Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, задачи, принципы и функции современной психодиагностики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
. Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Как экспериментально-психологическая наука психодиагностика своим предметом имеет индивидуальную вариативность психологических переменных. В этом психодиагностика сходна с дифференциальной психологией. В психодиагностике выделяют два подхода к измерению и распознаванию индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Номотетический подход (метод) направлен на выявление общих закономерностей. Согласно классификации наук и методов Г. Риккерта, номотетический метод противопоставляется идиографическому, направленному на выявление в изучаемом объекте его уникальности. Идеографический подход представляет собой поиск индивидуальных особенностей человека или любого иного объекта (например, цивилизации, конкретного эволюционирующего общества), по наличию которых он отличается от остальных людей. С точки зрения номотетического подхода предметом психодиагностики может служить нахождение общего между исследуемыми признаками, а с точки зрения идеографического подхода, напротив, выявление различий между ними. Ключевые задачи психологической диагностики, с данной точки зрения, сводятся к: • к выбору и непосредственному применению диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека или установления различий в психической организации разных групп людей; • к расширению сфер практического использования имеющихся и создаваемых психодиагностических средств. Такое инструментальное видение психологической диагностики традиционно и наиболее распространено. С позиций конструирующего подхода, наиболее важные задачи психодиагностики заключаются: • в конструировании новых психодиагностических средств и модификации уже имеющихся; • в разработке методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования; • в создании методических приемов выявления и измерения интегральных психических образований, таких как психическое здоровье, психическое развитие, адаптированность, индивидуальность и т.п.; • в разработке психодиагностических технологий; • в разработке методов, направленных на коррекцию и расширение репертуара поведения и способствующих индивидуальному развитию и деятельности личности. Конструирующее направление имеет большое значение для повышения социальной и научной ценности психологической диагностики, так как постоянно обогащает специалистов новыми средствами обследования и тем самым расширяет возможности познания психологии современного человека. Признание за психодиагностикой способности в распознании психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим. Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человекам. Фактически психодиагност на основании рассуждений и умозаключений переходит от констатации наличия и выраженности показателей психических образований у отдельного человека к содержанию этих же психических образований у человека вообще. Диагностическое мышление предполагает: • определение общих закономерностей становления и развития психических образований; • установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности; • распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека; • соотнесение индивидуальной картина поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами. Смысл помогающей функции особенно возрастает во время психодиагностического консультирования по результатам обследования. Психодиагностическое консультирование – обязательный, завершающий этап любой работы психолога-диагноста, предполагающий доведение до сведений обследуемого результатов тестирования и рекомендаций. Уникальность современного этапа развития отечественной психологии заключается в зарождении и становлении разнообразных психологических служб, в появлении и расширении массового рынка психологических услуг. Это позволяет рассматривать психологическую диагностику как особую область практики, как профессиональную деятельность психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, которые помогают решению жизненных проблем. Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности. С позиций интегрального направления, психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах, которые позволяют ей играть важную роль в системе психологических знаний. К задачам психодиагностики следует отнести также: • обобщение результатов психодиагностики отдельных психологических свойств и качеств для получения целостного представления о поведении и деятельности личности; • изучение общих закономерностей функционирования человека в окружающей среде.
Основные понятия психодиагностики. Психодиагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. Методы (от греч. methodos – путь исследования или познания) – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения; это и есть пути познания, посредством которых познается предмет любой науки. Метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика – это конкретное воплощение метода как выработанного способа организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описания объекта и процедуру изучения, способ фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик. Тест – стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. психодиагностический процесс - представляет собой сложную процедуру постановки психологического диагноза практическим психологом, требующую специальной подготовки диагноста. анкетирование - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. беседа – метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Наблюдение - это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. проективная методика – группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. При этом происходит проекция (перенос) психических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности. тест интеллекта – особый класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач. Анамнез - совокупность сведений о человеке, полученных различными методами с целью организации с ним эффективной работы. психодиагностическая характеристика (заключение) - краткая психологическая характеристика состояния развития ч-ка на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.77 (0.006 с.) |