Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи, принципы и функции современной психодиагностики.

Поиск

. Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Как экспериментально-психологическая наука психодиагностика своим предметом имеет индивидуальную вариативность психологических переменных. В этом психодиагностика сходна с дифференциальной психологией.

В психодиагностике выделяют два подхода к измерению и распознаванию индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический.

Номотетический подход (метод) направлен на выявление общих закономерностей. Согласно классификации наук и методов Г. Риккерта, номотетический метод противопоставляется идиографическому, направленному на выявление в изучаемом объекте его уникальности. Идеографический подход представляет собой поиск индивидуальных особенностей человека или любого иного объекта (например, цивилизации, конкретного эволюционирующего общества), по наличию которых он отличается от остальных людей.

С точки зрения номотетического подхода предметом психодиагностики может служить нахождение общего между исследуемыми признаками, а с точки зрения идеографического подхода, напротив, выявление различий между ними.

Ключевые задачи психологической диагностики, с данной точки зрения, сводятся к:

• к выбору и непосредственному применению диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека или установления различий в психической организации разных групп людей;

• к расширению сфер практического использования имеющихся и создаваемых психодиагностических средств.

Такое инструментальное видение психологической диагностики традиционно и наиболее распространено.

С позиций конструирующего подхода, наиболее важные задачи психодиагностики заключаются:

• в конструировании новых психодиагностических средств и модификации уже имеющихся;

• в разработке методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования;

• в создании методических приемов выявления и измерения интегральных психических образований, таких как психическое здоровье, психическое развитие, адаптированность, индивидуальность и т.п.;

• в разработке психодиагностических технологий;

• в разработке методов, направленных на коррекцию и расширение репертуара поведения и способствующих индивидуальному развитию и деятельности личности.

Конструирующее направление имеет большое значение для повышения социальной и научной ценности психологической диагностики, так как постоянно обогащает специалистов новыми средствами обследования и тем самым расширяет возможности познания психологии современного человека.

Признание за психодиагностикой способности в распознании психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим. Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человекам. Фактически психодиагност на основании рассуждений и умозаключений переходит от констатации наличия и выраженности показателей психических образований у отдельного человека к содержанию этих же психических образований у человека вообще.

Диагностическое мышление предполагает:

• определение общих закономерностей становления и развития психических образований;

• установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности;

• распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека;

• соотнесение индивидуальной картина поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами.

Смысл помогающей функции особенно возрастает во время психодиагностического консультирования по результатам обследования. Психодиагностическое консультирование – обязательный, завершающий этап любой работы психолога-диагноста, предполагающий доведение до сведений обследуемого результатов тестирования и рекомендаций.

Уникальность современного этапа развития отечественной психологии заключается в зарождении и становлении разнообразных психологических служб, в появлении и расширении массового рынка психологических услуг. Это позволяет рассматривать психологическую диагностику как особую область практики, как профессиональную деятельность психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, которые помогают решению жизненных проблем.

Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности. С позиций интегрального направления, психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах, которые позволяют ей играть важную роль в системе психологических знаний.

К задачам психодиагностики следует отнести также:

• обобщение результатов психодиагностики отдельных психологических свойств и качеств для получения целостного представления о поведении и деятельности личности;

• изучение общих закономерностей функционирования человека в окружающей среде.

 

Основные понятия психодиагностики.

Психодиагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Методы (от греч. methodos – путь исследования или познания) – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения; это и есть пути познания, посредством которых познается предмет любой науки.

Метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках.

Методика – это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описания объекта и процедуру изучения, способ фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик.

Тест – стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

психодиагностический процесс - представляет собой сложную процедуру постановки психологического диагноза практическим психологом, требующую специальной подготовки диагноста.

анкетирование - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

беседа – метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях.

Наблюдение - это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта.

проективная методика – группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. При этом происходит проекция (перенос) психических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.

тест интеллекта – особый класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач.

Анамнез - совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы.

психодиагностическая характеристика (заключение) - краткая психологическая характеристика состояния развития ч-ка на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.77 (0.006 с.)