Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и проведение ученических конференцийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Автор. Шульженко Л.А., заместитель директора по УВР Белорусско-славянской гимназии им. И. Мележа г. Гомеля Попытаемся ответить на вопрос: зачем нужна конференция? В самом деле, школьная жизнь и так достаточно насыщенна. Ученики перегружены: домашние задания, кружки, репетиторы. У учителя: дети, уроки, тетрадки... А тут еще дополнительная нагрузка… Дело в том, что на большинстве уроков происходит репродуктивное обучение: последовательное изложение разделов программы учебного предмета с последующим воспроизводством материала учениками. Если мы занимаемся исследовательской работой, либо проектированием – мы качественно меняем сам характер обучения: во-первых, ученик выбирает интересующую его лично проблему (это главный залог эффективности и успешности этой работы); во-вторых, он движется в индивидуальном темпе, объем работы соответствует его склонностям и возможностям. Естественно, это возможно только в постоянном контакте с педагогом, при его консультировании и помощи. Таким образом выполнение исследовательской работы или проекта качественно меняет характер обучения и может изменить отношение ученика к учебе и к смыслу своего времяпровождения в школе. И тому немало примеров – когда именно выполнение индивидуального проекта вскрывало в ребенке, который имел отставания по определенным предметам, заинтересованного ученика. С 2003 года в Белорусско-славянской гимназии проводятся Мележевские чтени. Его участниками стали учащиеся гимназии, которая носит имя выдающегося белорусского писателя Ивана Мележа. Позже конкурс приобрел городской масштаб, а с течением времени – и международный. С каждым годом география чтений ширится, растет и число участников. Сегодня на Открытые Мележевские чтения приезжают молодые исследователи из России, Беларуси, Украины, Болгарии. Школьники исследуют наследие своих народов, размышляют о будущем, пишут стихи. Этот праздник молодости, науки, дружбы дает талантливым учащимся много возможностей. Качественное проведение конференции, даже на уровне учреждения образования, дело сложное, и сегодня мы попробуем ответить на вопрос: как организовать коференцию, чтобы она принесла пользу для учащихся и педагогов? Назовем показатели качества конференции: - качество нормативной базы конференции; - наличие концепции, поддерживающей определенную традицию (отражается в положении); - наличие регламента проведения экспертной процедуры (включая заранее известные критерии экспертизы); - профессиональная квалификацией экспертов; - информационное обеспечение, наличие информационной базы данных; - наличие аналитических материалов по практике работы и тенденциям, ориентирующим участников в поле проблематик конференции; - характером связи с вузами и другими научными учреждениями. Подготовку конференции любого уровня необходимо начинать с разработки нормативной базы, и, прежде всего, положения о конференции. Что нужно отразить в Положении конференции? Для того, чтобы разобраться для себя со смыслом и организационными аспектами планируемой конференции, будет полезно ответить на вопросы анкеты (Приложение 1). После того, как вы ответили на вопросы, позаботьтесь о том, чтобы ответы нашли отражение в положении о конференции, потому что в них содержится Ваша точка зрения на множество аспектов проведения конференции, которые должны знать ее участники. Главный нормативный документ конференции - Положение. Положение разрабатывается и утверждается в соответствии со статусом конференции (приказом по школе, по местному органу управления образованиям и т. д.) и публикуется заблаговременно. Положение, как правило, содержит следующие разделы: - общие положения (концепция, направленность конференции, цели и задачи); - учредители и управление проведением конференции (организация, ответственность, порядок формирования состава экспертов); - участники (кто может участвовать и как заявляться на участие); - требования к представляемым на конференцию работам (характер, структура, объем, форма представления и др.); - порядок рассмотрения работ (включая критерии оценки, номинации, сроки и др.); - подведение итогов (сроки, форма, учрежденные дипломы, публикация результатов). Положение – официальный документ, он должен давать исчерпывающую информацию о конференции для каждого участника. Раздел «Общие положения». Главная задача этого раздела – донести информацию о том, зачем организаторы проводят конференцию. Большинство участников этот раздел не читают, считая, что в нем прописываются положения, не имеющие отношения к реальной работе. Но когда возникают конкретные практически вопросы о порядке судейства, критериях, без ссылки на