Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава III. Парадигма I. 1917–1919 гг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общественная жизнь: митинговый анархизм
По мнению А. Ахматовой, отсчет ХХ века, «не календарного — настоящего», следует вести с 1914 года, с Первой мировой войны, в ходе которой утвердились новые ценности, абсолютно чуждые принципам гуманизма XIX века. Российская интеллигенция почувствовала смену ценностей раньше — об этом предупреждал еще Ф. Достоевский в «Бесах», а Д. С. Мережковский в опубликованной в 1906 году статье «Грядущий Хам» пророчески сказал, что «лицо хамства, идущего снизу, — хулиганства, босячества, черной сотни — самое страшное»[26]. Этой же теме посвящена долгожданная премьера МХОТ (после Февраля театр восстановил в названии слово «общедоступный») «Село Степанчиково и его обитатели» (сентябрь 1917). Спектакль пользовался успехом, но критика нашла в нем сближения с недавним прошлым — в частности, фигуру Распутина и осуждение распутинщины. Возможно, постановщики действительно отталкивались от этого образа. Однако и здесь могло проявиться упомянутое нами выше свойство эвристичности искусства, его способность предугадывать будущее. «Искусство всегда опережает историю, как стрелка барометра опережает погоду в этом его социально-предвещательная, пророчественная, предуказывающая роль»[27]. Выскажу предположение, что в этом спектакле режиссура, предчувствуя, но не осознавая, показала бесстыдную сущность будущей власти. В среде дореволюционной интеллигенции можно выделить несколько позиций в отношении к «грядущему хаму»: его принципиальное неприятие (Д. С. Мережковский, И. А. Бунин), попытка его инкультурации с помощью искусства (А. И. Южин-Сумбатов), заигрывание с ним — например, В. Брюсов:
Бесследно все сгибнет, быть может, Что ведомо было одним нам. Но вас, кто меня уничтожит, Встречаю приветственным гимном. (Грядущие гунны, 1905)
Вообще надо признать, что такое обóженье «мужика, что смиреньем велик» было в России достаточно распространенным явлением. Так, большим успехом пользовались мелодекламации артиста императорского Александринского театра Н. Н. Ходотова под музыкальные импровизации на рояле Е. Б. Вильбушевича. В его репертуаре было стихотворение Вас. Ив. Немировича-Данченко «Трубадур». Говорить о поэтических достоинствах этого опуса не приходится. В нем повествуется о встрече веселого трубадура и короля, который просит спеть ему песню о ратных подвигах, — подчеркнем: не требует, не заставляет, а всего лишь просит. Но не тут-то было: трубадур попался шибко идейный, он отвечает королю так:
... Дал Господь в удел поэту Силу песни, чтобы он Славил ею честь и славу, Красоту, любовь, закон. Чтоб владеть его устами Злоба с ложью не могли, Чтоб его любили дети И боялись короли.
Что король, что царь — все едино: и тот и другой носители верховной власти в государстве. Аллюзия более чем прозрачна. Но трубадуру этого мало, в своем гражданском пафосе он делается агрессивнее:
Не кичись, король великий! Наши грозы впереди. Видишь мирные долины? Ты от них ответа жди (?!). И ответ тот будет страшен. А пока молчит земля, Вот тебе! — и он перчатку Смело бросил в короля.
