Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава II. Что такое парадигма?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Парадигма (греч. παράδειγμα ‘пример, образец’) — понятие античной и средневековой философии, было переосмыслено и введено в современный научный оборот Т. Куном в работе «Структура научных революций». Он определил ее как разделяемую сообществом ученых общность установок, своеобразную научную «картину мира», вытекающую из принятых этим сообществом основных теоретических постулатов. В Большом энциклопедическом словаре парадигма формулируется как «исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе»[17]. В свете куновской концепции предлагается понимать парадигму как систему господствующих общественных представлений (и соответствующую ей систему социального поведения) конкретного исторического времени. Воспользовавшись модным сегодня понятием «единое культурное пространство», можно сказать, что в каждой парадигме социальное бытие образует единое историческое и духовное пространство со своими приоритетными идеями, которые воздействуют на тенденции художественного процесса конкретного времени и, в известной степени, на развитие искусства. Научный конструкт — парадигма — дает возможность объективного описания характеристик социальной психологии общества, его норм, ценностей, идей, идеалов и систем поведения. Историк, как правило, описывает, объясняет и оценивает поступки, события, явления и тенденции прошлых лет с позиции сегодняшнего дня, однако не менее важно увидеть прошлое его собственными глазами, почувствовать контекст анализируемого времени, прежде чем сформировать о нем суждение. Цель настоящей работы — показать, что за годы советской власти наша страна пережила несколько принципиально разных парадигм и в каждой из них художественный процесс развивался, по преимуществу [18], в соответствии с идеями своего парадигматического времени. Парадигма отражает ментальность общества, его миропонимание и миродействование в каждый выделенный исторический период. Именно в рамках парадигматических идей своего времени человек (и общество) осуществляет личностное, экзистенциальное освоение бытия. Парадигматическая ментальность отражается не только в поведении широких масс населения или отдельных обывателей, но и в творчестве художника и даже в действиях политических лидеров. Чтоб не быть голословным, обратимся к тексту: «От унитаризма ― к федерализму! ‹...› можно и нужно установить федеративный строй на основе свободного союза народов. ‹...› Все... формы проведения общих законов, школа, судопроизводство, администрация и так далее отойдут к местным властям. Никакого обязательного „государственного“ языка ни в судопроизводстве, ни в школе! Каждая область выбирает тот язык или те языки, которые соответствуют составу населения данной области, причем соблюдается полноправие языков как меньшинств, так и большинств во всех общественных и политических установлениях»[19]. Кто же автор этого корявого по стилю, но вполне демократического по содержанию текста? Может быть, прогрессист-либерал, доморощенный демократ или один из лидеров республиканского Народного фронта? Отнюдь нет, — это И. Сталин и его позиция в 1918 году. Правда, мы заменили стоящие в оригинале декреты на законы и совнархозы на местные власти, но ведь суть от этого не меняется. Конечно, можно сказать, что Сталин, по своему обыкновению, говорил одно, а делал другое. Он действительно имел, скажем мягко, византийский склад ума, но считать, что он хотел просто-напросто обмануть читателей — значит удовлетвориться правдоподобным ответом и отказаться от поиска истины.
Предварим содержательный анализ несколькими необходимыми замечаниями. Было бы неверно утверждать, что в своих реальных временных границах проявление каждой конкретной парадигмы имеет всегда и только одну всеобщую форму. Надо полагать, что в каждый данный момент времени в обществе сосуществует и взаимодействует множество типов сознания с неизбежными противоречиями, конфликтами и даже борьбой между ними. Признавая реальную дифференциацию общественных взглядов и представлений, более правомерно говорить о временнóм аспекте той или иной парадигмы лишь в вероятностно-статистическом плане, то есть в том смысле, что данное парадигматическое сознание становится модальным (господствующим) тогда, когда его основные идеи разделяет большинство социума. При этом понятно, что начало и конец каждой парадигмы — не одномоментные акты, они представляют собой процесс, в котором смешиваются, сосуществуют и взаимодействуют и реликты прошлой, и