Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Справочно-вспомогательные элементы

Поиск

 

Наряду с текстом и иллюстрациями, которые передают содержание, в книге есть еще и справочно-вспомогательные элементы. Одни из них помогают читателю ориентироваться в книге и быстро находить в ней нужный раздел или материал, другие облегчают правильную комплектовку книжных блоков. Оформление всех этих элементов должно согласоваться с общей композицией книжных полос и разворотов, принятой в каждом конкретном издании.

 

К справочно-вспомогательным элементам, которые необходимы для читателя и совокупность которых можно назвать аппаратом ориентировки, принадлежат колонцифры, колонтитулы, оглавления, указатели.

 

Колонцифры — это порядковые номера страниц. Они (вместе с оглавлением и указателями) помогают быстро найти нужное место в книге и тем самым значительно облегчают пользование ею, однако в самом процессе сплошного чтения колонцифры не участвуют. Такое назначение колонцифр определяет и характер их оформления.

 

Колонцифры должны быть хорошо заметны, но и не слишком бросаться в глаза при сплошном чтении. Поэтому для них обычно достаточен шрифт своей гарнитуры того же начертания и кегля, что и основной текст. Если основной текст набирается корпусом или более крупным шрифтом, то для них вполне допустим шрифт несколько пониженного кегля (петит). Если же для основного текста выбран петит, то снижать кегль шрифта для колонцифр не следует, чтобы они не стали слишком незаметными. В некоторых справочных изданиях, предназначенных для выборочного чтения, где к колонцифрам приходится обращаться особенно часто, для них целесообразен шрифт несколько большей графической силы, чем для основного текста. Так оформлены, например, колонцифры в «Большой советской энциклопедии» (изд. 3-е).

 

Располагают колонцифры обычно на нижнем поле, посередине полосы или у ее наружного края (вариант — с небольшим отступом от края, в этом случае колонцифра более заметна).

 

По колонцифре, расположенной у наружного края, несколько удобнее отыскать нужную страницу — она видна при неполном раскрывании книги. С этой точки зрения такое расположение предпочтительно в изданиях, где к колонцифрам приходится часто обращаться,— в учебниках, научных изданиях с указателями и т. п.

 

Колонцифра, поставленная посередине формата, усиливает симметричную композицию книжной полосы. Такое расположение ее целесообразно при наличии в книге выключенных на середину заголовков, в сборниках стихов (в этом случае колонцифра подчеркивает центральную вертикальную ось полосы), при двухколонной верстке.

 

Колонцифра, расположенная внизу, на самом широком нижнем поле, зрительно не сужает его и не требует его увеличения. Если же она поставлена вверху, то верхнее поле становится зрительно более узким, его приходится увеличивать, тем самым уменьшая высоту книжной полосы. Таким образом, расположение колонцифры отдельной строкой вверху неэкономично. Однако при наличии колонтитула целесообразно помещать в одну строку с ним и колонцифру, набирая их шрифтом одинакового кегля. От основного текста колонцифры отделяются небольшими пробелами, равными примерно кеглю строки.

 

В некоторых изданиях, в связи с общим характером их оформления, колонцифры располагают иначе, например, на наружном боковом поле или в узкой колонке вместе с заголовками, небольшими иллюстрациями и некоторыми другими материалами.

 

Колонтитулы — это помещаемые (в некоторых изданиях) на полосе названия тех разделов книги, к которым относится расположенный на ней текст.

 

Различают колонтитулы переменные и постоянные. Переменные — их часто называют «живыми» — меняются на протяжении книги; они помогают читателю найти нужный раздел, ориентироваться в книге. Постоянные, в которых на протяжении всей книги повторяются одни и те же данные (название, фамилия автора), не нужны читателю и с полным основанием называются «мертвыми». Но и переменные колонтитулы целесообразны далеко не во всех изданиях. В основном они нужны в книгах со сложной рубрикацией (например, в научных трудах и учебниках для высшей школы, в

 

сборниках статей, в справочных изданиях). Решая вопрос о колонтитулах для того или другого издания, приходится считаться и с тем, что их введение увеличивает объем издания примерно на 4%.

