Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имени главного маршала авиации А. А. Новикова

Поиск

Имени главного маршала авиации А.А.Новикова

 
 

 


 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по авиационной безопасности

 

 

(часть 1)

 

 

Санкт-Петербург

2002 г.

Введение в курс обучения.

Цели и задачи курса.

Обострение политических и социально-экономических проблем, появление обширных зон конфликтных ситуаций, терроризм, захват заложников, криминализация общества - все это не обошло стороной и Россию. Непосредственным объектом негативного воздействия оказался и воздушный транспорт, аккумулирующий гигантские денежные и материальные ресурсы и играющий особую роль в деле поддержания нормальной жизнедеятельности любого государства. Любой инцидент на воздушном транспорте вызывает огромный резонанс в обществе. Попытки захвата и захваты воздушных судов, угрозы и взрывы в аэропортах, иные акты незаконного вмешательства (АНВ) серьезно осложняют обстановку на воздушном транспорте, подрывают веру людей в безопасность пользования его услугами, влекут за собой тяжелые моральные, экономические и даже политические последствия, наносят ущерб национальным интересам.

Несмотря на тенденцию роста числа АНВ в деятельность гражданской авиации, Государственная служба гражданской авиации России, как орган государственного управления отраслью, активно совершенствует отечественную систему авиационной безопасности (АБ). Это объясняется и ростом числа аэропортов, открытых для выполнения международных авиаперевозок, и участием России в создаваемой мировой системе АБ.

Совершенствование системы АБ на воздушном транспорте России проходит по многим направлениям. Основным звеном в эффективном функционировании системы АБ становится четко отлаженная система подготовки, переподготовки и сертификации сотрудников служб АБ, экипажей, всего авиаперсонала, имеющего отношение к обеспечению АБ.

Активно разрабатываются новые и совершенствуются имеющиеся программы подготовки и переподготовки всех категорий авиаперсонала по мерам обеспечения АБ. В России впервые начата разработка различных учебных пособий по обеспечению АБ.

Данный материал из разрабатываемого учебного пособия по начальной подготовке специалистов и КПК служб авиационной безопасности не претендует на дословное применение, но может быть использован для начального обучения и разработки аналогичных пособий, применительно к конкретным условиям деятельности аэропортов, авиакомпаний и эксплуатантов гражданских ВС

Коллектив кафедры СПАТК ГА составителей Конспекта лекций по ОАБ будет признателен руководителям аэропортов и авиакомпаний России, ответственных за состояние авиационной безопасности, высказанному мнению о необходимости, на основании данного материала, создания учебного пособия и конструктивным предложениям (рекомендациям) в этом направлении.

Цель начальной подготовки персонала САБ - дать вновь принятым на работу сотрудникам необходимые основы теоретических знаний и практических навыков для выполнения ими функциональных обязанностей по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту (авиакомпании).

Курс предназначен для начальной подготовки сотрудников САБ с целью:

Ø Получения сотрудниками САБ необходимых основ теоретических знаний в области авиационной безопасности.

Ø Получения сотрудниками САБ в период прохождения испытательного срока практических навыков по выполнению своих функциональных обязанностей.

Ø Определения, по результатам теоретических знаний и практических навыков, профессиональной пригодности сотрудника САБ к выполнению им своих обязанностей.

Ø Подготовки сотрудника САБ к освоению последующего курса базовой подготовки (повышения квалификации) в сертифицированных учебных заведениях и центрах ГА (в течение одного года работы).

 

Курс начальной подготовки может применяться:

Ø Для подготовки сотрудников САБ к самостоятельной работе.

Ø Для усвоения ими необходимых теоретических знаний по АБ, в ходе проведения плановых занятий.

Ø Для обучения различных категорий авиаперсонала аэропорта (авиакомпании) мерам обеспечения АБ.