Положение не обойтись. Организаторам конференции необходимо следить, чтобы положение не было оторвано от практики проведения конференции. Цели и задачи конференции. Организаторы могут преследовать самые разные цели. Это определяется тем, каким учреждением организуется конференция. В соответствии с этим и генеральная направленность конференции выстраивается под эту цель. - для вуза - привлечение абитуриентов, популяризация деятельности вуза; - для общеобразовательного учреждения - включение своих учащихся в систему межрегиональных и межведомственных отношений; - для научного учреждения – популяризация научной отрасли в среде молодежи; - для компании, производящей интеллектуальную продукцию – подготовка квалифицированных пользователей, которые в будущем обеспечат необходимый спрос на продукцию. Конференции могут иметь следующие базовые цели: - выявление и отбор лучших работ - интеллектуальное соревнование, главная задача – выявление наиболее качественных работ учащихся, организаторов интересуют только лучшие работы; - форма образовательной работы – индивидуальная работа с авторами и руководителями с целью дальнейшего совершенствования их деятельности, организаторы рецензируют и консультируют авторов и руководителей всех представленных работ; - популяризация науки, какой-то ее области, направления техники – в этом случае предусматривается еще и просветительская программа (лекции, экскурсии и т. д.). Если Вы не определились с ведущей целью, то вам трудно будет при экспертизе конкретных работ (при всем их многообразии) выделить тот главный критерий, который станет решающим при вынесении окончательных решений о распределении мест. После цели необходимо сформулировать задачи. В задачах, в соответствии с целью, определяется что конкретно и в каком направлении будет делаться. Задачи конференции должны быть конкретизированы для всех, кто в ней участвует: - для учащихся (повышение качества образования, выявления лучших работ и т. д.) - для учителей (повышение мастерства, овладение эффективными способами обучения, обмен опытом и т. д.) - для учреждения (повышение статуса, повышение известности авторской концепции) - для образовательной системы (развитие новых образовательных технологий, развитие связей, сетей и т. д.) - для общества в целом (поддержка определенной культурной традиции). Должна быть четко определена предметно-тематическая направленность: определен перечень направлений, секций. Участники конференции. Необходимо четко обозначить, кто может принять участие в конференции. Если этого не сделать, то на конференции могут оказаться авторы, с которыми эксперты не смогут работать. Должны быть определены: ограничения по возрасту, от чьего имени подается заявка, могут ли подаваться коллективные проекты, в каких образовательных учреждениях могут обучаться авторы, обязательно ли должен быть руководитель работы и каким требованиям он должен удовлетворять и т. д. Важным разделом Положения является раздел, в которым перечисляются требования к работам. Необходимо четко и предельно подробно описать, какие работы принимаются на конференцию. Несоблюдение этого требования может привести к тому, что вам привезут макет, который не пролезает в дверь, и вы же окажетесь виноваты, что дверь слишком узкая. В качестве представляемых на конференцию работ могут фигурировать проектные разработки, исследовательские работы, реферативные работы, компьютерные презентации, стендовые сообщения и т. д. В каждом случае необходимо определить требования к их структуре, объему, характеру, оформлению. Необходимо определить и технические моменты, без соблюдения которых работа не рассматривается, какой бы гениальной она ни была, например, - носитель (бумажный, электронный); - объем (в страницах или знаках); - форма заявки; - куда, каким образом и в какие сроки сдавать работу; - порядок подачи заявок (подает конкретный учащийся, учреждение, орган управления образованием и т. д.); - наличие квалификационных требований (например, диплом конференции более низкого уровня) и т. д. Лучше всего разработать формы бланков, заявок, анкет, которые в качестве приложений будут дополнять Положение. Следующий вопрос – регламент экспертизы и критерии оценки представляемых работ. Критерии экспертизы ученических работ на конкурсах и конференциях являются важнейшими ориентирами при планировании и выполнении проектно-исследовательских работ учащихся. Они являются отражением главной цели педагогического коллектива, которая ставится при введении этого типа творческой деятельности в образовательный процесс. Так, в профильном обучении выполнение проектно-исследовательских работ может быть направлено на профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку учащихся. В дополнительном образовании главной задачей