Текст бредовый, но все узнаваемое и ожидаемое аудиторией в нем присутствует, и, как вспоминала Е. Тиме, этот «коронный» номер имел у публики «большой успех и резонанс»[28]. Вообще, восхищаясь искусством русского Серебряного века (уже только в поэзии какое созвездие талантов — Блок, Ахматова, Мандельштам, Хлебников, Маяковский!), надо отдать должное наблюдению Ф. Искандера, который видел в нем «время самой разнузданной страсти к вседозволенности, к ничтожной мистике, к смакованию человеческих слабостей, а главное — всепожирающего любопытства к злу, даже якобы самоотверженных призывов к дьявольской силе, которая явится и все уничтожит»[29]. Добавим, что это были годы удивительного гиперэгоцентризма художника, его заигрывания с темными силами зла:
Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья, И Господа, и Дьявола Хочу прославить я. (В. Брюсов. З. Н. Гиппиус, 1901)
Только на первый взгляд кажется, что такое заигрывание не может остаться без последствий —мол, интеллектуальные игры с дьяволом имеют нулевую сумму. В действительности всё гораздо сложнее: «если долго вглядываешься в пропасть, — сказал Ницше, — пропасть начинает вглядываться в тебя». За свои игры с дьяволом русская интеллигенция заплатила Октябрем, а игры американцев в кассовые киновиртуальные ужастики материализовались в трагические события 11 сентября 2001 г. Воистину, не буди лихо, пока оно тихо... Годы первой парадигмы — время страшного социального катаклизма, невиданное по плотности событий: мировая война, Февральская революция, Октябрьская революция, Гражданская война, крестьянские бунты. Нам сегодня трудно, очень трудно представить себе масштаб этого социального разлома, когда раскалываются вековые устои, корневые начала жизни. Наблюдательный очевидец Человек не может найти себя в новом, изменяющемся мире. История привела в движение гигантские массы людей, человек потерялся, Личность как индивидуальность никого не волнует («Единица — вздор, единица — ноль»), господствует масса — народ, толпа, голытьба... У этой разбуженной массы нет сострадания, здесь каждый — пленник толпы и тождествен в этом своем подобии-безличии другому. Жизнью правит эмоциональная логика (то есть не-логика) бунтующей толпы. Не буду цитировать известные пушкинские слова о Доминанта первой парадигмы — «пугачевщина», стихия толпы, разгул страстей, азарт, ощущение близкого счастья и... бесконечные митинги. «Каждый свое разумение имеет и требует принять его к сведению», — сказал об этом времени Шолохов. Отступление в прошлое. Тогдашняя «безъязыкость» хорошо пародируется в нэпманском анекдоте о кронштадтском матросе, агитирующем в дни революции на митинге: Товарищи! Не тот, товарищи, товарищ, который товарищ! И не тот, товарищи, товарищ, который не товарищ! А тот, товарищи, товарищ, который товарищ, да не товарищ! Вот тот, товарищи, товарищ!
Прежде чем обратиться к опубликованным текстам, нужно заметить, что книги при советской власти проходили многоступенчатую цензуру (включая самоцензуру). Нередко после разносной рапповской[31] или иной критики автор переделывал текст. Кроме того, могут иметь место естественные ошибки памяти и т. д. Все это необходимо учитывать при анализе текстов. Интерес представляют прежде всего работы, опубликованные в годы первой парадигмы, — «Двенадцать» А. Блока и «Мистерия-Буфф» (I вариант) В. Маяковского, поэзия В. Хлебникова, лубочно-раёчные стихи и песни Д. Бедного, творчество поэтов пролеткульта. Этому времени посвящены и книги, вышедшие позже, — «Голый год» Б. Пильняка (1920), «Хулио Хуренито» И. Эренбурга (1922), «Чапаев» Д. Фурманова (1923), «Конармия» И. Бабеля (1924), «Разгром» А. Фадеева (1927), «Тихий Дон» (книга первая) М. Шолохова (1928–1929), «Россия, кровью умытая» А. Веселого (1928), трилогия А. Н. Толстого «Хождение по мукам»: («Сестры», 1922; «Восемнадцатый год», 1928; «Хмурое утро», 1941) и др. Большинство из них написано «по свежим следам», в годы, когда еще не нужно было укрощать свою творческую фантазию в угоду последним партийным указаниям. И кроме того, авторы не могли не учитывать мнение читателей — свидетелей описываемых событий. Поэтому есть веские основания включить указанные работы в контекст нашего рассмотрения. В обстоятельствах бессмысленной войны, с грязью, вшами, окопной тоской, «обоюдным озверением» сторон, достигшим «уже крайних пределов»[32], агитация большевиков ложилась на благодатную почву. Большевики формировали образ врага по классовой принадлежности и направляли ярость людей на этого врага. Сапожков у А. Н. Толстого говорит: «народ бежит с германского фронта, топит офицеров, в клочки растерзывает