 

В результате освоения программы начальной подготовки курсанты колледжа и сотрудники САБ должны знать:

Ø основы функционирования ГА; структуру, деятельность и взаимодействие служб конкретного аэропорта (авиакомпании);

Ø основы воздушного терроризма, формы и методы борьбы с ним;

Ø основы о Стандартах и Рекомендуемой практике ИКАО по АБ;

Ø основы нормативно-правовой базы обеспечения АБ в РФ, требованиях нормативных документов ГС ГА России по АБ;

Ø основы организации обеспечения АБ в аэропорту (авиакомпании);

Ø Программу обеспечения авиационной безопасности аэропорта (авиакомпании) в части касающейся;

Ø структуру, деятельность и взаимодействие САБ с другими службами аэропорта (авиакомпании) и правоохранительными органами;

Ø меры обеспечения АБ и методы их выполнения;

Ø основы конструкции оружии, ВУ и методы их обнаружения;

Ø установленный порядок доступа в контролируемые зоны аэропорта и передвижения в них;

Ø основы использования средств связи;

Ø порядок действий сотрудников САБ в условиях чрезвычайной обстановки, связанной с актами незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ГА;

Ø свои функциональные обязанности.

В результате освоения программы начальной подготовки сотрудники САБ должны уметь:

Ø ориентироваться на территории аэропорта (авиакомпании);

Ø выполнять свои функциональные обязанности и осуществлять контроль мер АБ в аэропорту (авиакомпании);

Ø пользоваться имеющимися средствами связи;

Ø обращаться с выявленным оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, взрывными устройствами и опасными предметами до прибытия специалистов;

Ø правильно действовать в условиях чрезвычайной обстановки, связанной с АНВ в аэропорту.

Истоки терроризма.

44-ый год до Рождества Христова. Рим. Гай Юлии Цезарь, незадолго до того вошедший в столицу империи триумфатором, лучше других понимал: спасти Рим от надвигающего распада способна власть сильная, умная и милостивая. Цезарь сосредоточил в своих руках ряд важнейших государственных постов: диктатора, консула и т. д.

Мудрый Цезарь, стремясь объединить римское общество, простил своих политических противников, запретил разрушать статуи предшественников и врагов. Цезарь был первым в истории государственным деятелем, пытавшимся провести в политическую жизнь принцип: "Кто не против нас - тот с нами". Но противники, внешне примирившиеся с Цезарем, и вчерашние друзья-демократы имели свое мнение - Цезарь не соответствовал их идеалам. Знаменитый заговор состоялся. Цезарь принял смерть с мужеством воина и достоинством философа.

Череда тиранов, сделавших террор государственной политикой, погубила Рим

В Риме почти половина императоров была уничтожена переворотами власти. Практиковались дворцовые перевороты и в России.

В XX веке в природе терроризма ничего не изменилось. Более того, терроризм становится спектром самых разнообразных явлений, начиная от политических убийств и кончая массовой гибелью людей в пламени гражданской войны.

В XX веке произошел перенос терроризма на государственный уровень, чего человечество, прежде не знало. Террористическое государство "давило" своих граждан беззаконием внутри страны, заставляло их постоянно ощущать своё бессилие и слабость. Оно не меняло поведения и за пределами своих границ, в мировом сообществе. (Фашистская Германия).

XX век принес и нечто новое в практику политического террора - уничтожение деловых людей, банкиров, промышленников, финансистов.

XX век беспредельно расширил способы и направления политического террора. Акции массового устрашения проводили баскская ЭТА и ирландская ИРА, долгие годы держит в страхе Перу крайне левая группировка "Сендеро луминосо" ("Светлый путь" - "Светлый путь" террора...), уничтожившая за 20 лет примерно 25 - 50 тысяч человек. По данным различных международных организации, в мире, только за одно десятилетие (с 1970 по 1980 гг.) совершено 8114 террористических актов. Тысячи людей стали жертвами разнузданного насилия бандитов. Однако наступающие 80-е годы оказались неизмеримо более жестокими. Только за первые 5 лет, с 1980-го по 1985 годы, количество терактов удваивается. И далееих число растет: в 1986-м - 774, в 1987-м - 832, в 1988-и - 856.

