Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Общие сведения о ребенке↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общие указания Изучение личности требует большого фактического материала, который не всегда можно полностью собрать за короткий срок педагогической практики. Поэтому целесообразно, предварительно ознакомившись с содержанием методических указаний и приведенной в конце главы схемой, выбрать один из аспектов анализа личности учащегося в соответствии со своими интересами. Так, психолого-педагогическая характеристика может ограничиваться углубленным раскрытием следующих вопросов: 1. Учебная, трудовая и общественная деятельность школьника. 2. Направленность его личности и специальные способности. 3. Особенности темперамента и характера. Студентам, выбравшим для изучения направленность личность специальные способности учащегося, следует наиболее глубоко изучить его интересы, склонности и способности к предмету по профилю факультета. Ориентировочная карта схема психологической характеристики школьника (по Абрамову Г.С.) Задача карты- схемы – помочь наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой, на которые должен строится воспитательный процесс. Карта- схема включает три раздела: I. Общие сведения о ребенке (анкетные данные, сведения о состоянии здоровья, успеваемости, внешкольных занятиях). II. Проявление личных качеств в поведении ребенка (направленность интересов, отношение к делу, к другим людям, отношение окружающих). III. Особенности психических процессов и эмоций. Заполнение данной карты- схемы в основном строится по типу «нужное подчеркнуть», т. е. в каждом из пунктов, содержащих шкалу возможных появлений того или иного качества, учителю необходимо подчеркнуть присущую, по его мнению, данному ребенку степень выраженности этого качества. Раздел I. Общие сведения о ребенке Анкетные данные 1. Фамилия, имя____________________________ 2. Дата рождения___________________________ 3. Школа, класс____________________________ 4. Специализация школы____________________ Сведения о состоянии здоровья 1. Часто ли болеет (часто, средне, редко)________ 2. Хронические заболевания (какие)____________ 3. Особенности функционирования нервной системы: - быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки, не утомим; - быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная схема настроения; стабилен в проявлении настроения; - преобладает возбуждение; процессы возбуждения и торможения уравновешены; преобладает торможение. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)_________________________________ 4. Внешкольные занятия (систематические) 1) занятие общественно полезным трудом (каким)____________________ 2) занятия художественной самодеятельностью (какой)_______________ 3) занятия в кружках, клубах, штабах и др. (каких)____________________ 4) занятия спортом (каким)_______________________________________ 5) занятия организационной работой (какой)_________________________ Раздел II. Проявление личностных качеств в поведении ребенка Направленность интересов Общественная активность 1. Активно участвует во все общественных делах, не считаясь с собственным временем. 2. Принимает активное участие в общественных целях, но старается не тратить на это своего свободного времени. 3. Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет. 4. Редко принимает участие в общественных делах. 5. Отказывается участвовать в общественных делах. Трудолюбие 1. Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо. 2. Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного характера редки. 3. Редко охотно берется за работу. 4. Чаще всего старается уклониться от любой работы. 5. Всегда уклоняется, от выполнения любого дала. Ответственность 1. Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело. 2. В большинстве случаев хорошо и срок выполняет порученное ему дело. 3. Часто выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело. 4. Очень редко выполняет порученное ему дело. 5. Никогда не выполняет до конца порученное дело. Инициативность 1. Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания. 2. Довольно часто выступает зачинателем нового дела. 3. Редко сам начинает новое дело. 4. Никогда не выступает зачинателем, какого- либо дела. Организованность 1. Всегда правильно распределяет всю работу во времени и выполняет ее согласно плану. 2. В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу. 3.Умеет правильно распределяет и в срок выполняет свою работу только в том случае, если за каждый этап надо отчитаться. 4. Чаще не умеет правильно распределяет свою работу во времени. 5. Не умеет правильно распределяет работу во времени, тратит время зря. Любознательность 1. Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры. 2. В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей и науки и культуры. 3. Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знания. 4. Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний. 5. Равнодушен к новым знаниям. Аккуратность 1. Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут- и за парой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок. 2. Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты), помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь) скорее по обязанности. 3. Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественно имущество. 4. Часто не заботится о своем внешнем виде, состояние своих книжек, вещей не бережет общественное имущество, даже портит его. 5. Совершенно не заботясь о том, чтобы содержать свой вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае не задумываясь, портит общественное имущество. Отношение к людям Коллективизм 1. Всегда проявляет заботу в отношении к знакомым и не знакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку. 2. Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам. 3. Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его самого. 4. Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает. 5. Считает излишне проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом «не лезь не в свое дело». Честность, правдивость 1. Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему не выгодно. 2. Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. 3. Часто говорит не правду ради своей выгоды. 4. Почти всегда говорит не правду. 5. Склонен говорит не правду. Справедливость 1. Активно борется с тем, что считает не справедливым. 2. Не всегда борется с тем, что считает не справедливым. 3. Редко выступает против того, что считает не справедливым. 4. Не добивается справедливости. 5. Совершенно равнодушен к проявлении не справедливости. Бескорыстие 1. В своих поступках руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгоды. 2. Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей. 3. Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгоды. 4. В поступках, как правило, руководствуется соображениями собственной выгоды. 5. В поступках, как правило, всегда руководствуется соображениями собственной выгоды. Общительность 1. Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими. 2. Как правило, с удовольствием общается с другими людьми. 3. Стремится общаться с ограниченным кругом людей. 4. Предпочитает индивидуальные формы работы. 5. Замкнут, не общителен. Чувство товарищества 1. Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни. 2. Как правило, помогает товарищам. 3. Помогает товарищам, когда его просят. 4. Очень редко помогает товарищам; если его просят, может отказать в помощи. 5. Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни. Отзывчивость 1. Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся своими заботами. 2. Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен своими думами. 3. Поглощен собственными думами настолько, что это мешает разделять чувства других людей. 4. Почти не умеет сочувствовать другим людям. 5. Совершенно не умеет сочувствовать другим. Вежливость, тактичность 1. Все его поступки и слова свидетельствую об уважении к другим людям. 2. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям. 3. Часто бывает не вежлив и не тактичен. 4. Часто не допустимо резок, груб. 5. Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит. Отношение к себе Скромность 1. Никогда не выставляет напоказ свои заслуги. 2. Иногда по просьбе своих товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах. 3. Сам рассказывает своим товарищам о своих действительных действиях, достоинствах. 4. Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень маленькое участие, к чему имеет мало отношения. 5. Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами. Уверенность в себе 1. Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать. 2. Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости. 3. Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справится сам. 4. Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам справится. 5. Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других. Самоконтроль 1. Всегда внимательно выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении своих недостатков. 2. В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам. 3. Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать. 4. К критическим замечаниям, советам относится не внимательно, но старается исправлять недостатки. 5. Отвергает любу критику. Отказывается принять очевидные свои промахи, ничего не делает для их исправления. Самоконтроль 1. Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки. 2. Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки. 3. Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на везение. 4. Почти всегда поступает необдуманно; недостаточно тщательно контролирует себя. 5. Постоянно поступает необдуманно, в расчете «на везение». Волевые качества личности Смелость 1. Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. 2. В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. 3. Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого. 4. В большинстве случаев отступает перед силой. 5. Всегда отступает перед силой, трусит. Решительность 1. Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение. 2. В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение. 3. Иногда колеблется перед ответственным решением. 4. Редко принимает какое-либо ответственное решение. 5. Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение. Настойчивость 1. Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями. 2. Как правило, стремится выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки. 3. Доводит до конца задуманное лишь в том случае, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий. 4. Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями. 5. Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное. Самообладание 1. Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления. 2. Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. 3. Порой не умеет справиться со своими эмоциями. 4. Часто не может подавить нежелательные эмоции. 5. Плохо владеет своими чувствами. Авторитет в классе 1. Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников. 2. Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников. 3. Пользуется авторитетом только среди своих одноклассников (у кокой-то группировки, только среди мальчиков или среди девочек). 4. Пользуется авторитетом у отдельных учащихся. 5. В классе авторитетом не пользуется. Симпатии 1. Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки. 2. В классе к нему относятся с симпатией. 3. Пользуется симпатией у отдельных ребят. 4. В классе его не любят. Внимание 1. Всегда и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснение на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке. 2. Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко. 3. Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается. 4. Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно, часто отвлекается. 5. Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало что усваивает. Память 1. При заучивании всегда предварительно разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминает легко. 2. При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался. Материал, требующий механического запоминания, дается с трудом. 3. Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза просмотреть его. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала. 4. При изучении долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно. 5. Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки. Мышление 1. Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения. 2. Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения. 3. Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает. 4. В числе последних улавливает суть материала, отличается медленным темпом обдумывания и решения задач. 5. Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные шаблоны. Эмоциональная реактивность 1. Всегда эмоционально реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко до слез, взволновать рассказ, кинофильм. 2. Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко. 3. Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события. 4. Живая эмоциональная реакция практически отсутствует. Общий эмоциональный тонус 1. Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела. 2. Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни. 3. Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни. 4. В сравнение с товарищами менее активен и оживлен. 5. Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, не смотря на то, что здоров. Текст опросника 1. У Вас чаще веселое и беззаботное настроение? 2. Вы чувствительны к оскорблениям, обидам? 3. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, беседе и т.п.? 4. Сделав что-либо, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и Вы не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно? 5. В детстве вы были таким же смелым, как все ваши сверстники? 6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе? 7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании? 8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать? 9. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения? 10. Вы серьезный человек? 11. Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что всё остальное перестаёт быть значимым для Вас? 12. Предприимчивы ли Вы? 13. Вы быстро забываете, если кто-либо вас обидит? 14. Мягкосердечны ли Вы? 15. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него? 16. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших в работе (или учебе)? 17. Бывало лиВам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой? 18. Смеётесь ли Вы иногда над неприличными шутками? 19. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок? 20. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств? 21. Любят ли Вас ваши знакомые? 22. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности? 23. У Вас часто несколько подавленное настроение? 24. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв? 25. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте? 26. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы? 27. Хвастаетесь ли Вы иногда? 28. Можете ли Вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу? 29. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, и вы сразу же стараетесь поправить их? 30. Вы в детстве боялись оставаться одни в доме? 31. Часто ли портится Ваше настроение без видимых причин? 32. Случалось ли Вам быть одним из лучших в вашей профессиональной или учебной деятельности? 33. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев? 34. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботно веселым? 35. Бывает ли так, что Вы переполнены счастьем? 36. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле? 37. Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни? 38. Вы обычно высказываете свое мнение людям о них прямо в глаза? 39. Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь? 40. Любите ли Вы работу с высокой личной ответственностью? 41. Склонны ли Вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают? 42. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться? 43. Предпочитаете ли Вы работу, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки? 44. Общительны ли Вы? 45. В школе Вы охотно декламировали стихи? 46. Убегали ли Вы в детстве из дома? 47. Обычно Вы без колебаний уступаете место в транспорте престарелым пассажирам? 48. Кажется ли Вам жизнь трудной? 49. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу (учебу) казалось просто невыносимым? 50. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувство юмора? 51. Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если Вас кто-либо обидел? 52. Вы очень любите животных? 53. Возвращаетесь ли Вы домой, чтобы убедиться, что там ничего не случится? 54. Преследует ли Вас иногда неясная мысль, что с Вами и вашими близкими может случиться что-то страшное? 55. Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды? 56. Трудно ли Вам выступать перед большим количеством людей? 57. Вы можете ударить обидчика, если он вар оскорбит? 58. Очень ли Вы любите веселиться? 59. Вы всегда говорите то, что думаете? 60. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние? 61. Привлекает ли Вас роль организатора в каком-либо деле? 62. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий? 63. Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые Вам неприятны? 64. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы? 65. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в Ваших мыслях? 66. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать? 67. Смогли бы Вы пройти в темноте один через кладбище? 68. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много? 69. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была только на одном и том же месте? 70. Бывает ли так, что, будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном? 71. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям? 72. Часто ли у Вас бывают головные боли? 73. Вы часто смеетесь? 74. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете? 75. Вы живой и подвижный человек? 76. Вы очень переживаете из-за несправедливости? 77. Вы настолько страстный любитель природы? 78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери? 79. Пугливы ли Вы? 80. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя? 81. Охотно ли Вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности? 82. Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома? 83. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости? 84. Бывают ли у Вас переходы от веселого настроения к тоскливому? 85. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании? 86. Долго ли Вы переживаете чувство гнева, обиды? 87. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей? 88. Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых осознаете? 89. Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно допустили в ней помарку? 90. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью? 91. Часто ли Вы видите страшные сны? 92. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда, или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна? 93. В веселой компании Вы обычно веселы? 94. Вы – человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго? 95. Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки? 96. В беседе Вы больше молчите, чем говорите? 97.Если Вам необходимо будет играть на сцене, Вы смогли бы так войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра? Обработка результатов: осуществляется раздельно по каждой акцентуации характера. Максимальное количество баллов – 80, минимальное – 20 по каждой акцентуации. 20 – 30 баллов – низкий уровень выраженности акцентуации; 31 – 45 баллов – средний уровень; 46 и более – высокий уровень.
1. Гипертимный тип: Это общительные, энергичные люди, хорошие собеседники, часто меняющие свое окружение, место работы; Предприимчивые и увлекающиеся. + ч.: Общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, легкое отношение к жизненным проблемам, эрудированность. - ч.: Импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, леность, легкомысленность, раздражительность, склонность кпозе и фразе. + с.: Трудовое общение, множество поверхностных контактов, необходимость оперативных решений без их глубокой проработки. - с.: Необходимость спокойного анализа, ответственных решений, работа в неспешном ритме, вынужденное одиночество, однообразие обстановки. 2. Проективная, возбудимый тип: от бес- и сознательного переноса собственного состояния вовне, в силу чего поведение таких людей иногда непредсказуемо. В гневе могут совершаться поступки, о которых затем высказывается сожаление, контроль за своим поведением вообще ослаблен вследствие увлеченности какой-либо мыслью, идеями. + ч.: Энергичность, деловитость, инициативность, домовитость, хозяйственность, добросовестность, любовь к детям и животным. - ч.: Раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречию и самостоятельности других, способность «поднять руку», безудержность в увлечениях. + с.: Ситуации умственной и физической активности, работа в одиночестве. - с.: Ситуации обвинения, противодействия, морального и материального ущерба. 3. Эмотивный тип: эмоции доминируют в содержании мотивации. Поведения, любое событие, свой вклад в него переживаются необычайно глубоко и длительно; возможны изящность чувств, склонность к состраданию и сочувствию, мягкость, участливость, альтруизм, желание помочь делом. - ч.: Добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, доброжелательность и тактичность. - ч.: Крайняя впечатлительность, потребность в особом стиле отношений, всепрощенчество, неумение увидеть главное, увязание в деталях. + с.: Общение в сфере искусств, необходимость субъективного проникновения в переживания других, отсутствие формальных ограничений общения и труда и объективного контроля. - с.: Проблемы и болезни семьи, грубые отношения, конфликты, несправедливость со стороны близких людей и руководства. 4. Дистимическая, депрессивная; дистимический тип с преимущественно пониженным настроением, что свойственно тихим, пессимистичные людям, иногда просто лелеющим отрицательные переживания событий или апатичное к ним отношение. + ч.: Серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости. - ч.: Инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, отшельничество, неумение радоваться вместе с окружающими, поддерживать группу. + с.: Профессии типа «Человек - знаковые системы», «Человек - природа», не требующие, однако, работы на скорость. - с.: Необходимость быстро реагировать на изменения обстановки, менять способы работы» быстро принимать решения, сходиться с новыми сотрудниками, знакомиться с людьми. 5. Невротическая, невротический; тревожно-боязливый тип – тип с повышенной склонностью к страхам, чаще диагностируемый у детей и женщин. Даже незначительные события, нарушающие сложившийся порядок отношений, вызывают фобические переживания. Самооценка таких людей понижена, а оценка других людей завышена. Постоянное стремление к спокойной обстановке оборачивается «высасыванием из пальца» поводов для беспокойства. + ч.: Обязательность, впечатлительность, самокритичность, эмоциональность, заинтересованность, дружелюбность, надежность и постоянство привязанностей. - ч.: Тенденция «прилипать» к обстоятельствам и к людям, неумение дать отпор, растерянность перед новым, безынициативность, несамостоятельность, молчаливое согласие с несправедливым, но зато привычным течением событий. + с.: Однозначные отношения с другими людьми, преимущественно благоприятные, точно определенные права и обязанности, ненужность инициативы, лидерства и дополнительного общения. - с.: Несправедливые обвинения со стороны других, насмешки, необходимость определиться в отношениях, особенно с новыми людьми. 