Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кое-что из жизни белых ворон. . .Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предисловие В обществе немало людей, выделяющихся из общей массы. Кого-то отличает нестандартная внешность, кто-то выделяется оригинальным стилем в одежде, другие обращают на себя внимание не совсем привычной манерой общения или поведения. Некоторые наделены необычным талантом, уникальными способностями. Всё больше в российском обществе представителей других рас и этносов, которых отличает цвет кожи, разрез глаз, самобытная культура, обычаи и традиции. Обращают на себя внимание люди с ограниченными физическими возможностями. В школах считают выскочками отличников. Вызывают непонимание, а некоторых и раздражают, представители различных молодежных субкультур (эмо, готы и др.), люди нетрадиционной сексуальной ориентации, непривычных политических, идеологических, религиозных убеждений. В российском обществе пока еще очень не достаёт толерантности, терпимости, спокойного отношения к другим, инаким. Как жить и выживать в этих условиях «белым воронам»? Где находить силы для сопротивления или отстранения от раздражающихся? Что означает для самой «белой вороны» её нестандартность: жизненный «крест», который нужно тащить, способ существования и самовыражения, залог открытий и креативных решений в будущем или что-то еще? Как этим людям строить отношения с внешним миром? Почему российское общество традиционно отторгает инаких? Что означает эта черта менталитета для россиян: серость, закрытость, варварство или самодостаточность, избранность, иммунитет от политических и культурных вирусов? Это ослабляет и обедняет или защищает и укрепляет нашу нацию? Над этими вопросами было предложено подумать и порассуждать старшеклассникам российских школ. Подростки писали свои сочинения еще и для того, чтобы оказать помощь своим ровесникам, которые будут читать эти работы и могут попасть в подобные ситуации. Авторы не писали нравоучений и общих красивых фраз. Практически в каждом сочинении присутствуют конкретные истории из личной жизни автора (либо его друга/подруги, родственников, знакомых), которые являются крайне поучительными. Это живые ответы на поставленные выше вопросы. Многие истории завершаются советами автора, которые помогут подросткам-читателям найти себя, стать хозяевами своей судьбы, делать правильный выбор, задуматься над смыслом жизни. Всех авторов данной книги объединяет одно обстоятельство, – они являются победителями Всероссийского конкурса социальных сочинений «Белая ворона» и Всероссийского конкурса социальных рисунков-плакатов «Мы все разные!», которые были проведены в 2010 году Центром гражданско-правового образования «Восхождение» при организационной поддержке Отдела образования Приволжского района г. Казани. Всего было прислано более 500 конкурсных работ: 305 сочинений и 212 рисунков-плакатов. В конкурсах приняли участие образовательные учреждения из 48 субъектов Российской Федерации: Алтайский край Астраханская область Белгородская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Иркутская область Калининградская область Камчатская область Кемеровская область Краснодарский край Красноярский край Курская область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Нижегородская область Новгородская область Омская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Приморский край Республика Алания Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Карелия Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Татарстан Республика Тыва Ростовская область Самарская область Санкт-Петербург Саратовская область Свердловская область Ставропольский край Томская область Тюменская область Удмуртская республика Ханты-мансийский автономный округ Челябинская область Чувашская республика Ямало-Ненецкий автономный округ Жюри конкурсов было очень сложно выбирать лучшие работы, так как было получено большое количество действительно интересных сочинений и рисунков. Именно поэтому среди победителей много ребят, которые поделили призовые места, и большое количество лауреатов конкурсов. В этом то и уникальность наших конкурсов – огромное количество победителей! Общее количество призеров и лауреатов обоих конкурсов – 70 учащихся! Победителями Всероссийского конкурса социальных сочинений «Белая ворона» признаны 15 призеров и 20 лауреатов. Назовем имена призеров конкурса. Первое место заняли: Алёшина Маргарита, Сазонова Ольга, Стешенко Юлия. Второе место поделили: Азизов Святослав, Булыцина Кристина, Ганжа Алексей, Казацкая Анна, Никифорова Диана. Третье место заняли: Алмаева Лиана, Валиева Тансылу, Зацепин Иван, Савченко Роман, Свенский Никита, Товобелова Рамина, Якупова Рузиля. Победителями Всероссийского конкурса социальных рисунков-плакатов «Мы все разные!» признаны 15 призеров и 20 лауреатов. Вот имена призеров: первое место – Бастан Ульяна, Горбунова Мария, Чуракова Анастасия; второе место – Анисимова Татьяна, Астафьева Надежда, Демьянова Елена, Зуевская Елизавета, Ильина Серафима; третье место – Бадретдинова Алина, Биляндинова Гузель, Гиниятова Диана, Жандарова Елена, Зайцева Лиза, Зарипов Булат, Крайнова Ирина. Спасибо всем за очень интересные работы! Будьте уверены в том, что они принесут большую пользу вашим сверстникам. Всем удачи и успехов! моя подруга Алёшина Маргарита, г.Волгоград Учитель – Дорошенко Е. Ю. Многие утверждают, что детство – замечательная пора. Вспоминают забытые игрушки, трогательные моменты общения с друзьями, с улыбкой рассказывают о каких-то милых проступках… Возможно, когда-нибудь на склоне лет и я, мысленно оглядываясь назад, благословлю каждое прожитое мгновение и осознаю его великую поучительную силу. Но сегодня мне, шестнадцатилетней, мир кажется жестоким и во многом несправедливым. И дома, и в школе я сталкиваюсь с агрессивностью, безразличием, пошлостью, цинизмом. Телевизор лучше вообще не включать: сериалы, новости, интервью и т.