ростки новой парадигмы. Так, например, сегодня в нашем обществе энергично бродят дрожжи новой ментальности, способной — при определенных условиях — привести к новой, рыночной парадигме. Другое уточнение касается соотношения между реалиями жизни и самосознанием социума. Разрыв между ними, в большей или меньшей степени, неизбежен, но наблюдаемое противоречие далеко не всегда и совсем не обязательно разрешается в пользу эмпирической реальности жизни как главного критерия истины. Исторический опыт показывает, что мифологизированное сознание — в соответствии с инстинктом самосохранения — способно транспонировать эмпирические факты, приводя их в соответствие с принятым и разделяемым верованием[20]. Это требует от ученого опоры на социально-психологический контекст времени, анализа «коллективного бессознательного» и особенностей общественного сознания конкретного времени. Вместе с тем я не утверждаю, что рассматриваемый в работе круг идей, характерных для каждой из выделенных парадигм, был модальным для всех без исключения слоев общества. Так как предмет исследования — художественный процесс, то прежде всего и главным образом нас интересует ментальность творческих деятелей, людей искусства. Идеологема о «морально-политическом единстве» советского народа, внедряемая в сознание моего поколения, лишь выдавала желаемое за действительное. Если опустить годы Великой Отечественной, внутреннее расхождение между художественной интеллигенцией и, например, колхозниками, всегда было, мягко говоря, значительным. К сожалению, лишь единицы имели моральное право разделить слова А. А. Ахматовой: «Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был». Вопрос о пространственно-временных границах также далеко не прост, хотя здесь помогает то обстоятельство, что долгие годы граница нашей страны была «на замке» и в этом смысле государственные границы РСФСР (и позднее — СССР) маркировали своего рода замкнутый анклав, по отношению к которому мы и можем говорить о пространственных параметрах парадигм. Вопрос о временнóм интервале той или иной парадигмы кажется и проще, и сложнее. Проще потому, что определяется он не исследователем, а жизнью, точнее — самосознанием социума. Задача исследователя заключается лишь в том, чтобы зафиксировать время перехода от одной парадигмы к другой, от нее к следующей и т. д. Но вот тут-то и возникают трудности. Мы отметили выше, что этот переход имеет процессуальный характер, поэтому в любом случае выделенный исследователем временной интервал оказывается условным. Понятие парадигмы как целостного образа социального времени, его исторического воздуха, его гештальта (Х. фон Эренфельс), предполагает определенный набор системообразующих признаков, необходимых и достаточных для выявления и описания феноменов миропонимания и мироповедения социума (в нашем случае советского). Очевидно, что эти признаки должны быть хорошо различимыми и устойчивыми, чтобы можно было проводить анализ бытия социума за весь исследуемый период. Однако сама идея множества признаков автоматически снимает идею одномоментности смены парадигм: общественная жизнь — не рота на плацу, а признаки — не вымуштрованные солдаты, которые по команде все и сразу, одновременно повернутся в нужную сторону. Изменения по отдельным признакам происходят неравномерно, поэтому, повторим, выделенные временные границы парадигм достаточно условны. Далее, следует сказать о принципах выбора анализируемых произведений искусства в той или иной парадигме. Выше уже отмечался вероятностно-статистический характер ее проявления — конкретное парадигматическое сознание становится модальным тогда, когда его основные идеи разделяет большинство социума. Творческая личность, как частица большого социума, может совпадать с ним в своем миропонимании, но может и отставать, и опережать время, — большой художник всегда резонирует будущему. Таким был, например, В. Мейерхольд точную характеристику которому дал Е. Вахтангов: «В. Э. Мейерхольд никогда не чувствовал „сегодня“, но он чувствовал „завтра“»[21], «каждая его постановка — это новый театр»[22]. Подчеркнем: задача настоящего исследования — в каждой из парадигм на отдельных, знаковых фактах искусства показать то общее (инвариантное), что роднит их со всем корпусом произведений, созданных в те же годы, проследить, как идеи социального времени выражаются в искусстве соответствующей парадигмы. Понятно, что выбор конкретных имен и произведений искусства для анализа художественной жизни в каждой из парадигм обусловлен задачами исследования. Очевидно, что этот выбор субъективен: он