ТОП 10:

Начните с простого графического рисунка



 

Моя практика рисования мандал в технике зентангл началась с простых графических рисунков, состоящих из контурных линий. Позднее в рисунках стали появляться различные геометрические формы, спирали, квадратики, кружочки разной величины и символы. Некоторые из графических рисунков я стала размещать внутри круга, который рисовала на бумаге, – так появились рисунки мандал. Поэтому, если вы никогда не занимались рисованием, лучше начинать с простых графических рисунков, которые можно рисовать на бумаге шариковой или гелевой ручкой с черным стержнем. Возможно, это даст вам толчок наконец просто начать рисовать, убрав неуверенность в том, что вы этого делать не умеете. Графический рисунок является одной из самых простых форм изобразительного искусства, но одновременно и сложным, так как требует определенных навыков, усидчивости, аккуратности и концентрации внимания. В основном в графических работах изображение выполняется в контрасте – по белой бумаге черным, а тени и блики создаются мягким простым карандашом 2В или графитом.

Для примера ниже приводятся три самых простых графических рисунка, которые имеют одно изображение – птицы, но посмотрите, как по-разному они смотрятся. Конечно, третий рисунок визуально воспринимается как наиболее сложный, но на самом деле это не так. Его нарисовать так же легко, как и первые два. Возьмите карандаш или гелевую ручку с черным стержнем и нарисуйте любой из этих рисунков (рис. 1–3).

 

Рис. 1

 

Рис. 2

 

Рис. 3

 

Вполне может быть, что после того, как нарисуете рисунок, он вам не будет нравиться. Тогда лучше отложите его, а через некоторое время снова к нему вернитесь или нарисуйте новый. Самое главное, не надо критиковать себя, старайтесь просто рисовать и помнить, что вы только учитесь.

Не секрет, что в любой практике, которой бы вы ни занялись, как и в рисовании, важно найти свой стиль и уметь отражать в своих работах собственную индивидуальность. Для этого постарайтесь выработать в себе привычку как можно больше рисовать и интересоваться работами других художников-графиков. В конце концов вы найдете свой почерк. Так поступали даже знаменитые художники. Например, в свое время на самого Рембрандта сильнейшее воздействие оказала венецианская живопись, в частности, работы Тициана, а Тициан, в свою очередь, был воспитан в студии Джованни Беллини, и это, безусловно, отражалось в его работах. Известно также, что в свои последние годы Пикассо создал ряд картин, основанных на работах Рембрандта. И таких примеров подражания множество. Тем не менее, у всех великих и известных художников был выработан свой стиль в написании картин. Таким же образом обстоит дело и в искусстве графики.

Для освоения техники зентангл совсем не нужно обладать художественными способностями и каким-то особенным природным даром, каким обладали известные художники. Один из лучших способов научиться технике зентангл – начать копировать уже известные узоры и постоянно их рисовать. Спустя какое-то время вы сможете сами создавать свои и только свои индивидуальные узоры в такой технике.

 

Что такое зентангл?

 

Зентангл – это миниатюрный абстрактный рисунок, созданный в процессе медитативного рисования. Корни «зен» и «тангл» в переводе с английского означают следующее: «зен» – школа медитации, мистического созерцания, просветления (соответствует понятию «дзен»), а «тангл» – спутанный клубок, путаница, беспорядок. Поэтому зентангл еще называют дзен-графикой или медитативным рисованием.

Дзен-графика – это особый способ рисования, своеобразная запись для себя своих чувств и переживаний, которые отражаются в рисунке через различные знаки, линии, формы и их комбинации. Такой рисунок всегда будет отражать только ваше индивидуальное состояние. Цель дзен-графики – это достижение состояния расслабления и просветления при переживании медитации. Замечено, что занятие дзен-графикой положительно влияет на психоэмоциональное и физическое состояние человека, так как при этом уходят многие страхи, появляется интерес к саморазвитию и единению с миром.

Zentangle ®– это зарегистрированная методика медитативного рисования, которая была разработана Риком Робертсом и Марией Томас. Они разработали определенные шаги, позволяющие абсолютно любому человеку добиваться максимального расслабления во время рисования красивых необычных узоров, которые в рисунке постоянно повторяются в определенном структурированном порядке. Такой стиль основан на рисовании заранее определенных узоров, которые, в свою очередь, создаются из элементарных штрихов, линий, геометрических форм и т. п. При рисовании в технике зентангл происходит концентрация на каждой линии, форме, а также погружение в сам процесс медитативного рисования. Комбинации узоров и конкретное их исполнение заранее никогда не планируются, рисунок развивается по нарастающей и рисуется сам по себе. В результате получается прекрасное уникальное произведение графического искусства.