главнокомандующего, жжет усадьбы, ловит купчих по железным дорогам, выковыривает у них из непотребных мест бриллиантовые сережки…». Об этом же читаем у А. Веселого, в романе «Россия, кровью умытая»: «Выходим мы из терпенья, вот-вот подчинимся своей свободной воле, и тогда — держись, Расея... Бросим фронт и целыми дивизиями, корпусами, двинемся громить тылы». Взбунтовавшиеся солдаты устроили самосуд убили полкового командира Половцова: «Раздергали мы командировы ребра, растоптали его кишки, а зверство наше только еще силу набирало, сердце в каждом ходило волной, и кулак просил удара...». Там же молодой казачок митингует: «Господа солдаты... Вам воевать надоело, и нам воевать надоело... Вы с фронта тикаете, и наш первый Волгский полк из Пятигорска чисто весь разбежался. Ваши генералы сволочь, наши атаманы сволочь, и городские комиссары тоже сволочь. Не хотят они нашего горя слушать, не хотят слез наших утереть. Отныне и до века не видать им нашего покора, не дождаться нашего поклона. Они дорываются стравить нас, дорываются заквасить землю кровью народной. Не бывать тому. Их — мало, нас — много. Пообрываем с них погоны и ордена, перебьем их всех до одного и побежим до родных куреней — землю пахать, вино пить да жинок своих любить...». Цена человеческой жизни — копейка. Только никому не дано знать пути Господни: сегодня они «раздергали командировы ребра», а через 10 лет — им, при коллективизации… К. Паустовский, очевидец событий, в «Повести о жизни» размышляет о гражданской смуте: «И средние века померкли перед жестокостью, разгулом и внезапным невежеством двадцатого века. Где все это скрывалось, зрело, копило силы и ждало своего часа? Никто этого не мог сказать. История стремительно пошла вспять»[33]. Беспощадно точны слова Пастернака об этом страшном времени:
А в наши дни и воздух пахнет смертью: Открыть окно — что жилы отворить. (Разрыв, 1918)
В этой разинско-пугачевской вольнице нет места жалости, осатанелая толпа не знает сострадания. Человек в толпе теряет свою личность, индивидуальность, он тождествен другому (другим), и все они вместе — закабаленные пленники толпы. Отсюда — обращение к дому, как к ценности, которая восстанавливает их человеческое значение, к естественному миру, ограниченному простыми потребностями — землю пахать, вино пить да жинок своих любить или, по определению Л. Лунца, «свой дом, своя жена и свой кусок земли». Еще книга С. З. Федорченко «Народ на войне», (III том, 1923). Но прежде напомним: 80% населения России в 1917 году было крестьянским, страна была «мужицко-лапотной», поэтому самоощущение крестьянства передает состояние народа в целом. «Мужику всякий враг. Пришел сукин сын атаман в красных портках, забрал у меня телку, тут и стравил ее разбойничкам своим, псам голодным. Пришел сукин сын атаман драгунский полковник, что ли, до того в обтяжку — все у него грыжей повылезло, и сено, и коней позабрал; приходили сукины дети — петлюровцы, — эти так крышу соломенную, и ту пораскрыли и ни зерна не оставили. Одно, случаем, стуло барское оставили, вроде свиного корытца, так когда немцы пришли, они в том корытце всей деревне задницы повыстирали». Мы видим, что налево — плохо, направо — плохо, и прямо тоже плохо. Враги — кругом. Важно, что и комиссары для них — враги. В дневнике З. Гиппиус есть запись от 24 декабря 1917 г. о походе известного врача И. И. Манухина в Петропавловскую крепость с бумагой от Ленина и Троцкого. Помощник коменданта крепости В. Е. Павлов (бывший денщик) сотоварищи не пускают его к арестованным. «Я им бумагу от Ленина, от Троцкого... О Троцком они никто и слышать не хотят, а про Ленина прямо выражаются: „Да что нам Ленин? Сегодня Ленин, а завтра мы его вон. Теперь власть низов, ну, значит, и покоряйтесь. Мы сами себе совет“»[34]. Отношение к партиям для абсолютного большинства мужиков — равнодушное, если не сказать пренебрежительное. В «Железном потоке» А. Серафимовича, «Разгроме» Фадеева и «Тихом Доне» Шолохова чувствуются более поздние по времени оценки — эти романы написаны совсем в другое время, в них большевистское значение усилено. Более честным представляется мнение Ю. Стеклова о неготовности большевиков к народному взрыву. Косвенное признание этого находится и в статье правоверного коммуниста, «правдиста» М. Е. Кольцова: «Здесь революция. Но где вожди? Вождей нет в стихийном вулканическом взрыве. Они мелькают легкими щепками в бурном беге потока, пытаются повелевать, хотя бы понимать и принимать участие. Водопад бьет дальше, тащит вперед, кружит, приподнимает и бросает в прах. ‹...› О чем думают молчаливые, притаившиеся пока немногие большевики?»