Все теракты, закончившиеся трагическим исходом, относятся к XX веку. За последние 2 десятилетия жертвами терроризма стали более 30 государственных деятелей стран мира.

Тактика терроризма.

Вербуются террористы из малоимущих слоев населения, у которых погибли родственники, нет средств существования, нет цели в жизни. Став членом группировки, они получают деньги, обретают уверенность и силу духа, появляется цель в жизни - начинается подготовка их к теракту.

Террористы изучают опыт терактов, повторяя удачные операции, стараясь застичь людей врасплох, внезапно.

Милосердие у террористов отсутствует.

Если теракт у группировки удался, группировка берет на себя ответственность его совершения.

Если теракт провалился, группировка быстро меняет свое название и берет на себя ответственность под другим названием, чтобы запутать полицию при расследовании акта.

Террористы - действуют быстро (взрыв или нападение со стрельбой).

"Мне должно повезти один раз, а вам должно везти каждый раз" - одно из выражений ирландского террориста из переговоров с английской стороной.

Руководители террористических группировок, как правило, грамотные люди, вынашивающие далеко идущие цели.

Силы (Исполнители).

1. Террористические организации (отечественные, международные, в т.ч. пользующиеся государственной поддержкой и др.);

2. Незаконные вооруженные формирования:

ð сепаратисты,

ð наемники,

ð диверсионные подразделения,

ð партизаны и др.

3. Организованные преступные группы:

ð бежавшие из мест заключения,

ð работающие "по заказу" мафиозных структур, политических партии и др.

4. Группы экстремистов (отдельные экстремисты), фанатики-самоубийцы. Лица, сочувствующие террористам или подкупленные ими.

5. Психически неполноценные или индивидуумы, находящиеся в состоянии аффекта, алкогольного опьянения, наркоманы.

6. Невольные пособники террористов (обманутые и т. д.).

Категории террористов.

60% террористов - женщины, т. к. они смотрят на жизнь под своим углом зрения (имеют отличную от мужчин логику мышления).

Шизофреник - отсутствие связанных мыслей и предложений. На заданный вопрос не может дать ответ - ему нужна отдушина.

Неврастеник - прекрасно понимает последствия своих поступков и правильно оценивает обстановку. Но изнутри к нему приходит неосознанное чувство гнева.

Псих - непредсказуем, не может разумно думать, испытывает чувство беспомощности, очень нестабилен, легко выводим из себя, постоянно находится в состоянии стресса.

Психопат - самый вредный человек, маньяк-преступник, отсутствует чувство вины, никогда не колеблется, всех ненавидит (даже мать и отца), нет способности любить, совершает убийства животных и даже детей, любит пытать людей, расчленяя их. При захвате убивает заложников без предупреждения.

Параноик - страдает от мании преследования, считает всех людей своими врагами.

Неполноценный - слабоумный, следует за другими. Отсутствует чувство своего места в обществе, и он ищет его в банде, совершая преступление, чтобы утвердиться. Он не может принимать решения - следует принимать решения за него.

Террорист - "борец за идею" (крестоносец) - очень хорошо подготовлен, отлично оснащен, действия его не предсказуемы. У него есть цель - он не берет заложников для развлечения. Не следует его недооценивать.

Уголовник - не возражает на обмен заложников (на деньги, автомобиль и т. д.), у него могут быть какие-либо жалобы.

Методы совершения терактов.

ð Взрыв или поджог на объекте, вблизи объекта, в месте скопления людей, транспортного средства;

ð Стрельба по объектам, людям (в т. ч. обстрел с закрытых позиций);

ð Захват ВС, объектов, комплексов, заложников;

ð Поломка, порча, разрушение, саботаж (ВПП, ВС, навигационного и светотехнического оборудования);

ð Организация паники (в залах ожидания пассажиров, в ВС с помощью ложных объявлении, слухов и т. д);

ð Отравление помещений, воды, пищи, одежды;

ð Подкуп персонала;

ð Ложные сообщения, угрозы (по телефону, письменные, устные) о применении ВУ;

ð Радиоэлектронное подавление радиосвязи, создание помех;

ð Отвлечение внимания, провоцирующие действия.

