение окружающей среды. 6) Принцип экологизации производства — можно выделить следующие направления: -сохранение и восстановление экологических систем -рациональное использование материальных ресурсов; -создание и внедрение малоотходных и безотходных производств; -расширение заповедников, заказников; -экологически приемлемые размещение и территориальная орга­низация производительных сил; -сокращение и ликвидация загрязнения окружающей природной среды.

Предметом изучения учебной дисциплины являются отношения между людьми, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающей сре­дой по поводу использования сил и ресурсов природы, ее охраны и вос­становления, т. е. эколого-экономические отношения.

Основополагающей категорией учебной дисциплины являются эколого-экономи­ческие системы (ЭЭС) разного масштаба и уровня. Эколого-экономическая система - хозяйство любого региона, элементами структуры которого выступают протекающие в нем экономические, социальные, технологические и природные процессы.

Подсистемы ЭЭС: «природа» - включает совокупность естественных условий существова­ния человеческого общества, «эконо­мика» - все человеческое хозяйство, все материальные и ценностные субъекты и формы хозяйственной деятельности, прямо или косвенно воздей­ствующие на природу планеты и окружающую человека среду, «население» - человек как биологический вид и в качестве тру­довых ресурсов.

 

ВОПРОС 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.098 с.)