Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц или привлечения их в качестве обвиняемых. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц или привлечения их в качестве обвиняемых.



 

Предварительное расследование преступлений, совершенных вышеуказанными лицами, ведется в форме дознания или следствия исключительно следователями Следственного комитета РФ (подп. «б» п.1 ч.2, п.7, ч.3 ст.151 УПК).

В статье 448 УПК предусмотрен одинаковый порядок как возбуждения дела в отношении лиц, указанных в ч.1 ст. 447 УПК, так и привлечения этих лиц в качестве обвиняемых, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Возбуждение уголовного дела в отношении особой категории лиц, а также привлечение их в качестве обвиняемых осуществляется по общим правилам, предусмотренным УПК (главы 19,20,23) с особенностями, установленными статьей 448 УПК. Эти особенности представляют собой четыре группы дополнительных процессуальных гарантий:

1) принятие решения о возбуждении уголовного дела (привлечении в качестве обвиняемого) только определенным должностным лицом;

2) предварительное получение представления Президента РФ о наличии в действиях определенных лиц признаков преступления;

3) предварительное получение согласия на возбуждение уголовного дела (привлечение в качестве обвиняемого) государственного органа или профессиональной корпорации, к которым принадлежит данное лицо;

4) предварительное получение заключения коллегии из трех судей Верховного Суда РФ о наличии в деянии соответствующего лица признаков преступления.

Эти гарантии применяются в различных сочетаниях в отношении отдельных категорий следующих лиц:

 

№ п.п. Категории лиц, в отношении которых решается вопрос о возбуждении уголовного дела (привлечении в качестве обвиняемого) Должностное лицо, принимающее решение о возбуждении уголовного дела (привлечении в качестве обвиняемого) Представление Президента РФ о наличии признаков преступления Предварительное получение согласия органа власти или профессиональной корпорации Заключение коллегии из трех судей Верховного Суда РФ
1. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы   Председатель Следственного комитета РФ   -------   Совета Федерации и Государственной Думы   ------
2. Генеральный прокурор РФ Председатель Следственного комитета РФ   требуется   ------------- требуется
3. Председатель Следственного Комитета РФ и.о. Председателя Следственного комитета РФ   требуется   ------------   требуется
  4. Судья Конституционного Суда РФ Председатель Следственного комитета РФ   -------- Конституционного Суда РФ   -------
5. Судья ВС РФ, ВАС РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда Председатель Следственного комитета РФ   -------   Высшей квалификационной коллегии судей РФ   -------
6. Иные судьи Председатель Следственного комитета РФ   ------ Соответствующей квалификационной коллегии судей   -------
7. Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Председатель Следственного комитета РФ   ------   ------   -------
8. Уполномоченный по правам человека в РФ Председатель Следственного комитета РФ   ------   -------   -------
9. Президент РФ, прекративший полномочия, кандидат в Президенты РФ Председатель Следственного комитета РФ   ------   ------   -------
10. Депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ Руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ   -------   ------     ------
11. Прокурора района, города, приравненные к ним прокуроры, руководители и следователи следственного органа по району, городу, а также адвоката Руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ   ------   -----   ------
12. Вышестоящие прокуроры и руководители следственного органа Председатель Следственного комитета РФ   -------   -------   -------
13. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления Руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ   ------   ------   -----
14. Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса Руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ   -----   ------   ------
15. Члена ЦИК РФ с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта РФ   Председатель Следственного комитета РФ   -----   ------   ------
16. Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Следователь Следственного комитета РФ   ------ Председателя Следственного комитета РФ   ------
17. Зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Следователь Следственного комитета РФ   ------ Руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ   ------

 

Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после поступления в суд соответствующего представления. Необходимо подчеркнуть, что в десятидневный срок должно начаться рассмотрение данного представления, а завершиться оно может и за рамками этого срока[3].

Заседание суда происходит с участием Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов. Вместе с тем, неявка лиц, вызванных в судебное заседание, не препятствует рассмотрению в суде представления Президента[4].

Поскольку применительно к процедуре судебного рассмотрения представления Президента РФ, предусмотренной ч.2 ст. 448 УПК, гл. 52 УПК РФ не предусматривает никаких изъятий из общих правил, на нее распространяются общие условия судебного разбирательства: правило о непосредственности и устности разбирательства (ст.240 УПК), неизменности состава суда (ст. 242 УПК), равенства прав сторон (ст. 244 УПК) и др.

По результатам рассмотрения представления Президента РФ суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления. Необходимо подчеркнуть, что «признаки преступления» не следует смешивать с понятием состава преступления, поскольку «…в стадии решения вопроса о даче заключения о наличии в действиях лица признака преступления достаточно установления самого факта противоправности деяния в соответствии с понятием преступления, определенным ст. 14 УК РФ»[5]. Такое решение никоим образом не может предрешать вывод о виновности лица в указанном преступлении. Конституционный Суд неоднократно отмечал, что коллегия из трех судей Верховного Суда РФ проверяет лишь достаточность данных, указывающих на признаки преступления, и правомерность утверждения о наличии оснований для возбуждения уголовного преследования и не вправе «…делать в заключении выводы (в том числе о виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица), которые могут содержаться только в приговоре (статья 302 УПК Российской Федерации) или ином итоговом решении, постановляемом по результатам непосредственного исследования в ходе судебного разбирательства всех обстоятельств уголовного дела»[6]. Вынесенное судебной коллегией решение участники судебного заседания вправе обжаловать в 10-дневный срок по правилам гл. 45 УПК[7].

Согласие на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, дают, соответственно, Совет Федерации или Государственная Дума Федерального Собрания РФ.

Если в ходе рассмотрения представления Председателя Следственного Комитета РФ будет установлено, что необходимость производства указанных процессуальных действий обусловлена высказанным депутатом Государственной Думы (членом Совета Федерации) мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, то указанные органы отказывают в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности.

Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

В ч.4 ст. 448 УПК РФ не содержится требования обязательной мотивированности соответствующего решения Государственной Думы или Совета Федерации.

Особая процедура предусмотрена для возбуждения уголовного дела (привлечения в качестве обвиняемого) в отношении судьи Конституционного Суда РФ. В срок не позднее 10 суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета РФ Конституционный Суд РФ должен вынести мотивированное решение о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда РФ или привлечение его в качестве обвиняемого.

Аналогичный порядок предусмотрен для получения согласия квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечения его в качестве обвиняемого. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи в соответствии с требованиями п. 8 ст. 16 Закона «О статусе судей» квалификационная коллегия судей обязана определить, имеется ли связь между уголовным преследованием и деятельностью судьи по осуществлению им своих полномочий и не является ли такое преследование попыткой оказать давление на судью с целью повлиять на выносимые им решения. Лишь при установлении именно таких обстоятельств квалификационная коллегия судей отказывает в даче согласия на возбуждение уголовного дела.

Довольно сложная процедура предусмотрена ч.7 ст. 448 УПК для лишения неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. Отсутствие согласия на это Государственной Думы или Совета Федерации является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.007 с.)