 

Состояние АБ в ГА РФ.

После утверждения Правительством Российской федерации (в 1994 г.) Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства:

ð во всех аэропортах и авиакомпаниях России разработаны и осуществляются Программы обеспечения авиационной безопасности;

ð во всех крупных аэропортах и авиакомпаниях России созданы и постоянно совершенствуют свою деятельность службы авиационной безопасности;

ð специалисты служб авиационной безопасности проходят подготовку и сертифицируются в ряде учебных заведений и учебных центрах ГСГА России;

ð совершенствуется нормативно-правовая база обеспечения авиационной безопасности применительно к международным Нормам, правилам и процедурам, регулирующая вопросы авиационной безопасности на уровне авиакомпаний, аэропортов и государства в целом;

ð в области авиационной безопасности ГСГА России активно сотрудничает с международными организациями ГА и ведущими странами мира.

Впервые в истории России в принятом 19 марта 1997 года Федеральном законе "Воздушный кодекс Российской Федерации" появилась глава 12 "Авиационная безопасность", определяющая основные требования по защите отечественной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в её деятельность.

Вместе с тем, по данным статистики в Российской Федерации количество актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность отечественной гражданской авиации продолжает оставаться высоким.

За 22 года (с 1958г. по 1979г.) на территории бывшего СССР совершено 28 АНВ (22 случая попыток захватов ВС и 6 случаев захватов и угонов ВС).

За последующие 10 лет (с 1980г. по 1989г.) совершено 283 АНВ (15 случаев попыток захвата ВС, 5 случаев захвата и угона ВС и 263 угрозы в адрес ГА), т. е. в 10 раз больше, чем за предыдущие 22 года

За 8 лет последнего десятилетия XX века в гражданской авиации бывшего СССР и России совершено 1607 АНВ, что почти в 6 раз превышает уровень АНВ за все предыдущие 33 года, начиная с 1958 года, когда был зафиксирован первый случай попытки захвата на территории СССР гражданского воздушного судна.

Из всех актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации России значительный финансовый и моральный ущерб аэропортам и авиакомпаниям наносят угрозы, проверка которых вызывает порой вынужденные посадки самолетов, задержки рейсов, повторные проверки воздушных судов, досмотр пассажиров, багажа, груза и т.д.

В течение последних лет при снижении объемов авиаперевозок продолжается рост количества лиц, пытающихся пронести в воздушные суда (ВС) запрещенные к перевозке опасные предметы и вещества, особенно оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества.

В России в 1999-2001 году (по данным правоохранительных органов) совершено 1236 криминальных взрывов с использованием боеприпасов, взрывчатых веществ и самодельных взрывных устройств, в том числе 52 с признаками терроризма. В 224 случаях использовались самодельные ВУ. За этот период поступило 18,5 тыс. анонимных сообщений, содержащих угрозу совершения террористических актов. Сотрудниками ФСБ установлено более 450 авторов этих анонимных угроз.

Возможность совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, ставит под угрозу жизнь пассажиров и экипажей воздушных судов, подрывает веру населения в безопасность полетов.

За 9 месяцев 2001 года предпринято 75 АНВ в деятельность аэропортов и авиапредприятий ГА России. (За 9 месяцев 2000 года – 82 АНВ).

В том числе:

1 захват ВС Ту-154 авиакомпании “ Внуковские авиалинии’’ выполнял рейс Стамбул - Москва.

(15.03.2001 г. ВС Ту-154 ОАО «Внуковские авиалинии» выполнял рейс Стамбул-Москва. После взлета два террориста пытались проникнуть в кабину летного экипажа, ранив ножом бортпроводника, преградившего ему путь. Угрожая холодным оружием и применением ВУ, террористы вынудили экипаж лететь в Саудовскую Аравию. В аэропорту Медина, в результате переговоров, террористы выпустили часть заложников. После попытки террористов взломать дверь в кабину пилотов спец. подразделение Саудовской Аравии провело операцию по освобождению заложников. При проведении операции один террорист убит, двое задержаны. Погибли бортпроводник Фомина Ю.В. и пассажир – гражданин Турции. Остальные пассажиры и члены экипажа были освобождены и возвращены в Россию.)

