Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современный русский литературный язык↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И культура речи
Вопросы для обсуждения 1. Основные понятия курса: ЯЗЫК, СОВРЕМЕННЫЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК, КУЛЬТУРА РЕЧИ, РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. 2. Национальный язык и его разновидности. 3. Функциональные разновидности современного русского литературного языка. 4. Особенности устной и письменной речи. 5. Языковая норма и культура речи.
1. Основные понятия курса: ЯЗЫК, СОВРЕМЕННЫЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК, КУЛЬТУРА РЕЧИ, РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
ЯЗЫК – это система знаков и способов их соединения, он служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявления и является важнейшим средством человеческого общения. Кроме того, он является и средством познания, которое позволяет накапливать знания и передавать их от человека к человеку, от поколения к поколению. С помощью языка мы узнаем мир, определяем свое место в нем. Люди, получая и перерабатывая информацию о предметах или явлениях, оперируют с помощью языка уже не ими, а их знаками, обозначениями понятий. Есть знаки искусственные, создаваемые в соответствии с потребностями практики (знаки дорожного движения, например). Их можно при необходимости заменить, усовершенствовать. Но и естественный язык, постоянно развиваясь как живой организм, меняется под влиянием науки, быта, технического прогресса. Без языка невозможно человеческое общение, а без общения не может быть общества, не может сформироваться полноценная личность. Всем известны случаи, когда дети, оказываясь в положении Маугли, росли вне человеческого общества, без речевого общения. Вернувшись к людям, они не умели говорить, правильно передвигаться, вести себя в обществе других людей и с трудом обучались простейшим навыкам. Без языка не может быть мышления, т.е. осознания человеком себя как личности, и освоения действительности. Язык помогает сохранить и передать информацию. В письменных памятниках, устном народном творчестве фиксируется жизнь народа, нации, история носителей языка. Это аккумулятивная функция языка. Кроме того, язык выполняет эмоциональную функцию (выражает чувства и эмоции) и волюнтативную (функцию воздействия). Таким образом, основные функции языка – когнитивная (познавательная), коммуникативная (общения), аккумулятивная, волюнтативная и эмоциональная. Термин СОВРЕМЕННЫЙ ЯЗЫК употребляется обычно в двух значениях: 1) современный язык – это язык от Пушкина до наших дней; 2) современный – язык ныне живущих поколений, который сложился как система к середине ХХ века и функционирует по сей день. Поскольку от эпохи Пушкина до наших дней прошло более 150 лет и язык за это время изменился (это касается и произносительных, и грамматических норм; стало иным значение некоторых слов), мы будем понимать термин СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК как язык, который сложился как система к середине ХХ века и существует в наши дни. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК – это основное средство коммуникации (общения) между людьми одной национальности, главными свойствами которого являются обработанность и нормированность. Обработанность литературного языка возникает в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в общенародном, или национальном, языке. Отбор этот осуществляется в процессе использования языка мастерами слова (писателями, поэтами, актерами), общественными деятелями, а также в результате специальных исследований ученых-филологов. Нормированность литературного языка проявляется в том, что употребление его языковых средств регулируется единой общеобязательной нормой. Упорядочение, приведение в единство, в систему, в целостный непротиворечивый свод языковых явлений называется кодификацией, а средствами кодификации являются словари, справочники по языку, учебники, научные лингвистические исследования, устанавливающие норму, а также пример людей, безукоризненно владеющих русской речью, и лучшие образцы художественных, научных, публицистических произведений. Именно кодификация является основной задачей КУЛЬТУРЫ РЕЧИ, которая понимается как «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».* Итак, литературный язык – сознательно кодифицированный язык, высшая форма национального языка, используемая в науке, печати, образовании, государственных учреждениях, на радио и телевидении. Он обслуживает самые разные области человеческой жизни и деятельности и играет ведущую роль среди других разновидностей национального языка (о них речь пойдет ниже), поскольку включает в себя оптимальные способы обозначения понятий и предметов, выражения мыслей и эмоций. Нормативный аспект культуры речи – один из важнейших, но не единственный. Еще один важный аспект культуры речи – этический. В каждом обществе существуют свои нравственные нормы поведения, которые касаются и разнообразных ситуаций общения и в рамках культуры речи определяются как речевой этикет. ЭТИКЕТ – это совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях. Правила общения обладают национальной спецификой и могут существенно различаться в разных странах. Этикет – это особый язык общения, дающий возможность, поддерживая суверенитет каждой личности, достигать взаимопонимания и взаимоуважения и в конечном счете – успеха в общении. Нормы этикета – категория историческая, т.