Классический зентангл рисуют линерами – чернильными капиллярными ручками черного цвета на плиткахквадратной или круглой формы определенного размера. Такие ручки создают ровную четкую линию и не пачкают бумагу. Держать линер следует перпендикулярно к листу бумаги.

Плитка– это квадратная заготовка размером 9 на 9 см из плотной бумаги для рисования в технике зентангл. Считается, что такого формата достаточно, чтобы закончить рисунок за относительно короткое время. Официальная бумага зентангл – это плотная хлопковая итальянская бумага кремового цвета, которая нарезается на квадраты 89 на 89 мм (3,5 на 3,5 дюйма) со скругленными углами. Выпускаются уже готовые комплекты таких плиток. Если вы их приобрести не можете, то легко можно самому нарезать заготовки в домашних условиях. Чтобы сделать такие плитки, нужно лист бумаги А4 разрезать резаком или канцелярским ножом на квадраты размером 9 на 9 см, после чего закруглить края фигурным дыроколом или ножницами. Из одного листа А4 у вас получится 6 квадратных плиток.

Я изготавливаю плитки из бумаги для графических работ. Она довольно плотная, и линер хорошо держит линию, на ней легко рисовать.

При рисовании в технике зентангл следует придерживаться некоторых правил , а именно:

– танглы рисуются на плитках квадратной формы размером 9 на 9 см, без использования линейки и трафаретов;

– рисунок является абстрактным, поэтому он рассматривается с любой стороны, у него нет правильного направления, нет «верха» и «низа»;

– в классическом исполнении абстрактный рисунок в технике зентангл всегда должен быть черно-белым. Хотя в настоящее время для рисования применяют цвет, и это допустимо. Ведь каждый человек, который рисует таким образом, имеет свой собственный стиль, и, следовательно, каких-либо ограничений в использовании цветового решения узоров в такой технике быть не может. Основоположники этого метода Рик Робетсон и Мария Томас также считают, что каждый человек, увлеченный техникой зентангл, имеет уникальную возможность привнести что-то новое для развития этого направления;

– выполняется постепенно, по нарастающей, а не мгновенным единым мотивом;

– при рисовании не набрасываются конкретные фиксированные линии.

Также хорошо иметь блокнот или скетчбук для рисования узоров и коллекции собственных графических рисунков, который бы был всегда под рукой. Он позволит вам развить ваши творческие навыки, креативность, спонтанность, внимание, а также выбрать любимые узоры и отработать свой стиль и личную технику и наконец обрести уверенность в том, что рисовать вы все-таки умеете. Таким образом, вы незаметно для себя выработаете привычку регулярно рисовать и постоянно практиковаться, а значит, в дальнейшем получать удовольствие от занятий творчеством. К тому же ведение скетчбука поможет сравнивать свои первые наброски работ с последними. Он позволит отследить, увидеть улучшения и разницу в своих работах, а это значит, что ваша уверенность в своих творческих способностях в дальнейшем будет только расти и крепнуть.

Кроме этого, чем больше вы будете рисовать, тем лучших результатов добьетесь, а именно – тверже будет рука, смелее линии, наиболее интересными будут получаться комбинации узоров. Поэтому рисуйте как можно больше и чаще при любой возможности.

С некоторого времени такой блокнот со мной находится постоянно. В нем я не только рисую мандалы, но и делаю зарисовки понравившихся узоров, когда где-то их замечаю. Думаю, как только вы станете рисовать в такой технике, с вами будет происходить то же самое: вы везде и во всем станете узнавать и замечать узоры или мандалы, выполненные в такой технике.

Различают Zentangle и Zia. Творчество Zia – искусство, основанное на зентангл. Это направление искусства, использующее узоры зентангл, но которое не является таковым. Рисунки Zia часто имеют определенную форму, когда, например, контур в виде животного или сердца и т. п. заполняется узором, основанным на зентангл, или выполняется по мотивам зентангл. Рисунок может содержать какую-либо конкретную тему и отражать ее. В этом случае рисунок имеет верх и низ, соответственно, его нужно рассматривать в определенном направлении. Добавление в рисунок цвета также превращает его в Zia. Наконец, рисование не на плитках малого размера, а на больших форматах и полотнах рассматривается как Zia.

В зентангл каждый тангл имеет свое название. Но обычно названия танглов не отражают суть того, как они выглядят. Это как раз и является главной особенностью техники зентангл. Устраняя узнаваемые предметы или образы – и, следовательно, вместе с ними «мышление», которое появляется с ними, – мы становимся полностью сосредоточены на каждом движении абстрактного рисунка. Этот процесс построен намеренно, так как именно он способствует приятному расслаблению и успокоению.

Начинайте создавать свои графические рисунки с простых узоров. Более сложные танглы, разработанные Риком Робертсоном и Марией Томас или другими художниками, вы всегда можете найти в свободном доступе на интернет-страницах и видеоматериалах.