29 угроз в адрес ГА, из них 24 - анонимных (выявлено 10 авторов угроз);

12 несанкционированных проникновений в ВС - в основном лиц, пытавшихся вылететь без авиабилетов;

25 несанкционированных проникновений на объекты ГА - в основном с целью хищения имущества и оборудования;

8 инцидентов, имеющих отношение к нарушению мер авиационной безопасности (других АНВ).

Воздушное право.

Членами ИКАО является 187 Договаривающихся государств, которые проводят различную политику в области права, и осуществляют различную судебную практику.

Такое положение ставит вопрос о необходимости едино направленных усилий в отдельных областях в целях выработки кодекса международного воздушного права.

Функция ИКАО заключается в оказании содействия принятию документов международного воздушного права, а также мер для их всеобщего признания.

Принятые на начало XXI века документы международного воздушного права охватывают такие вопросы, как:

· международное признание прав на воздушные суда;

· ущерб, причиненный иностранными воздушными судами третьим сторонам на земле;

· ответственность воздушного перевозчика перед пассажирами;

· преступления, совершаемые на борту воздушного судна и в аэропортах, обслуживающих международную ГА;

· маркировка пластических ВВ в целях их обнаружения;

· незаконное вмешательство в деятельность ГА.

 

Упрощение формальностей.

Задержки, вызванные прохождением таможенных, иммиграционных и карантинных служб, и прочие формальности являются наиболее серьезным препятствием на пути свободного и беспрепятственного движения пассажиров и грузов через международные границы. Эта проблема обусловлена скоростью авиапутешествия.

Например, если до и после 6-часового перелета через океан прохождение формальностей занимает по одному часу, это значит, что время нахождения пассажира в пути увеличивается на одну треть, в то время как выполнение таких же формальностей при морском путешествии продолжительностью в пять дней через тот же океан занимает всего около двух процентов указанного времени.

Уже почти четверть века ИКАО пытается убедить Договаривающиеся государства в необходимости сокращения подобных бюрократических процедур.

Приняты Международные стандарты по упрощению формальностей, устанавливающие максимальное время, необходимое государствам для выполнения этих процедур. Кроме этого, для сокращения процедурных формальностей ИКАО предпринимает усилия, направленные на обеспечение зданий аэровокзалов необходимыми средствами и службами для обслуживания пассажиров, обработки их багажа и груза.

 

Безопасность.

Основным и решающим критерием, определяющим деятельность ГА, является уровень безопасности воздушных перевозок (безопасность полетов и авиационная безопасность).

В области обеспечения АБ ИКАО является основным международным органом ГА, определяющим стратегические действия всего мирового авиационного сообщества в этой сфере деятельности.

Определив АБ одним из приоритетных направлений своего Стратегического плана действий, ИКАО формирует международное воздушное право в области обеспечения АБ путем постоянного:

• анализа уровня обеспечения АБ международной ГА и информирования государств - членов;

• совершенствования принятых ИКАО документов международного воздушного права в области обеспечения АБ (конвенции, стандарты и рекомендуемая практика);

Представительство Российской Федерации при ИКАО. СССР вступил в ИКАО в ноябре 1970г. Первым председателем Комиссии СССР по делам ИКАО был назначен Министр гражданской авиации СССР Б.П. Бугаев. Сегодня Россия является правопреемником бывшего СССР как стороны межправительственных соглашений по многим основаниям. В их числе и тот факт, что в подавляющем большинстве соглашений одним из пунктов отправления и назначения указана Москва как столица России, а не только бывшего СССР.

По состоянию на 2002 г. РФ является стороной более 120 межправительственных соглашений о воздушном сообщении.

Российская Федерация является участником семи конвенций:

- Варшавской конвенции 1929г.;

- Чикагской конвенции 1944г.;

- Римской конвенции 1952г.;

- Гвадалахарской конвенции 1961г;

- Токийской конвенции 1963г.;

- Гаагской конвенции 1970г.;

- Монреальской конвенции 1971г.

