Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доклад: выявление и Расследование преступлений – как одно из важнейших направлений правоохранительной деятельности

Поиск

На семинарском занятии подлежит разобрать конкретные ситуации по определению подследственности уголовных дел.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации: принята на всенарод. голосовании 12 дек. 1993 г. // Российская газета. – 1993. – № 237.

О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 нояб. 1995 г. № 168-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 47. - ст. 4472

О следственном комитете Российской Федерации: федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 403-ФЗ // Российская газета. – 2010. - № 296.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. - 2001. - № 249

Уголовный кодекс Российской Федерации: от 14 нояб. 2002 № 138-ФЗ // Российская газета. – 2002. - № 220

Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ: // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 33. - ст. 3349.

О Федеральной службе безопасности: федер. закон от 03 апр. 1995 г. № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 15. - ст. 1269

Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: указ Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3234.

Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации: указ Президента РФ от 06 мая 2011 г. № 590 // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 32. - ст. 4122.

Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: указ Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3234.

О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 23 нояб. 1998 г. № 1422 // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 48. - ст. 5923.

О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции (вместе с "Положением о порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Федеральной регистрационной службе, Федеральной службе исполнения наказаний и их территориальных органах, аппаратах федеральных судов, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации: указ Президента РФ от 19 нояб. 2007 г. № 1554 // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 48 (2 ч.). - ст. 2290.

О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: указ Президента РФ от 05 июня 2003 г. № 613 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 23. - Ст. 2197.

Основная

Авдонкин, B. C. Правоохранительные органы в схемах с комментария­ми: Учебное пособие. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 288 с.

Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для юридических вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – М.: ИД «Юриспруденция», 2010. – 464 с.*

Дополнительная

Гуценко, К. Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. - М.: ЗЕРЦАЛО-М, 2005. – 440 с.*

Дмитриев, Ю. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник. – 6-е изд., стер. – М.: издательство «Омега-Л», 2008. – 381 с.

Миронов, А. Н., Павинский, Н. М. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА_М, 2005. – 272 с.*

Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Петухова и Г. И. Загорского. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 544 с.*

Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. - М.: СПАРК, 2004. – 400 с.*

Савюк, Л. К. Правоохранительные и судебные органы: Учебник. – М.: Юристь, 2004. – 671 с.

Шумилов, А. Ю.Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. — 3е издание, дополненное и переработанное. - М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008. — 391 с.

 

Семинар № 16

Тема 18 Адвокатура и адвокатская деятельность в Российской Федерации

1. Правовой статус адвоката, помощника и стажера

2. Порядок образования и структура адвокатского кабинета.

3. Порядок образования и структура адвокатского бюро.

4. Порядок образования и структура коллегии адвокатов.

5. Адвокатская палата: состав, полномочия.

Доклад: Право на получение квалифицированной юридической помощи как одно из основных конституционных прав человека и гражданина

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации: принята на всенарод. голосовании 12 дек. 1993 г. // Российская газета. – 1993. – № 237.

Об адвокатской дея­тельности и адвокатуре в Российской федерации: федер. закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательстваРФ. – 2002. - № 23. - ст. 2102

Об утверждении административного регламента исполнения территориальными органами федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 5 февраля 2008 г. № 20 // Российская газета. – 2008. - № 91.

Кодекс профессиональной этики адвокатов: Принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 янв. 2003 г. // Российская газета. – 2005. - № 222.

Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоения статуса адвоката: утв. Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации 25 апр. 2003 г. протокол № 2 // Адвокат. – 2003. - № 7.

Примерное положение о стажере адвоката и порядке прохождения стажировки: рекомендовано Федеральной палатой адвокатов 17 сент. 2003 г. // Адвокат. – 2003. - № 11.

Примерное положение о помощнике адвоката: рекомендовано Федеральной палатой адвокатов 17 сент. 2003 г. // Адвокат. – 2003. - № 11.

Основная

Авдонкин, B. C. Правоохранительные органы в схемах с комментария­ми: Учебное пособие. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 288 с.

Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для юридических вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – М.: ИД «Юриспруденция», 2010. – 464 с.*

Дополнительная

Гуценко, К. Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. - М.: ЗЕРЦАЛО-М, 2005. – 440 с.*

Дмитриев, Ю. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник. – 6-е изд., стер. – М.: издательство «Омега-Л», 2008. – 381 с.

Миронов, А. Н., Павинский, Н. М. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА_М, 2005. – 272 с.*

Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Петухова и Г. И. Загорского. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 544 с.*

Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. - М.: СПАРК, 2004. – 400 с.*

Савюк, Л. К. Правоохранительные и судебные органы: Учебник. – М.: Юристь, 2004. – 671 с.

