Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деление: таксономическое и мереологическое. Правила деления. Ошибки. Классификация.

Поиск

Деление - логическое действие, посредством которого объем рассматриваемого понятия распределяется между рядом под­множеств с помощью избранного основания. В структуру деления входят три составные части:

1. делимое понятие, в его объеме выделяются возможные виды;

2. члены деления, представ­ляют собой понятия видов, на которые делится объем делимого поня­тия;

3. основание деления, признак, в соответствии с которым выделяют­ся члены деления.

Способы деления понятий:

Таксономическое (от лат. оценивать) деление — это выделение в объеме понятия подклассов, являющихся объемами видовых понятий. Виды:

1. Дихотомическое (двучленное) деление предполагает, что объем по­нятия делится на два вида по наличию или отсутствию некоторого признака, на два противоречащие понятия: «А» и «не-А».

2. При делении по видоизменению признака основанием деления вы­ступает тот признак, по которому образуются видовые понятия.

Мерологическое (от греч. - часть) деление основано на отношении
целого и части, сложного и простого. Такое деление предполагает расчленение целого объема понятия на простые составные части.

Правила деления:

1. Соразмерность деления - объем делимого понятия должен быть ра-
вен сумме членов деления.

Если это правило не соблюдать, то может быть:

- неполное деление, когда перечисляются не все виды данного родо­вого понятия, известные современной теории и практике.

- деление с лишними членами, когда в деление включаются виды, не относящиеся к данному роду.

2. Деление должно производиться только по одному основанию. Если это правило будет нарушено, то произойдет перекрещивание объемов понятий.

3. Члены деления должны исключать друг друга. Они не должны иметь общих признаков, быть соподчиненными понятиями, объемы которых пересекаются.

4. Деление должно быть непрерывным. Нельзя делать скачки в деле­нии. При делении родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их.

Классификация -это распределение предметов по группам (клас­сам), где каждый класс имеет свое постоянное, определенное место. Виды:

1. Естественная (производит­ся по существенным признакам)

2. Вспомогательная (производит­ся по несущественным признакам)

Целью классифика­ции является систематизация знаний. От деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется более или менее длительное время.

 

Проблема и теория.

Важную роль в судебной деятельности играет учение о таких формах развития знаний, как задача, проблема, версия, гипотеза, тео­рия.

[Познавательная ситуация – это содержательная характеристика процесса изучения субъектом какого0либо объекта. ]

Задача -это такой уровень познавательной ситуации, когда для конкретного субъекта наличествует алгоритм движения к выявлению искомого.

Проблема -это такой уровень познавательной ситуации, который характеризуется отсутствием алгоритма движения к выявлению искомого.

Версия – это вероятностное предположение, устанавливающее гармонию между выявленными фактами действительности.

Гипотеза – это вероятностное предположение, раскрывающее причинно-следственную связь между выявленными фактами действительности и условиями их вызвавшими.

Теория – непротиворечивая система знаний, отражающая закономерности возникновения, функционирования и развития объекта исследования.

Классификация (проблема):

1. По характеру и содержа­нию искомого

2. По способам возникновения.

- рито­рические (к ним относятся проблемы, ответ на которые сам собою разумеется).

- классическим (к ним относятся проблемы, которые возника­ют перед самим исследователем в процессе познания им внутренних связей в явлениях и процессах, происходящих в природе, обществе или человеческом мышлении.

Решение задачи или разрешение проблемы завершается получением новой формы знания — теории.

Компоненты теории:

1. Исходные основания теории — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения;

2. Идеализированный объект теории — абстрактная модель существенных свойств и связей элементов изуча­емой области реальной действительности;

3. Логика теории — множе­ство допустимых в данной теории правил вывода и способов дока­зательства наблюдаемых явлений и процессов в изучаемой области реальной действительности;

4. Совокупность законов и утверждений, логически выведенных из основополагающих предположений (версий и гипотез), объясняющих изучаемую область действительности.

Функциям теории: описание, объяснение и пред­сказание. Научная теория может быть истинной или ложной.

Гипотеза и следственная версия.

Важную роль в судебной деятельности играет учение о таких формах развития знаний, как задача, проблема, версия, гипотеза, тео­рия.

[Познавательная ситуация – это содержательная характеристика процесса изучения субъектом какого0либо объекта. ]

Задача -это такой уровень познавательной ситуации, когда для конкретного субъекта наличествует алгоритм движения к выявлению искомого.

Проблема -это такой уровень познавательной ситуации, который характеризуется отсутствием алгоритма движения к выявлению искомого.