Стратегические (первоочередные) задачи ИКАО в области авиационной безопасности:

Стратегическая задача № 1. - Всеобъемлющий досмотр зарегистрированного багажа.

Стратегическая задача № 2. - Разработка мер безопасности для обеспечения того, чтобы только разрешенный багаж проносился на борт ВС.

Стратегическая задача № 3. - Улучшение досмотра пассажиров и ручной клади. Усиление контроля, за перевозкой электронных устройств с батарейным питанием - основной элемент применяемых в аэропортах мер по обеспечению авиационной безопасности и нуждается в постоянном рассмотрении и улучшении.

Стратегическая задача № 4. - Разработка мер безопасности в отношении груза, почты, бортпитания, курьерских и срочных отправлений.

Стратегическая задача № 5. - Улучшение контроля, за доступом в аэропорты (твердый, неизменный контроль).

Конвенции ИКАО.

В различные периоды развития международной авиации мировым сообществом (государствами - членами Международной гражданской авиации ИКАО) принято девять (9) Конвенций по гражданской авиации, регламентирующих различные вопросы её деятельности.

Перечень международных Конвенций:

1. Варшавская конвенция 1929 г. - Конвенция по унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (подписана в Варшаве 12.10.29 г., вступила в силу 17.09.33г., изменена в Гааге в 1955 г., изменена и дополнена в Гватемале 08.03.71г.).

2. Чикагская конвенция 1944 г. - Конвенция о международной гражданской авиации (подписана в Чикаго 07.12.44 г.).

3. Женевская конвенция 1948 г. - Конвенция о международном признании прав на воздушные суда (подписана в Женеве 19.06.48г., вступила в силу 17.09.53 г.).

4. Римская конвенция 1952 г. - Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (подписана в Риме 07.10.52 г., вступила в силу 04.02.58 г., изменена в Монреале 23.09.78 г.),

5. Гвадалахарская конвенция 1961 г. - Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции по унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемым лицом, не являющимся перевозчиком по договору (подписана в Гвадалахаре 18.09.61 г., вступила в силу 01.05.64 г.).

6. Токийская конвенция 1963 г. - Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (подписана в Токио 14. 09. 63 г., вступила в силу 04.12.69 г.).

7. Гаагская конвенция 1970 г. - Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (подписана в Гааге 16.12.70 г., вступила в силу 14.10.71 г.),

8. Монреальская конвенция 1971 г. - Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (подписана в Монреале 23.09.71 г., вступила в силу 26.01.73г.).

9. Монреальские протоколы 1975 г. - Дополнительные протоколы № 1, 2, 3 и 4 об изменении Варшавской конвенции 1929 г. (подписаны в Монреале 25.09.75 г., вступят в силу после ратификации 30 государствами),

10. Монреальский дополнительный протокол 1988 г. - Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23.09.71 г. (подписан в Монреале 24.02.88 г., вступил в силу 06.08.89 г.).

11. Монреальская конвенция 1991 г. - Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (подписана в Монреале 01.03.91 г., вступит в силу после ратификации 35 государствами с учетом некоторых условий).

Основной конвенцией является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации. По сути, она является Уставом ИКАО. Присоединение государств к Чикагской конвенции 1944 г. влечет за собой автоматическое вступление в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО), поскольку уставные положения ИКАО, как специализированного учреждения ООН, являются неотъемлемой составной частью Чикагской конвенции. Другой процедуры вступления в ИКАО, кроме присоединения к Чикагской конвенции, не существует.

Приложение 17 к Чикагской конвенции ИКАО. Международные стандарты и рекомендуемая практика ИКАО по авиационной безопасности.

Принятое в 1974г. Приложение 17 «Безопасность - защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» относится к безопасности в гражданской авиации и содержит требования по охране, предъявляемые ИКАО и применяющиеся ко всем странам-участницам.