[35]. И хотя он пишет о Феврале, известно, что к Октябрю мало что изменилось — в романе «Голый год» Б. Пильняка революция характеризуется как «хаос» и «сумятица». Социальный катаклизм в России был неизбежен — вековые унижения рождали в низах протест, злобу, жажду мести. Анализируя революцию 1905 года, В. И. Ленин с удовлетворением замечал, что в такую пору «народная масса сама и непосредственно выступает на сцену, сама чинит суд и расправу, применяет власть, творит новое революционное право»[36]. Потом большевики оседлают плебейскую ярость масс и оформят стихийный, но закономерный социальный взрыв в терминах марксистской теории классовой борьбы, — но все это будет потом. Пока же по всей России-матушке гуляет разинско-пугачевская воля-вольница: «Все мы, все мы сегодня цари!» — писал В. Хлебников, очевидец событий, в поэме «Прачка», подразумевая, видимо, что каждая единица из многомиллионного «мы» обладала высшим правом кесаря — карать и миловать (правда, о милости в круговерти классовой ненависти речи не было). В «Конармии» Бабеля (рассказ «Иваны») «кучер со второй телеги, похожий на бойкого горбуна», говорит: «Таперя кажный кажного судит ‹...›. И на смерть присуждает, очень просто...». Это правда, так оно и было: «очень просто». Россия была беременна революцией. У Временного правительства не было ни социальной базы, ни государственного авторитета. Прицельный перекрестный огонь по нему велся и справа, и слева. В стране наступил паралич власти. Отступление в прошлое. В середине 80-х годов, обязанный заседать на каком-то скучнейшем совещании, я обнаружил потрепанный, без обложки журнал и от нечего делать стал перелистывать его. Что обсуждалось на совещании и к каким решениям оно пришло, я совершенно не помню, потому что наткнулся на публикацию воспоминаний А. Ф. Керенского. В них меня остановила мысль о недостойном поведении Англии в вопросе вывоза (точнее, невывоза под разными благовидными предлогами) царской семьи в туманный Альбион в 1917 году. Керенский и перед смертью оставался в уверенности, что октябрьский переворот оказался успешным главным образом потому, что Англия не пожелала терпеть страну-конкурента на европейском континенте. Победа большевиков означала полный крах российской экономики, что англичан более чем устраивало. Первой моей мыслью было старческое слабоумие мемуариста, — нас со школьной скамьи учили, что интервенцию 1918 года против «первого в мире пролетарского государства» возглавляли англичане. Однако с годами я постепенно приходил к выводу, что в суждении Александра Федоровича есть доля правды, и окончательно утвердился в этом, когда узнал ответ английского премьер-министра Ллойд Джорджа на вопрос, заданный ему в сентябре 1919 г., почему западные страны не оказали белому движению полновесной помощи. Он сказал, что лозунг белого движения о «единой и неделимой России» не отвечает интересам Британской империи.
О «неизбежной катастрофе» Временного правительства еще летом 1917 г. предупреждал Ю. Мартов: «Над всем тяготеет ощущение чрезвычайной „временности“ всего, что совершается. Такое у всех чувство, что ‹...› не сегодня-завтра что-то новое будет в России — то ли крутой поворот назад, то ли красный террор считающих себя большевиками, но на деле настроенных просто пугачевски»[37]. Миллионно растиражированная фраза Ленина — «Есть такая партия!» — была сказана им 10 (23) июня 1917 г. на Первом съезде Советов в ответ на утверждение И. Г. Церетели, что в России нет политической партии, способной взять власть, что власть должна быть достаточно сильной, чтобы «противостоять тем, кто решается на эксперименты, опасные для судеб революции». Реплика была встречена смехом — большевики составляли менее 10% делегатов съезда. С точки зрения формальной логики Ленин был не прав, но как фанатичный революционер он был более чем логичен: власть уже валялась на земле, надо было только нагнуться и взять ее. Временное правительство, считавшее себя, по-видимому, нелегитимным (а возможны ли вообще «законные» правительства после революций?) самоустранилось от решения назревших болевых проблем: мира, земли, хозяйственного развала, голода, социальной справедливости и т. д., и т. п. Ленин был готов взять власть в любом случае: его не поколебала ни ответная фраза Керенского, что вы, большевики, готовите дорогу будущему диктатору, ни даже опасность братоубийственной гражданской войны. Последняя пугала только слабонервных интеллигентов и их партии, большевикам же она представлялась своего рода аналогом библейского исхода, перерождения народа в 40-летнем переходе через пустыню. В. И. Ленин в сентябре 1917 г. писал: «Не пугайте же, господа, гражданской войной: она неизбежна ‹...