 

В изданиях со сложной рубрикацией на левой (четной) странице книжного разворота в колонтитуле дается название более крупного раздела (например, главы), а на правой (нечетной) — подчиненного ему (например, параграфа); в сборнике статей на левой странице разворота в колонтитуле указывается фамилия автора, а на правой — название статьи; в словаре колонтитул на каждой странице содержит первое и последнее объясняемое слово. Возможны и другие варианты текста колонтитулов.

 

Шрифт колонтитулов по начертанию должен заметно отличаться от шрифта основного текста. Поэтому их часто набирают курсивом, а в справочных изданиях — полужирным. Размер шрифта обычно назначается несколько меньше, чем для основного текста (если последний не меньше корпуса). Но в справочных изданиях, где роль колонтитулов особенно велика, их (вместе с колонцифрами) сильно выделяют.

 

Помещают колонтитулы обычно в верху полосы, но иногда и на наружном боковом поле («лежа») и даже на нижнем поле. Последние два способа вряд ли удобны для читателя.

 

Колонцифры и колонтитулы не ставят на титульных (заглавных) листах, на пустых страницах, а в художественных изданиях — на полосах, целиком занятых иллюстрациями. В этих случаях колонцифры и колонтитулы не нужны читателю. Кроме того, при расположении колонцифр и колонтитулов вверху их обычно не помещают на начальных полосах, а при расположении внизу — на концевых. Однако такой порядок нельзя считать непреложным правилом. Тут надо исходить из интересов читателя. При большом числе спусковых или концевых полос в книге, особенно если они следуют одна за другой (так бывает, например, в сборниках стихов), отсутствие колонцифр на таких полосах затрудняло бы читателю поиски нужной страницы.

 

Оглавление в книге выполняет двоякую роль. Во-первых, оно дает читателю представление о том, как построена книга, какой круг вопросов в ней освещен. Во-вторых, при помощи оглавления читатель легко находит нужный ему раздел. Поскольку оглавление является справочно-вспомогательным текстом, его обычно набирают шрифтом пониженного кегля (при корпусе —петитом). При этом, если только условия позволяют, очень желательна разбивка оглавления на шпоны — это значительно облегчает пользование им. В изданиях большого формата (например, в книгах по искусству) оглавление, если оно несложно, иной раз приходится разгонять, чтобы оно не потерялось на странице. В таких случаях его набирают шрифтом такого же кегля, как основной текст, и даже более крупным или прописным, сильно увеличивают пробелы между строками, но злоупотреблять такими приемами не следует.

 

Чтобы оглавление давало представление об архитектонике книги, в нем должно быть ясно показано соподчинение заголовков. Достигается это несколькими приемами. Во-первых, заголовки различных степеней могут быть набраны шрифтом различной силы, например, названия частей — кеглем 8 полужирным прописным, названия глав — кеглем 8 полужирным строчным, названия параграфов — кеглем 8 светлым строчным. Во-вторых, заголовки различных степеней могут быть по-разному расположены, например, названия частей — в красную строку, названия глав — с выключкой в край, названия параграфов — с хорошо заметной втяжкой. Конечно, конкретный выбор шрифтов и способов выключки строк зависит и от сложности оглавления, и от всего характера оформления книги, должен соответствовать ему. Сочетание шрифтовых и композиционных приемов позволяет вполне четко отразить в оглавлении структуру книги.

 

75. Оглавление с изобразительными элементами, облегчающими поиск (справа — начальная полоса главы с тем же сигнальным знаком, что в оглавлении)

 

При недостатке места часто прибегают к сокращению оглавления, выбрасывая заголовки низших степеней или помещая их в подбор. Если по характеру книги заголовки низших степеней действительно нужны читателю при пользовании оглавлением, то первый способ недопустим, да и второй нежелателен. Во многих случаях, особенно при коротких заголовках, можно сжать оглавление по-другому — расположив его в две колонки. Такой прием рекомендуется главным образом для производственно-технических, учебных, научных изданий.

