ТОП 10:

Конституционный Суд РФ в системе ОГВ. Состав, порядок формирования и структура Суда.



Конституционный контроль как функция государства – заключается в поддержании конституционной законности как состоянии государства, общего режима функционирования общества в иерархично выстроенной правовой системе, основана на принципе соответствия всех нормативных правовых актов государства основному закону, Конституции.

 

Является ли конституционный контроль самостоятельной функцией государства?

Есть 2 подхода ответа на этот вопрос:

1)КК –это разновидность судебной функции, имеющей в качестве своего основания необходимость разрешения споров между правовыми актами.

2)КК –это особый вид деятельности государства, который существенным образом отличается от функции осуществления правосудия.

 

Особенность КК проявляется в следующем:

1) Конституционный суд осуществляет нормоконтроль и не решает вопросы факта.

2) Конституционный суд, по существу, занимается правотворческой деятельностью.

3) Акты Конституционного суда имеют общеобязательное значение и по юридической силе могут быть сравнимы только с юридической силой Конституции.

 

Характеристика КС:

1) КС – это орган государственной власти, чьи решения обладают обязательностью для лиц, не входящих в организационную структуру Конституционного Суда РФ и обеспечиваются государственным принуждением.

2) КС – это орган судебной власти – орган, осуществляющий конституционное правосудие в процессуальной форме конституционного судопроизводства.

 

Состав КС РФ: из 19 судей.

 

Порядок формирования Конституционного Суда РФ: Судьи КС назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ (с. 1 т. 128 Конституции РФ).

 

Внесение предложений Президента РФ о кандидатурах для предоставления в Сове Федерации:

1) Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

2) Законодательные органы субъектов РФ.

3) Высшие судебные органы.

4) Федеральные юридические ведомства.

5) Всероссийские юридические сообщения.

6) Юридические научные и учебные заведения.

 

Рассмотрение вопроса в Совете Федерации:

1) Совет Федерации рассматривает вопрос на назначение судей в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ.

2) кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете СФ по конституционному законодательству, который готовит заключение по каждой кандидатуре.

3) Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов СФ.

 

Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей, то есть 15 судей.

 

Структура Конституционного Суда РФ:

До 2011 года:

1) Пленум КС – все 19 судей.

2) Две Палаты Суда: Первая палата – 9 судей. Вторая палата – 10 судей. Обладали равным статусом и равными правами.

По компетенции:

1) Пленум КС.

2) По палатам КС.

 

После 2011 года:

1) Палаты Суда упразднены.

2) Все полномочия Суда осуществляются им в полном составе.

 

Структура КС РФ:

1) Председатель КС РФ. Назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента сроком на 6 лет из числа судей.

По инициативе на менее пяти судей, считающих, что председатель недобросовестно исполняет свои обязанности, либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос и о его досрочном освобождении от должностей.

Решение о досрочном освобождении принимается большинством не менее 2/3 голосов.

2) Заместители Председателя. Сейчас два заместителя. Назначаются так же, как и председатель, – Советом Федерации по представлению Президента РФ. Осуществляют по уполномочию Председателя его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем.

 

Структура КС РФ:

1) Научно-консультативный совет.

2) Аппарат Суда.

 

Компетенция КС РФ:

По источникам закрепления выделяют 4 группы полномочий КС:

1) Конституционные полномочия.

Закреплены в ст. 100, ст. 104 и ст. 125 Конституции РФ

1.1) Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

- Федеральных законов (в том числе ФКЗ).

- Нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ.

- Конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения.

- Договоры между органами государственной власти.

1.2) Разрешает дела о соответствии Конституции РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ.

1.3) Дает толкование Конституции РФ.

1.4) Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

1.5) Разрешение споров о компетенции:

- Между ФОГВ.

- Между ОГВ РФ и ОГВ субъектов РФ.

- Между высшими государственными органами субъектов РФ.

1.6) Проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных права и свобод граждан и по запросам судо (конкретный нормонконтроль).