› эта война даст победу над эксплуататорами, даст землю крестьянам, даст мир народам, откроет верный путь к победоносной революции всемирного социалистического пролетариата»[38]. И ведь не только Ленин, но и сам отец-основатель марксизма предупреждал: «Мы говорим рабочим: вам, может быть, придется пережить еще 15, 20, 50 лет гражданских войн и международных столкновений, не только для того, чтобы изменить существующие условия, но и для того, чтобы изменить самих себя…»[39]. Большевики были готовы к террору. Они твердо усвоили тезис Маркса, что «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. Само насилие есть экономическая потенция»[40]. Они помнили уроки подавления Парижской коммуны и были готовы не только принять вызов, но и ударить по классовому врагу первыми. Отступление в настоящее. Я пишу эти строки после падения советской власти. Поле после боя, как известно, принадлежит мародерам. Сколько проклятий было послано вслед этой власти — не счесть. Создается впечатление, что поощряемая ею сервильность стала социальным рефлексом, чертой характера советского человека. И среди моих знакомых есть люди, которые когда-то с дежурным восторгом приветствовали «исторические решения» этой власти, а сегодня с не меньшим упоением пинают ее, как сдохшего льва. В 1991 году исторический маятник качнулся в другую сторону, и многие гурьбой, торопясь и толкаясь, поспешили за ним, чтобы не опоздать к раздаче пирога. Георгий Гачев писал в дневнике после провала ГЧКП: «И даже жалко коммунизма как веры романтической и утопии царства небесного на земле…»[41]. Мы ничего не поймем в семидесятилетней истории нашей страны, если выкинем из предмета рассмотрения суггестивную мощь коммунистической утопии, так «ложившуюся» на коллективное бессознательное российской ментальности.
Оговоримся однако, что политики — «они другие». Для политиков управляемый ими народ есть понятие сугубо статистическое. И не только для диктаторов, крупных и мелких. Президент Израиля Хаим Вейцман на запрос Британской королевской комиссии о возможности переправить 6 млн. западноевропейских евреев в Палестину ответил: «Нет. Старые уйдут... Они пыль, экономическая и моральная пыль Большого света... Останется лишь ветвь». Фраза даже лексически перекликается с бериевской угрозой превратить заключенных ГУЛАГа в «лагерную пыль». В текстах и Ленина с его утопическим проектом мировой революции, и Сталина, строящего советскую державу, и его оппонентов Троцкого и Бухарина, и других коммунистических вождей мы постоянно наталкиваемся на формулу «человеческий материал». Конечно, всего лишь «материал» — как руда, уголь, металл, навоз — всего лишь понятия неодушевленные. Это — первое. Но есть и второе. Когда человек предает своих друзей или близких, мы расцениваем его поступок как подлый. В политике, увы, этот нравственный императив не действует. Великому англичанину XIX века Г. Д. Пальмерстону принадлежит столь часто повторяемая сегодня фраза: «У Англии нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, у нее есть только постоянные интересы». Можем ли мы судить о действиях политиков по меркам абстрактного гуманизма и общечеловеческой морали? Ф. Г. Клопшток считал, что да, именно по ним и следует судить. Но в ХХ веке ему возражал Н. А. Бердяев, утверждавший, что для революции (подчеркнем — для революции) «смешны и жалки суждения о ней с точки зрения... нормативной религии и морали, нормативного понимания права и хозяйства. Озлобленность деятелей революции не может не отталкивать, но судить о ней нельзя исключительно с точки зрения индивидуальной морали»[42]. Можно думать, что для него, философа, проблема имела абстрактно-теоретический характер, но ведь и другой великий англичанин, У. Черчилль, политик и практик, рассуждал аналогично. Когда ему сообщили о сталинском пакте Молотова-Риббентропа, он посчитал его вынужденным, но прагматичным государственным решением. И сам, вместе с Ф. Д. Рузвельтом, поступил «прагматично», подписав в Ялте секретные протоколы, по которым, в ответ на обязательство СССР объявить войну Японии, Великобритания обещала после окончания войны выдать Советскому Союзу всех перемещенных лиц, которые на 1939 год были его гражданами. В мае-июне 1945 года около двух миллионов человек, в основном военнопленных, несмотря на их протесты, были переданы советским властям. Передали, хотя прекрасно знали, какая участь ждет их на родине. Разумеется, наше нравственное чувство протестует, оно не приемлет релятивизма в морали. Но политика, успокаиваем мы себя, — грязное дело. И это, к сожалению, непреложный факт.