зависит от авторского вкуса и отражает сугубо личные художественные пристрастия и впечатления. Но есть и другая причина. Я понимаю, что «погружение Атлантиды» советского искусства неизбежно, но обидно и больно, что многое, если не все, на чем выросло мое поколение, что волновало нас, предается забвению. Нынешняя молодежь (во всяком случае, студенческая), в отличие от нас, переживших советскую эпоху, становится все более и более прагматичной, у нее принципиально иная система ценностей. Это уже не «книжные мальчики» 50–60-х годов, взахлеб поглощающие неподцензурную, «там- и самиздатовскую» литературу, устраивающие ночные бдения, чтобы купить билет навыставку Дрезденской галереи, новую постановку «Современника» или театра на Таганке. Для них terra incognita не только герои пропагандистских советских мифов Павка Корчагин и Олег Кошевой, но и персонажи Бабеля, Олеши, Эрдмана и т. д. Это не упрек им, а только констатация факта. Готов признать, что и нас, выросших в другую эпоху, оставляют равнодушными кумиры сегодняшняго дня. Так было и так будет. Кто знает, быть может, более трезвое и прагматичное отношение к жизни современной молодежи, ее ясное понимание и своих гражданских прав, и того, что деньги — обналиченная степень человеческой свободы, — это и есть необходимое условие демократического развития нашей страны? А утрата при этом милых ценностей «старого доброго времени», увы, неизбежна, — приобретая, мы всегда что-то теряем… И все же проблема выбора конкретных произведений искусства остается, и она имеет объективный характер. Так, безусловно прав М. Блейман, что «историки искусства всегда впадают в одну и ту же ошибку, оперируя исторически селекционированным материалом. ‹...› Нет спора, развитие искусства определено шедеврами, но тем не менее, сами шедевры возникают не в безвоздушном пространстве, а в плотной социальной и эстетической среде. Понять шедевры можно только исследуя процесс развития всего искусства эпохи в его противоречиях»[23]. Правда, при этом остается неясным, как проводить такого рода анализ. Один из возможных подходов и предложен читателю в настоящей работе. Нельзя представлять влияние идей парадигматического времени на развитие искусства как однозначное. В СССР творили художники с потенциалом личности (и таланта!) разного масштаба, и было бы наивно сводить все многообразие художественных форм и идей только к идеям данной парадигмы. Предложенный парадигматический подход целесообразно понимать в духе веберовской концепции «идеальных типов» (см. ниже). Была бы также некорректной, как и амбициозной, попытка исчерпывающе произведения искусства, созданные за годы советской власти. Но такая невозможная, явно отдающая хлестаковщиной задача и не ставится. Исследователь не может быть специалистом по истории всех видов советского искусства. Я полностью отдаю себе отчет в том, какое множество опасностей подстерегает его на этом пути. И, что тоже немаловажно, любая попытка детального рассмотрения истории художественного процесса неизбежно превращает исследование в уныло-академическое, нечитаемое перечисление имен и произведений, их статистическую каталогизацию. Мы видим свою задачу во вторичном анализе проведенных ранее исследований, но уже под иным определенным углом зрения — в контексте предложенного парадигматического подхода. Другой, новый ракурс видения позволяет осмыслить явления, связи и отношения в исследуемой проблеме, полагаемые ранее случайными, локальными или слабыми, как существенные и необходимые составляющие уже новой системной реальности. Более того, в этой новой целостности меняется значение самих фактов — они получают принципиально иное содержание, что предполагает как минимум переструктурирование исследуемой системы. Любой конкретный набор системообразующих признаков нуждается в логико-методологическом обосновании. Теории типологизации предполагает в общем виде два подхода к построению типов: теоретический, начало которому было положено упомянутой концепцией «идеальных типов» М. Вебера, и эмпирический. Например, возможна ситуация, когда при машинной обработке первичной информации множество исходных признаков образует в заданном векторном пространстве различные области сгущения[24]. Иначе говоря, при теоретической типологизации исследователь сперва сплетает — по определенным правилам — научную «сеть», а затем пропускает через нее факты и события реальной жизни. При эмпирической типологизации (например, на компьютере) он получает в n -мерном векторном пространстве некую конфигурацию зависимостей между этими фактами и явлениями, которые