Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Защита и гарантии права землепользования

Поиск

Защита и гарантии прав землепользователей достигаются системой мероприятий, обеспечивающих его устойчивость.

Защита и гарантии прав землепользователей предусмотрены ст. 71–76 КоЗ.

Защита прав землепользователей заключается в том, что:

  • их нарушенные права подлежат восстановлению в соответствии с действующим законодательством;
  • в возможности обжалования решений органов и должностных лиц, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель и контроль за их использованием и охраной, в том числе и об отказе в предоставлении земельных участков, включая их действия (бездействие) в вышестоящие органы, либо должностным лицам или в суд;
  • убытки, причиненные нарушением их прав, подлежат возмещению в полном объеме;
  • их права могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законодательными актами (т.е. законами Республики Беларусь, декретами и указами Главы государства).

Гарантии права землепользования направлены на создании дополнительных благоприятных условий для его осуществления. Ими являются:

  • отнесение титулов права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, сервитута, временного пользования и аренды к вещным правам, что обеспечивает им защиту традиционными виндикационным и негаторным вещноправовыми исками;
  • формулирование исчерпывающего перечня оснований по которым земельные участки могут быть изъяты у землепользователей в принудительном порядке – это за нарушение земельного законодательства и для государственных нужд;
  • возмещение землепользователям убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов;
  • предоставление землепользователям в зависимости от местных условий по их желанию при изъятии земельных участков для государственных нужд других равноценных земельных участков;
  • изменение границ административно-территориальных и территориальных единиц не влечет за собой прекращения прав, изменения вида вещных прав на земельные участки, ранее предоставленные землепользователям и не является основанием для изменения размеров земельных участков, на которые выданы документы, удостоверяющие право на земельные участки.

Вещно-правовая охрана права землепользования направлена на восстановление изначального положения, существовавшего до правонарушения. Она сформулирована ст. 72 КоЗ согласно которой самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования. Приведение земельного участка в пригодное для использования состояние включая снос возведенных на нем строений, производится за счет лица, самовольно занявшего земельный участок.

Возврат самовольно занятого земельного участка осуществляется на основании решения Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета либо по постановлению суда.

Обязательственно-правовая защита права землепользования сформулирована в ст. 48 КоЗ и заключается в признании ничтожными ряда сделок с земельными участками или правами на них, что влечет последствия их недействительности, предусмотренные гражданским законодательством.

Недействительными являются сделки:

  • купли-продажи, мены, дарения, аренды, ипотеки земельных участков, предоставленных в пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование;
  • по предоставлению арендованных земельных участков в субаренду, передаче арендаторами своих прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков другим лицам, сделки по предоставлению права аренды земельных участков в залог и внесению права аренды земельных участков в качестве вклада в уставной фонд хозяйственных обществ и товариществ, если за право заключения договора аренды не взималась плата или совершенные без согласия арендодателя;
  • с земельными участками и правами на них, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы.

 

Правовая охрана земель.

В процессе эксплуатации землепользователи (собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков) и лица, не обладающие земельными наделами оказывают вредное воздействие на землю в виде нерационального землепользования, засорения земельных наделов промышленными и бытовыми отходами, загрязнения их химическими и радиационными веществами, биологическими организмами, оказывают негативное физическое воздействие на них, что может привести к и деградации земель. Для недопущения таких негативных процессов производится, в том числе и правовая охрана земель.

Правовая охрана земель представляет собой систему, закрепленных в законодательстве мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение деградации земель, восстановление деградированных земель. Обязанность по охране земель возложена на органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также землепользователей и лиц, деятельность, которых оказывает негативное воздействие не состояние земель.

Деградация земель – процесс снижения качества земель в результате вредного антропогенного или природного воздействия.

Деградированные земли – земли, потерявшие свои исходные полезные свойства до состояния, исключающего возможность их эффективного использования по целевому назначению.

Конкретные меры по охране земель сформулированы в ст. 89 КоЗ.

Землепользователи в границах предоставленных им земельных участков должны осуществлять следующие мероприятия по охране земель:

  • благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки;
  • сохранять плодородие почв, иные полезные свойства земель;
  • защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;
  • предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;
  • сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;
  • проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние;
  • восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать нарушенные земли;
  • снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.

Мероприятия по охране земель должны включаться:

  • в региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов, схемы землеустройства административно-территориальных и территориальных единиц, территорий особого государственного регулирования, проекты внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства и иную землеустроительную документацию;
  • в проектную документацию на размещение, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и снос объектов промышленности, транспорта, связи, обороны, коммунального, лесного, водного и сельского хозяйства, а также иных объектов, оказывающих воздействие на землю;
  • в проектную документацию по мелиорации земель;
  • в технические нормативные правовые акты, устанавливающие технические требования к технологическим процессам, непосредственно связанным с использованием земель в хозяйственной и иной деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, осуществляют мероприятия по охране земель в соответствии с утвержденными ими планами, согласованными с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Государственного комитета по имуществу. Планы по охране земель должны содержать сведения о гарантированных объемах и источниках финансирования мероприятий по охране земель.

Финансирование мероприятий по охране земель осуществляется за счет собственных средств землепользователей, средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на эти цели в соответствии с законодательством, а также иных источников не запрещенных законодательством.

Для оценки состояния земель устанавливаются в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в почве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.124 (0.009 с.)