Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование навыков позитивного отношения к своему здоровью, к соблюдению правил личной гигиены.

Поиск

Отношение к здоровью- один из элементов само сберегающего поведения. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий.

Когнитивный компонент характеризует знания человека о здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, которые негативно или позитивно влияют на собственное здоровье и тому подобное.

Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием ее здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.

 

Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень соблюдения здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.

Отношение к здоровью- один из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, по сути, к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении ее жизненного пути, как помочь людям сформировать адекватное отношение к своему здоровью.

Формирование должного отношения к собственному здоровью начинается с семьи, где ребенок непосредственно воспринимает и перенимает образ жизни своей семьи, и продолжается в учебных заведениях, где закладываются ценностные ориентации и совершенствуются ее жизненные навыки. Создать в полном объеме все предпосылки для развития детской личности, овладения жизненными навыками, чтобы она была счастливой, возможно в учреждениях внешкольного образования. Педагогам важно осознавать, что современное высококачественное образование направлено личностно-ориентированное развитие человека, формирование самосознания, системы норм и ценностей, навыков общения и принятия решений, умений управлять своими желаниями и влиять на деятельность других, преодолевать препятствия, противостоять чужой воле, давления, это обретение привычек, необходимых для успешной интеграции молодежи в общественные отношения и самостоятельную жизнь.
Следовательно, образование в области здоровья на основе навыков должна сочетать усвоение необходимых знаний, формирование определенного отношения и конкретных навыков, необходимых для позитивного поведения, сохранения и развития здоровья. Именно триада «знания – отношения – жизненные навыки» определяет содержание обучения в области здоровья на основе навыков.

С психологической точки зрения эта триада рассматривается в качестве трех компонентов – когнитивного, эмоционального и мотивационно-поведенческого. Вместе они создают систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей среды, способствующих или угрожающих здоровью, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния, то есть представляют собой сознательное отношение личности к своему здоровью.
Так, когнитивный компонент определяет уровень знаний ребенка о здоровье, понимание его роли в жизнедеятельности, знание основных факторов, которые негативно или позитивно влияют на состояние здоровья и тому подобное. Эмоциональный отражает переживания и ощущения, связанные с состоянием ее здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека. А мотивационно-поведенческий определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей воспитанников, особенности их мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень соблюдения здорового образа жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.
Именно определенное взаимодействие этих компонентов приводит как к формированию жизненных навыков, способствующих здоровье сбережению, так и к нездоровому образу жизни .

Полученные детьми знания о своем здоровье и как его поддержать составляют основу когнитивного компонента. Любая интересно поданная информация сопровождается положительной эмоциональной реакцией, которая направляет личность на проявление навыков здорового образа жизни, то есть подключается мотивационно-поведенческий компонент. В то же время выполнение ребенком первой попытки проявления навыков поддержания собственного здоровья в большинстве случаев сразу не может привести к положительному результату. Это вызывает у него негативную эмоциональную реакцию, и желание продолжать соблюдение здорового образа жизни сводит к минимуму. Именно в этот период ребенок нуждается в положительной эмоциональной поддержке со стороны взрослого , в первую очередь от родителей и педагогов. Предоставление такой поддержки в системе (каждый раз, когда она выполняет определенные действия связанные с собственным здоровье сбережения) способствует сформированности у нее конечного результата – навыков здорового образа жизни. В связи с этим можно отметить, что ведение здорового образа жизни длительный процесс, в котором позитивные результаты действий определяются со временем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.205.82 (0.008 с.)