Приложение 17 к Чикагской Конвенции - «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» содержит «Стандарты и Рекомендуемую практику» для обеспечения безопасности гражданской авиации, предъявляемые ИКАО ко всем странам-участницам.

Каждое Приложение к Чикагской конвенции состоит из одинаковых составных частей:

• основной материал Приложения (Стандарты и Рекомендуемая практика);

• Добавления (составная часть Стандартов и Рекомендуемой практики);

• определения употребляемых терминов (для единообразного понимания смысла требований Стандартов и Рекомендуемой практики);

• материал, утвержденный Советом ИКАО для опубликования вместе со Стандартами и Рекомендуемой практикой.

 

Содержание Приложения 17:

• в предисловии приводится историческая справка по разработке материала к Приложению 17, действия Договаривающихся государств по применению положений Стандартов и Рекомендуемой практики по авиационной безопасности, общие сведении о структуре Приложения, таблица с поправками к Приложению;

• в главе 1 Приложения приведены определения употребляемых терминов;

• в главе 2 Приложения приведены стандарты цели и задачи безопасности, а также рекомендации по упрощению формальностей при введении мер и правил безопасности;

• в главе 3 Приложения приведены стандарты и рекомендуемая практика по вопросам национальной организации системы авиационной безопасности и международному сотрудничеству;

• в главе 4 Приложения приведены стандарты и рекомендуемая практика по:

Ø общим целям мер авиационной безопасности;

Ø мерам, касающимся пассажиров и их ручной клади;

Ø мерам, касающимся зарегистрированного багажа, груза и других предметов;

Ø мерам, касающимся контроля доступа в контролируемые и другие зон аэропорта;

Ø мерам, касающимся проектирования аэропортов в целях обеспечения безопасности.

• в главе 5 Приложения приведены стандарты и рекомендуемая практика по вопросам руководства ответными действиями в связи с актами незаконного вмешательства;

• в дополнении к Приложению приведены выдержки из других Приложений к Чикагской конвенции, имеющие отношение к обеспечению авиационной безопасности.

Руководство ИКАО по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (Doc. 8973). Назначение и основное содержание.

В целях оказания помощи государствам в обеспечении безопасности гражданской авиации путем разработки правовых рамок, практики и правил, связанных с предотвращением и пресечением АНВ, а также в выполнении требований Приложения 17 ИКАО разработала Руководство по обеспечению безопасности «Руководство по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» (Doc 8973).

Цель Руководства заключается в сборе материала с целью оказать помощь в выполнении положений Приложения 17 "Безопасность - защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства".

Таким образом, в Приложении 17 излагаются требования по обеспечению авиационной безопасности, а в Руководстве содержатся рекомендации относительно методов их выполнения.

В 1996 году международной организацией гражданской авиации (ИКАО) опубликовано пятое издание Руководства по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (Doc. 8973/5).

Руководство представляет собой объемный документ, освещающий пути и способы обеспечения авиационной безопасности применительно к любому государству (т. е. без учета конкретных особенностей каждого государства).

Руководство является инструктивным, рекомендательным и справочным материалом (пособием) по большинству комплексов вопросов обеспечения авиационной безопасности.

Руководство состоит из 3-х частей и раздела из 24 дополнений справочного характера по самым различным вопросам обеспечения авиационной безопасности.

Краткое содержание руководства:

Европейская конференция гражданской авиации (ЕКГА) и её деятельность в области авиационной безопасности.

Политику в области авиационной безопасности ИКАО реализует через сеть своих бюро, находящихся во всех регионах мира. Однако следует заметить, что в Европе (к которой по градации ИКАО отнесена вся Россия) тон в деятельности, связанной с авиационной безопасностью, задает не региональное бюро ИКАО в Париже, а другая между­народная организация - Европейская Конференция гражданской авиации (ЕКГА).

ЕКГА была создана в 1985 году по инициативе Совета Европы и при активном участии ИКАО с целью поддержания безопасности, эффективности и развития граждан­ской авиации в Европе. ИКАО выполняет функции секретариата для ЕКГА. Связанные с этим расходы первоначально покрываются за счет средств Общего фонда ЕКГА, а за­тем подлежат возмещению государствами - членами ЕКГА.

