Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учёт возрастного фактора в психодиагностическом процессе.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психическая жизнь человека от рождения до старости вносят много изменений, которые влияют на ее социальный опыт, формы и способы самореализации, функционирование в социуме. Именно это является предметом интереса психолога-исследователя, который стремится получить точное знание о закономерности психического развития на каждом этапе жизни человека. Применение психодиагностических методов к людям разного возраста требует от психолога владения информацией о возрастных особенностей личности (клиентов) и соответствующих диагностических процедур. Психодиагностическое исследование детей, подростков и юношей Детская и школьная психодиагностика являются отраслями общей психодиагностики, которые имеют свои особенности. Связаны они прежде всего с постановкой диагноза, который, например, в школьной психодиагностике имеет двойное значение; углубленный и всесторонний анализ личности, направленный на выявление ее качественно-количественных особенностей, выяснение причинно-следственных связей; выявления конкретных причин недостатков или отклонений в развитии с целью их устранения путем соответствующих коррекционных психолого-педагогических воздействий. Школьная психодиагностика ориентирована на исследования личности или группы, в поведении и деятельности которой наблюдаются отклонения или недостатки, с целью осуществления необходимой коррекции, оказание помощи в их преодолении. Диагностический вывод делают на основе наличия или отсутствия у исследуемого показателей развития, характерных возрастных симптомов. Психолог должен владеть знаниями о таких психические свойства, поскольку в процессе интерпретации диагностических данных и при постановке психологического диагноза их показатели могут иметь решающее значение. В психодиагностировании детей разного возраста во внимание принимают: 1) возрастную норму развития - средний показатель развития большой группы психически и физически здоровых детей; 2) недостатки в развитии - отсутствие или недоразвитость положительных качеств, свойств, умений и навыков, которые должен иметь ребенок определенного возраста; 3) отклонение - появление негативных качеств, свойств, привычек в нормально развитых детей;
4) дисгармонию развития - несбалансированность психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности ребенка, нарушая ее социализацию и индивидуализацию; 5) нарушения (аномалии) развития (дизонтогенез) - ограничение, сужение границ психологических возможностей ребенка через функциональную недостаточность дефекта или расстройства психических функций; 6) деформации развития - отклонения, нарушения в развитии, вызванные подавленностью самореализации личности. Для психодиагностического исследования детей важны такие факторы, как специфика возраста, влияние ведущей деятельности, уровень развития индивидуально-типологических характеристик. Эффективность диагностирования улучшается, если психолог знает факторы риска, которые сопровождают психическое развитие ребенка в каждом возрасте и влияют на кратко - или долгосрочный прогноз относительно ее будущего. Факторами риска в дошкольном возрасте являются следующие особенности поведения: - Выраженное психотропное расторможенность; трудности выработки тормозных реакций и запретов, соответствующие возрастным требованиям; осложнения в организации поведения даже в игровых ситуациях; - Склонность ребенка к украшению ситуаций, в которых она находится; к примитивным измышлений, используются как выход из затруднительного положения или конфликта; к неправильных форм поведения, когда ребенок воспроизводит отклонение, наблюдает в поведении сверстников, старших детей или взрослых; - Инфантильные истероидные проявления с двигательными расстройствами, настойчивым плачем и криком; - Импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, вызывающих ссоры и драки ребенка даже с незначительному поводу; - Реакции упорной неповиновения и негативизма, которые сопровождают озлобленность, агрессия в ответ на наказание, замечания, запреты; энурез и энкопрез (неконтролируемые или невольные стул организма); побега из дома как реакции соответствующего протеста. В младшем школьном возрасте факторами риска, которые должен учитывать психодиагност, есть такие особенности поведения: - Сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, что противоречит требованиям к социальной роли школьника;
-Двигательная расторможенность, соединенное с эйфорическим настроением фоном; - Повышенное стремление к острым ощущениям и впечатлений; - Немотивированные перепады настроения, конфликтность, взрывчатость, задиристость в ответ на незначительные требования или запрета; сопровождение аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, Церебростенические явлениями; - Отрицательное отношение к занятиям, что проявляется в эпизодических прогулах уроков; побега из дома из-за угрозы наказания как отражение защитных реакций отказа; - Реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от самоподготовки, умышленное невыполнение домашних заданий наперекор взрослым; гиперкомпенсаторный реакции со стремлением привлечь к себе внимание негативными формами поведения - грубостью, злобными выходками, невыполнением требований учителя; - Устойчивые пробелы в знаниях по основным разделам школьной программы; трудности в усвоении новых разделов из-за слабых интеллектуальные возможности, отсутствие интереса к учебе; - Тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием старших детей и взрослых; - Дефекты воспитания, проявляющихся как бесконтрольность, безнадзорность, грубая авторитарность, асоциальное поведение членов семьи. Подростковый возраст характеризуется такими факторами риска, которые влияют на психическое развитие ребенка и прогностическую диагностику: - Отсутствие редукции рис психической незрелости, то есть сохранение инфантильности суждений, полная зависимость от ситуации, неспособность влиять на нее, склонность отмежевываться от трудных ситуаций, слабая реакция на осуждение; невнятность собственных волевых установок, слабые функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста; - Некоригованисть поведения, вызванная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью и импресивнистю. Выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза, нередко значительно уменьшаясь при стихании интенсивности соматоендокриннои перестройки; - Ранние проявления половых влечений, повышенный интерес к сексуальным проблемам; у девочек - истероидные окраски поведения, связанное с сексуальностью; у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству; - Сочетание негативных проявлений с невыразительными интересами или отрицательным отношением к учебным предметам. Педагогическая запущенность, обусловлена органично слабыми интеллектуальными способностями и низкой работоспособностью через подросткового астении; - Переориентация интересов на внешкольное окружение; - Готовность к усвоению негативно окрашенных внешних форм подростковой поведения, стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцессы, стремление к курению, алкоголизации) - Неблагоприятные условия микросреды (неблагополучная семья, асоциальное окружение) как основа реакции имитации или протеста; - Неадекватные условия обучения, препятствующих усвоению программы. При комплексном оценивании обязательно учитывают общее состояние психики ребенка, благоприятные прогностические факторы. В младшем школьном возрасте такими факторами являются:
а) способность ребенка к выработке дисциплинированных форм поведения в детском коллективе, умение тормозить свои желания; б) появление рядом со свойственной возраста эмоциональной незрелостью познавательных интересов, принятия учебной деятельности как необходимой; в) стремление к самоутверждению, проявляющееся в занятиях спортом, участия в кружках и других регламентированных формах деятельности. В подростковом возрасте прогностически благоприятные следующие факторы: а) гармоничность психофизического созревания; б) положительное отношение к труду, отдельных учебных предметов; в) целеустремленность во внеучебной деятельности; г) ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников, адекватность поведения в школе и вне ее; коригованисть отдельных возрастных поведенческих реакций; г) устойчивость к неблагоприятным средств воздействия, появление реакции негативной имитации; д) невротическое переживание, обозначенное внутренними конфликтами, а не психоподобными тип реагирования на психотравмирующую ситуацию. В юношеском возрасте благоприятными прогностическими факторами считают а) понимание мыслей других людей, умение ставить себя на их место; б) способность принимать альтернативные точки зрения, которые отличаются от собственной; в) умение безоценочном относиться к действиям другого человека; г) готовность к изменению типа реагирования; г) личностная рефлексия; д) положительное отношение к себе; е) сознательное принятие нравственных категорий как механизмов регуляции отношений между людьми.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.199.179 (0.008 с.) |