е. со временем меняющаяся. Кроме того, как уже было отмечено, они зависят от национального менталитета. У каждого народа свои представления о нормах поведения в быту, в профессиональной деятельности, в сфере торговли, дипломатии, политики, экономики. Повседневный этикет базируется на качествах, принятых во всем мире: вежливости, тактичности, естественности, достоинстве. Все эти качества выражаются через конкретные речевые действия, правила речевого поведения, т.е. через РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – систему стереотипных, устойчивых формул общения, отражающих нравственное состояние общества, национальные и культурные традиции. Этикет устной речи – это проявление уважительного отношения к собеседнику; вежливость, соразмерная с ситуацией; ненавязывание собственных суждений и оценок. Этикет письменной речи базируется на общих принципах речевого этикета, но при этом учитывает следующие правила: - форма обращения должна строго соответствовать ситуации общения; - текст должен подчиняться нормам жанра, а деловое письмо – соответствовать стандарту; - тон изложения должен быть уважительным и корректным. Речевой этикет, таким образом, рассматривает для различных ситуаций общения возможность или невозможность обращения на ты и на Вы; предписывает выбор полного или сокращенного имени, обращений типа гражданин, товарищ, сударь, господин и т.д., а также выбор способов приветствия, прощания, отказа, согласия, благодарности и т.п. Выбор речевых формул зависит от пола, возраста, социального статуса, национальности адресата или собеседника. Например, китайцы при обращении ставят на первое место фамилию, а в западной практике, наоборот, фамилию часто ставят на второе место. В России сейчас нет устоявшихся форм обращения. Поэтому, обращаясь, обычно произносят: «Извините», «Позвольте», «Будьте так добры» и т.п.*
2. Национальный язык и его разновидности
Русский язык – язык русской нации. Нация (от лат. «племя, народ») – исторически сложившаяся общность людей, образовавшаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и характера. Любой национальный язык не является единым по своему составу, т.к. им в разных ситуациях общения пользуются люди, различающиеся по своему социальному положению, роду занятий, уровню культуры и т.д. В структуру национального языка помимо языка литературного входят диалекты (территориальные и социальные), просторечие, а также вульгаризмы. Территориальный диалект – это нелитературный вариант национального языка, употребляемый в качестве средства общения между людьми на определенной территории, главным образом в сельской местности. Диалекты отличаются от литературного языка и друг от друга рядом особенностей в фонетике, грамматике, лексике. В русском языке выделяют три диалекта: южнорусский, среднерусский, севернорусский. Южнорусский диалект прекрасно представлен, например, в произведениях М. Шолохова о жизни донского казачества. Диалектизмы – областные слова – в словарях обычно сопровождаются пометой «обл.» или «диал.». К диалектизмам относятся, например, такие слова, как пимы (валенки), вехотка (мочалка), лыва (лужа), векша (белка), кочет (петух), гашник (пояс), кавун (арбуз). Просторечие – еще одна разновидность национального языка, которую использует в своей речи малообразованная часть городского населения, не владеющая нормами литературного языка. Мастерски обыгрывает в своих рассказах элементы просторечия М. Зощенко. Просторечные слова и выражения (нонче, давеча, кумекать, горланить, спинжак и т. п.) являются в его произведениях важной речевой характеристикой героев. Примером социального диалекта является, например, жаргон. Жаргоном (арго) называют речь людей, составляющих обособленные группы (социальный жаргон: молодежный, детский, воровской и т.д.) или объединенных общей профессией (профессиональные жаргоны летчиков, моряков, врачей, программистов и т.д.). В Лингвистическом энциклопедическом словаре (М., 1990) сделана попытка дифференцировать значения терминов «жаргон» и «арго»: подчеркивается, что «арго» чаще употребляется в узком смысле, обозначая способ общения деклассированных элементов, распространенный в среде преступного мира. Некоторые жаргонизмы (арготизмы) непонятны большинству людей, говорящих по-русски. Отдельные жаргонизмы имеют резко отрицательную эмоциональную окраску, например уголовная лексика. У подростков есть желание говорить иначе, чем взрослые, вводя в речь необычные слова. Так, в молодежной среде нередки словечки типа клёво, супер, круто, облом, прикид, тащиться, кайфовать, оторваться, париться, прикольный и др.* Особое место в языке занимают вульгаризмы – грубые слова, не рекомендуемые к употреблению, т.к. могут оскорблять нравственные чувства окружающих. Все перечисленные разновидности национального языка не могут заменить литературный язык. Так, например, молодежный жаргон нельзя использовать в учебной или профессиональной деятельности, а для делового общения не подходит профессиональный жаргон.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.195 (0.008 с.) |