* * *
Октябрьский переворот совершился под руководством В. И. Ленина. Именно он был главным автором утопического планетарного проекта: российская революция — запал для мировой пролетарской революции, которая обеспечит всем угнетенным и эксплуатируемым счастье на земле. Как ему казалось, он все рассчитал: и слоган проекта («Мир — хижинам, война — дворцам»), и наличные ресурсы (пролетариат, ведомый партией), и временной фактор («Сегодня — рано, послезавтра — поздно»), и, что очень важно, специфическую ментальность русского человека («Этого можно мечтой увлечь вселенную завоевать, — говорит Телегин у А. Н. Толстого. — И пойдет, — в посконных портках, в лаптях, с топоришком за поясом»[43]). В. Рафалович, аттестующий себя «комсомольцем первого призыва», вспоминал в 1919 году: «мы, увлеченные всеобщим потоком массового энтузиазма, всерьез думали о том, что пожар мировой революции, столь счастливо начавшийся в Петрограде, вот-вот, со дня на день, должен охватить весь земной шар»[44]. Марксово пророчество о неизбежном наступлении светлого коммунистического будущего прельщало и российских интеллигентов. Евг. Винокуров так выразил свое отношение к идее бесклассового коммунистического общества:
… Я верю: будет — пусть идут года! — Мир и довольство… Но еще не знала Вселенная от века никогда Такой великой жажды идеала!.. (Интернационал, 1961)
Мне могут возразить, что эти строки написал, и, может быть, отнюдь не бескорыстно, советский поэт. Что ответить? Посмотрим, что говорил в 1922 году в статье, посвященной 5-й годовщине Октября, А. Франс: «Если в Европе есть еще друзья справедливости, они должны почтительно склониться перед этой Революцией, которая впервые в истории человечества попыталась учредить народную власть, действующую в интересах народа. ‹...› советская власть еще не довершила своего грандиозного замысла, не осуществила еще царства справедливости. Но она по крайней мере заложила его основы. Она посеяла семена, которые при благоприятном стечении обстоятельств обильно взойдут по всей России и, быть может, когда-нибудь оплодотворят Европу»[45]. А через 12 лет другой француз, Андре Жид, напишет о стране, где, как ему казалось, великая коммунистическая идея воплощалась в жизнь: «Кто может определить, чем СССР был для нас? Не только избранной страной — примером, руководством к действию. Все, о чем мы мечтали, о чем помышляли, к чему стремились наши желания и чему мы готовы были отдать силы — все было там. Это была земля, где утопия становилась реальностью»[46]. Ленинский замысел сейчас мы назвали бы модным словом мегапроект. В более чем тысячелетней истории России только политическая доктрина Филофея Псковского «Москва Третий Рим» может быть сравнима с ленинскими с ленинской концепцией мирового господства коммунистического государства. Для большевиков Октябрьская революция лишь провозвестница грядущей мировой революции, без нее, по их мнению, русская революция будет подавлена империалистическими странами. Поэтому и создается III (Коммунистический) Интернационал, который, по мнению Н. Бердяева, явился осуществлением идеи Третьего Рима как «русской национальной идеи. Это есть трансформация русского мессианизма»[47]. Больше того, созданию III Интернационала униженная и отставшая от Запада Россия оказывалась во главе мирового процесса развития человечества, становилась его историческим лидером. По слову Ильи Эренбурга, «Россия желает опередить Европу на много веков»[48]. Более определенно свое отношение сформулировал М. Горький, посчитавший Октябрьскую революцию «жестоким и заранее обреченным на неудачу опытом»[49]. О мечтаниях по поводу исторического лидерства России он писал: «… И вот этот маломощный, темный, органически склонный к анархизму народ ныне призывается быть духовным водителем мира, Мессией Европы. ‹...› несчастную Русь тащат и толкают на Голгофу, чтобы распять ее ради спасения мира»[50]. Октябрьский переворот был практически бескровным. Казалось бы, автор проекта мог быть доволен — события разворачивались по задуманному им плану. Даже бешеное сопротивление противостоящих сил никак не повлияло на ход реализации проекта — к многолетней гражданской войне Ленин и большевики были готовы. Выше отмечалось, что для политиков народ — понятие количественное. Хорошо знавший Ленина М. Горький писал о нем: «он обладает всеми свойствами „вождя“, а также и необходимым для этой роли отсутствием морали и чисто барским, безжалостным отношением к жизни народных масс. ‹...