 

Если оглавление имеет сложную структуру или включает длинные заголовки (это часто встречается в научной и учебной книге), то целесообразно набирать его на такой же формат (по ширине), как и весь текст книги. При коротких же заголовках или же при очень широком формате книги (так бывает во многих изданиях литературы по искусству и художественной) следует уменьшать формат оглавления. В противном случае отточия в строках получаются слишком длинными, что мешает находить номер страницы.

 

В оглавление могут быть введены изобразительные элементы, тематически связанные с заголовками. Этот прием хорошо использовать в справочных, учебных, научно-популярных изданиях. Так, в оглавлении (рис. 75) небольшие изобразительные элементы на черном фоне заверстаны под обрез. На первой странице каждого раздела, на том же уровне, что в оглавлении, и тоже под обрез, соответствующий элемент повторяется. Если, просматривая оглавление (оно помещено в начале книги на правой странице разворота), согнуть блок, то изобразительные элементы внутри книги станут заметны и сразу же покажут, где начинается нужный раздел.

 

Где следует помещать оглавление? Прежде всего там, где его легко найти — либо в начале книги (конечно, после титульного листа), либо в конце. Если основное назначение оглавления справочное,— так бывает, например, в некоторых изданиях художественной литературы,— то есть основания помещать его в конце книги. В этом случае оно занимает менее заметное место, что соответствует его вспомогательному, справочному назначению, и не задерживает переход читателя от титульного листа к основному тексту литературного произведения. Если же первая задача оглавления — познакомить читателя с тематикой, планом и архитектоникой книги до того, как он начнет читать ее основной текст, то уместно расположить его в начале издания.

 

Целесообразно помещать оглавление в начале книги и в том случае, если в конце ее приведен предметный, именной или какой-либо другой указатель. При таком расположении читатель легче находит и оглавление, и указатель.

 

В изданиях, где в конце помещают напечатанные на другой бумаге иллюстрации, иногда располагают оглавление между текстом и иллюстрациями, но такое расположение неудобно для читателя. В книгах такого типа наиболее подходящее для оглавления место — в начале, перед основным текстом.

 

В большей части отечественных изданий оглавление помещается в конце книги. Это, быть может, отчасти объясняется одним технологическим обстоятельством. Если при верстке материал книги не уложится в целое число печатных листов и остается неудобный для печатания «хвостик», то его иной раз можно убрать, несколько сжав оглавление. Все же во многих научных изданиях оглавление помещается в начале книги. Такое же расположение характерно для зарубежных научных изданий.

 

В изданиях небольшого объема из-за недостатка места может оказаться необходимым поместить оглавление на обороте титульного листа и даже на обложке.

 

Указатели предметные, имен собственных и другие очень важны для наведения справок в научных, производственно-технических, учебных и тому подобных изданиях. Текст указателя представляет собой алфавитный перечень предметов (или имен собственных), после каждого из которых указаны страницы, на которых он упоминается. Важнейшая задача оформления этих указателей — облегчить пользование ими.

 

Исходя из этого, наименование каждого поискового слова начинают с новой строки, лучше — без абзацного отступа, следующие же строки элемента (если они имеются) —с небольшой втяжкой. Номера страниц, на которых помещены основные сведения о предмете, желательно четко выделять шрифтом, например курсивом, полужирный в таких случаях менее заметен (пример 27).

 

 

Пример 27

Набор предметного указателя. Курсивом выделены номера страниц, на которых находятся основные сведения

 

В указателе литературы целесообразно выделять фамилию автора — по ней ведется поиск книги. Сделать это можно различными способами: выделить полужирным, курсивом, прописными. Не подходит в данном случае выделение разрядкой, так как оттиск получается «дырявый», читать его и находить в нем нужную фамилию трудно.

 

Для компактности указатели набирают шрифтом пониженного кегля, чаще всего петитом. Поскольку при пользовании указателем приходится прочитывать всего лишь несколько строк (к тому же коротких), шрифт такого кегля не затрудняет читателя. Шрифт же мельче петита может быть допущен только в особенно компактных изданиях небольшого формата. Материал указателей обычно располагают в две колонки, а при крупном и широком формате книги — даже в три.

