Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

для характеристики стандартных обложек и переплетов

Поиск

 

Элементы характеристики

Условные

обозначения

 

Наружный материал

 

Бумага для печати массой 1 мг не менее 100 г

 

Такая же бумага, покрытая с одной стороны прозрачным полимером

 

Такая же бумага, покрытая с двух сторон прозрачным полимером

 

Переплетный материал на бумажной основе

 

Переплетный материал на нетканой основе

 

Переплетный материал на ткани

 

Картон переплетный толщиной не более 0,9 мм

 

Такой же картон, покрытый прозрачным полимером

 

Пластикат

 

Материал для корешка

 

 

Переплетный материал на бумажной основе

 

” ” на нетканой основе

 

” ” на ткани

 

Материал для сторонок

 

 

Картон переплетный толщиной не более 0,9 мм

 

Картон переплетный толщиной не менее 1 мм

 

Материал для отстава

 

 

Бумага массой 1 м2от 120 до 200 г

 

Картон переплетный толщиной не более 0,5—0,6 мм

 

Картон переплетный толщиной не менее 1 мм

 

Форма корешка

 

 

Фальцованный

 

Прямой

 

Кругленый

 

Наличие или отсутствие канта

 

 

Без канта

 

С кантом

 

 

Типы обложек и переплетных крышек показаны на рис. 81.

 

Обложка типа 1 скрепляется с блоком способом крытья внакидку. При таком крытье — его следует применять только для изданий объемом не более 64 страниц, в которых все сфальцованные листы сложены в одну тетрадь («лист в лист»),— обложка представляет собой согнутый пополам лист, который накидывается на эту тетрадь и скрепляется с ней проволочными скобами (возможно и скрепление нитками).

 

Обложка типа 1 чаще всего изготовляется из бумаги (1); если издание рассчитано на более длительный срок пользования, то подходящим материалом является бумага, покрытая прозрачным полимерным слоем с одной (2) или с двух (3) сторон.

 

Обложка типа 2 скрепляется с книжным блоком способом обыкновенного крытья, т. е. приклеивается к нему только по корешку.

 

Материал для обложки этого типа такой же, как для типа 1, за исключением бумаги с полимерным покрытием с двух сторон (покрытие на оборотной стороне обложки мешало бы ее склеиванию с корешком блока).

 

81. Типы обложек и переплетных крышек

 

Обложку типа 3 приклеивают не только к корешку книжного блока, но частично (на ширину в несколько миллиметров) и к корешковому полю на первой и последней страницах книжного блока, то есть способом крытья вроспуск. Такое крытье прочнее обыкновенного, но несколько более трудоемко. Для лучшего открывания обложку по линиям приклейки обычно предварительно бигуют (прогибают), образуя на ней рубчик. Крытье вроспуск делает издание более прочным, чем при обыкновенном крытье, и обложка типа 3 применяется широко, обложка же типа 2 — редко.

 

Обложка типа 4 состоит из двух сторонок, которые соединены материалом для окантовки корешка книжного блока. Способ крытья — вроспуск.

 

В качестве материала для сторонок рекомендуется бумага (1, 2) или переплетный картон (7, 8). Для корешка (окантовки) служит переплетный материал (11, 12). Обложка типа 4 гораздо прочнее, чем обложки остальных типов, однако изготовление ее значительно сложнее. Применяется она преимущественно для изданий большого объема.

 

Переплетная крышка типа 5 —составная. Она имеет картонные (14) сторонки, которые соединены корешком из прочного переплетного материала (11, 12). Сторонки оклеены бумагой (1, 2) или переплетным материалом (4, 5, 6). С внутренней стороны к корешку крышки приклеен отстав из бумаги (15).

 

Переплетная крышка типа 5 с оклейкой сторонок бумагой широко применяется для учебников, отдельных произведений политической, научной, научно-популярной, производственно-технической, справочной, художественной и детской литературы.

 

Переплетная крышка типа 5 с оклейкой сторонок тканью или ее заменителями применяется в основном для изданий, рассчитанных на особенно долговременное и частое пользование.