является развитие учащихся средствами проектно-исследовательской деятельности на предметном материале различных наук. Результативность выполнения проектно-исследовательской работы можно зафиксировать двумя способами: - формальным - выполненное исследование представлено в виде текста работы, доклада, презентации; - неформальным - становление субъектной позиции учащихся на основе развития исследовательских способностей. Исходя из этого можно рекомендовать следующие важнейшие (по смыслу) принципы экспертизы работ: - владение «цепочкой» самостоятельных действий от выделения проблемы и формулировки замысла до результата и его представления; - видение выполняемой работы в более широком предметном контексте: как теоретического материала, так и методики практической работы и обоснованности ее применения; адекватности и уместности интерпретации и практических применений результатов работы; - наличие «авторской позиции» - собственного отношения к работе и ее результатам; - восприятие культуры исследовательской деятельности в избранной предметно-тематической области; - уровень коммуникативной культуры при выполнении и представлении работы. Отметим, что данные принципы не являются «критериями прямого действия» - это ориентиры, которые должны учитываться при разработке конкретных критериев оценки ученических исследовательских работ – тех критериев, по которым экспертами может быть проставлена «оценка в баллах». При этом критерии оценки и регламент экспертизы должен быть известен участникам и их руководителям заранее, с тем, чтобы они имели возможность спланировать представление работы с учетом этих требований. На конференции может быть предусмотрено предварительное рассмотрение, по итогам которого формируется состав участников. Можно выделить следующие виды рассмотрения работ: - предварительного рассмотрения нет, участвуют все заявившиеся, которые приносят тексты работ непосредственно на конференцию, эксперты делают заключение по итогам прослушивания доклада и знакомства с его письменной версией во время доклада; - в конференции участвуют все заявившиеся, работы принимаются заранее, эксперты знакомятся с текстами заблаговременно, есть возможность изменить секцию или форму презентации работы; - на конференцию приглашаются авторы по результатам предварительного рассмотрения работ экспертной комиссией, рассмотрение закрытое, результаты не комментируются; - на конференцию приглашаются авторы по результатам предварительного рецензирования работ, рецензии с комментариями предоставляются авторами работ, в критериях прописана возможность корректировки работы с учетом замечаний рецензента. В рамках конференции могут быть следующие формы рассмотрения работ (которые в обязательном порядке отражаются в положении): - «докладная» форма – поочередное прослушивание авторов с соблюдением установленного регламента. - «выставка» или стендовая форма – автор подготавливает стенд с отражением основных этапов работы и поочередно беседует с разными экспертами; - представление компьютерных презентаций (очное или заочное). На конференции обязательно должны быть прописаны требования и рекомендации по презентации работ. В настоящее время принято по каждой работе делать вариант ее представления в виде компьютерной презентации. Презентация может дополнять стендовое представление (не заменяя его), может сопровождать устный доклад, а не заменять их. С примерными рекомендациями по подготовке компьютерных презентаций для представления проектных и исследовательских работ можно познакомиться самостоятельно в приложении к данной части. (Приложение 2) В Положении обязательно отражаются критерии оценки работ, на которые авторы могут ориентироваться при подготовке. Для экспертов эти критерии могут быть более развернутыми, рекомендуется разработать для них специальные рекомендации, по оценке работ. Необходимо отметить, процедура экспертизы предполагает в том числе выявление и фиксацию значимых с точки зрения эксперта сторон работы, не подпадающих по тем или иным причинам под критерии (и в этом принципиальное отличие экспертизы от оценки). Поэтому бывает, что при подведении итогов работы комиссии – при развернутом коллегиальном обсуждении - результаты не вполне согласуются со средним, просчитанным по экспертным листам, баллам. Если при этом комиссия руководствуется приоритетной целью конференции, а решение принимается подавляющим большинством голосов экспертов – такой порядок подведения итогов можно только приветствовать. В Положении отражается характер принимаемых работ (по каждому типу работ необходимы свои критерии экспертизы): - исследовательская; - проектная; - реферативная; - работает с творческими работами разных типов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.242 (0.013 с.) |