 

Цвет тоже может служить для ориентировки читателя в книге. Так, в некоторых справочниках различные разделы печатают на бумаге разного цвета.

 

Нормы и сигнатуры служат для ориентировки типографских работников при комплектовке издания, помогая не перепутать порядок тетрадей (листов) и не включить в книгу «чужую» тетрадь.

 

Норма представляет собой краткое название книги, или фамилию автора, или номер типографского заказа. Сигнатура указывает порядковый номер тетради в книге. Норму и сигнатуру помещают на первой странице каждой тетради, т. е. при трехсгибной фальцовке — на 17-й, 33-й, 49-й страницах и т. д., при четырехсгибной — на страницах 33-й, 65-й, 97-й и т. д. Сигнатуру со звездочкой повторяют на третьей странице каждой тетради, из которых состоит книга. Поскольку эти элементы не нужны читателю, их набирают мелким шрифтом (кегль 8 и 6) и помещают в низу полосы около корешкового поля. Норму и сигнатуру обычно не ставят на тех полосах, на которых не принято помещать колонцифры.


Титульные элементы книги

 

Титул — герольд текста — должен

быть сильным и здоровым, а не

неслышно что-то лепетать.

Ян Чихольд

 

Особое место в книге — на границе между ее внутренними и внешними элементами — занимает титульный лист, или титул. Его назначение— познакомить читателя с книгой, «ввести» в нее. Кроме того, по данным титульного листа регистрируют издания в книгохранилищах и библиотеках, расставляют в книжных магазинах.

Титульные данные

 

По содержанию и расположению основные данные, помещаемые на титульном листе, можно разделить на четыре группы: заголовочные, выходные, надзаго-ловочные и подзаголовочные.

 

Заголовочные — это не только название (заглавие) книги, но и сведения об авторе (или авторах); именно эти данные в первую очередь характеризуют каждую конкретную книгу, и их расположение является существенным для всей композиции титульного листа.

 

Выходные данные, помещаемые на титуле, включают наименование издательства, место и год издания. Их помещают в низу титульной полосы. Понятие «выходные данные» (по терминологии ГОСТа 7.4—77 «Выходные сведения в издательской продукции») не надо смешивать с понятием «выходные сведения», которое гораздо шире и согласно ГОСТу включает и все титульные данные.

 

К надзаголовочным данным принадлежат: в официальных и ведомственных изданиях — наименование организации, от имени которой выпускается издание, в серийных изданиях — наименование серии и номер выпуска (если выпуски серии нумеруются) и т. п.

 

Подзаголовочные данные могут включать: подзаголовок, поясняющий основное заглавие или характеризующий жанр произведения; сведения о составителе, переводчике; в повторных изданиях — порядковый номер издания и т. п.

 

На титуле могут быть помещены и изобразительные элементы, например, марка издательства, орнамент, рисунок.

 

В современной книге заметна тенденция к тому, чтобы титул давал больше информации о содержании книги. С этой целью на титуле могут быть помещены еще и оглавление, краткая характеристика книги, важная цитата, научно-познавательные иллюстрации и т. п. Эта тенденция особенно характерна для научных и справочных изданий, но проявляется и в других, даже в изданиях художественной литературы.

 

 

76. Однополосный титульный лист: симметрично построенный, одногарнитурный, главные строки подняты в верх полосы

 

Таким образом, титульный лист может оказаться кратким или подробным, в разной мере загруженным (ср. рис. 76—80). Для разгрузки титульного листа некоторые подзаголовочные данные, например фамилии художника-оформителя, переводчика и т. п., могут быть перенесены на его оборотную сторону.

 

Виды и оформление титульного листа

 

Обычно титул бывает однополосным, то есть располагается на одной странице. Но в некоторых изданиях помещают двухполосный титул, занимающий две смежные страницы книжного разворота. Он подчеркивает большую значимость издания, его капитальность.