 

Переплетная крышка типа 6 — цельная, из одной детали. Изготовляется она из картона (7), переплетного материала на бумажной, или нетканой основе (4, 5), или пластиката (9).

 

Переплетные крышки этого типа из переплетных материалов подходят для изданий, предназначенных для пользования в производственной или полевой обстановке, например: технических справочников карманного формата и военных уставов.

 

Крышки этого же типа из картона дешевле, но непрочны. Они предназначены в основном для рассчитанных на короткий срок пользования справочных и производственно-инструктивных изданий.

 

Крышки типа 6 из пластиката отличаются высокой прочностью. Однако пластикат является сравнительно дорогим материалом, изготовление из него крышек пока еще весьма трудоемко, и поэтому такие крышки применяются очень редко.

 

Переплетная крышка типа 7 — цельнокрытая, то есть картонные (13, 14) сторонки и бумажный (15) отстав оклеены одним материалом: бумагой (1, 2) или переплетным материалом (4, 5, 6).

 

При оклейке обычной бумагой прочность крышек типа 7 невелика и в них выпускаются главным образом такие издания художественной литературы и книги по искусству, которые рассчитаны в основном на индивидуальное пользование.

 

Но если крышка оклеена бумагой, к которой (после печатания на ней) припрессована прозрачная синтетическая пленка, или бумагой с прозрачным полимерным покрытием, то ее прочность значительно повышается и она может применяться для более широкого круга изданий, в том числе даже для учебников.

 

При оклейке заменителями ткани крышки еще более прочны. Этот вариант крышки типа 7 очень широко распространен, в том числе и для изданий, рассчитанных на очень длительное пользование, даже для таких, как собрания сочинений.

 

Крышки типа 7, оклеенные тканью, самые прочные. В них выпускаются лишь капитальные издания, например энциклопедии, и издания в особом оформлении.

 

Переплетная крышка типа 8 имеет накладные картонные (14) сторонки и накладной корешок из переплетного материала (11, 12). Сторонки покрыты бумагой (2) или переплетным материалом с загибкой с четырех сторон. Корешок покрыт материалом с загибкой сверху и снизу. Отстав — из картона (17). Крышки этого типа прочны и оригинальны, но трудоемки в изготовлении. Применяются они лишь для изданий в особом оформлении.

 

Переплетная крышка типа 9 отличается от типа 8 тем, что не имеет отстава и корешок приклеивается непосредственно к корешку книжного блока (иначе говоря — окантовывает его). Крышки типа 9 из-за характера корешка и отсутствия отстава менее прочны, чем крышки типа 8. Применяются они очень редко.

 

Переплетные крышки некоторых типов имеют варианты: с корешком кругленым или прямым, с кантом или без него, с углами прямыми или круглеными.

 

Согласно ГОСТу приняты условные обозначения типов и отдельных показателей обложек и переплетных крышек. Например, выражение 5.1.12.14.15.20.22 обозначает переплетную крышку типа 5 (составную), где материалом для оклейки сторонок служит бумага, для корешка — переплетная ткань, для сторонок — картон переплетный толщиной не менее 1 мм, для отстава — бумага, где корешок кругленый и есть кант.

Оформление обложки и переплета

Какие сведения о книге поместить на обложке или переплете? Как подать эти сведения? Вот основные вопросы, связанные с информационно-рекламной функцией ее внешних элементов. Чтобы читатель, увидев книгу, решил купить ее или захотел прочитать, он должен прежде всего узнать название книги и фамилию ее автора. Ему могут оказаться полезны и другие титульные данные, но из них для каждой конкретной книги приходится выбирать лишь наиболее важные, так как текст на переплете или обложке должен быть напечатан достаточно крупным шрифтом. Все же на обложках или переплетах, сторонки которых оклеены бумагой, обычно помещают несколько больше сведений, чем на переплетах, оклеенных тканью или ее заменителями,— на бумаге можно четко отпечатать более мелкий шрифт, чем на ткани или подобном ей материале.

