Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие умения видеть проблемы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для того, чтобынаучиться выявлять проблемы, необходимо овладеть способностью изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Помогают в этом несложные упражнения: - «Посмотри на мир чужими глазами»; - «Составь рассказ от имени другого персонажа»; - «Составь рассказ, используя данную концовку»; - «Тема одна – сюжетов много». Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами». Детям читается неоконченный рассказ: «С утра небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…» Потом дается задание: продолжить рассказ от имени гуляющего во дворе с друзьями; водителя грузовика, едущего по дороге; лётчика, отправляющегося в полёт; мэра города; вороны, сидящей на дереве. «Составь рассказ от имени другого персонажа» Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате; камешком на дороге, животным (домашним или диким); человеком определённой профессии. Опиши один день из воображаемой жизни. Эту работу можно сделать письменной, предложив написать сочинение, но более эффективна устная форма работы.
- «Составь рассказ, используя данную концовку». А) …нам так и не удалось выехать на дачу. Б) …прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски. Подумай и расскажи о том, что было вначале и почему всё закончилось именно так. - «Тема одна – сюжетов много» Придумай и нарисуй как можно больше сюжетов на одну и ту же тему, например, «Осень», «Лес», «Город». 2. Развитие умения выдвигать гипотезы. Гипотезы позволяют увидеть проблему в ином свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. При данном виде работы необходимо строить предложения используя такие слова, как: может быть, если, наверное. Приведем примеры заданий: Упражнение «Давайте вместе подумаем». Выдвижение гипотез: Как муравьи в лесу находят дорогу к своему муравейнику? А) Может быть определяют дорогу по природным приметам: мхи и т.д. Б) Предположим, что муравьёв ведут за собой те, кто давно бегает по этим дорожкам. В) Наверное, они метят дорогу, выделяя какую-нибудь кислоту. Г) А может быть, у них есть внутренний компас- такой, как в самолёте или на корабле. «Упражнение на обстоятельства». При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным? Можешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов? (письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, чайник, мобильный телефон, букет ромашек, охотничья собака). «Упражнение, предполагающее обратное действие». При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? «Найти возможную причину события». А) Трава во дворе пожелтела. Б) Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом. В) Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу. 3. Развитие умений задавать вопросы. Для этого можно использовать следующие упражнения: - «Найди загадочное слово»; - игра «Угадай, о чём спросили». «Найди загадочное слово». Дети задают друг другу вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов что, как, почему, зачем. Вопрос не должен явно наводить на ответ. Например, ведущий загадывает слово, но сообщает всем только первый звук. Остальные задают ему вопросы, например, «Это то, что находится в доме?», «Этот предмет оранжевого цвета?», «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» или «нет». Игра «Угадай, о чём спросили». Ученику, который выходит к доске, даётся несколько карточек. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите пить чай?». Ребёнок отвечает: «Я люблю пить чай». Остальным надо догадаться, каким был вопрос. Предупредить отвечающих, чтобы при ответе они не повторяли вопрос. -Почему совы охотятся ночью? -Как называют птиц, способных повторять человеческую речь? -Почему весной разливаются реки? 4. Развитию умений и навыков экспериментирования поможет задание: «Определяем плавучесть предметов». Дети выбирают для исследования десять различных предметов. Затем выдвигают гипотезы, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Эти гипотезы надо проверить. Иногда дети ошибаются при определении плавучести блюдца, яблока, пластилина. После того, как первый опыт будет закончен, эксперимент продолжается: изучаются плавающие предметы. Характеризуя опыт реализации исследовательской деятельности в начальной школе, можно назвать негативные стороны, которые лежат на поверхности и видны даже неспециалисту. Вызывает недоумение наличие методологического аппарата исследования в текстах презентации: «Целью нашего проекта было … Объект и предмет…Задачи проекта…Гипотеза…». Эти фразы отчеканивают даже учащиеся первого класса. Формулировки «мне было интересно узнать», «меня удивило», на самом деле отражают реальность и будут уместны в тексте презентации. В детском тексте не должны звучать и такие методологические категории исследования, как «объект», «предмет» и «гипотеза», хотя бы потому, что никто не может обосновать, почему собственно они должны звучать. Важно понять, что ценен сам процесс, о котором и надо честно рассказать в презентации и не утомлять себя и зрителей наукообразными выкладками, искусственно привязанными к детскому творчеству. Остановимся на ключевых моментах организации исследовательской деятельности младших школьников. В начале года учитель объявляет о планирующейся работе, особо не вдаваясь в раскрытие содержания понятия «проект» и процессуальных сторон предстоящей деятельности. Акценты в речи учителя расставляются на таких моментах, как «увлекательная работа», в которой дети смогут проявить свои способности, «праздничное мероприятие», на которое будут приглашены родители, но при этом «непростое дело», требующее времени и усердия. После такого объявления сразу же появляется большое количество желающих, из которых реальными участниками станут те дети, которые предложат интересные идеи для исследования и смогут целенаправленно над ними, работать. Самый минимальный срок работы над проектом, как показывает практика, не должен быть меньше месяца, отсчёт времени идёт от момента зарождения замысла. Наличие презентации в цикле проектной деятельности несёт две явные важные функции. С одной стороны, это демонстрация аудитории, значимой для школьника, результатов проделанной работы, проживание ситуации успеха ребёнком. С другой стороны, участие в мероприятии одноклассников-зрителей, которые по ряду причин не приняли участие в работе над проектами, но после удачных, интересных по сути и по форме выступлений своих товарищей будут мощно мотивированы на участие в проектной деятельности в дальнейшем. Кроме этого, содержательный компонент презентации позволяет в ненавязчивой форме донести до школьников-зрителей знания о каком-либо культурном феномене, явлении природы, интересном человеке. И это есть тоже значимая образовательная задача педагогического проектирования, которую нельзя игнорировать. В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество универсальных учебных действий: Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых, структурирование информации, выделение главного. Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. Успех учителя – это успех его учеников. Исследовательская деятельность – это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремлённость – вот тот неполный перечень качеств, которые развивает в себе ребёнок, вовлеченный в исследовательскую деятельность. Таким образом, вырастает не пассивный созерцатель жизни, а настоящий исследователь, первооткрыватель, творец. Результаты работы над темой: «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников». Абубекерова Сафия, дважды являлась победителем во Всероссийском детском историческом конкурсах «История электрофикации региона» 2014 г и «История развития железнодорожно-транспортных артерий» 2014 г. Черепанов Данила, в 2013 лауреат I степени во Всероссийском конкурсе проектов учащихся «Созидание и творчество» с приглашением на очную конференцию в г. Сочи, в 2014 году в этом же конкурсе лауреат III степени и 1 место в областном дистанционном конкурсе «Краеведческий калейдоскоп». Лунёва Еленатри года подряд занимает призовые места в научно-практических конференциях «Интеллектуалы XXI века» и лауреат II степени во Всероссийском конкурсе проектов «Созидание и творчество». Каждый ребёнок имеет опыт выступления со своим исследованием или проектом перед детьми класса на заседании школьного научного общества, которое проходит 8 февраля в день Всемирного праздника «Науки и творчества
Часть 5. Организация работы школьников над исследовательским проектом по биологии в свете требований ФГОС Автор. Спицына Елена Николаевна, учитель биологии МБОУ НКСОШ Усть-Донецкого района Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но…… размышляйте, и, хотя криво, да сами. Г.Э. Лессинг В соответствии с ФГОС перед учителем биологии стоит задача не только формировать предметные знания обучающихся, но и обеспечить формирование способностей к саморазвитию, личностному самоопределению. В рамках современного образования активно развивается такое направление работы, как исследовательская деятельность. Исследовательский проект - одно из важных средств формирования мировоззрения школьников. На уроках биологии учащиеся познают и открывают свой организм и окружающий их мир. Очень важно, чтобы уроки не были скучными и не сводились к пересказу материала учебника. Поэтому следует создавать такую атмосферу учебной деятельности, которая позволяет ученикам думать, открывать новое, размышлять, находить скрытые возможности своего организма, сомневаться, спорить и приходить к общему мнению. Приоритетным направлением в деятельности учителя становится воспитание творческой инициативы учащихся. Для этого на уроках следует использовать такие методы, как наблюдение и исследование. Учитель и ученик совместно совершают маленькие открытия (технология сотворчества), что формирует у учащихся вдумчивое и осмысленное отношение к проводимым экспериментам. Ребята сами начинают высказывать массу гипотез, предлагать разные варианты объяснения увиденного. Главное выслушать, вместе проанализировать, не подавить инициативу и любознательность. Вот тут-то учитель, как более знающий экспериментатор, должен объяснить причинность, сущность происходящего и найти ответы, которые стоят на границе с незнаемым. К такого рода поиску ребят надо подготовить. И поможет в этом организация работы над исследовательским проектом. Знакомство ребят с проектной деятельностью начинается с практического изучения природы в летнем оздоровительном лагере «ТОПОЛЕК» (учащиеся 1-5-х классов). Появляется интерес к предмету, т.к. учащиеся не стеснены рамками урока, не нужны отчеты, можно задать любой биологический вопрос и получить на него квалифицированный ответ. В среднем звене сильные учащиеся часто показывают высокие теоретические знания, но испытывают затруднения при выполнении практических заданий. Использование метода исследовательской деятельности на уроках позволяет создать условия для творческой деятельности ученика. Автоматически отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Знания у учащихся становятся более прочными, а самое главное — сохраняется интерес к изучению предмета. На занятиях кружка и при подготовке к олимпиадам есть возможность работать с гербарием, коллекцией семян, грибов. В кабинете всегда стоят микроскопы, доступные для работы даже на перемене. С большим удовольствием дети рассматривают водоросли, простейших и все, что попадается под руки, таким образом отрабатываются навыки работы с микроскопом. Чем больше ребята работают самостоятельно с лабораторным оборудованием, биообъектами, тем прочнее у них знания и практические навыки. Экскурсии представляют способ конкретного изучения природы. Здесь открываются возможности для организации исследовательской деятельности, инициативы и наблюдательности, формируются навыки самостоятельной работы. Посредством экскурсионной деятельности учащиеся знакомятся с обитателями природных объектов, совершенствуют навыки определения живых организмов по атласам, знакомятся с тем, как нужно правильно собирать материал, обрабатывать, систематизировать, оттачивают исследовательские навыки. Знания, полученные таким способом, оказываются очень прочными, надолго укладываются в детскую память. Для проведения исследования целесообразно разрабатывать инструктивные карточки, в которых приводится методика исследования природного объекта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.190 (0.01 с.) |