 

 

77. Разворотный титульный лист в многотомном издании: полосы построены асимметрично и неодинаково загружены

 

Существуют два основных варианта двухполосного титула. В одном варианте каждая полоса представляет собой законченную, в какой-то мере самостоятельную часть общей композиции (рис. 77). Такой вариант часто применяется в многотомных и серийных изданиях. На левой странице разворота, так называемом контртитуле, могут быть помещены сведения, относящиеся ко всему изданию или ко всей серии в целом, а на правой странице — основном титуле — сведения о данном томе (возможны и другие варианты). Подобный титул может быть дан и в переводном издании. При этом слева помещается титул на языке подлинника, справа — на языке перевода. Такого рода титул часто называют разворотным.

 

В другом варианте композиция двухполосного титула представляет собой единое, неразрывное целое, текст и изобразительные элементы начинаются на левой странице разворота и заканчиваются на правой, часто захватывая и корешковые поля (рис. 78). При таком титуле — в отличие от первого его можно условно назвать распашным — художник-оформитель располагает большим живописным полем, на котором можно разместить крупное изображение или сложную композицию. Распашной титул применяется главным образом в особо оформленных изданиях художественной и научно-популярной литературы, в книгах по искусству.

 

Иногда в малообъемных брошюрах, рассчитанных на недолгий срок пользования, для экономии бумаги вместо титульного листа помещают титул-шапку. Такой прием часто практикуется в журналах.

 

Чтобы титул хорошо воспринимался читателем, необходимо из всех помещенных на нем разнообразных и неодинаковых по значению сведений выделить важнейшие, сделать явной связь между ними, выявить их соподчинение и единство. Все это достигается прежде всего соответствующим подбором шрифтов, логичной группировкой строк и их обоснованным расположением.

 

Шрифтовое оформление титульного листа может быть решено самыми различными способами. Прежде всего титул может быть одногарнитурным или многогарнитурным (ср. рис. 76 и рис. 79). Применяя шрифт одной гарнитуры и даже одного начертания, легче придать оформлению цельность, единство. Но и при умелом подборе двух или нескольких гарнитур можно добиться единства, правда, более сложного; вместе с тем такое сочетание шрифтов дает возможность сильнее выделить те или другие строки титула. Однако при необоснованном, случайном соединении нескольких гарнитур художественная цельность титула теряется, его связь с оформлением остальных элементов книги нарушается.

 

Наиболее важное значение для читателя имеют заголовочные сведения — фамилия автора и название книги. Они и должны быть выделены наиболее сильно. Обычно название издания дает читателю более существенную информацию, и поэтому именно для него назначают самый крупный шрифт, а фамилию автора набирают несколько меньшим кеглем. Но если название книги носит формальный характер, например «Собрание сочинений», «Рассказы» и т. п., то оно мало дает читателю, ему больше говорит фамилия автора, для которой и выбирают шрифт большей графической силы.

 

Размер шрифта для всех остальных титульных данных опять-таки выбирается в зависимости от их значения. Однако разница в размере шрифтов на титуле может быть и очень значительной, и умеренной, и совсем небольшой (ср. рис. 79 и рис. 80). Встречаются даже титульные листы, главным образом с небольшой нагрузкой, набранные шрифтом одного кегля. Такое оформление, когда видишь его в первый раз, может показаться оригинальным. Но при сколько-нибудь частом повторении его нелогичность становится все более заметной.

 

В обычном наборе внутрисловные пробелы между буквами зрительно неодинаковы. Так, пробелы между буквами ГЛ или АД зрительно больше, чем между остальными буквами, в особенности между такими, как НН и ИП. При мелком кегле эта разница почти незаметна, при крупном же она бросается в глаза, слова получаются как бы разорванными. Поэтому в строках крупного кегля (начиная с кг. 16) пробелы между буквами в пределах каждой строки должны быть зрительно выровнены (пример 28).

 

78. Распашной титульный лист: рисованный, свободно построенный, иллюстрация расположена нэ обеих полосах

 

79. Титульный лист: асимметрично построенный, разногарнитурный, с резкой разницей в графической силе шрифтов

 

Некоторые элементы титульных данных, например заглавие книги, подзаголовок,— могут состоять из нескольких строк. В таком случае следует членить текст на строки по смыслу — так, чтобы особенно тесно связанные между собой слова находились в одной строке. Нарушение этого логичного принципа ради того, чтобы получить заранее заданную форму строк, в какой-то мере затрудняет понимание надписи.

