Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изучения ценностно-ориентационного единства коллектива

Поиск

(по Шпалинскому В. В.)

 

Цель: Диагностика уровня развития коллектива путем выяснения сближения, частоты совпадения мнений членов коллектива по отношению к идеалу. В социально-психологической литературе эта методика известна, как методика исследования ценностно-ориентировочного единства (ЦОЕ) группы, которая заключается в изучении частоты совпадений мнений или позиций группы по отношению к объему.

Процедура: Анкетный опрос. Педагог раздает всем членам коллектива анкеты, которые могут быть или анонимные, или с указанием фамилии, имя и отчества опрашиваемого. Форма и содержание анкеты могут быть следующими:

 

Уважаемый друг!

Перед Вами ряд качеств человека, которые расположены в беспорядке. Вам необходимо определить, какое из этих качеств должно быть в идеале самым важным и необходимым для члена Вашего коллектива. После того, как Вы его определили, поставьте рядом с ним (слева) цифру "1".

Затем найдите следующее такое же качество, но уже из оставшихся, и поставьте его на второе место и т. д. На последующих местах у вас должны оказаться наименее значимые второстепенные качества: осмотрительный, добросовестный, искренний, принципиальный, справедливый, энергичный, исполнительный, инициативный, разговорчивый, самостоятельный, трудолюбивый, откровенный, уравновешенный, практичный.

Благодарим Вас за участие в анкетировании!

 

Обработка: Математическая обработка полученных результатов начинается с их сведения в единую таблицу (Табл. 1).

Таблица 1

 

                     
Леготкин В. Ф.                    
Тюмин В. И.                    
Каспаров Г. Т.                    
Сумма мест                    
Средняя сумма мест   7,3 4,3   3,3 7,3 6,8   5,6 7,3

 

Вычисляется сумма по каждому качеству: в нашем примере - 18, 22, 13 и т. д. И средняя сумма мест по каждому качеству - 6; 7,3; 4,3 и т. д.

Качества, занявшие первые три места в нашем примере - качества, стоящие под 4. 5, 8 - коллектив считает идеальным для своих членов. И наоборот, свойства, оказавшиеся на последних трех местах - 2, 6, 10 - нежелательными, отвергаемыми.

Подсчитываем количество совпадений мнений каждого опрошенного с мнением всего коллектива. Совпадением считается тот случай, когда опрошенный ставит какое-либо идеальное качество на одно из первых трех мест или какое-либо отвергаемое свойство - на одно из последних трех мест. Так, в нашем примере Леготкин В. Ф. по идеальным качествам имеет два совпадения (качества №5; 8), по отвергаемым - одно совпадение (качество №10); всего три совпадения. Тюмин В. И. - одно совпадение по идеальным свойствам (№4) и одно по отвергаемым (6); всего два совпадения. Капаров Г. Т. - два совпадения по идеальным свойствам (№4, 8) и два совпадения по отвергаемым (№2, 6); всего четыре совпадения. В целом по коллективу - 9 совпадений.

Выражаем количество совпадений в процентах, т. е. количество реальных совпадений делим на число возможных (каждый опрошенный имеет 6 таких возможностей - первые три и последние три места) и умножаем на 100%.

В нашем случае 9\15 = 0,5; 0,5 х 100 = 50%. Полученное число представляет собой коэффициент совпадения мнений членов коллектива.

 

Изучение психолого-педагогического климата коллектива

"Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине".

Оценки: 3 - свойство проявляется в группе всегда;

2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

1 - свойство проявляется редко;

0 - проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Подсчет итогов

Сложить оценки левой стороны в вопросах 1,2,...12,13 - сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах - сумма Б; найти разницу С= А-Б. Если

1) С=0 или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения Индивида.

2) С более 25, то психологический климат благоприятен.

3) С менее 25 - климат неустойчиво благоприятен.

Далее рассчитывают средне групповую оценку психологического климата по формуле: где М - число членов группы.

С (общее)

С (группы) =

М

Значительный интерес представляет и выяснение того, как члены коллектива воспринимают атмосферу по отношению к себе лично. Сопоставив эти два показателя (оценка социально-психологической атмосферы во всем коллективе и оценка атмосферы по отношению к себе лично), можно выделить три типа людей:

1. Те, кто более благоприятно оценивает атмосферу в коллективе, чем отношение к себе;

2. Те, кто существенно не различает оценку атмосферы вообще и отношение к себе лично;

3. Те, кто более благоприятно оценивает отношение к себе, нежели общую социально-психологическую ситуацию в коллективе.

С воспитательной точки зрения наибольшего внимания воспитателя должны заслуживать люди первого типа. Существенные расхождения в оценках у них могут быть показателем затрудненности в адаптации, известной мнительности, неуверенности в себе. Для третьей категории членов коллектива характерны: критическое отношение к происходящему в коллективе, известная неудовлетворенность положением дел и повышенная самооценка. В отдельных случаях такие показатели бывают у тех, кто намеренно завышает в благоприятную сторону отношение к себе.

Текст опросника

 

Свойства психол. климата А оценка свойства психол. климата Б
  Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения   Преобладает подавленное настроение
  Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии   Конфликтность в отношениях, антипатия
  В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание   Группировки конфликтуют между собой
  Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности   Проявляют к более тесному общению безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
  Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы   Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
  С уважением относятся к мнению других   Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей
  Достижения и неудачи группы переживаются как собственные   Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов
  В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение: "один за всех и все за одного"   В трудные дни группа "раскисает": растерянность, ссоры, взаимные обвинения
  Чувства гордости за группу, если ее отмечает руководство   К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно
  Группа активна, полна энергии   Группа инертна, пассивна
  Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе   Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
  В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту   Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", пренебрежительное отношение к слабым
  Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно   Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.169.122 (0.01 с.)