 

Чисто шрифтовое (или с добавлением элементов несложного орнамента) оформление переплета характерно для изданий политической, научной, производственно-технической, справочной литературы, для подписных изданий.

 

Шрифтовая надпись на переплете (обложке) имеет прежде всего информационное значение. Исходя из этого, казалось бы, достаточно, чтобы она была выполнена четким шрифтом. И все же важно, чтобы шрифт был не только четок, но и красив, а вся композиция (размеры различных элементов надписи, интервалы между ними, разбивка на строки и т. п.) — логична и обоснованна.

 

Рисунок шрифта чаще всего не связан непосредственно с содержанием книги. Однако возможно, в особенности в изданиях художественной литературы (но не только в них), и такое решение, при котором рисунок шрифта путем более или менее сложных ассоциаций оказывается связанным с содержанием книги, говорит читателю о нем (рис. 82).

 

В композицию на обложке или переплете часто входят, кроме шрифта, еще и изобразительные элементы — орнаментальные, эмблематические (или символические), тематические, сюжетные. Все они в той или иной мере говорят о содержании книги.

 

Изображения, помещаемые на переплете или обложке, могут иметь, как и шрифтовые надписи, информационное значение. Например, изображение печатной машины сообщает о полиграфической тематике книги. Но и при таком подходе нельзя допускать, чтобы изображение на переплете или обложке было шаблонным, оно должно быть выразительным и интересным (рис. 83) (кстати сказать, фотографию для этой обложки выбрал из своего архива именно редактор книги).

 

Большой интерес к книге могут вызывать изображения, не прямо рассказывающие об ее содержании, а лишь ассоциативно связанные с ним. Такое решение возможно не только в изданиях художественной литературы (рис. 84), но и в агитационно-пропагандистских (рис. 85), научно-популярных и других.

 

В изданиях с художественными иллюстрациями рисунок на обложке или суперобложке имеет особое значение — он открывает всю сюиту иллюстраций.

 

Всегда ли оформление переплета или обложки должно быть броским? Броскость помогает заметить книгу на витрине книжного магазина, и это имеет рекламное значение, но в наших условиях в настоящее время это далеко не всегда существенно. А когда берешь книгу в руки, гораздо важнее другое— чтобы ее внешнее оформление соответствующим образом настраивало тебя. Так, на переплетах двухтомника Андерсена (художники Трауготы; рис. 86) нет ничего броского, на них помещен лишь ряд легких перовых рисунков. Но выполнены они настолько в андерсеновском духе, что, глядя на них, уже предвкушаешь радость от встречи с творениями великого сказочника.

 

Иной раз встречается совсем неожиданное и вместе с тем интересное оформление переплета или обложки. Например, на обложке книги Э. Багрицкого «Юго-Запад» (рис. 87) помещено воспроизведение гравюры Дюрера, оказавшейся глубоко созвучной мыслям и чувствам поэта.

 

На задней сторонке переплета или обложки, в ее левой верхней части, указывается цена книги. То, что для сведений о цене установлено постоянное место, удобно и для покупателя, и для книготорговых работников. На задней сторонке могут быть помещены также изобразительные элементы, продолжающие оформление передней сторонки, или же аннотация, сведения об авторе и тому подобное.

 

На обложке изобразительные и текстовые элементы могут быть расположены не только на лицевой стороне, но и на внутренней.

 

 

82. Рисунок шрифта на переплете ассоциируется с содержанием и духом литературного произведения

83. Обложка научно-популярной книги с хорошо выбранной фотоиллюстрацией

 

84. Рисунок на обложке, ассоциативно связанный с названием книги

 

85. Необычное оформление переплета агитационно-пропагандистского издания, вызывающее интерес к нему

 

Разыскивая нужную книгу на книжной полке или в стопке на столе, мы видим только ее корешок. Поэтому на корешке переплета или обложки, если его ширина позволяет, печатают название книги, или фамилию автора, или то и другое. В многотомных изданиях на корешке указывают и порядковый номер тома. В зависимости от толщины книги надписи на корешке могут быть помещены как поперек, так и вдоль его. В последнем случае у нас принято располагать надпись так, чтобы она читалась, когда книга стоит на полке, снизу вверх. Но при таком расположении, когда стопка книг лежит на столе, надпись получается перевернутой. Чтобы подчеркнуть настольный характер издания, иногда надпись помещают наоборот (см., например, многотомное издание «Советский Союз», изд-во «Мысль»).