Сергеев, В. И. Адвокатура в России: учебник для вузов. – М.: Издательство: ЮстицИнформ, 2006. – 570 с.

Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. - 3-е изд., испр. и доп. - Ростов на/Д.: Феникс, 2004. — 256 с.

Хоруженко О.В. Организация адвокатуры и адвокатской деятельности // Российское правосудие. – 2007. – № 3 (11). – С. 91-94.*

 

Семинар № 17

Тема 19 Нотариат в Российской Федерации

1. Понятие и система органов нотариата в Российской Федерации.

2. Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты субъектов РФ.

3. Основные правила совершения нотариальных действий.

4. Правовой статус нотариуса.

 

Доклад: Место нотариата в системе правоохранительных органов РФ.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации: принята на всенарод. голосовании 12 дек. 1993 г. // Российская газета. – 1993. – № 237.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: от 11 февр. 1993 г. № 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 10. - Ст. 357.

Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности: приказ Министерства юстиции РФ от 29 нояб. 2011 г. № 411 // Российская газета. – 2011. -№ 293.

Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверения надписей на сделках и свидетельствующих документах: приказ Министерства юстиции России от 15 марта 2000 г. № 91 // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. – 200. - № 4.

Основная

Авдонкин, B. C. Правоохранительные органы в схемах с комментария­ми: Учебное пособие. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 288 с.

Суд и правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник для юридических вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – М.: ИД «Юриспруденция», 2010. – 464 с.*

Дополнительная

Гуценко, К. Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. - М.: ЗЕРЦАЛО-М, 2005. – 440 с.*

Дмитриев, Ю. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник. – 6-е изд., стер. – М.: издательство «Омега-Л», 2008. – 381 с.

Зайцева Т.И., Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса: учебно-практическое пособие в 2-х томах. – М.: Волтерс Клувер, 2004.

Миронов, А. Н., Павинский, Н. М. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА_М, 2005. – 272 с.*

Нотариальное право России: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер. 2003. – 408 с.

Плетнев М.Ю. Нотариат: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Экзамен». 2003. – 192 с.

Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Петухова и Г. И. Загорского. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 544 с.*

Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. - М.: СПАРК, 2004. – 400 с.*

Савюк, Л. К. Правоохранительные и судебные органы: Учебник. – М.: Юристь, 2004. – 671 с.

 

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины

и организации самостоятельной работы студентов

 

По курсу «Правоохранительные органы» предусмотрены различные виды учебной работы. Организующим началом для самостоятельной работы студентов по изучению дисцип­лины являются лекции.

Лекции призваны дать студентам основные научные знания по изучаемой дисциплине и раскрыть наиболее сложные вопросы учебного материала. На лекциях определяется круг вопросов, которые необходимо изучить по конкретной теме, называются основные нормативные правовые акты и учебная литература по теме, рас­крывается основной понятийный аппарат по изучаемой теме. В лекции обращается внимание на последние изменения в законода­тельстве, на имеющиеся научные дискуссии по рассматриваемой проблеме. Поэтому посещение лекций, конспектирование основных положений лекции, является обязательным для студентов.

Для более детального и глубокого изучения студентами теоретических вопросов, привития им первоначальных навыков в работе с нормативными правовыми актами, а также решения практических вопросов, возникающих при осуществлении правоохранительной деятельности, проводятся семинарские (практические) занятия. На семинарских занятиях студенты приобретают дополнительные знания, учатся излагать усвоенный материал, участвуют в дискуссиях, выступают с докладами, рефератами по проблемным вопросам, применяют полученные знания для решения практических вопросов. На семинарских занятиях могут проводиться контрольные работы и рубежная аттестация студентов. Планы семинарских занятий, а также задания к ним содержаться в настоящем пособии.

При подготовке к семинару студенту, прежде всего, необходимо ознакомиться с планом семинара, подобрать рекомендованную литературу, а затем приступить к изучению нормативных правовых актов и учебной литературы. В процессе самостоятельной работы с литературой, студенту рекомендуется дорабатывать конспект лекции, конспектировать отдельные положения изучаемых источников, делать выписки основных понятий, определений. После изучения рекомендованных источников студенту необходимо ответить для себя на вопросы предстоящего семинара. Это позво­лит ему определить степень усвоения изучаемой темы.

В тех случаях, когда студент пропустил семинарское занятие, он должен отработать тему семинара индивидуально. Форма отчетности пропущенной темы семинара согласовывается с преподавателем. Это может быть устное собеседование с преподавателем в часы индивидуальных консультаций, или подготовка конспекта по пропущенной теме семинара, или написание реферата по конкретному вопросу, или выполнение письменной контрольной работы и т.п.