д. слились в один бесконечный сексуально-мистический детектив-боевик о нашей жизни, цель которого – запугать, вогнать в депрессию, вызвать отвращение к стране и окружающим людям. Было бы странно, если бы современное искусство не оказало своего негативного влияния на детей и подростков: мы говорим языком рекламы, любим, как в «Доме-2», мечтаем о гламурной жизни, «молимся» на деньги, не хотим учиться и работать. Но самое ужасное, на мой, взгляд, что «кто-то» украл у детей детство! Нет, в физиологическом плане как раз всё в порядке – мы проходим все положенные стадии формирования биологического организма. Просто нет больше простора для детской фантазии: нет запретных тем и нераскрытых тайн, нет очарования красочной книгой, подаренной на Новый год, нет восторга перед зарытым «кладом» из стёклышек и конфетных фантиков… Мы живём в «суете сует», и если бы не отдельные чудаки, пробуждающие в нас самые противоречивые эмоции, наверное, забыли бы, что в мире ЕСТЬ духовные ценности. Встреча с такими людьми, несомненно, Божий дар. Это указание Свыше на то, что ты сбился с пути, забыл о высоком предназначении, пропустил что-то очень важное в жизни. Мне посчастливилось встретиться с таким Человеком. Я хочу рассказать Вам, уважаемый читатель, о своей однокласснице и подруге – Петруниной Марии. Начнём с того, что у неё удивительное имя – Мария. При его упоминании слышатся «Ave, Maria», треск пламени сотен свечей и колокольный перезвон. А ещё в этом имени – запах ромашковых полей, бескрайние российские просторы и (совсем по-блоковски) «плат узорный до бровей» да «узорчатый рукав», зовущий за собой. Но Марией она стала совсем недавно. Много лет одноклассники и учителя называли её «Петруниной» и совсем редко «Машь-Машей»… Вы замечали, что отношение к человеку во многом раскрывается в том, как мы его называем? Как можно величать самую маленькую и незаметную девочку в классе, да к тому же трусиху, которая не то, что к доске боится выходить, а слово «здесь» при перекличке от застенчивости не произнесёт? Дети очень жестоки. Они не прощают другим слабости, индивидуальности, в них сильно развит стадный инстинкт. Часто, чтобы утвердиться в своей компании, подростки совершают гнусные, отвратительные поступки. В классе, где Маша училась пять лет, её «травили», над ней издевались. Насмешкам подвергались манера одеваться и ходить, сбивчивая речь и терпеливое молчание, безответный характер и неспособность преподнести свои знания. Вряд ли стоит подробно описывать те унижения, через которые пришлось пройти девочке, не умеющей постоять за себя: картина довольно известная и хорошо знакомая каждому читателю. Скажу только, что когда я с родителями переехала в Красноармейский район города Волгограда и поступила в класс, где обучалась Петрунина Маша, я смогла воочию убедиться в низости «детской» натуры, изощрённо изобретающей разные пакости. В отличие от Маши, я была самоуверенной, рослой, крупной девочкой, по выражению моей классной руководительницы, «с задатками лидера» и «голосом оратора». А ещё родители с детства приучили меня быть нетерпимой к несправедливости и всякому насилию. Когда я впервые стала свидетелем постыдной сцены унижения Маши, пришлось вмешаться и пустить в ход кулаки… Расцарапанные лица, разорванные блузки, растрёпанные волосы, укоры учительницы, нотации директора и призывы вести себя достойно сменились вскоре глухим презрением друг к другу двух «воюющих» группировок: с одной стороны был класс (скорее похожий на волчий клан, готовый в любую минуту «сожрать» выбившегося из стаи), а с другой – мы с Машей. – Почему ты молчишь? Почему не можешь постоять за себя? – спрашивала я её, но она лишь пожимала плечами и вздыхала. Вскоре я сама нашла ответ на этот вопрос. Однажды мне пришлось зайти к Маше домой. Это была обставленная в современном стиле квартира. Приветливые родители и обаятельная младшая сестрёнка. Несколько минут общения с ними – и целая череда упрёков в Машин адрес, безобидная просьба к сестре вылилась в дождь из капризных эмоций вместо помощи. Уютный Дом рассыпался прямо у меня на глазах… Машина мама, деловая женщина, держит стойкую оборону против «ополчившегося» на нёё мира. По её мнению, старшей дочери не хватает жёсткости, практичности. Критикуя Машу по пустякам, она даже не замечает, как глубоко ранит её, как постоянно понижает и без того низкую самооценку. Отчим, бывший военный, не видит избалованности родной дочери и излишне требователен к падчерице. – Маша, как ты можешь жить с ними? Почему терпишь всё это? – Просто я их люблю…– тихо ответила моя подруга. – И потом… они ведь не желают мне зла, хотят как лучше. – Да они «забили» тебя! – Нет, Рита, ты не права. Они такие, как есть. Мне их даже немножко жаль… Кажется, мы поссорились в тот день. Размышляя о нашем разговоре, я не могла понять, почему, живя среди вечно воюющих друг с другом и всем миром людей, Маша сама не стала злой, почему не обозлилась на окружающих, откуда в ней эти сдержанность, терпение, умение прощать и любить – любить тех, кто не заслуживает этой любви?.. – Ты максималистка, Маргарита,– улыбнулась на мои вопросы мама.– Я думаю, вам с Машей есть чему поучиться друг у друга. Помирились мы так же просто и легко, как и расстались. Ко Дню учителя нужно было нарисовать стенгазету. Классный руководитель Нина Борисовна (которая сама, кстати, была среди «поздравляемых») тщетно искала в классе желающих выполнять эту скучную и, на наш взгляд, ненужную работу. Мне стало жаль «Ниночку», и я вызвалась выполнить это поручение. Маша единственная осталась мне помочь. Я хорошо пишу стихи и прозу, а Маша… Я никогда не думала, что дети могут так красиво рисовать! Сколько души и фантазии она вложила в эту газету! – Алёшина, ты супер! – расхваливали на следующий день газету одноклассники. – Мои только подписи, рисовала Маша, – гордо отвечала я. В этот день Маша стала центром внимания. Её просили нарисовать что-то в тетрадях, спрашивали, а может ли она создать чьи-то портреты… «Тихая» Петрунина только застенчиво улыбалась, кивала и рисовала… Машу больше не обижали: у неё был Талант, а это большая редкость! Никогда не забуду счастливые глаза подруги, вдруг осознавшей, что её приняли, что она «своя», такая, как все… – Значит ты им всё простила?– спрашивала я с ревностью и тревогой. – Не знаю, я не думаю об этом. Мне просто хорошо оттого, что не надо никого бояться, что все живут в мире. Я ведь не изменилась, Рита. Значит что-то изменилось в них. Понимаешь, ты большая. Ты выше всех мальчишек в классе! Ты сильная. Ты можешь жить одна, без всех. А я не могу. Нет, она была не права. Если бы только Маша знала, как часто била меня эта жизнь, как я училась защищаться и держать удар! Если бы не спорт и мама, не знаю, как бы я жила. Когда я играю на баскетбольной площадке, забываю обо всём. У меня словно крылья появляются за спиной. Я чувствую, какая я сильная и лёгкая, я не бегу – лечу над площадкой! И капитаном школьной баскетбольной команды меня выбрали потому, что никто и никогда, наверное, не любил баскетбол больше, чем я! Я и Машу привела в секцию, чтобы она поняла, почувствовала, как много может сделать увлечённый спортом человек. И вот теперь я смотрела на неё, поверившую в себя, и не знала, радоваться или огорчаться. И вдруг что-то словно треснуло во мне. Я, подавляя слёзы, сказала: – Я тоже не могу. Мы расплакались и обнялись, потому что жить с другими в мире – значит чувствовать себя богаче, свободнее. И пусть не мы затевали эту войну, но мы приняли первый шаг тех, кто так долго нас ненавидел. Шесть лет рядом со мной идёт по жизни моя подруга. За эти годы мы незаметно для себя перешагнули порог детства и вошли в юность. Я занималась спортом, Маша рисовала. Я активно боролась со всякой несправедливостью в классе. Маша открывала всем красоту окружающего мира, запечатлевая его в красках. Изменились и наши одноклассники. В десятом классе к нам пришли пятеро мальчиков и две девочки «кавказской национальности». И одно