 

На корешке, отчасти в декоративных целях, нередко помещают орнамент или небольшой рисунок. Вместе с тем по этим графическим элементам легче отличить определенную книгу от других (когда мы видим их со стороны корешка). Такой прием может быть интересно использован в изданиях художественной и научно-популярной литературы при серийном оформлении.

 

Все графические элементы — шрифтовые надписи, изображения, помещенные на обложке или переплете,— должны быть композиционно объединены. К композиции передней сторонки в известной мере относится сказанное выше о логичности построения титульного листа. Вместе с тем особое назначение переплета и обложки, их объемность (трехмерность), возможность применения различных по фактуре материалов, особенное значение изобразительных элементов — все это позволяет внести большое разнообразие в оформление внешних элементов книги, находить все новые и новые композиционные решения.

 

Отметим некоторые специфические особенности оформления переплета и обложки. Одна из них — широкое использование цвета. Печать на обложке и переплете очень часто делается в несколько красок, и их удачное сочетание с цветом и фактурой бумаги и переплетных материалов позволяет получить большой художественный эффект. Спокойному оформлению более соответствуют нерезкие сочетания цветов, динамичному — контрастные.

 

Другая особенность оформления некоторых видов переплета— применение тиснения, то есть такой печати, которая изменяет рельеф поверхности переплетной крышки. Тиснение используют главным образом на переплетах, оклеенных тканью или ее заменителями, а иногда — и на оклеенных достаточно прочной бумагой.

 

Различают несколько видов тиснения. Углубленное красочное тиснение широко используется как для основных текстовых элементов (заглавие книги, фамилия автора), так и для воспроизведения орнамента и рисунка. Углубленное бескрасочное тиснение («блинт») применяется главным образом для второстепенных текстовых элементов, например, названия издательства и цены, частично — для орнамента и рисунков, для создания фона. Рельефное, или конгревное (по имени считавшегося изобретателем этого способа англичанина Конгрева), тиснение позволяет получить неодинаковую высоту рельефа на различных участках изображения, что придает ему некоторое сходство со скульптурой — барельефом. Рельефное тиснение технически сложно, и им пользуются в основном для изданий, выпускаемых в особом оформлении. Часто на переплете имеется тиснение двух или даже трех видов.

 

Тиснение мелких изобразительных элементов связано с техническими трудностями. Поэтому в оригиналах для тиснения рисунки дают без очень мелких деталей.

 

 

86. Переплет, оформление которого хорошо соответствует духу помещенных в книге произведений

 

 

87. Обложка книги советского поэта с репродукцией гравюры художника эпохи Возрождения

 

К бумаге для оклейки переплета, так же как и к обложке, может быть припрессована прозрачная синтетическая пленка. Таким путем значительно увеличивается прочность этих элементов книги, а вместе с тем их поверхность приобретает специфический блеск. Покрытие пленкой целесообразно и в гигиеническом отношении. Особенно целесообразен этот прием в оформлении книг для детей, школьных учебников, научно-популярных и литературно-художественных изданий, литературы для туристов.

Особенности конструкции книжного блока. Приложения

 

Если книга выпускается в переплете, то конструкция и оформление книжного блока могут иметь некоторые особенности.

 

При переплетах с кантом и объеме не менее 160 страниц корешок блока вверху и внизу обычно оклеивают капталом — полоской тесьмы с утолщенной кромкой. Каптал, цвет которого подходит к цвету переплета, не только скрепляет листы блока, но и придает его корешку более аккуратный вид, украшает книгу.