 

Что касается расположения, то различные элементы титула — группы строк — разделяются неодинаковыми пробелами. Величина пробелов подчеркивает большую или меньшую связь между этими элементами. Например, пробел между заглавием книги и ее подзаголовком должен быть меньше, чем между подзаголовком и наименованием издательства. Вместе с тем возможно различное расположение строк по высоте титула. Например (ср. рис. 76—80), главная строка (название книги) может находиться примерно на линии золотого сечения, а может быть и смещена вверх и даже расположена в нижней части полосы; элементы титульного текста могут быть более или менее равномерно распределены по всей высоте полосы, а могут быть и сгруппированы вверху и внизу с большим пробелом между ними (ср. рис. 80 и рис. 76).

 

Большое значение для компоновки титула имеет объем помещаемого на нем материала, в особенности если он очень велик или очень мал (ср. рис. 76—80). При малой нагрузке титульного листа, особенно если текст его состоит из коротких строк, целесообразно несколько уменьшить высоту титула по сравнению с высотой рядовых полос — в противном случае титул будет казаться слишком вытянутым по вертикали.

 

80. Разворотный титульный лист: асимметрично построенный, крупные строки равномерно распределены по всей полосе основного титула

 

Титульный лист может быть скомпонован симметрично или асимметрично (ср. рис. 76 и рис. 79). При симметричном построении все строки (и изобразительные элементы) выключены на середину, благодаря чему титульная композиция приобретает плавный, гармоничный силуэт. При асимметричном построении строки начинаются от одной или нескольких вертикальных осей; возможны и такие композиционные решения, когда те или другие элементы не привязаны к определенным осям, а свободно расположены на плоскости титульного листа. Для асимметричной титульной композиции характерны резкие, угловатые очертания.

 

Одногарнитурность, плавные переходы от более крупных шрифтов к мелким, симметричное построение способствуют тому, что композиция титула воспринимается как спокойная. При шрифтах же нескольких гарнитур (или сильно отличающихся начертаний), резких контрастах в размере шрифта, асимметричном построении композиция титула производит впечатление динамичной.

 

 

Пример 28

Строки крупного кегля со зрительно не выровненными и выровненными апрошами (пробелами между буквами)

 

Особенно разнообразны и широки возможности композиционного решения двухполосного (разворотного или распашного) титула.

 

При симметричной композиции обычно обе полосы разворотного титула строятся по одному и тому же принципу. Иногда стремятся даже к тому, чтобы каждому элементу основного титула отвечал аналогичный элемент контртитула. Такая композиция — ее называют зеркальной — хорошо известна читателям, она часто встречается в собраниях сочинений.

 

При асимметричной композиции загрузка и построение основного титула и контртитула обычно бывают неодинаковы и даже распределение текста может быть несколько неожиданным (см. рис. 77).

 

Возможно и такое решение, когда и основной титул, и контртитул каждый в отдельности асимметричны, но объединены в рамках симметричной композиции.

 

Во многих изданиях (в особенности художественной литературы, юбилейных, научно-популярных, в школьных учебниках, в книгах для детей) в композицию титульного листа вводится рисунок, орнамент, шрифт титула пишет художник (рисованный титул), титул печатается в две краски, и даже в несколько красок.

 

Рисунок на титуле может представлять собой и небольшую виньетку, и довольно крупное изображение. Но независимо от его размеров всегда хочется видеть на титуле рисунок не рядовой, а особенно глубокий и выразительный, усиливающий связь титула с содержанием книги и непременно являющийся органической частью всей титульной композиции.

 

Своеобразные композиционные решения необходимы, если на титуле помещаются какие-нибудь дополнительные элементы, например оглавление с рисунками и даже начало вступительной статьи, так что чтение текста книги начинается уже при взгляде на титул.