При изучении дисциплины студентам рекомендуется активнее использовать групповые индивидуальные консультации у преподавателя. Консультации по отдельным вопросам программы курса, по подготовке к семинару, к рубежному контролю или экзамену можно получить в часы, предусмотренные кафедрой, а также по согласованию с преподавателем.

Для развития творческой активности студентов рекомендуется участие их в работе научных кружков, выполнении ими научных докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ.

Важнейшее место в системе изучения учебной дисциплины занимает самостоятельная работа студента.

Самостоятельная работа студента - это целенаправленная дея­тельность по овладению теоретическими знаниями учебной дисциплины и приобретению первоначальных практических навыков по своей будущей специальности.

Самостоятельная работа включает: конспектирование лекций, изучение законодательных и иных нормативных правовых актов, руководящих разъяснений высших судебных органов, учебной литературы, подготовку к семинарским (практическим) занятиям, написание рефератов, курсовых и дипломных работ, подготовку к рубежному контролю и экзамену, научное творчество в кружках.

При организации самостоятельной работы, прежде всего, не­обходимо определить цель. Например, изучить конкретный нормативный правовой акт, рекомендованный по теме. Для этого студент должен получить текст этого акта в библиотеке или найти его в какой-либо правовой системе «Консультант плюс», «Гарант» и т.п. Приступая к изучению нормативного правового акта, студент доложен определить объем этого акта, выяснить, есть ли необходимость изучать полный текст документа или для уяснения темы достаточно какого-либо раздела, или отдельных статей. После этого следует определить последовательность вы­полнения намеченной работы. Вначале необходимо уяснить, каким органом принят изучаемый акт, когда он вступил в силу, какова его структура, какие отношения он регулирует. Лишь уяснив эти общие вопросы, можно переходить к тщательному изучению интересующего вопроса путем его прочтения и конспектирования отдельных положений.

Работа с учебной литературой должна начинаться с предварительного ознакомления: установить ее автора, год издания, выяснить, на кого эта книга рассчитана (краткая аннотация, как правило, помещается на обороте титульного листа), просмотреть оглавление.

В процессе изучения книги, следует пользоваться программой учебной дисциплины. Это обеспечит целеустремленность усвоения изложенных в ней вопросов и позволит контролировать полноту усвоения темы. Работа с литературным источником не может ограничиваться только ее прочтением. Научная методика работы над первоисточником обязательно предусматривает ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на основных проблемных вопросах и закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним. Конспект прочитанного дисциплинирует студента, облегчает его умствен­ный труд, помогает быстро повторить материал при подготовке к семинарским занятиям или к экзамену.

Для глубокого изучения учебной дисциплины студент должен уметь работать на лекции. Это означает, что он должен уметь внимательно слушать преподавателя, размышлять вместе с ним, не отвлекаться посторонними мыслями или делами, уяснить главное в содержании лекции и разумно законспектировать её.

Записывать всю лекцию дословно не рекомендуется. Надо записывать лишь то, что осмыслено и понятно. При конспекти­ровании необходимо сначала - подумать, а потом - записать, а не наоборот. Одно из важнейших достоинств записи лекции - её краткость. Хорошая запись получается тогда, когда все внима­ние студента сосредоточено на лекции. Конспект способствует лучшему запоминанию учебного материала только в том случае, когда он ведется своими словами. При механической записи слов лектора, студент не напрягает свою память, не мобилизует ум на понимание сущности излагаемого материала. Да и готовиться по такому конспекту к семинару и другим видам контроля, значительно труднее, чем по конспекту, который велся своими словами.

Записанную лекцию следует обрабатывать (вносить дополнения, уточнения, определения, схемы и т.п.) во время самостоятельной подготовки к семинару после того, как будут прочитана учебная литература, изучены тесты нормативных правовых актов.

Самостоятельную подготовку к семинару следует начинать с чтения конспекта лекции, чтобы вспомнить все вопросы, которые предстоит отработать. Затем необходимо ознакомиться с соответствующими разделами учебника, учебных пособий и нормативными правовыми актами.

Результатом самоподготовки к занятиям должны быть, как правило, письменное изложение итогов своего труда. Формы здесь могут быть различны: конспект первоисточника, письменные ответы на вопросы, обозначенные в плане семинара, подготовка реферата или фиксированного выступления и т.п.