 

Некоторые издания в переплете, к которым читатель часто обращается, или книги, предназначенные для медленного чтения (например, серия «Классики науки», выпускаемая издательством «Наука»), и книги в улучшенном оформлении снабжаются ленточкой-закладкой, приклеенной под капталом к корешку книжного блока. Такая ленточка облегчает пользование книгой и способствует ее сохранности.

 

В капитальных изданиях целесообразно иметь две-три ленточки-закладки различных цветов.

 

Верхний обрез блока (или верхний и боковой) может быть окрашен в цвет, гармонирующий с цветом переплета. Этот прием имеет декоративное значение. Если же обрез, кроме того, имеет как бы полированную поверхность, то с него легче стирать пыль.

 

Иногда обрез блока торшонируют, то есть делают его поверхность неровной, волнистой. Такая отделка обреза в какой-то мере имитирует неровные края бумаги ручной выработки и тем самым стилизует книгу «под старину».

 

В объемистых словарях и тому подобных справочных изданиях на переднем боковом поле блока могут быть сделаны наклейки и высечки, благодаря чему становится легче находить слова на ту или другую букву. Такой прием целесообразен, но применяется очень редко, так как процесс наклейки и высечки пока еще не механизирован.

 

В каталогах часто бывает желательна возможность вынимать отдельные листы, дополнять издание новым материалом или удалять из него устаревший. С этой целью книжный блок комплектуют не из сфальцованных тетрадей, как это делается обычно, а из двухстраничных листков. Комплекты листков соответствующим образом просекают по корешковому полю и затем надевают на скобы специального приспособления (металлического или пластмассового), которое прикреплено к переплетной крышке. Скобы легко раскрываются и закрываются, позволяя обновлять помещенный в издании материал. Чтобы легче находить в таких изданиях нужный листок, иногда начинают каждый раздел шмуцтитулом, напечатанным на тонком картоне.

 

В изданиях, выпускаемых в особом оформлении, возможны и другие особенности формирования и конструкции блока. Встречаются, например, издания, где различные элементы книжного блока напечатаны на листах, не одинаковых по формату и цвету.

 

В отдельных, особо оформленных изданиях, где на каждом развороте помещен крупный рисунок (он может занимать и корешковые поля), печать производят с одной стороны бумажного листа. При этом брошюровочные работы производят так, что в готовой книге читатель видит только страницы с оттисками, а незапечатанные страницы скрыты.

 

В изданиях для детей иной раз отказываются от прямоугольной формы книжного блока (рис. 88). В книжках-игрушках встречается и такая конструкция, благодаря которой при раскрывании книги на разворотах появляются трехмерные композиции.

 

Некоторые издания включают и такие элементы, которыми удобнее пользоваться, если они не скреплены с книжным блоком,— таковы, например, картографические приложения к учебникам истории.

 

В современной книге встречаются приложения и других видов. Один из них — это своего рода инструменты для практической работы (например, в книгах о техническом редактировании — линейки для специальных расчетов). Другой вид приложений — это аудиоэлементы: граммофонные пластинки или магнитофонные ленты с записью, например, стихов в исполнении автора или текста на иностранном языке с правильным произношением.

 

88. Детская книжка непрямоугольной формы

 

В некоторых случаях, например в учебниках иностранных языков, аудиоэлементы могут быть равноправной и даже доминирующей частью издания.

 

Для приложений в одних случаях достаточен бумажный карман, который приклеивается к заднему форзацу, в других,— например для аудиовизуальных изданий, необходим футляр или коробка, материал, конструкция и внешнее оформление которых должны быть хорошо продуманы. В частности, коробки сложной конструкции для аудиовизуальных изданий целесообразно изготовлять из пенопласта. А если издание выпущено в обложке, то грампластинка может быть соединена с обложкой своего рода скобой, получаемой путем просечки.

Суперобложка

Суперобложка — это легкая, обычно бумажная покрышка, которая охватывает снаружи весь переплет и держится на нем при помощи клапанов.