 

Вторая краска на титуле имеет не только декоративное значение, она прежде всего помогает выделить главное. При нынешнем состоянии полиграфической техники, в особенности офсетной, двухкрасочная печать не вызывает существенных трудностей и сравнительно недорога. Что же касается рисованного шрифта на титуле, то он может быть уместен при особо художественном оформлении издания, но его присутствие в обычных изданиях нецелесообразно. По мере улучшения шрифтового ассортимента, в частности с появлением новых гарнитур для фотонабора, к рисованным титулам прибегают все реже.

 

Нужны ли особые титульные шрифты или же для набора титулов подходят те же гарнитуры, что и для текста?

 

Существуют специальные титульные гарнитуры, например Бажановская, Рерберга, Телингатера (см. рис. 23—25), но они находят лишь ограниченное применение. Ими пользуются, главным образом, потому, что многие текстовые гарнитуры, имеющиеся в типографиях, не отвечают современным художественным требованиям.

 

При создании же шрифтов, обладающих высокими художественными достоинствами, к тому же в нужном ассортименте по начертаниям и кеглям, специальные титульные гарнитуры будут нужны в книге очень редко, превратятся в шрифты для акцидентных работ.

 

Мы подробно рассмотрели оформление титульного листа потому, что многое сказанное о нем относится и к художественному оформлению внешних элементов книги.

Элементы книги, примыкающие к титулу

 

Перед разворотом, на котором расположен титул, в некоторых изданиях имеется еще и выходной лист, или авантитул. На нем помещаются либо некоторые титульные данные, либо какой-нибудь небольшой текст (например, лозунг, посвящение), либо издательская марка.

 

Часто для авантитула используется страница, предшествующая левой полосе разворотного титула. В старину выходной лист называли шмуцтитулом. В буквальном смысле слова это значит «титул для грязи», т. е. предохраняющий настоящий титул от загрязнения. Такое значение этого слова давно забыто, и теперь щмуцтитулами называют заголовки крупных разделов книги, помещенные на отдельных страницах. Шмуцтитулы оформляются, как правило, в соответствии с оформлением основного титула, но несколько сдержаннее.

 

Шмуцтитул занимает две страницы (оборот его, по традиции, обычно оставляют пустым). Широкое использование его привело бы к увеличению расхода бумаги. Поэтому даже в капитальных изданиях применение шмуцтитулов должно быть функционально обоснованным.

 

Перед титульным листом, обычно на одном развороте с ним, может быть помещен фронтиспис — вступительная иллюстрация, отображающая основную идею книги или представляющая собой портрет автора. Чаще фронтиспис встречается в изданиях художественной литературы, но он уместен и в капитальных научных и тому подобных изданиях. Иногда фронтиспис печатают на особой бумаге в две или несколько красок; этим подчеркивается его значение.

 

При разворотном титуле фронтиспис обычно помещают между титульным листом и первой страницей текста. Возможна и такая композиция, когда титул и фронтиспис как бы поменялись местами. Встречаются издания, где вступительная иллюстрация расположена на второй странице обложки. Делается это прежде всего для экономии бумаги, но если для обложки выбрана фактурная бумага, то таким путем получается и добавочный декоративный эффект.

 

Вместо обычного фронтисписа, занимающего одну страницу, может быть дано более развернутое изобразительное вступление в книгу. Фронтисписом или более развернутыми вступительными иллюстрациями могут сопровождаться и шмуцтитулы. Так, в юбилейном издании труда Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (Политиздат, 1978) изобразительное вступление, включающее ряд документальных и художественных иллюстраций, занимает шесть страниц.

Выпускные данные

 

В каждом издании помещаются выпускные данные, которые согласно ГОСТу 7.4—77 входят в ту же систему выходных сведений, что и титульные данные, и поэтому мы рассматриваем их оформление в этой главе. Эти данные можно разделить на две группы — обязательные и рекомендуемые.

 

Обязательные данные (дата сдачи в набор, дата подписания к печати, формат, объем, тираж, цена книги и т. д.) нужны для учета и контроля работы издательств и полиграфических предприятий.