› Жизнь, во всей ее сложности, неведома Ленину, он не знает народной массы, не жил с ней, но он — по книжкам — узнал, чем можно поднять эту массу на дыбы, чем — всего легче — разъярить ее инстинкты. Рабочий класс для Ленина то же, что для металлиста руда»[51]. Пока его проекту сопротивлялись «бывшие», никаких сомнений у Ленина не возникало надо сломать их сопротивление и идти дальше. «Человеческое измерение» революции на первых порах его совершенно не интересовало, поэтому отдельными выступлениями крестьян и рабочих против советской власти тоже можно было пренебречь; Ленин, по мнению Н. Бердяева, «бесконечно верил в общественную муштровку человека, верил, что принудительная общественная организация может создать какого угодно нового человека, совершенного социального человека…»[52]. Поэтому первые вспышки крестьянского сопротивления лишь отодвигали для него время реализации проекта, но не ставили под сомнение проект в целом. Идея, овладевшая массами, справедливо считал К. Маркс, становится материальной силой. Увы, коммунистическая идея в первые послереволюционные годы никак крестьянской массой не овладевала. Сопротивлялся даже единоличник, объявленный союзником в борьбе с классовыми врагами. В марте 1921 г. на Х съезде партии, осмысляя пройденный путь, Ленин говорил: «Если кто-либо из коммунистов мечтал, что в три года можно переделать экономическую базу, экономические корни мелкого земледелия, то он, конечно, был фантазер. И — нечего греха таить — таких фантазеров в нашей среде было немало. И ничего тут нет особенно худого. Откуда же было в такой стране начать социалистическую революцию без фантазеров? ‹...› Повторяю, что это неудивительно, ибо дело переработки мелкого земледельца, переработки всей его психологии и навыков есть дело, требующее поколений»[53]. Думаю, что к такого рода «фантазерам» Ленин относил и себя: всего через два месяца, рассуждая о крестьянстве, он говорил, что «надо долго и с большим трудом и большими лишениями его переделывать»[54]. А пути такого «переделывания» просты и очевидны: в 1920 году Н. И. Бухарин в исследовании «Экономика переходного периода» посвятит отдельную главу обоснованию идеи, что «пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является, как парадоксально это ни звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи»[55]. Прочитав книгу, Ленин это место выделил: «Вот эта глава превосходна!»[56]. Аресты и расстрелы в первые послереволюционные годы были нормой жизни. М. Горький предвидел это в январе 1918 г.: «Поголовное истребление несогласномыслящих старый, испытанный прием внутренней политики российских правительств. ‹...› почему же Владимиру Ленину отказываться от такого упрощенного приема? Он и не отказывается, откровенно заявляя, что не побрезгует ничем для искоренения врагов»[57]. Эту трагическую преемственность российской истории отмечал и М. А. Волошин:
Великий Петр был первый большевик, Замысливший Россию перебросить, Склонениям и нравам вопреки, За сотни лет к ее грядущим далям. Он, как и мы, не знал иных путей, Опричь указа, казни и застенка, К осуществленью правды на земле. (Россия, 1924)
Западная пресса посвящала свои страницы описанию явных и мнимых «зверств большевиков», в том числе и Бертран Рассел, который, правда, объясняя, почему, по его мнению, деспотизм большевиков хорошо вписывается в русскую историю, говорил: «Вы поймёте, если спросите себя, каким образом следует управлять персонажами Достоевского». Реализация ленинского проекта тормозилась и внешними, и внутренними причинами. Несмотря на финансовую поддержку советской России, вспыхнувшие пролетарские революции в Европе повсеместно терпели поражение. Между тем внутри страны против проекта выступило крестьянство, составлявшее тогда ¾ населения страны. Крестьянские мятежи и восстания охватили к 1920–1921 гг. Сибирь, Урал, Кубань, Центральную Россию. Это приводит Ленина к пониманию решающего значения общественной психологии: «Надо опираться на единоличного крестьянина, он таков и в ближайшее время иным не будет, и мечтать о переходе к социализму и коллективизации не приходится»[58]. А на Х съезде партии он подчеркивал, что «крестьянство формой