6. Эффективно-экзальтированный тип, интроективная акцентуация: отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах и быстрый переход от «мировой скорби» к «безоблачному счастью», причем совершенно искренне переживаются все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих людей. Со стороны такое поведение воспринимается как «поза», но, например, глубокая религиозность или страсть к искусству таких людей исключают предположения об их притворстве. + ч.: Эмоциональность, выразительность оценок и действий. - ч.: Несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм. + с.: Возможность иметь «пищу» для чувств, работа «на износ». - с.: Монотонная работа, требование взвешенных оценок окружения, ограничение инструкциями, неприятие чувств и «глубины» ситуации. 7. Циклотомическая, аффективно-лабильный тип: постоянная не устойчивость настроения, привязанностей и эмоций, способность сегодня быть приветливым, завтра - окатить холодом или вообще сделать вид, что люди ему незнакомы. Причина такого поведения коренится в смене фаз самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно. + ч.: Нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности. - ч.: Погруженность в свой внутренний мир, субъективность оценок. + с.: Индивидуальный темп труда, отшельнический образ жизни. - с.: Ситуации лишения привычной обстановки, работа по заданию и в срок, необходимость в широком общении с людьми по условиям труда. 8. Паранойяльная, застревающий, неустойчивый тип: иногда называется «неуравновешенным», что искажает его сущность, состоящую в стойкости аффектов и в то же самое время - в их спонтанности, что и приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним, то другим «застреванием» Если складывается система «застреваний», то человек становится «борцом за идею, за правду, за честь и отмщение». + ч.: Принципиальность, несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство идеи и долга, самопожертвование. - ч.: Спонтанность привязанностей и обид, подозрительность, мстительность, самонадеянность, непомерные требования к окружающим. + с.: Ситуации признания заслуг, поощрения привязанностей, следования его примеру. - с.: Сомнение в ценности идей и привязанностей, уличение в не справедливом отношении к миру. 9. Ригидная, педантичный тип: гипертрофия упорядоченности внутреннего и внешнего, аккуратность и добросовестность, пунктуальное выполнение заданий, допускающее, однако, манкирование ими, если качественно и в срок они объективно невыполнимы. + ч.: Обязательность, ровное настроение, надежность, порядочность. - ч.: «Занудливость», буквоедство, формализм, ненужная дотошная перепроверка себя и других, нерешительность в неопределенных ситуациях. + с.: Возможность реализации заданий в соответствии с инструкциями или определенными требованиями обстановки, стабильность отношений. - с.: Требования самостоятельных и нестандартных решений в неопределенной обстановке. 10. Акцентуация вытеснения, демонстративный тип. Человек в маске собственного собеседника, человек - зеркало для других в силу повышенной способности к эмпатии и самоотречения от возможности иметь большее постоянство своего внутреннего мира, способен к самооговору. + ч.: Эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств. - ч.: Эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать от решения неотложных вопросов, уходить в болезнь. + с.: Возможность устроить «шоу», быть на сцене в широком смысле слова, торговать, распоряжаться, «заботиться» о других. - с.: Возможность раскрытия игры и обмана» недооценка «зрителями», ущемление права быть «звездой», равнодушие. Общие выводы Уровень (стадии) развития коллектива. Характер общего эмоционального климата в классе: бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т. д. Дисциплинированность. Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления. Подсчет итогов Сложить оценки левой стороны в вопросах 1,2,...12,13 - сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах - сумма Б; найти разницу С= А-Б. Если 1) С=0 или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения Индивида. 2) С более 25, то психологический климат благоприятен. 3) С менее 25 - климат неустойчиво благоприятен. Далее рассчитывают средне групповую оценку психологического климата по формуле: где М - число членов группы. С (общее) С (группы) = М Значительный интерес представляет и выяснение того, как члены коллектива воспринимают атмосферу по отношению к себе лично. Сопоставив эти два показателя (оценка социально-психологической атмосферы во всем коллективе и оценка атмосферы по отношению к себе лично), можно выделить три типа людей: 1. Те, кто более благоприятно оценивает атмосферу в коллективе, чем отношение к себе; 2. Те, кто существенно не различает оценку атмосферы вообще и отношение к себе лично; 3. Те, кто более благоприятно оценивает отношение к себе, нежели общую социально-психологическую ситуацию в коллективе. С воспитательной точки зрения наибольшего внимания воспитателя должны заслуживать люди первого типа. Существенные расхождения в оценках у них могут быть показателем затрудненности в адаптации, известной мнительности, неуверенности в себе. Для третьей категории членов коллектива характерны: критическое отношение к происходящему в коллективе, известная неудовлетворенность положением дел и повышенная самооценка. В отдельных случаях такие показатели бывают у тех, кто намеренно завышает в благоприятную сторону отношение к себе. Текст опросника
|