лицо «славянской национальности». Это самое «лицо» и поделило всех по национальному признаку. Разбираться с ним было бесполезно: его папа большой начальник со связями, угрожающий директору, учителям и всем ученикам громкими именами. Однажды во время очередной «национальной» разборки на перемене, когда ситуация приобретала неприятный оборот, Маша (моя застенчивая Маша!) подошла к доске. Несколько штрихов мелом – и портрет Гитлера, в котором легко был узнаваем горе-националист, заставил класс взорваться от хохота. Задира подскочил к Маше: – Ты…Ты… – он произнёс нецензурное слово. – А я Мария, приятно познакомиться! – она впервые произнесла своё полное имя, глядя ему в глаза. Мы подскочили к ним. Он не ударил её, хотя занёс руку. Он испугался нас, русских, азербайджанцев, узбеков, татар, которые учились в одном классе и объединились сейчас против него… Он не стал лучше за эти два года. Он живёт так, словно ему все должны, словно он хозяин в этой стране, где ему решать, кому жить, а кому нет. Но он один. А мы вместе. И мы с Машей знаем: ему плохо. Мне почему-то кажется, что однажды он это поймёт. Вспомнит небесно-голубые глаза маленькой девочки Марии и обязательно поймёт. Плохо, что те, кто раздувает национальную ненависть и вражду в стране, никогда уже не поймут. Им не повезло в жизни: их не любили в детстве, поэтому они не научились любить; их не приучили жить, считаясь с другими людьми, поэтому они не научились сострадать и прощать; они не знают, что красота – это тепло человеческой души. Мне жаль их… Пандора Сазонова Ольга, г.Курск Учитель – Черкас Е. В. Потом мы долго не могли вспомнить ее имя. Она осталась для нас Пандорой. А ведь у нее было другое, свое имя. Я вспомнил, как она впервые пришла в класс. Это было сразу же после зимних каникул. В начале самой длинной и трудной третьей четверти. Новогодние праздники оказались слишком короткими. Правда, мы уже устали от безделья, телевизора и компьютеров. Так что приход новенькой был приятным разнообразием. Ее звали Света. Ее отца, военного, перевели в наш город. Вот она и пришла в наш класс. У нее были русые длинные волосы, чуть выпуклые серые глаза, личико сердечком и хорошая фигура. Нам она сразу понравилась, да и девчонкам тоже. Почему? Потому, что сразу чувствовалось, что она не станет для них соперницей. Её посадили на последнюю парту у окна. Там сидел самый тихий мальчик в классе, которого обижали даже девочки. Хотя, все эти рассаживания были весьма условны. Так класс сидел только на уроках алгебры и геометрии, которые вела наша классная. А вот на других уроках… Пару дней все внимание было направлено на новенькую. Девчонки с ней разговаривали, окружив тесным кругом. Мы ее толкали на переменах и даже провожали домой. А потом она стала такой же, как все. Это мы так думали. А зря… Оказалось, что она совсем не такая. Лучше, правильней, чище… В первый раз мы это поняли, когда она вступилась за Диму, с которым ее посадили. Дима был… Он был очень тихим и не очень умным. Но как-то ему удавалось переходить из класса в класс. Мы все учились вместе, с первого класса. В пятом классе к нам пришло несколько человек, но они быстро потеряли отличительные признаки и слились с нашим классом. Так вот, Дима иногда даже получал пятерки, чем страшно радовал нас, и удивлял учителей. Но он был странным, очень. А в школе – это приговор. Среди ребят существовал негласный договор, по которому никто не говорил Диме ничего плохого или обидного. Но никто и не дружил с ним. Сесть с ним было «Фу»! И вот Света, посмотрев на все это несколько дней, во время классного часа попросила слова. Она сказала, что мы все ей очень понравились, что мы замечательные, но мы не умеем говорить правду себе и другим. Вот Дима, например, - сказала она. - Вы же не уважаете его. Но вы боитесь сказать ему об этом. А Дима? Он тоже молчит и не говорит вам о том, как мучительно для него ваше отношение. Мы слушали и понимали, что она права. Она честная и добрая, а мы так привыкли лгать, что уже просто не можем сказать Димке правду, да и себе самим. Очень хотелось промолчать и спустить все на тормозах. Лично я уже сто раз пожалел, что не свалил с классного часа на тренировку. Думаю, что пожалел не только я. А наша классная вдруг решила, что это замечательный повод заняться нашим воспитанием. Она горячо поддержала Свету: - Правильно, мы привыкли и не видим своих проблем и недостатков. Вот давайте работать над собой. Пусть каждый скажет, как он относится к Диме и пусть Дима скажет. Блин!!! Вот это влипли. Отболтаться не получится, потому что все напряжены и очень внимательны. Тут ты либо говоришь правду, либо ты трепло. А быть треплом очень не хочется. Что же делать? А классная уже дирижирует: - Вот, девочки, вы и начинайте! - и показывает на первую парту у стены. Господи, хоть бы они ничего не сказали. Есть ведь старый, испытанный способ. Можно всегда отмазаться. Типа, а мне нечего сказать. Вот только хватит ли у девчонок ума? Нет, не ума, а терпения или терпимости, что ли. Тут весь вопрос в том, зацепит их или нет. А классная настаивает. Но нет, пока молчат, как партизаны. Но тут Света говорит: - Лиля, вот ты на перемене Димин портфель пинала, кричала, чтобы он шел на свое место. А что же ты сейчас молчишь? Струсила? Ничего себе развод! Тут и не захочешь, а ответишь. Ну, Лиля и ответила. Она встала, глаза злые, узкие как щелочки, от злости даже заикаться стала. Все замерли. А она как топором или не знаю уж, с чем сравнить. Коротко, жестко, резко: - Да, я его презираю. Да и все его презирают. Он урод. И сидеть или разговаривать с ним я никогда не буду. А ребята его не дразнят только потому, что боятся, что он их тайком зарежет. Он же психически больной. Ну, все, искра брошена, огонь заполыхал. Может быть, мы так и считали… Но она обвинила нас в трусости! И понеслось. Закричали сразу несколько человек. Но громче всех кричал Сашка. Он всегда не любил девчонок, а Лильку – особенно. - Да ты сама психическая! Ты вспомни, как ты орала и от нас бегала, когда мы с майскими жуками за вами гонялись. А Димка, между прочим, вас даже не трогает. Дальше в классе стоял сплошной крик. Понять что-то было невозможно. Ну взорвали, ну добились, насладитесь и успокойтесь, но нет… Дай спросить Диму! Впервые мы услышали, как он кричит. Это был полукрик, полуплачь. Он говорил что-то непонятное. Пришлось затихнуть и прислушаться. Это был мат. Неумелый, бессвязный набор слов, который хрипло вырывался из его горла. Классная остолбенела. Видимо, она знала значение слов, которые слышала. Но ничего сказать она не успела. Димка схватил свой рюкзак и выбежал из класса. Это был повод. Мы заорали и побежали за ним. Это мы знали, что мы хотим смыться из класса и от этих разборок. Но он то не знал! Он решил, что мы гонимся за ним. Мы догнали его возле раздевалки. Он бросил портфель и спиной вжался в решетку раздевалки. Мы замерли. Сашка попробовал прервать молчание: - Дим! - Заткнитесь, - истерично закричал