Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование у обучающихся представлений и понятий взаимосвязи качества обучения, качества труда и экономического благополучия человека, общества.

Поиск

Новые социально-экономические условия, складывающиеся в России в связи с переходом к рыночной экономике, выявили ряд новых проблем в социальной сфере, в том числе и в системе образования. Одной ив них является проблема подготовки учащихся к жизни и труду, в условиях многоукладной экономики, принципиально новых производственных отношений. Сложность в научной разработке и практической реализации данной проблемы заключается в том, что речь идёт не просто о поиске новых путей и средств трудового, экономического, нравственного воспитания учащихся, а прежде вето о формировании нового типа экономического мышления, рыночного мышления - важнейшей предпосылке не только преобразований в экономике, но и гармонизации социальной сферы.

Роль сознания, мышления в экономической действительности имеет тенденцию к возрастанию. В то же время, экономическое мышление в нашей стране длительное время формировалось в условиях командно-административной системы, бюрократизировалось, подвергалось деформации. Поэтому от целенаправленного формирования современного экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям, будет во многом зависеть глубина, динамизм преобразований в экономике, характер взаимоотношений между субъектами рынка.

Экономическое мышление непосредственно и через усвоение знаний, экономическую психологию формирует экономическое поведение. Оно входит составной частью, участвует в формировании экономической культуры, которая является способом организации, развития экономической действительности.

Рассматривая проблему формирования современного экономического мышления школьников, многие авторы всё чаще употребляют термин "рыночное экономическое мышление", вобравшее в себя особенности рыночных отношений, строящихся на частной основными чертами рыночного экономического мышления являются чувство хозяина, личная хозяйственная самостоятельность, инициатива, здоровый прагматизм, гибкость, адаптивность, динамизм, предприимчивость, способность действовать в условиях конкуренции. В то же время вряд ли можно согласиться с категоричными утверждениями автора, что рыночное экономическое мышление имеет ряд отрицательных черт - это крайний индивидуализм и эгоизм, их отрицательные проявления, например, рвачество, отсутствие таких социальных ценностей, как взаимовыручка, способность придти на помощь, конфронтационность, отражающие противоречия интересов конкурентов, представителей различных участников рыночных отношений. Наверное, такое утверждение применимо к так называемому «дикому рынку», который, к сожалению, в значительной степени характерен для экономики современной России, однако опыт стран с подлинными рыночными отношениями свидетельствует, что стабильного и устойчивого экономического развития предприниматель может достичь именно при соблюдении соответствующих нравственно-этических отношениях.

Нельзя согласиться и с мнением ряда авторов, утверждающих, что некоторые качества личности, проявляющиеся в сфере экономических отношений, например, чувство коллективизма - это одно из заблуждений идеологии социализма. Предлагается, ориентируясь на западные образцы, где давно господствуют рыночные отношения, воспитывать индивидуалистов, собственников, то есть людей с принципиально иной психологией. Однако анализ как зарубежного, так и отечественного опыта убеждает, что такая установка более сомнительна. Более того, в педагогическом опыте развитых стран Запада, а также Японии, наряду с развитием качеств инициативного предпринимателя большое внимание уделяется воспитанию готовности к сотрудничеству, формированию культуре делового общения. Так, программа предполагает уже в начальной школе воспитание культуры труда и общения, а в старшей школе - выработку способностей работать индивидуально и кооперировать работу в группе. В качестве специальной выдвигается задача выработки психологической готовности к сотрудничеству, взаимопониманию как с администрацией, так я подчинёнными, культуры межличностных отношений. Среди качеств, необходимых человеку в конкурентоспособной среде, наряду с высоким уровнем функциональной грамотности, способности анализировать, интерпретировать процессы и принимать решения, навивается умение работать в коллективе, способность нести ответственность, постоянно считаться с мнением других.

Продолжая тему нравственных качеств современного предпринимателя-коммерсанта, необходимо отметить и такое направление, которое в зарубежных странах определяется стремлением к формированию демократически настроенной личности, ориентированной на идеи равенства, справедливости, уважения прав и свобод личности. Этим целям служит, в качестве других средств, формирование демократических основ кооперативной деятельности. Так, например, в Швеции Уставы кооперативов заключают в себе принципы кооперативной демократии, разработанные и принятые Международным кооперативным альянсом. Они предусматривают: недопустимость ограничения членства в кооперативе по социальным, политическим, расовым или религиозным мотивам; демократический характер управления, основанного на равноправии членов и построении организационной структуры кооперативов "снизу вверх"; недопустимость обогащения одного члена кооператива за счёт другого, справедливое распределение прибыли между членами пропорционально участию каждого из них в экономической деятельности кооператива"                               Опыт мировой экономики, развивающейся на основе рыночных механизмов, раскрывает богатые экономические и нравственные возможности противодействия негативным проявлениям, которые внутренне присущи рыночным отношениям. Здесь необходимо отметить целенаправленное развитие гуманистической этики в русле многочисленных социально-политических, философских, нравственно-воспитательных доктрин. Особое значение в этом отношении имеет распространение идей религиозной этики.


Тема: Природоведческая и здоровьесберегающая компетентности

1.Понятие «природосообразности» человека.

2.Роль и место предметов «Окружающий мир» и «Природоведение» в формировании природоведческой и здоровьесберегающей компетентностей.

3.Формирование навыков позитивного отношения к своему здоровью, к соблюдению правил личной гигиены.

4Различие понятий «здоровьесбережение» и « здоровьеформирование»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.112.154 (0.008 с.)