 

Первоначально суперобложка служила для защиты переплета от загрязнения. Она изготовлялась из плотной бумаги немаркого цвета, на ней не было печати, применялась она только для изданий капитальных или в особенно нарядных переплетах. Защитная суперобложка используется и в настоящее время, но теперь для нее существует и более подходящий материал — синтетическая пленка (более толстая, чем для припрессовки к обложке или переплету), которая гораздо прочнее бумаги, гигиеничнее и, наконец, прозрачна и позволяет видеть все помещенное на переплете. На пленке может быть отпечатан рисунок (или текст).

 

89. Суперобложка, оформление которой ассоциативно и глубоко связано с содержанием книги

 

Постепенно суперобложка стала применяться и как полноценный элемент оформления книги, придающий ему особенное изящество и художественную законченность. Такому использованию суперобложки способствовало то обстоятельство, что на оклеенных тканью или ее заменителями переплетах нельзя отпечатать столь сложное изображение, нельзя так широко использовать цвет, как на бумаге. Сдержанное оформление переплета стали дополнять связанным с содержанием книги и вместе с тем декоративным оформлением суперобложки. Суперобложка этого типа (рис. 89) превосходно вводит читателя в книгу, украшает ее, но защитных функций, конечно,. не выполняет. Наоборот, она требует бережного отношения к себе.

 

Суперобложка применяется, главным образом, для изданий в особо художественном внешнем оформлении. На клапанах суперобложки помещают набранную мелким шрифтом информацию о книге, иногда дополняя ее небольшими изобразительными элементами.

 

На задней сторонке и заднем клапане суперобложки можно поместить информацию не только о данной книге, но и о близких по содержанию и читательскому назначению изданиях. Подобную информацию целесообразно помещать и на задней сторонке обложки (как на лицевой, так и на оборотной стороне), и на свободных страницах, которые иногда остаются в конце книги. Суперобложкой покрывают порой не переплет, а обложку, чтобы сделать ее более прочной и плотной. В этом случае суперобложку следует приклеивать к корешку книги, чтобы она не соскальзывала с обложки.

Форзац

Необходимым элементом книги в переплете являются форзацы, один из которых соединяет первый лист книжного блока с передней сторонкой переплетной крышки, а второй — последний лист блока с задней сторонкой. Участвуя в скреплении переплетной крышки с книжным блоком, форзацы увеличивают прочность этого скрепления и, закрывая концы марли и грубую поверхность картона, придают оборотной стороне крышки аккуратный вид.

 

Форзац используется и как элемент художественного оформления. На нем могут быть помещены рисунок, орнамент, узор, текст, связанные с содержанием книги. Даже самый цвет форзаца может быть использован для того, чтобы связать оформление переплета и титульного листа. Своеобразной разновидностью узорного форзаца является форзац из тисненой бумаги.

 

Долгое время на изобразительный форзац смотрели как на только декоративный элемент. В соответствии с таким взглядом его помещали главным образом в наиболее нарядных' изданиях, например, в книгах подарочного типа, юбилейных изданиях и т. п. Однако изображение на форзаце может иметь не только декоративное, но вместе с тем и познавательное значение. Именно такого типа изобразительный форзац все шире применяется в школьных учебниках, справочниках, научно-популярных и научно-технических изданиях.

 

При этом иной раз на форзацы выносятся такие рисунки, которые и по тематике, и по размеру мало отличаются от иллюстраций в тексте; такое решение дает какую-то экономию бумаги, но не учитывает специфики форзаца. Довольно часто на нем помещаются крупные рисунки, карты или таблицы, занимающие целый разворот; такое решение является более обоснованным. Но самый лучший вариант — это когда на форзаце помещен специально подготовленный (предназначенный именно для него) изобразительный материал.

 

Поясним эту мысль примером (рис. 90). В школьном учебнике истории средних веков на форзацах (художник Б. Рытман) скомпонованы двадцать четыре рисунка, каждый из которых лаконично и в какой-то мере даже условно отображает одно из важных событий средневековья (в рисунки введены и хронологические даты). При первом знакомстве эти рисунки кажутся школьнику несколько загадочными, но именно поэтому вызывают интерес. В конце каждой главы учащимся предлагают запомнить даты важнейших событий, и оказывается, что именно с ними связаны рисунки на форзаце. И тогда оживленная рисунками хронология легче усваивается. А когда приходит время повторить пройденный материал, рисунки становятся опорными пунктами для повторения.