отношений, которая у нас с ним установилось, недовольно, что оно этой формы не хочет и дальше так существовать не будет. Это бесспорно. Эта воля его выразилась определенно. Это воля громадных масс трудящегося населения. Мы с этим должны считаться…»[59]. Нужно отдать должное его политической мобильности — он резко переложил курс своего государственного корабля (см. об этом ниже). … Целостность Российской империи обеспечивалась мощными скрепами самодержавия. Как только оно рухнуло, начался развал. Без сильной центральной власти начинается дробление страны на самодостаточные локальные регионы-республики. В. И. Ленин в «Апрельских тезисах» считал необходимым включить в программу партии требование «государства-коммуны»[60]; эту идею он последовательно проводит и в книге «Государство и революция», которую напишет в августе 1917 г. в Разливе. В ней он горячо приветствует и теоретически обосновывает необходимость развала страны, увидев в этом воплощение предсказания основоположников марксизма об отмирании государства. Российская государственность действительно разваливалась, но отнюдь не в контексте Марксовых (точнее, Энгельсовых) представлений, — страна рассыпалась, как трухлявое дерево. В условиях паралича центральной власти на местах утверждается идея «мы сами — власть». После Февраля матросы арестовали в Кронштадте офицеров и объявили город республикой. Вскоре их примеру последовали Ревель, Царицын, Красноярск, Херсон, Переяславль, Кирсанов (Тамбовской губернии), «но этого оказалось мало, теперь завелась республика в „Святых горах“ Изюльского уезда Херсонской губернии. Что это? Село или деревня?»[61]. С победой Октября процесс развала страны набирает силу — повсеместно возникают республики на губернском и городском уровнях, как, например, Дальневосточная республика, Донская Советская республика, Кубано-Черноморская Автономная Советская республика, Казанская, Екатеринбургская, Енисейская, Калужская, Курская, Пензенская, Самарская, Тверская республики, не говоря уже о Риге, Минске, Гельсингфорсе и множестве казацких самоуправлений. Не остаются в стороне и уездные городки — заявляют о своей независимости республики Александровского уезда Московской и Шлиссельбургского уезда Петроградской губерний[62]. Отсюда становится понятным, что только в контексте первой парадигмы (1917–1919) закономерно и естественно сосуществуют и ленинская идея об отмирании государства и превращении его в «государство-коммунну»[63], и его же требование отмены «всяких государством назначенных местных и областных властей»[64], и национализация, тождественная муниципализации,П. М. Керженцева[65], и демократический федерализм Сталина. Правда, в декабре 1918 г. Совет рабоче-крестьянской обороны специальным постановлением осудил местное законотворчество и сепаратизм, вносившие «хаос и путаницу в законодательную работу Советской республики», и обязал «областные и местные советские учреждения исполнять постановления и распоряжения центральной власти точно и беспрекословно». Самостийная деятельностьбыла осуждена в решениях VIII партконференции (2–4 декабря 1919), однако в отдельных регионах «еще царила партизанщина». Вообще же к концу 1918 года, по наблюдению А. Мариенгофа, «революция уже создала величественные департаменты и могущественных столоначальников»[66]. И представляется, что это более чем закономерно: эмпирический поиск государственности зиждился на идее сильной центральной власти, способной повести Россию и вместе с ней весь мир к светлому будущему. Но в конкретных, российских исторических условиях централизация власти неизбежно перерождалась в ее бюрократизацию, с которой затем безуспешно боролись.
Анализ произведений искусства, написанных в годы первой парадигмы или посвященных этому времени, позволяет выделить несколько архетипических линий, отражающих суть этого смутного времени. Первая — основы мира рушатся, вся Россия тронулась с места, отсюда идея пути, который они проходят. Куда-то идут матросы Блока, пары чистых и нечистых у Маяковского, вьется «железный поток» у Серафимовича, колобродит голытьба у Артема Веселого, идут стенка на стенку казаки в «Тихом Доне», пробираются тропами несчастные партизаны у Фадеева. Интересна здесь картина художника А. А. Рылова «В голубом про
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.241 (0.016 с.) |