На сегодня в число 33-х членов ЕКГА входят практически все ведущие государст­ва Европы, а также Болгария, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Чехия и Эстония, Государства - члены Европейской Конференции гражданской авиации (ЕКГА):

Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Следует подчеркнуть, что Россия членом ЕКГА не является.

В течение последних 20 лет одним из самых первостепенных видов деятельности ЕКГА были разработки и внедрение мер авиационной безопасности для аэропортов и авиакомпаний. Эти меры, вместе с большим количеством резолюций и рекомендаций, разработанных ЕКГА, сведены в "Руководство ЕКГА по упрощению формальностей и безопасности" - так называемый Документ 30, состоящий из двух частей. Вопросы авиа­ционной безопасности рассматриваются во второй его части.

Деятельность ЕКГА в области авиационной безопасности регулируется, главным образом, этим документом, при этом учитываются требования Приложения 17 и ряда других документов ИКАО. Документ 30 представляет собой сводное заявление о теку­щей политике и практической деятельности ЕКГА в области авиационной безопасности и устанавливает, что государства - члены должны стремиться поддерживать приемле­мый и единообразный уровень безопасности во всех международных аэропортах и при определении круга мер и методов, необходимых для обеспечения безопасности, руко­водствоваться общими принципами и положениями Документа 30. В частности, Доку­мент 30 содержит руководящие материалы по квалификации, обучению, сертификации и мотивации сотрудников авиационной безопасности, вводит понятие "квалифицирован­ный сотрудник службы безопасности". Главная цель документа - обеспечить неуклонное и единообразное выполнение стандартов безопасности государствами-членами ЕКГА.

Текущая деятельность ЕКГА основывается на трех постулатах, выработанных на симпозиуме ЕКГА по авиационной безопасности в 1990 году:

1. Правительства, авиакомпании и аэропорты должны сотрудничать как можно теснее. Они должны делиться информацией о последних достижениях в деле борьбы с терроризмом и координировать и стимулировать свою научно-исследовательскую и производственную деятельность в этом направлении.

2. Человеческий фактор был и остается вопросом первостепенной важности. Дос­тижения в технике не устраняют этот фактор. Учитывая, что обученный сотрудник авиа­ционной безопасности будет всегда стоять на переднем фронте борьбы с терроризмом, следует уделять как можно больше внимания подготовке кадров и их постоянной заинтересованности в работе.

3. Новые аэропорты должны конструироваться с самого начала с учетом безопасности. Должны быть использованы все возможности, чтобы перестроить существующие авиа терминалы в соответствии с требованиями безопасности, поддерживая одновре­менно высокий уровень удобства пассажиров.

ЕКГА подчеркивает, что необходимо применять общие стандарты не только к тра­диционной досмотровой технике, но и к оборудованию для поиска металлов, и к обору­дованию для поиска взрывчатых веществ.

Необходимо усиливать безопасность аэропортов путем введения требований безопасности на стадии их проектирования, а также регулярного внедрения нового дос­мотрового оборудования.

Сейчас ЕКГА поставила задачу оценить существующую традиционную досмотро­вую рентгеновскую технику и определить, каким образом можно увеличить её эффек­тивность при досмотре пассажиров.

Для того чтобы обеспечить выполнение наиболее важных положений Документа 30 максимально надежным и единообразным способом, разработана стратегия, которая требует от государств-членов:

• разработку перечня ключевых мер безопасности;

• реализацию этих мер в своих государствах;

• представление каждые два года докладов, предназначенных для получения информации о положении дел с реализацией ключевых мер безопасности;

• обеспечение личного участия руководителя гражданской авиации страны в под­готовке этих докладов.

Среднесрочная программа деятельности ЕКГА в области авиационной безопасности:

1. Направить все усилия на последовательное и неукоснительное выполнение всеми государствами-членами ЕКГА полного комплекса ключевых мер безопасности, разработанных ЕКГА на основе Док



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.121.24 (0.017 с.)