Димка. – Я вас ненавижу. Вы все меня презираете. Вы мной девчонок пугаете, я знаю. Крыть было нечем, это была правда. Продолжать разборки никому не хотелось. Но что-то надо было делать. Самый сильный в классе, Ромка, примирительно сказал: - Димон, да брось ты. Дурацкая история. Мы к тебе хорошо относимся. Правда. - И ты со мной за одну парту сядешь? – с вызовом спросил Димка. Рома, как правило, думал долго, но тут времени не было. - Ну, сяду, конечно. А что? - Не верю! Вы всегда врали и сейчас врете. - Ну, знаешь… Это был конфликт. Сказать Ромке, что он врет, безнаказанно не мог никто. Спас нас дежурный учитель. Он открыл нам раздевалку, и под его пристальным и подозрительным взглядом мы вышли из школы. Димка, как всегда, пошел домой один. Он и жил в другой стороне. Раньше это казалось нормальным, а вот сегодня как-то больно резануло, когда его фигура, чуть сгорбившись, удалялась от школы. Вечером мне позвонил Пашка. Его не было в школе. Я пересказал ему коротко, что произошло. Пашка взвился. Ну, чтобы понять это, надо знать Пашку. В нем столько эмоций, что учителя просто обжигаются об него. Он настолько яркий, что не заметить его невозможно, а вот любят его немногие. В смысле, учителя. Ребята его и любят, и уважают. Есть в нем что-то от клинка – такой же прямой, светлый и ярый. Так вот, Пашка взорвался. - Да они одурели? Надо немедленно что-то делать! Немедленно – для него это не просто слова. Трубку Пашка бросил. Значит, начал обзванивать других. Я вздохнул и сел за комп. В чате было много наших. На чат ворвался Пашка и закидал всех своими возмущенными репликами. Главная мысль была – с девчонками надо разобраться! Я вышел из чата и сел делать уроки. Завтра их не спишешь или я не знаю Пашку. На следующий день, на уроке алгебры, Пашка попросил слова. Ничего плохого не подозревавшая классная слово ему дала. Мало ли объявлений бывает. Но Пашка начал с места в карьер: - Девчонки! Вы вчера совершили подлость! Вы видите, Димка сегодня даже не пришел. Точно, на последней парте никого не было. А Пашка продолжал: - Вы что, крайнего нашли? Да мы про каждую из вас такое сказать можем! Мне хотелось биться головой об парту… Помог, называется! Решил проблему! Что сейчас будет… Может быть хоть у классной ума больше? Нет, она рада. Господи, почему же учителя такие … наивные. Это же не поиски правды, а поиски виноватого! А классная: - Вот и скажи, а бросаться такими словами нельзя. За свои слова отвечать надо. Это Пашке-то… Ну, он и сказал: - Правду, да? Хорошо. Я презираю Сухушку за то, что она не только зубрилка и заучка, но и свои оценки у учителей выпрашивает. А ее мама ходит к учителям с пакетами. И к вам, между прочим, тоже. Это же все видят. Я такой тишины в классе никогда не слышал. А Пашке уже было все равно. Он продолжал: - Анька с Лерой на переменах целуются и лапают друг дружку. Ребят то у них нет, вот и докатились до лесбиянской любви. На них даже старшеклассники приходят смотреть. Это что – нормально? А то вам Димка ненормальный… Настя с Таней слухи распускают. Про всех… А потом смотрят, как народ отношения выясняет и смеются. Вот про Дрона сказали, что он в вожатую влюбился. Всю дверь в вожатскую фломастерами расписали. Дальше я слушал невнимательно, потому что Дрон – это я. И история моя очень непростая. Так вот кому я за это спасибо сказать должен. Думаю, я немножко сошел с ума. Потому что я встал и пошел к девчонкам. Я не знал, что я буду делать, а вот они, думаю, знали. Они визжали, и от их визга у меня зашумело в ушах. Я пришел в себя от крика Ромки: - Дрон, ты что? Я что? Оказалось, что я сбил две парты и тащил за собой на руке Ромку и Колю, двух самых сильных ребят в классе. Что было бы дальше – не знаю, но тут кто-то испуганно крикнул: - Смотрите, классная… Классная сидела за учительским столом как-то странно, боком и хватала ртом воздух. Мы столпились возле нее и смотрели, как бараны. Никто не знал, что делать в такой ситуации. Вадик попытался пошутить, что по ОБЖ нам бы двойки поставили. На него цыкнули, и он заткнулся. Тут в класс вбежала медсестра, а за ней маячил Сашка. Да, он единственный что-то сделал. Медсестра выгнала нас из класса и послала меня и Сашку за завучем. Мы пошли, нет, мы побежали в кабинет к завучу. Я начал: - Ольга Николаевна, там наша классная умирает… Я сказал и понял, что сказал что-то не то. Сашка пнул меня локтем в бок и бодренько сказал: - Да нет, просто ей плохо стало, и медсестра просила Вас позвать. Этот день превратился в сплошной кошмар. Классную забрала скорая, меня и Пашку вызывали к директору, девчонки кооперировались и готовились к войне. И война началась. Я и не представлял, сколько ненависти могут испытывать друг к другу люди, проучившиеся вместе с первого класса. Много. Мы вывернули наизнанку души. Мы вспомнили все обиды, вплоть до сломанного карандаша во втором классе и оттоптанных ног на уроке ритмики. Мы ненавидели друг друга со всей силой страсти. Мы перестали здороваться. В классе сидели только отдельно. Да и внутри у девчонок и у ребят шли жесткие разборки. Учителя в класс входили с опаской и говорили, что не ожидали от нас такого. Чем больше мы выплескивали обиды, тем больше их накапливалось. Мы пытались выдавить ненависть, как прыщ, а он все рос и рос. Назревал взрыв. Для этого нужно было только бросить искру. Вдруг стало можно сказать человеку не стесняясь, что ты о нем думаешь. Это казалось благом. Пока не касалось тебя лично. О себе узнавал так много интересного. Оказалось, что тебя только терпели, урода такого, а втайне тихо ненавидели. В эти дни девчонки часто плакали. К этому быстро привыкли и перестали обращать внимание. Второй волной стало, когда стали плакать ребята. К этому привыкнуть было труднее. Первого до слез довели Вадика. Это не было удивительно, но на это было трудно смотреть. Тут же ему сказали, что он не пацан и никогда им не был. А вот вторым довели Сашку, потом меня. Я перестал ходить в школу. Так прошло два дня. Я лежал дома и натирал градусник. Мама верила и оставляла меня в покое. Но покоя не было. Я решил попросить ее перевести меня в другую школу. Уже начал обдумывать аргументы, но тут прибежал Пашка. Еще с порога, он мне крикнул: - Дрон, завтра чтобы был в классе! - Зачем? - Так больше жить нельзя! Завтра будем выяснять отношения. Окончательно! Я был сыт этим по горло. Но Пашка сказал: - Ты же пацанов не бросишь? Тут каждый человек на счету… - … И я пошел в школу. Идти туда не хотелось. Мне казалось, что все смотрят на меня и думают, что… В классе было холодно и напряженно. Опущенные глаза, поджатые губы. Это больно царапнуло прямо по сердцу, и я понял, что Пашка прав. Так жить просто невозможно. Надо что-то делать или уходить. Уйти было проще. Для меня. Но не для Пашки. Он твердо решил, что эту ситуацию надо менять. На большой перемене мы собрались в классе и Пашка сказал, обращаясь к девчонкам: - Может, поговорим. - С тобой, что ли, маломерок недоделанный? – визгливо ответила