Находите, смотрите, распечатывайте и рисуйте! Переносите в свой блокнот или скетчбук и сохраняйте их. Создайте свою коллекцию из таких узоров и используйте их при рисовании.

Если такой возможности у вас нет, тогда используйте танглы, которые вы встретите в рисунках и мандалах на страницах этой книги.

Для достижения наилучших результатов постарайтесь организовать дома такое место, где можно было бы уединиться и рисовать, включив спокойную медитативную музыку. Так вы получите наибольшую пользу для своего здоровья.

 

Классический черно-белый рисунок зентангл

 

Итак, у вас есть 6 заготовок квадратов (плиток), которые вы подготовили для рисования. Этого количества вполне хватит для того, чтобы начать учиться рисовать таким стилем. Со временем у вас соберется целая коллекция своих рисунков.

Выполним рисунок в технике зентангл на плитке размером 9 на 9 см.

Будем это делать пошагово.

 

Для этого вам понадобятся:

– плитка размером 9 на 9 из плотной бумаги для графических работ,

– черный линер или гелевая ручка с черным стержнем,

– простой карандаш 2В или графит для наложения тени световых бликов.

 

Ход работы (шаги)

1. Берем плитку и, отступив от края около 5 мм, в каждом углу ставим точку простым карандашом. Затем каждую из точек соединяем между собой волнистой линией (рис. 4).

2. Внутри полученной рамочки также карандашом, набрасываем тонкую линию (строку) любой длины и формы, которая поделит плоскость квадрата на секции различных форм и профилей. В них мы и будем располагать танглы. Строка может прерываться и проводиться абсолютно в произвольной форме. Она набрасывается простым карандашом, то есть чернилами не рисуется, так как в этом случае создается граница, переключающая внимание на себя (рис. 5).

3. Затем эти секции заполняем разнообразными танглами, состоящими из однотипных элементов с повторениями (кружков, спиралей и других геометрических форм), рисуем их линером или гелевой ручкой с черным стержнем. При этом можно заполнить каждый сектор плитки, но можно некоторые сектора оставить по своему выбору пустыми, то есть незаполненными (рис. 6).

4. После заполнения секций квадрата узорами карандашные линии стираем.

5. Рисунок затеняем простым карандашом 2В или графитом. Ставите свою подпись на лицевой стороне рисунка, а с обратной как подпись, так и дату. Так со временем можно проследить, как идет ваше творческое развитие.

Все, рисунок готов!

 

Теперь внимательно рассмотрите свой рисунок со всех сторон, а также на расстоянии вытянутой руки. Испытываете ли вы удовлетворение от того, что вы только что сами создали? Вы – художник! Уберите внутреннего критика. Издалека вам ваша работа будет казаться просто необыкновенно красивой! Любуйтесь ею, она должна вам нравиться и доставлять радость.

 

Рис. 4

 

Рис. 5

 

Рис. 6

 

Далее расположен черно-белый абстрактный рисунок в технике зентангл (рис. 7), который выполнен черным линером на плотной бумаге для графики. Для придания объема рисунку тени нанесены графитом с последующей растушевкой. Попробуйте нарисовать свой рисунок со своей разбивкой на секции, заполните их такими же танглами или какими-то другими на свое усмотрение.

Если у вас что-то не получилось с первого раза, повторите. Рисуйте и накапливайте свой собственный опыт.

 

Рис. 7

 

 

Светотеневые эффекты

 

Когда рисунок закончен, важно придать ему реалистичный вид, создать объем за счет чередования участков света и тени карандашом 2В или графитом. Но для этого важно определить, откуда падает свет. Например, если источник света находится в верхнем левом углу, то тень упадет на нижнюю правую сторону узора, и соответственно – если источник света находится в верхнем правом углу, то тень упадет на нижнюю левую сторону узора. Так как абстрактный рисунок часто включает в себя различные геометрические формы, такие как круг, треугольник, квадрат и другие, то именно на них хорошо отрабатывать светотеневые эффекты. Нарисуйте такие геометрические формы на отдельном листе бумаги и потренируйтесь в нанесении теней. Представьте, что свет падает сбоку, сверху, спереди, сзади. Учитывайте следующее. С точки зрения графики наиболее информативны самые светлые тона, то есть блики. Они могут применяться в любом узоре и всегда, когда вы захотите. Главное в графическом рисунке – не перетемнить его, а лишь слегка отобразить карандашом самые светлые и темные места.

При затенении также нужно учитывать следующее. В целом абстрактный рисунок всегда лучше смотрится, если свет в рисунке падает сверху (правого или левого угла), то есть получается верх более светлым, чем низ. Кроме того, вы можете затенить каждую секцию с узором отдельно таким образом, чтобы он выглядел трехмерным. Для того чтобы тени казались мягче, растушуйте их специальной бумажной растушевкой.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.53 (0.01 с.)