требуют своей содержательной интерпретации. Разумеется, пуристы-методологи могут возразить, что факты как таковые приобретают свой статус и значение лишь в рамках определенной теории, концептуального знания или интуитивного видения. Действительно, изменение пространства признаков приводит к новым типологиям, однако это лишь подтверждает бесконечность процесса познания и лишний раз доказывает относительность наших знаний. В конечном итоге, никто не владеет монополией на истину в последней инстанции. Мы выбрали второй путь — метод эмпирической типологизации по смыслообразующим признакам (хотя и без применения компьютера). Обращаясь к подлинным текстам эпохи, публикациям в прессе, анализируя произведения литературы и искусства, другие события социальной и культурной жизни страны, можно вычленить набор признаков, образующих некоторые области сгущения на временной координате. Понятно, что полученная таким образом совокупность признаков, структурирующая каждую парадигму, может оказаться (и на практике оказалась) чрезмерно подробной. Поэтому были введены три условия, определяющие отбор признаков: — выбранный признак должен присутствовать во всех парадигмах; — он должен быть репрезентативным, т. е. в достаточной и необходимой мере отражать специфику каждой из парадигм. В случае взаимозаменяемости нескольких признаков исследователь вправе выбрать тот из них, который, по его мнению, наиболее точно, ярко и выпукло выражает специфику целого — парадигмы; — совокупность признаков должна как можно более полно воспроизводить разнообразие социальной и художественной жизни в каждой из парадигм. Лишь в этом случае парадигма способна с достаточной полнотой отражать специфический контекст своего социального времени. Предложенные правила отбора существенно сокращают совокупность признаков, структурирующих парадигму. Очевидно вместе с тем, что эта совокупность не может быть и чрезмерно малой. Так как каждый отдельный признак отражает целостность парадигмы лишь в некотором вероятностном отношении, число признаков должно быть необходимым и достаточным, чтобы дать более или менее полное и целостное представление о специфике каждой парадигмы. И все же было бы лукавством объявить итоговый набор признаков парадигм сконструированным единственно эмпирическим путем. В самом процессе многолетней работы к нам постепенно приходило понимание содержательного значения отдельных признаков. Например, такой признак, как ‘семья’, на начальном этапе анализа отсутствовал и лишь затем, в ходе осмысления собранного материала, стала очевидна его несомненная важность для всего набора. Еще одно замечание относится к тому, что при чтении текста может создаться впечатление «железной необходимости» смены одной парадигмы другой. В общем виде это не соответствует действительности. Так, в отечественной истории выделяется период с 1926 по 1932 год, который не описывается в полном виде ни предыдущей, ни последующей парадигмой. К этому времени можно применить тыняновское определение «промежуток»[25]. Отличие «промежутка» от парадигмы — в его относительно слабой структурированности и большей пластичности признаков. Промежуток отражает состояние перехода, процесса изменения общественных ценностей. Можно сказать, что промежуток — это не устоявшаяся и не самоопределившаяся парадигма. Парадигмы — своеобразные «картины мира». Было бы известным упрощением считать, что они задавались обществу сверху, повелением власти. Как правило, изменения парадигматического сознания происходили в самой жизни, однако начиная с 30-х годов ХХ века советская власть действительно вторгалась в нее, навязывая свое государственное видение «верной дороги» развития. Ретроспективный анализ отечественной истории позволяет выделить в ней пять парадигм и один «промежуток» (см. Приложение,табл. №1). Оговорим, что текст, Напомним наш основной тезис: именно от идей конкретного парадигматического времени зависит общий контекст художественной жизни общества, отдельных судеб художников и создаваемых ими произведений искусства. Если духовные идеалы художника входят в конфликт с идеями парадигмы, то они или выпадают из художественного процесса, или оттесняются на его периферию. Искусство созвучно своему социальному времени, которое по собственному усмотрению ранжирует место и значение художника в культурной жизни общества. Резюмируя изложенное, подчеркнем, что проведенное исследование не претендует на статус академической истории советского искусства, ему достаточно служить очерком этой истории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.214 (0.01 с.) |