Асеева, которая действительно, была чуть ли не вдвое выше Пашки. Смутить Пашку было сложно, но на это и у него не нашлось слов. А дальше все произошло совершенно случайно. Перед разговором Пашка крутил в руках линейку, от волнения, наверное. Она вырвалась у него из рук и, вращаясь, полетела прямо в лицо Асеевой. Анька завизжала и вцепилась в Пашку. Это было сигналом. Началась массовая потасовка. Кто кого бил – не знаю. Но это зрелище я не забуду никогда. Злые потные лица, искаженные яростью и спины, спины. В сознание нас привел голос директора. Под его крик мы расползлись по партам. Он долго что-то говорил, но мы не слушали, хотя и сидели тихо. Он вышел, и в класс вошла наша первая учительница – Любовь Владимировна. - Здравствуйте, дети! – сказала она и мы встали. Встали все, и девчонки, и мальчишки… А я ощутил себя в четвертом классе и чуть не разревелся. Потому, что мне было стыдно перед ней и потому, что я знал, что теперь все будет хорошо. А она села за учительский стол и смотрела на нас. Она так умела: строго, но по-доброму. - Вы решили меня удивить? – спросила она негромко. Отвечать не хотелось. - Я хорошо знаю вас и понимаю, чтобы произошло такое, должны быть очень серьезные причины. Правда? Мы дружно закивали. - Так что же случилось? Света снова взяла слово. Меня аж передернуло. Я помнил, как все это началось. А она сказала: - Это произошло потому, что мы не умеем говорить друг другу правду. Я попробовала сказать правду о Диме и вот, что получилось. И она вкратце рассказала всю нашу историю. Любовь Владимировна внимательно слушала, а мы стали приходить в себя: зашевелились, начали шептаться. Но вот Света закончила и села. Любовь Владимировна встала и внимательно осмотрела класс. Ее взгляд задержался на каждом. Мы снова затихли. Было стыдно. За что? За все! А она сказала: - Дети, вы стали гораздо умнее, правда? Вы точно знаете, сколько будет девятью девять. Правда, Зеленин? Никич на автомате ответил: «Восемьдесят один». Мы фыркнули. - Вы не делаете ошибок в словарных словах. Правда, Монахов? Стас только покраснел, но головы не поднял. - Вы знаете историю, географию, биологию и ОБЖ. Правда, Гвоздев? - А что я? – взвился Сашка. - Так почему вы не понимаете, что говорить правду и делать больно человеку – совсем не одно и то же. Света, ты хотела сделать добро, не так ли? А ты подумала о том, что вскрывать проблемы тоже надо осторожно. Слово, это как скальпель хирурга – может спасти, а может убить. Знаешь, кого ты мне напоминаешь? В греческой мифологии есть такая героиня – Пандора. Ей было интересно посмотреть, что находится в закрытом ларце и она его открыла. А боги заточили туда все беды, которые только можно представить: болезни, вражду, ненависть, ссоры… Вот и ты выпустила на волю страшную вещь – желание сказать другому человеку, какой он плохой. А может быть лучше посмотреть на человека с другой стороны – какой он хороший? Я то точно знаю, что все вы – замечательные. Ваши слабости оборачиваются сильными сторонами в другом. Света, а ты не задумывалась, почему они не говорили Диме раньше того, что сказали сейчас? Они любили его. Таким, какой он есть. И гордились его успехами. Жаль, что никто вовремя не напомнил вам о любви, вместо того, чтобы учить ненависти. Я не разочарована вами, нет. Но я огорчена. Паша! Пашка вскочил. - Что ты устроил со своей жаждой справедливости? Не превращайся в фанатика, который ради святой цели готов уничтожить всех, кто ей не соответствует. Ты же умеешь думать, только не всегда успеваешь. Твои эмоции захлестывают тебя. - А что, Пашка больше всех виноват? – не утерпел Сашка. - Нет, он не виноват. Вы все – пострадавшие. Только он самый активный из пострадавших. - Никита! Никич встал тихо, как он умел. - Ты же его друг и знаешь, как Пашу заносит. Где ты был со своим аналитическим умом и острым чувством справедливости. Сашка опять встрял: - Нет, ну Любовь Владимировна! Мы что, маленькие? Почему это Пашка и Никита виноваты? А девчонки? - Саша! Сашка радостно вскочил. - Ты не изменился. Да и все вы не изменились, хоть и выросли. Ты говоришь девочки? - Настя! Настя Карзанова встала нехотя и посмотрела исподлобья. - Правильно, Настя, что не хочешь смотреть на меня. Я то знаю, насколько девочки слушают тебя. Или это не так? Это было так, и знали об этом все. Скажи Карзанова: «Тихо» и никто бы больше не пикнул. Что-то попыталась вякнуть Асеева. Любовь Владимировна не пропустила этого: - Аня! Ты же лучше других знаешь, как больно, когда к тебе относятся предвзято. Асеева зарыдала, но из класса не ушла. А Любовь Владимировна продолжала: - Рома! Рома удивился, но, конечно, встал. - Ты самый сильный не только в классе, но и на параллели. А для чего тебе сила, если она только физическая? Ты не смог взять на себя смелость решить эту ситуацию. - Оля! - А ее то за что? – взвился Сашка. - Оля, а ты что молчала? Ты же совесть класса? - Меня не слышали и не слушали. - Нужно уметь заставить себя слушать, если в этом есть необходимость. Правда? Мы молчали. Стояло уже пол класса, а тем, кто сидел было не легче. Неожиданно встал Вадик: - Я тоже виноват, Любовь Владимировна! - Конечно, уже тем, что не пришел ко мне и не рассказал о том, что происходит в классе. Мы захохотали. Мы смеялись до колик, до икоты. Мы смеялись не только над Вадимом, который всегда славился тем, что все докладывал учителям. Мы смеялись, выплескивая свой стыд, свою боль. Мы смеялись с облегчением. Любовь Владимировна тоже улыбнулась и махнула рукой – садитесь. И тогда начался разговор. Мы говорили долго, о многом. Никто не отпрашивался, никто не спешил. Мы помирились и нашли в себе силы простить друг друга. Разошлись мы поздно, но на душе было легко. Впервые за все это время. Дальше события пошли своим чередом. Наша классная вышла из больницы, и мы все вместе сделали вид, что ничего не произошло. Димку родители отправили в санаторий, и вернулся он к нам только через месяц и был встречен радостными криками. А к Свете прозвище Пандора пристало намертво. Только носила она его недолго. Еще до конца третьей четверти она уехала из города. А вот для нас она так и осталась Пандорой. И когда Пашка, вспомнив все это, попытался обвинить ее во всем, мы с Никичем дружно ему сказали: - Паш, не будь Пандорой. Повторения не хочется. Катя Стешенко Юлия, г.Балаково Саратовской области Учитель – Букалова О.