1.7) Обращение с посланиями к Совету Федерации и Государственной Думе (с. 3 ст. 100 Конституции РФ).

В прежней редакции Регламент КС (№ 46) - это послание было обозначено как: «Послание о состоянии конституционной законности в РФ».

1.8) КС выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (ст. 104 Конституции РФ).

2) Полномочия, которые закреплены в ФКЗ о КС.

ФКЗ от 21.07.1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

2.1) ФКЗ о КС перечисляет все конституционные полномочия КС.

2.2) При этом ФКЗ указывает, что КС осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему:

- Конституцией РФ.

- Федеративным договором.

- Федеральными конституционными законами.

- Договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

3) Полномочия, закрепленные в других ФКЗ и ФЗ.

ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека РФ» (подп. 5 п. 1 ст. 29)

3.1) Аналогично с обращением граждан в отношение нормоконтроля.

ФЗ «О прокуратуре РФ» (п. 6 ст. 35).

3.2) Аналогично обращения гражданина, обращение Генерального прокурора РФ в отношение нормоконтроля.

ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ» п. 4 ст. 7).

3.3) Проверка конституционности международного договора о принятии в РФ нового субъекта РФ.

ФКЗ «О референдуме РФ» (с. 17 ст. 15).

3.4) Проверка конституционности вопросов референдума РФ по запросу Верховного Суда РФ о признании вопросов референдума не соответствующими Конституции РФ.

4) Полномочия, закрепленные в решениях Конституционного Суда.

п. 4 мотивировочной части Постановления КС от 02.04.2002 г. № 7-П.

4.1) Проверка конституционного закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по обращениям (жалобам) органов местного самоуправления.

п. 3.1 и п. 3.2 мотивировочной части Определения КС от 02.10.2007 г. № 715-О-П.

4.2) Конституционно-правовое истолкование правовых норм, не содержащихся в Конституции РФ («выявление конституционного смысла действующего права», «конституционное истолкование нормативного акта или отдельного его положения».

 

Стадии конституционного судопроизводства:

1) Обращение в Суд.

1.1) Обращение в суд с запросом, ходатайством или жалобой.

1.2) Предварительное рассмотрение обращения.

1.3) Принятие обращения Судом.

2) Судебное разбирательство.

2.4) Подготовка к судебному разбирательству.

2.5) Собственно судебное разбирательство.

2.6) Совещание, голосование и принятие итоговых решений.

3) Исполнение решения.

3.7) Опубликование и вступление в силу решений.

3.8) Исполнение решений.

 

Обращение в Суд с запросом, ходатайством или жалобой.

Обращение в Суд – является поводом для рассмотрения Судом дела.

 

Формы обращения:

1) Жалоба – обращение граждан и их объединений о проверке конституционности закона.

2) Запрос – обращение ОГВ о конституционности нормативных актов и договоров:

- Обращение о толковании Конституции.

- Обращения судов.

- Обращения СФ о порядке выдвижения обвинения против Президента РФ.

3) Ходатайство – обращение о разрешении споров о компетенции между органами государственной власти, а также обращение о разъяснении решения Суда.

 

Необходимо различать два термина:

1) Повод к рассмотрению – это обращение в Суд.

2) Основание рассмотрения – обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции какого-либо акта.

 

Общие требования к обращению:

1) Обращение составляется в письменной форме и подписывается.

2) В обращении указываются:

2.1) Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение.

2.2) Наименование заявителя, адрес и иные данные о заявителе.

2.3) Необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия. Представителями могут быть только адвокаты или лица, имеющие юридическую докторскую степень.

2.4) Наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенциях.

2.5) Нормы Конституции РФ и закона о Конституционном Суде РФ, дающее право на обращение в Суд.

2.6) Указание в законе основания к рассмотрению

2.7) Позиция заявителя и его правовое основание со ссылкой на соответствующие нормы КС РФ.

2.8) Требование, обращение к суду

2.9) Перечень прилагаемых к обращению документов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.01 с.)