Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Сущность понятия и его виды (лекция) – 2 Ч.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План: 1. Понятие как форма мышления и его логическая структура. 2. Виды понятия. 3. Отношения между понятиями.
Содержание занятия: Понятия – это основа интеллектуальной деятельности. В понятии отражаются существенные признаки предметов. Признаки – это то, в чем предметы сходны друг с другом или отличны друг от друга. Имеются признаки-свойства (большой, белый, тяжелый), признаки-состояния (лежит, растет, колышется), признаки-действия (работает, читает, рисует) и признаки-результаты действий (добился успеха, получил зарплату, принес пользу). В понятии отражаются существенные признаки предметов. Существенные признаки – такие, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а взятые все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных. Несущественные признаки не дают такой возможности. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Класс мыслимых в понятии предметов называется объемом понятия. Отдельный предмет, входящий в объем понятия (т.е. во множество обозначаемых понятием предметов), называется элементом объема. Признаки, по которым эти предметы обобщены в понятии - это содержание понятия. Между содержанием понятия и его объемом существует определенное отношение. Содержание и объем понятия связаны между собой принципом обратного отношения: чем больше содержание понятия, тем меньше его объем и наоборот. Так, если к содержанию понятия «книга» добавить дополнительный признак «художественная», содержание понятия увеличится, но объем понятия уменьшится: из числа книг окажутся исключенными научные, научно-популярные книги, учебники и все другие. Понятия образуются различными путями и способами. К числу основных способов образования понятий относят следующие: Анализ - мысленное разделение предмета на его составные части и выделение в них тех или иных признаков. Гегель утверждал, что самое разумное, что может сделать ребенок в отношении игрушки - это сломать ее. Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. На основе такого соединения образуются новые понятия о целом, в том числе предварительно подвергшегося аналитическим процедурам. Эти понятия выделяют новые признаки целостного предмета, либо уточняют знание о ранее известных признаках целого. Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов на основе имеющихся у них признаков. Сравнение также является важным условием применения уже имеющихся знаний, понятий о предметах и явлениях. Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других признаков. Выделяют, как правило, существенные признаки, а отвлекаются от несущественных. Это ведет к уточнению знания о предмете и образованию или уточнению понятий. Обобщение – мысленное объединение отдельных предметов в некотором более широком понятии.
Основная литература: 1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 2, С. 40-54. 2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 3, С. 38-85. Дополнительная литература: 1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998. 2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. -М.: Новая школа, 1996. 3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005. 4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007. 5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. –М.: ИНФРА-М, 1997. 6. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 7. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.
Тема 3. Определение вида понятия (практическая работа) – 2 ч.
План: 1. Виды понятий по объему. 2. Виды понятий по содержанию. 3. Общая логическая характеристика понятия.
Содержание занятия: Вид понятия зависит от признака, положенного в основу выделения данного вида. Таких признаков может быть два: по объему и по содержанию. I. По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые. Объем единичного понятия составляет один элемент. Единичными являются, к примеру, понятия «Луна», «высочайшая вершина мира», «река, на которой стоит Лондон» и т.п. Объем общего понятия включает число элементов, большее единицы (например: «автомобиль», «государство»). Такие понятия всегда связаны с множеством или классом предметов. Пустыми называют понятия, объем которых представляет пустое множество, иначе - понятия с нулевым объемом. Например: «вечный двигатель», «баба Яга», «нынешний король, Франции» и т.п. Каждое из них не обозначает ни одного предмета. II. По содержанию выделяются четыре пары понятий. 1) Конкретные и абстрактные. Конкретными называются понятия, в которых отражены отдельные предметы или классы предметов (например: «дом», «свидетель», «романс»). Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например: «белизна», «несправедливость», «честность»). 2) Относительные и безотносительные. Относительные такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого (например: «дети – родители», «ученик – учитель»). Безотносительные – такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета (например: «дом», «человек», «деревня»). 3) Положительные и отрицательные. Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения (например: «красивый поступок», «алчность»). Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предмете (например: «неграмотный человек», «бескорыстная помощь»). 4) Собирательные и несобирательные. Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое (например: «стадо», «созвездие», «рота солдат»). Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии (например: «ручка», «река», «игрушка»). Дать логическую характеристику понятия означает разобрать его по объему и содержанию. Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (например, «безответственность» и «нитка», «романс» и «кирпич»). Остальные понятия называются сравнимыми. В логических отношениях могут быть только сравнимые понятия. У совместимых понятий объемы полностью или частично совпадают. У несовместимых – объемы не совпадают ни в одном элементе.
Равнозначными называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают. То есть в них мыслится или одноэлементный класс или один и тот же класс предметов, состоящий более чем из одного элемента. Например: «река Волга» и «самая длинная река в Европе»; Объемы равнозначных понятий изображаются полностью совпадающими кругами. Пересекающимися называются понятия, объемы которых частично совпадают. Например, «рабочий» и «орденоносец», «школьник» и «филателист». Они изображаются пересекающимися кругами. Отношение подчинения характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается в объем другого понятия, но не исчерпывает его.Это отношение вида и рода. Например, «млекопитающее» и «кошка», «треугольник» и «прямоугольный треугольник». Равнозначность Пересечение Подчинение
Отношения несовместимости: Соподчинением называется отношение между объемами двух или нескольких видовых понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих некоторому, более общему родовому понятию. Например, «ель», «береза», «дуб» принадлежат объему понятия «дерево». В отношении противоположности находятся объемы таких двух понятий, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другие признаки не только отрицает, но и заменяет их другими исключающими (то есть противоположными) признаками. В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. С помощью букв изображается: А и не-А. Например, «высокий дом» - «невысокий дом», «красивый» - «некрасивый». Понятие А – положительное, понятие не-А – отрицательное.
Соподчиненность Противоположность Противоречивость А – береза А – большой дом А – большой дом В – ель В – маленький дом не-А – небольшой дом С – дерево
Основная литература: 1. Гетманова А. Д. Логика: учеб. пособие для студ. вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2009. Глава 2, С. 40-54. 2. Ивин А. А. Логика: учеб. пособие для вузов. - М.: Гардарики, 2002. Глава 3, С. 38-85.
Дополнительная литература: 1. Берков В.Ф. Логика: Задачи и упражнения, Практикум. Учеб. Пособие - Мн.: НТООО "ТетраСистемс", 1998. 2. Брюшкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. Учебное пособие. -М.: Новая школа, 1996. 3. Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. – М.: Айрис-пресс, 2005. 4. Ивлев Ю.В. Логика. – М. Проспект, 2007. 5. Карпинская О.Ю., Ляшенко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс – логика. –М.: ИНФРА-М, 1997. 6. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии. - М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 7. Рачков-Апраксин В. П. Основы логики: учеб.-метод. пособие. - Мурманск: МГПУ, 2005.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.008 с.) |