В. - Катя, проснись! – услышала я разъярённый голос директрисы Тамары Васильевны. Я с трудом открыла глаза и увидела своих одноклассников, смеющихся надо мной. На спине у меня была приклеена бумажка с надписью: «Спящая красавица». Я сняла её и смяла в ладони. - Тамара Васильевна, эта девчонка постоянно спит на моих уроках! Я предлагаю пригласить её мать в школу. Катя, тебе не жалко свою маму? Она уже третий раз за неделю приходит к директору! – сказала учитель истории Зоя Григорьевна или, как её называл наш класс, «терминатор». Терминатором она была потому, что за самую малую провинность на её уроке она вызывала родителей в школу. Но мой случай «переполнил чашу её терпения». Дело дошло до директрисы. Мне совсем не хотелось опять слышать дома вопли мамы, не хотелось слышать её нотации о том, какая же я плохая дочь. На самом деле я не плохая, просто почти никто не понимал меня. У меня было мало друзей. Да и друзья ли они? Ведь я не могла с ними быть сама собой, не могла доверять им. Мне нравилось просто хоть как-то проводить время, а не сидеть дома за компьютером и слушать музыку. Но даже музыку мне не всегда удавалось послушать дома. Включала я её громко. Соседям это, конечно же, не нравилось. Так и приходилось бродить с плеером по улице, пританцовывая. - Зоя Григорьевна, что я такого сделала? Я же не мешала вам вести урок, - оправдывалась я. - Да? А ты считаешь это нормально – спать на занятиях? Тебе экзамены в этом году сдавать! Ужасная девчонка! Никого не хочешь слушать! Мать бы свою пожалела. Она у тебя на двух работах пашет, чтобы тебя накормить. Тамара Васильевна, я звоню матери. Фраза «я звоню матери» должна была меня напугать, по мнению учителей. Но я только усмехнулась, достала плеер из сумки и стала слушать музыку, глядя в окно. Я слышала, как «терминатор» опять жалуется моей матери, что я сплю на уроках. Мой взгляд упал на людей, проходящих мимо нашей школы по улице. Это была группа подростков, одетая в большие куртки, широкие штаны, с рюкзаками на спине. Они шли по улице и танцевали. Им было всё равно, что о них подумают прохожие. Вот бы мне сейчас к ним! Мне тоже хотелось так просто идти вперёд, смеясь и пританцовывая. - Катерина! Вынь из ушей эту безделушку! – закричала директриса и вырвала у меня плеер из рук. - Она как всегда «витает в облаках», - сказала Маринка, авторитет нашего класса. Но я в ней авторитета не признавала, наверное, поэтому меня не любили в классе и даже презирали. Все ей пытались угодить. Я не хотела кому-то прислуживать, я хотела быть сама собой, быть настоящей, а не прислугой или шутом. На Маринкины слова в мой адрес я ничего не отвечала. Не хотелось лишних скандалов или сплетен про меня. Пусть они считают меня слабой, пусть. Но когда-нибудь они точно узнают про меня совсем другое! Я в этом уверена. Они будут мне потом завидовать, будут пытаться стать похожими на меня, но этого у них не получится. Они другие. Как я, им никогда не стать. В принципе, я не считаю себя особенной, просто у меня есть что-то такое, чего нет у них. Я не знаю, что это. Это где-то глубоко в душе. Я это чувствую. - Твоя мать придёт сегодня в школу после пятого урока, - сказала Тамара Васильевна. – Подойдёшь к моему кабинету. И не смей убегать, как в прошлый раз! В этот день больше никаких происшествий со мной не произошло. Вот только, как всегда, лень атаковала меня. Я слушала учителя, записывала то, что он диктовал, но не понимала, о чём идёт речь. Может быть, я бы и понимала, но лень поедала моё сознание. Перемены для меня, как обычно проходили в одиночестве. Я сидела на первом этаже, на окне. Компанию мне составлял мой плеер. Музыка в нём мне помогала уйти от проблем, забыться, помечтать. Но сегодня у меня плеер забрала директриса. После пятого урока я подошла к кабинету директора. Там уже стояла мама. Я даже издалека заметила её заплаканные глаза. Мы не сказали друг другу ни слова. - Тамара Васильевна вас ждёт, - сказала секретарша и открыла нам дверь. Я присела на стул около окна, мне не хотелось находиться прямо перед директрисой. - Татьяна Петровна, - сказала Тамара Васильевна. - Ваша дочь, Петренко Екатерина, ведёт себя отвратительно. Она спит на уроках, хамит учителям и даже мне! - Я не хамила вам !- перебила её я. - Помолчи, Катюш, - вежливо попросила мама. - Мам! Я ничего такого не делала! - Замолчи, Петренко! - закричала директриса. - А вот ещё одна проблема, - она полезла в нижний ящик стола и достала оттуда мой плеер, - с этим чудом техники она расстаться не может, даже когда перед ней стоит директор и отчитывает её. Ни стыда, ни совести! Я, конечно, понимаю Вас, Татьяна Петровна, вам тяжело воспитывать одной дочь. Вы почти всё время на работе. Накажите её как-то, что ли… Я не знаю! Она же Ваша дочь. - Бесполезно её наказывать, - всхлипнула мама, опустив вниз голову. Из её глаз покатилась слеза. Мне не хотелось слышать, как сейчас будут отчитывать меня. Мне не хотелось видеть, как плачет мама. Я отвернулась и стала смотреть в окно. В этот момент вспомнила танцующую группу подростков на улице. У меня неплохо получалось танцевать дома перед зеркалом, но я боялась прийти на танцы. Вдруг меня и в этом обществе не поймут? Я боялась непонимания. Наверное, это самый большой мой страх. От жизни мне хотелось чего-то нового, однообразие надоедало. Хотелось получать радость, наслаждение! Мои мысли прервал голос мамы. - Пойдём, Кать, - сказала она. Мы вышли из кабинета директора и пошли домой. Домой мы шли молча. Я поняла, что маме надоело ходить в школу по три раза в неделю и слушать о том, какая я невоспитанная. Когда мы пришли домой, я ушла в свою комнату и закрылась там. Я как всегда легла на пол и стала слушать музыку (плеер всё-таки директриса мне отдала). Незаметно в комнату вошла мама. - Катюш, я на день рождения к тетё Наде пошла. Ну, ты её не знаешь, она с работы. А от неё сразу на работу поеду. Так что увидимся только завтра вечером. Еда на плите, если мало будет, отвари пельмени себе или колбасу купи в магазине. Деньги я оставила на тумбочке в прихожей. Вроде всё сказала… Пока! Я даже не успела ей ничего ответить, как она уже захлопнула дверь и ушла. На день рождение к разным тётям она уже ходит за месяц раз седьмой точно. Я уверена, она ходит к дяде Серёже. Он даже жил с нами какое-то время. Мама представила мне его как «нового папу». Но он мне не понравился, и я ему сказала об этом прямо в лицо. После этого он не стал больше к нам приходить. Мой настоящий папа бросил нас, когда мне было два года. Я его совсем не помню и знать не хочу! Дома было ужасно скучно, начинало смеркаться. Настроение совсем испортилось. Я решила пройтись по набережной. Когда я гуляла одна (а чаще я гуляла одна, чем в компании), то приходила на набережную, спускалась к воде и сидела на камне. Но на этот раз моё место оказалось занятым. Я подошла ближе и увидела девушку. На вид она была моей ровесницей. Меня удивило, что на это место кто-то пришёл. Вокруг все заросло кустами терновника, а рядом валялся мусор. Но мне нравилось приходить сюда, просто сидеть на этом камне, смотреть на теплоходы, проплывающие мимо, нравилось кидать камешки в воду. Раньше я тут видела только компании нетрезвых людей. Но что здесь делала эта девушка? Она явно была не пьяницей, хорошо одетой, домашней. Вдруг мои мысли прервал голос. - Привет! - дружелюбно сказала девушка, - Наверное, ты часто сюда приходишь? - Я почти всегда здесь сижу в свободное время, - ответила я. Была долгая пауза, девушка смотрела в воду, и тут она сказала: - Меня Викой зовут. - А я Катя. Вика подвинулась на камне и сказала: - Садись, здесь места для двоих хватит. Я боялась опять непонимания, боялась с ней заговорить. У меня уже устали ноги, и я присела рядом с ней. - Сегодня ужасный день, - пробормотала я. - Что с тобой случилось? - спросила Вика. Я рассказала ей всё, что произошло со мной сегодня. Вика - первый человек, кому я так подробно рассказала о своей жизни, о своих переживаниях, и она меня поняла. Она поняла, как мне тяжело без друзей, поняла, как тяжело без отца. Этот тёплый осенний вечер я запомнила навсегда. Именно в этот день я нашла себе подругу. Как же мне было хорошо! Я не заметила, как пролетели три часа. Нужно было идти домой. На набережной уже загорались фонари. Я воткнула в уши свой любимый плеер и, пританцовывая, пошла домой. Мне не хотелось, чтобы наступал завтрашний день, полный проблем и разочарований, мне хотелось насладиться этим днём. Дома я мечтала о нашей новой встрече с Викой. В школу совсем не хотелось идти. Обстановка там меня угнетала. Я боялась своих одноклассников, но не показывала им этого. Их это в какой-то степени раздражало. Ведь они хотели видеть меня слабой, беззащитной. На следующий день меня от скуки опять спасал мой плеер. Мысли о новой подруге поднимали мне настроение. Но мои «любимые» одноклассники не давали мне спокойно посидеть одной. - О, наша тихоня Катюша вчера опять была у директора! – сказала Маринка. - Бедняжка! Идём с нами, покуришь, полегчает, может, - продолжила Ленка. Их было человек шесть. Они взяли меня за руки и поволокли на улицу. Было холодно. Меня завели за угол школы. - Кури! - сказала Маринка. – Лучше сделай это сама, а то мы тебе поможем! Я не хотела даже в руки брать сигарету, но мне пришлось это сделать. Взяв в рот сигарету, я увидела, как девочки меня сфотографировали на телефон. - Ахаха! Твоя мама ещё больше будет расстроена, если ей эту фотографию покажет Тамара Васильевна, - убегая от меня, крикнула Ленка. Такая ситуация у меня уже была, но, когда я отказалась курить, девочки меня избили. Было очень больно! Всё это снимали на телефоны старшеклассники. Я не хотела, чтобы моя мама увидела меня с сигаретой. - Что мне надо сделать, чтобы вы стёрли эту фотографию с телефона? – спросила я у одноклассников. - Тебе придётся убить нас! – зловещим голосом сказала Маринка. Все засмеялись. – Я не собираюсь удалять эту фотографию, хотя… Удалю, если ты на уроке информатики встанешь и скажешь учителю прямо в лицо: «Вы меня уже достали! Пошли бы Вы куда-нибудь подальше со своей информатикой!» Ты же так сделаешь? - Придётся… - ответила я. - Обещаешь? - Обещаю. Мне совсем не хотелось хамить учителю в лицо, не хотелось, чтобы мама опять была у Тамары Васильевны. Но выбора не было. Приближался урок информатики. Я нервничала. На уроке мне Маринка постоянно напоминала о моём обещании. - Елена Михайловна, Вы меня уже достали! Пошли бы Вы куда-нибудь подальше со своей информатикой! – громко сказала я на весь класс. - Что ты сказала?! – вытаращив глаза, сказала Елена Михайловна. - Что слышали! Я вышла из класса, громко хлопнув дверью. В след учительница крикнула: «Петренко! Я об этом немедленно сообщу директору, и твоих родителей вызовут в школу! Сегодня же!» На следующей перемене ко мне подошла Маринка со своими подружками. - Браво, Петренко! Мне очень понравилось. Но неужели ты действительно поверила, что я удалю эту фотографию с телефона? Да ни за что! Я буду тебя шантажировать, - сказала она с довольной улыбкой на лице. Я ничего ей не сказала. Я просто ушла домой. С Викой мы встретились на том же месте в пять часов. Мы искренне были рады друг друга видеть. Я рассказала, как прошёл мой день в школе. - Как ты это всё терпишь?- удивилась Вика. - Не знаю… Просто выхода у меня нет, - ответила я. - Выход всегда есть! Например, перейди в другую школу. - Но в какую? Вдруг меня там не поймут, и будет всё то же самое, что и в моей школе. Я не хочу этого. Я боюсь. - Переходи со следующей четверти ко мне в школу. Как раз учиться осталось неделю, а потом каникулы. - Да! Отличная идея. А меня там точно примут? А то может быть мне лучше остаться в своей школе? - Нет! Не надо! Ты уже натерпелась от своих одноклассников. Думаю, тебе нужно начать новую жизни. Счастливую жизнь. Я тебе буду в этом помогать. Я же теперь твоя подруга. - Спасибо тебе! Спасибо, что ты есть! - сказала я и крепко обняла Вику. Этот вечер был для меня самым счастливым за мою пятнадцатилетнюю жизнь! Я пришла домой, мама уже вернулась с работы. - Мам, привет! - Привет, Катюш! - отозвалась она из спальни. Я подошла к ней, села на кресло и спросила: - А ты хотела бы, чтобы я была счастливее? Маму удивил это вопрос. - Конечно! Какая же мать не хочет, чтобы её ребёнок был счастлив? - сказала она. - А давай я со следующей четверти перейду в другую школу? - Зачем? Тебя что-то в своей школе не устраивает? - Понимаешь, мама, я никому не нужна в своей школе. Одноклассники меня презирают, учителям я тоже поперек горла. - Почему ты мне раньше об этом не рассказала? - Они бы продолжили надо мной издеваться. Ты им – не помеха. Сегодня они заставили меня взять в рот сигарету и сфотографировали меня так! Мама, меня шантажируют! Они хотели показать это фото директрисе, но сказали, что если я пошлю учительницу информатики куда подальше, они сотрут её. Маринка и её подруги не сдержали обещания. Они обманули меня! – я заплакала. - Доченька моя родная, иди ко мне, - мама обняла меня и попыталась успокоить. Я сидела и всхлипывала. - Давай я перейду в другую школу и всё. Я уверена, что там проблем быть не должно. - Я подумаю об этом, Катюш. А сейчас иди спать. Да и я тоже пойду спать, а то так устала на работе. Я долго не могла заснуть. Включив грустные песни, я начала «перематывать» в голове сегодняшний день. Только музыка хоть как-то могла разделить мою печаль. Я привыкла быть одна и свои радости, переживания держать в себе. Но теперь появилась Вика – моя подруга, луч надежды в моей обыденной жизни. Раньше я держала проблему в себе. Проблемы накапливались. Меня всё раздражало. Я просто приходила домой и плакала. Плакала от безысходности, от ненужности никому. Мне просто хотелось, чтобы меня любили. Конечно же, мама любила меня. Наверное, мать, которая не любит своего ребёнка – это бездушное существо. Но я хотела дружеской любви, а может, хотела, чтобы меня любил парень. Это тяжело было – быть одной со своими мечтами, со своими проблемами... Сначала я полюбила Вику за то, что она меня выслушала, поняла. Потом Вика раскрылась мне, и я поняла, что она замечательный человек. Говорят, что нельзя стать друзьями за короткое время… Не соглашусь. Я почувствовала, что Вика нужна мне, почувствовала, как дорога она мне. Общение с ней было свежим глотком воздуха. Эта неделя до конца четверти длилась вечно. Но меня согревала мысль о новой школе, новых знакомых. Мы с Викой решили записаться на хип-хоп танцы. Я много раз видела, как эти ребята танцуют на улице, собирают вокруг себя огромное количество людей. Мне