Подготовка к экзамену должна проводиться систематически в течение всего семестра. В отведенное учебным расписанием период времени для непосредственной подготовки к экзамену, студент должен лишь еще раз повторить и глубже осмыслить пройденный материал, продумать его, систематизировать и обобщить свои знания по учебной дисциплине.

Требования, предъявляемые на экзамене, определяются программой учебной дисциплины, поэтому она должна быть положена в основу подготовки.

Непосредственная подготовка к сдаче экзамена начинается с подбора необходимых источников (программы по курсу, доработанного конспекта лекций, основных нормативных правовых актов и основного учебника (учебного пособия)). Задача студента, используя указанные источники, повторить, освежить в памяти и окончательно закрепить изученный материал. Студент может считать себя подготовленным к экзамену, если он в состоянии ответить на все вопросы программ учебной дисциплины.

Краткость и сжатая форма изложения тем позволит студентам быстро охватить основные положения обширного учебного материала о правоохранительных органах и выполняемых ими функциях и поможет оптимально организовать изучение предмета.

Тема 1. Предмет, система, основные понятия и правовые источники дисциплины «Правоохранительные органы»

Предмет дисциплины «Правоохранительные органы » можно определить как отрасль знания об основных организации и наиболее существенных направлениях деятельности органов и организаций, обеспечивающих правоохрану, их месте в государственно-правовых институтах, взаимодействии между собой и с иными органами государства.

Систему курса «Правоохранительные органы», т.е. совокупность взаимосвязанных проблем и вопросов, можно в структурном плане условно разделить на две части. Общая часть посвящена изучению правоохранительной деятельности как понятия, ее основных направлений, органов и организаций, осуществляющих правоохрану, их места в государстве, взаимоотношений между собой и с иными органами государства. Особенная часть включает изучение судебной деятельности, деятельность прокуратуры, органов юстиции и иных государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности, органов раскрытия и расследования преступлений, организация правового обеспечения и правовой помощи и функционирование негосударственных органов обеспечения правоохраны.

При изучении данной темы студенты должны уяснить, что согласно ст. 2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Государство осуществляет эту функцию в виде специальной деятельности государственных органов.

ПРОВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права; специально уполномоченными органами; путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка; направленная на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе.

При изучении данной темы студенты должны изучить признаки правоохранительной деятельности государства, обратив внимание на то, что:

- Правоохранительная деятельность осуществляется не любыми, а лишь юридическими способами воздействия.

- Применяемые меры воздействия должны быть основаны на Законе.

- Правоохранительная деятельность осуществляется в установленном порядке и с соблюдением ряда процедур.

- Осуществляется правоохранительная деятельность специально уполномоченными на то государственными органами в рамках своей компетенции.

Для лучшего изучения курса необходимо уяснение основных терминов, используемых при специфическом изложении темы:

КОМПЕТЕНЦИЯ - круг вопросов, дел, отнесенных к ведению определенного субъекта (органа, лица).

ПОЛНОМОЧИЯ - совокупность прав субъекта (определенного органа) в пределах своей компетенции.

СТАТУС - правовое положение.

ФУНКЦИЯ - назначение, основание направление деятельности.

СИСТЕМА - совокупность органов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостную функциональную структуру (судебная система).

СТРУКТУРА – связь элементов внутри определенной системы, строение, взаимное расположение.

СОСТАВ - совокупность людей, элементов, образующих какое-нибудь целое (состав суда, личный состав подразделения)

По своему содержанию правоохранительная деятельность является многогранной вследствие разнообразия выполняемых ею социальных функций.

К основным направлениям правоохранительной деятельности относятся:

· Конституционный контроль;

· Правосудие;

· Прокурорский надзор;

· Охрана общественного порядка;

· Расследование преступлений;

· Защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи;

· Правовая работа и некоторые другие.

Каждое из этих направление имеет целью достижение «своих» результатов. Все они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

С учетом этого студенту необходимо определиться в вопросах о понятии и видах правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

Задачи конкретных правоохранительных органов установлены в законодательных актах, регулирующих их организацию и деятельность (например, в Законе «О полиции», в Федеральном законе «О прокуратуре» и т.п.) для чего студенту необходимо обратиться к нормативным базам данных «Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс» и др. для изучения общих положений отдельно взятого правоохранительного органа.

Изучая законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах РФ, студент должен уяснить, что законодательство о правоохранительных органах – это совокупность законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ, а также международные договоры, содержание нормы о правоохранительной деятельности.

Нормативные акты различаются в зависимости от юридической силы и их содержания. Исходя из этого, студент должен знать, что все нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты и уметь их классифицировать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.15 (0.01 с.)