 

90. Хорошо продуманное оформление изобразительного форзаца

 

При декоративном решении обычно одно и то же изображение повторяется на обоих форзацах. Если же на них дается познавательный материал, то целесообразно помещать на передних и задних страницах различные изображения.

 

Форзац — промежуточное звено между переплетом и титульным листом. Он не имеет такого важного значения, как эти два элемента книги. Поэтому было бы необоснованным превращать его в графически самый сильный элемент внешнего оформления.

Футляр

 

Некоторые наиболее ценные издания и книги, предназначенные для рассылки по почте или для особого хранения, выпускаются в картонных футлярах. Полезно, если на боковых стенках футляра (или на одной из них, если футляр имеет клапан, закрывающий корешок) есть полукруглый вырез для пальца — благодаря этому книга легче вынимается.

 

Футляр выполняет не только защитную функцию. Для изданий в особо художественном оформлении и футляр подается соответствующим образом. Его оклеивают белой или цветной бумагой, на нем помещают декоративные или тематические изобразительные элементы, можно хорошо обыграть его трехмерность. Такого рода футляр в большой мере определяет весь облик издания, его оформление влияет на первое впечатление читателя от книги. В футляре может быть высечено «окно», закрытое прозрачной пленкой, сквозь которую видно изображение на переплете.

 

Иногда в футляре выпускается целая группа изданий. В этом случае наличие футляра помогает сохранить всю группу вместе. При таком назначении для футляра подходит полуоткрытая форма, при которой удобнее вынимать книги и ставить их обратно.

 

Футляр или коробка (возможно, усложненной конструкции, например, с несколькими отделениями) могут быть нужны и для изданий с приложениями.

 

Чтобы правильно выбрать и оценить внешнее оформление книги, необходимо хорошо знать ее содержание, глубоко понимать ее основные идеи. Поэтому вопросы внешнего оформления книги должны решаться непременно с участием редактора книги, а если возможно — и ее автора.

 

Внешнее оформление имеет большое значение для судьбы издания. Часто от него зависит, разойдется ли тираж книги или надолго осядет на книжных складах.

 

Именно то обстоятельство, что читатель часто судит о книге по ее внешнему виду, возлагает на издательства особую ответственность за ее внешнее оформление. Оно действительно должно соответствовать типу и содержанию книги и не вводить в заблуждение читателя. И такому оформлению может помочь редактор, который глубже остальных знает содержание книги, понимает ее основные идеи.


Полиграфическая техника и оформление книги

 

Мы радуемся новым средствам,

которые предоставляет в наше

распоряжение техника.

Эль Лисицкий

 

Как бы хорошо ни было подготовлено оформление книги издательством, его качество в конечном счете зависит и от полиграфического исполнения.

 

Редактору необходимо разбираться в основных вопросах полиграфического исполнения книги. Только при этом условии он будет понимать, что может дать для оформления книги тот или другой вид полиграфической техники, с какими оформительскими ограничениями надо считаться при технических возможностях определенного полиграфического предприятия, каким требованиям должны отвечать оригиналы текста и иллюстраций в каждом конкретном случае, наконец, в чем отличие хорошего полиграфического исполнения от посредственного.

 

Говоря о роли полиграфического исполнения в оформлении книги, надо различать две стороны вопроса — правильность выбора полиграфической техники и качество полиграфических работ.

Понятие о печатной форме и основных видах печати

 

Современная полиграфическая техника располагает несколькими способами для воспроизведения текста книги и ее изобразительного материала. При любом из них для получения полиграфических отпечатков (оттисков) необходима прежде всего печатная форма — предмет, на поверхность которого нанесено изображение, способное давать отпечаток на бумаге или на другом материале. Печатная форма может иметь различный вид: она может быть плоской или цилиндрической, цельной или составной, может быть сделана из различных материалов.