 

Рекомендуемые к помещению данные включают имя, отчество и фамилию автора, название книги, фамилии и инициалы редактора, художественного и технического редакторов, корректоров. Помещение этих данных и подчеркивает роль основных участников редакционной работы над данным изданием, и усиливает их ответственность за качество работы.

 

Поскольку выпускные данные предназначены в основном не для читателей, во многих издательствах на их оформление не обращают внимания. Такое отношение неправильно. Ведь такие данные выполняют нужные в издательском и книжном деле функции.

 

Выпускные данные надо оформлять так, чтобы ими было удобно пользоваться в работе, но вместе с тем компактно. Их целесообразно набирать шрифтом мелкого кегля — примерно кг. 8 (отчасти в зависимости от формата книги и кегля шрифта основного текста). Фамилию автора, название книги, а также фамилии основных участников редакционной работы желательно выделять. Все данные надо компоновать так, чтобы близкие по характеру данные находились в одной строке или рядом. Вместе с тем оформление выпускных данных должно соответствовать общему оформлению всей книги.

 

В композицию выпускных данных могут быть включены также изобразительные элементы, перекликающиеся с оформлением титульного листа или характерных для данного издания книжных полос.

 

В некоторых издательствах для каждой серии или большой группы однородных изданий разработана схема оформления выпускных данных, составленная, конечно, с полным соблюдением указаний ГОСТа. Такой порядок может быть полезен в любом издательстве.


Внешнее оформление книги

 

 

Трудно передать то особое

чувство, которое испытываешь,

держа в руках книгу

в художественном переплете,

удовлетворяющем и зрение,

и осязание...

В. А. Фаворский

 

К внешним элементам книги относятся обложка, переплет и некоторые примыкающие к ним детали — форзац, суперобложка, футляр (форзац необходим для всех изданий, которые выпускаются в переплете, суперобложка и футляр не являются обязательными элементами и применяются для ограниченного круга изданий).

 

Внешние элементы книги — это как бы ее одежда. От их оформления в большой мере зависит, какое первое впечатление произведет книга на читателя. Как гласит старая пословица—«по платью встречают». Поэтому вполне естественно, что внешнему оформлению книги издательства уделяют много внимания.

Назначение обложки и переплета

 

Важнейшие внешние элементы книги — обложка и переплет — имеют двоякое назначение. Во-первых, они скрепляют листы книги, защищают их от повреждения и грязи и тем самым делают ее достаточно прочной. Во-вторых, они дают читателю первоначальную общую информацию о книге. В этом отношении у внешних элементов книги много общего с титульным листом, но между ними есть и существенная разница. Мы видим внешние элементы книги не только, когда начинаем ее читать, но и когда рассматриваем витрины книжного магазина или библиотеки. От нашего первого впечатления часто зависит, захотим ли мы подробнее познакомиться с книгой. Таким образом, внешние элементы книги выполняют не только информационную, но и рекламно-пропагандистскую функцию. Поэтому их оформление должно не только соответствовать виду и целевому назначению издания, но и привлекать внимание читателя, вызывать у него интерес к книге, желание прочитать или купить ее.

 

Внешнее оформление должно быть и декоративным в хорошем смысле этого слова, красивым. Конечно, характер и мера этой декоративности в изданиях различного типа неодинаковы. Но в любом случае декоративность внешнего оформления должна вытекать из содержания и назначения книги, а не превращаться в пустое украшательство.

Типы обложек и переплетов. Область их применения

 

Первый вопрос внешнего оформления книги — выпустить ее в обложке или в переплете (типы обложек и переплетов показаны на рис. 81).

 

Обложка, в традиционном понимании этого слова,— это бумажное покрытие книжного блока (то есть комплекта скрепленных между собой листов книги). Строение такой обложки несложно — она представляет собой лист бумаги, который охватывает книжный блок спереди, сзади и со стороны корешка. Те части обложки, которые прикрывают блок спереди и сзади, называются ее сторонками, а та часть ее, которая соответствует корешку блока и скреплена с ним,— корешком обложки.

 

Обычным материалом для обложки долгое время являлась бумага, более плотная (в полтора-два раза), чем листы книжного блока, но все же недостаточно проч



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.59 (0.022 с.)