Версия – это вероятностное предположение, устанавливающее гармонию между выявленными фактами действительности.

Гипотеза – это вероятностное предположение, раскрывающее причинно-следственную связь между выявленными фактами действительности и условиями их вызвавшими.

Теория – непротиворечивая система знаний, отражающая закономерности возникновения, функционирования и развития объекта исследования.

Гипотеза, получившая подтверждение, превращается в истинное знание: теорию или модель и прекращает свое существование. Опровергнутая гипотеза становится ложным зна­нием и опять-таки перестает быть гипотезой. Гипотеза в отличие от обычного предположения должна быть обосно­ванной.

Версии ориентированы в первую очередь на объяс­нение происшедшего, а не на установление закономерных связей между выявленными фактами природных явлений или событий в раз­витии человеческого сообщества, общественной жизни. Они ориентированы на частный случай.

Способ опровержения гипотез или версий: опровержение посредством приведения вы­сказывания к абсурду, дополненное проверкой следствий опытным путем.

Способов обоснования гипотез или версий: разделительное логическое доказательство. Оно за­ключается в опровержении всех вариантов предположений за исклю­чением одного.

 

Законы логики.

Законы логики – обобщенное отражение закономерностей мира, преобразованных в человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления.

Закон мышления – это внутренняя существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самими мыслями.

Основные законы:

Закон тождества – утверждает, что каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о предмете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода.

Закон противоречия – утверждает, что два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении.

Закон исключенного третьего – утверждает, что две противоречащие друг другу мысли не могут быть одновременно ложными, одна из них обязательно истинна, другая – ложна, а третьего не дано.

Закон достаточного основания – утверждает, что всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.

[Достаточное основание – это любая другая мысль, уже проверенная и признанная истинной, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли. ]

Они отражают определенность, непротиворечивость, обоснованность, четкость мышления, выбор в ситуациях.

Неосновные законы логики (законы двойного отрицания, контра-позиции).

Соблюдение законов логики - необходимое условие достиже­ния истины в процессе рассуждения.

Виды умозаключений.

Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений при соблюдении определенных правил выво­дится новое знание о предметах реального мира в виде нового суждения.

Виды умозаключений:

1.Дедуктивные (в них мысль развивается от знаний большей степени общ­ности к знаниям меньшей степени общности и истинность посы­лок гарантирует истинность заключения).

Непосредственные – это умозаключения, в которых вывод осуществляется из одной посылки путем ее преобразований: превращения, обращения, противопоставление предикату или по «логическому квадрату».

Опосредованные – в них вывод следует из двух или нескольких суждений, логически связанных между собой. Вид: категорический силлогизм [см. 24-25].

Так же выделяют:

Чисто условное (опосредованное умо­заключение, в котором обе посылки и заключение являются условными суж­дениями)

Условно-категорическое (умозаключение, в котором одна из посылок — условное суждение, а другая посылка и заключение — категори­ческие суждения)

Разделительно-категорическим - умозаключение, в котором одна из посылок — разделительное суждение, а другая посылка и заключение — категорические суждения.

Условно-разде­лительным – умозаключение, в котором одна посылка состоит из двух или более условных суждений, а другая — разделительное суждение.

2.Индуктивные: (в них мысль развивается от знания меньшей степе­ни общности к новому знанию большей степени общности и ис­тинность посылок еще не гарантирует истинность заключения).

Полная – это умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у каждого из явлений определенного класса делается вывод о принадлежности этого признака всему классу явлений.

Неполная – это умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у некоторых явлений определенного класса делается вывод о принадлежности этого признака всему классу предметов. Делится: простое перечисление, научная индукция, статистическое обобщение.

Математическая

3.Умозаключение по аналогии (посылки и вы­вод выражают знание одинаковой степени общности и в них также истинность исходных посылок еще не позволяет говорить об ис­тинности вывода) — это заключение, когда принадлежность пред­мету определенного признака обосновывается сходством в существенных при­знаках с другим предметом.

Обозначение: буквы «а» и «в» - два каких-то схожих предмета или события; буквы P, O, S, T - их признаки.

Логическая схема аналогии:

«а» имеет признак S, Р, О, Т

«в» имеет признаки Р, O, S

Следовательно, «в» имеет признак Т

Аналогия свойств — это умозаключение, в котором объектом уподобления являются два единичных предмета, а переносимым признаком — свойства этих предметов.

Аналогия отношений — это умозаключение, в котором объектом уподобле­ния являются отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком — свойства этих отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.156.226 (0.011 с.)