 

Если на это изображение нанести краску и затем прижать к печатной форме лист бумаги или другой материал, то краска перейдет с печатной формы на этот материал и на нем получится оттиск данного изображения. Повторяя эти операции, можно получить требуемое количество (тираж) одинаковых оттисков. Во всех основных способах печатание основано на механической передаче краски с печатной формы на бумагу или другую воспринимающую поверхность. В последние десятилетия появились и развиваются другие способы, в которых перенесение изображения с печатной формы на бумагу или на другой материал основано не на давлении, а на электростатических и электромагнитных явлениях. Но эти способы пока применяются только для получения копий рукописных или уже напечатанных материалов.

 

Таким образом, полиграфическое воспроизведение включает два основных производственных процесса: 1) изготовление печатной формы и 2) печатание тиража.

 

На печатной форме есть участки, которые несут на себе изображение (в процессе печатания они принимают краску и затем передают ее на бумагу),— это печатающие элементы. Другие участки печатной формы свободны от изображения, они не принимают краску (или же ее удаляют с них) и при печатании не дают оттиска — это пробельные элементы.

 

По положению печатающих и пробельных элементов различают три основных вида печатной формы, причем каждому из этих видов соответствует и особый способ получения отпечатков. Иначе говоря, по строению печатной формы и способу печатания различают три основных, «классических» вида полиграфической техники: высокую, плоскую и глубокую печать.

 

Все эти виды полиграфической техники могут служить для воспроизведения как текста, так и иллюстраций. Но при любом виде печати сохраняется существенное различие между оформительскими требованиями к текстовым и иллюстрационным печатным формам в отношении воспроизведения оригиналов. Текстовая печатная форма должна обеспечить точную передачу содержания литературного произведения, однако вовсе не требуется, чтобы буквы типографского шрифта имели точно такую же форму, какую они имеют в издательском оригинале. Иллюстрационная же печатная форма должна возможно более точно передавать не только содержание, но и графическую форму воспроизводимого оригинала.

 

В основе изготовления текстовой печатной формы при любом виде печати обычно лежит способ набора. В основе же современных способов изготовления иллюстрационных печатных форм лежат фоторепродукционные и электронно-гравировальные процессы. Ручные способы изготовления иллюстрационных форм применяются теперь только в тех случаях, когда создаваемое художником произведение непосредственно является и печатной формой (например, гравюра на дереве).

 

Кратко рассматривая основные виды полиграфической техники, мы обратим основное внимание на то, что может дать каждый из них для лучшего полиграфического воспроизведения как текстовых, так и изобразительных (иллюстрационных) элементов книги.

Высокая печать

 

В форме для высокой печати (рис. 91) печатающие элементы возвышаются над пробельными и находятся в одной плоскости. На такую форму специальными валиками наносится тонкий слой густой, вязкой краски. Она попадает только на рельефные (возвышающиеся) части формы, и в процессе печатания лишь они дают оттиск. Поскольку все рельефные части печатной формы находятся в одной плоскости, краска ложится на них ровным слоем, а бумага при печатании равномерно (благодаря особой подготовительной операции— приправке) прижимается ко всему рельефу. В результате все печатающие элементы дают одинаковый по силе тона отпечаток. Высокую печать часто называют типографской.

 

 

91. Получение оттиска способом высокой печати (схема): 1 — печатная форма; 2 — печатный цилиндр (пресс); 3 — бумага; 4 — краска на печатающих элементах формы; 5 — оттиск на бумаге

 

До последних десятилетий способ высокой печати был наиболее распространенным, да и в настоящее время в нашей полиграфии он применяется шире остальных.

Изготовление текстовой печатной формы

 

Текстовая печатная форма для высокой печати изготовляется путем набора.

 

Самый старый способ набора — ручной. Для него служит различный наборный материал: литеры — брусочки с рельефным изображением букв и различных знаков, шпации — брусочки для образования пробелов в пределах строки, шпоны — пластинки для увеличения пробелов между строками, марзаны — бруски для заполнения крупных пробелов (например, на начальных и концевых п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.122 (0.011 с.)