нравилось смотреть, как они двигаются. Хип-хоп – это танцы для тех, кто пришел учиться танцевать и готов к тому, что будет сложно! Но если постараться, то результаты не заставят себя долго ждать. Вика уже ходила до этого на бальные танцы, ей было легче. Мне же пришлось начинать с нуля. Для меня это было очень сложно. Я приходила домой уставшая и сразу ложилась спать. Но в голове у меня крутились слова: «Сейчас тебе тяжело, зато потом легче будет». И это мне помогало. Через месяц я уже не так уставала на танцах, привыкла к физической нагрузке. Мы учили сложные связки движений. У меня получалось их выучить. И меня взяли для постановки танца! Как же я была рада! С этим танцем мы должны были выступить на Новый Год. На этом мои радости не заканчивались. Со следующей четверти я училась в другой школе, в классе с Викой, познакомилась с её друзьями. Мне было приятно с ними общаться так же, как и с Викой. Я их очень полюбила. Мы часто гуляли классом, ходили в кино, в кафе. Наверное, человеку сначала нужно пройти испытания, а если он их пройдёт, то Бог вознаградит человека счастьем. Время летело. Я училась в новой школе, занималась танцами. Приближался Новый Год. На празднике мы должны были выступать перед сотнями людей, собравшимися в концертном зале. Наш номер был идеально отрепетирован, мы были готовы «на все сто». В итоге все зрители были в восторге от нашего танца. Нас пригласили выступить на другом концерте. Я была счастлива! В концертном зале я увидела своих одноклассников. Они меня узнали. Я же говорила, что они обо мне ещё вспомнят! После концерта ко мне подошла Маринка и сказала: - Ой, Катька, ты так классно танцуешь! Я тоже так хочу. А где ты занимаешься танцами? - Я бы сказала тебе, где я занимаюсь, мне не жалко. Но пойми, это танцы не для слабых. И там никто не будет тебе подчиняться. Так что я думаю, тебе там делать нечего! - ответила я дерзко Маринке. Я сказала всё, что думаю о ней, и подошла к своим друзьям. Все вместе мы пошли в кафе отметить наш успех. Такой счастливой я не была никогда! Чувства меня переполняли…. Не нужно расстраиваться, если в жизни нет ничего радостного. Просто нужно верить, что появится лучик надежды, а потом взойдёт солнце, которое принесёт счастье, и разрушатся все беды и несчастья, будет только радость и гармония. Азизов Святослав, г.Минеральные Воды Ставропольского края Учитель – Сегеда Г. Н. «Белая ворона!» - так говорят о людях, чем-то выделяющихся из общей массы. Говорят с осуждением, раздражённо. В нашем обществе не хватает терпимости по отношению к инаким. А как выживать в таких условиях тем, кого по каким-либо причинам отнесли к необычному отряду пернатых? Где находить силы для сопротивления или отстранения от равнодушно или враждебно настроенного большинства? Вот об этом я хотел бы поразмышлять вместе с вами. Поразмышлять о себе и своих друзьях. Уверяю вас, что «белые вороны» тоже порой сбиваются в стаи! Я могу это доказать. Мы – как раз такая стая, мы нашли друг друга и подружились. Каждый из нас является «белой вороной» среди «серых ворон»-сверстников, которых, увы, довольно много. Каждый из нас индивидуален и необычен, у каждого есть какие-либо черты характера, которые делают его совершенно непохожим на других. Но помимо внутренних отличий, мы и внешне значительно отличаемся. Среди моих друзей есть те, кого в толпе очень трудно не заметить. Они называют себя неформалами – людьми, не признающими того, что устраивает практически всех. Кто-то таким образом выражает протест против обыденности нашей жизни, а кто-то просто хочет добиться повышенного внимания к себе. Например, Женя. Эта девочка на первый взгляд может показаться несерьёзной и легкомысленной. Я даже не могу с точностью сказать, какие у неё волосы: слишком часто они приобретают какие-нибудь необыкновенные, фантастические оттенки. А сколько на ней разных фенечек, цепей, цветных шнурочков! Многих взрослых такой вид возмущает и раздражает. Но я вас уверяю, что Женя очень добрая, отзывчивая, справедливая – настоящий друг! Так или иначе, к неформалам я себя не отношу, но нельзя не отметить подобных людей как «белых ворон». Однако есть и такие, кому не надо надевать что-то вызывающее, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность. Например, мой друг Никита – человек широкой души и обладатель не менее широкого торса. Он имеет отличную физическую подготовку, однако отличается от обычных «качков» тем, что может блеснуть эрудицией практически в любой области знаний. Утверждение «сила есть – ума не надо» явно не про него. Но чтобы стать тем, кем он является сейчас, ему пришлось пройти через многое, что преодолеет далеко не каждый. Так, в подростковом возрасте он был крайне ранимым, не способным постоять за себя человеком, предметом всеобщих насмешек из-за лишнего веса и из-за брекетов на зубах. Уже в том возрасте он был не похож на других, за что сверстники, которые не могли смириться с его недостатками, равно как и с достоинствами, обижали его, и порой достаточно жестоко. Да, наверное, такова участь всех «белых ворон» – людей, чем-то отличающихся от других. И ввиду нашей малой численности мы просто обязаны помогать друг другу. Знаете, если в стае серых ворон может оказаться белая, то в стае белых – серая не уживётся никогда! Без взаимопомощи нам пришлось бы очень туго. Например, наш общий с Никитой друг Никита (да-да, их обоих так зовут) всегда заступался за своего тезку, тем не менее постоянно напоминая другу, что хотя он действительно не без недостатков, пора бы ему уже «обрасти бронёй» и стать менее чувствительным ко всякого рода недоразумениям. И что вы думаете? Вскоре, благодаря своим собственным стараниям, маленький беззащитный мальчик вырос в богатыря, над которым уже никому не хочется смеяться. Нет, не потому, что богатырь может отомстить за былые обиды. Теперь просто нет причин для насмешек, да и сам Никита вряд ли бы обратил на них внимание. Однако такие кардинальные «превращения» оказывают не только положительное влияние на жизнь человека. Сейчас Никита достаточно замкнутый юноша, который пускает в свой внутренний мир очень немногих. Эти черты характера зачастую мешают ему идти на контакт с людьми, знакомиться и заводить новых друзей. Увы, но через это проходят, вероятно, все «белые вороны». Я рассказал вам только об одном моем друге, который выделяется среди «серой массы», да и то не всё. Нас – «белых ворон» - много, поэтому о каждом можно рассказывать долго и подробно. Однако я бы всё-таки хотел остановить ваше внимание на себе. Итак, я - семнадцатилетний юноша, старшеклассник, хорошо успевающий по всем предметам. Человек, увлекающийся музыкой и компьютером (а соответственно, и всем тем полезным, что можно делать с его помощью), общительный и, как считают мои друзья, интересный собеседник. Среди всего перечисленного нет того, что заметно отличало бы меня от сверстников. Но я просто ещё не всё сказал, оставив «за кадром» особенность, которая делает мою жизнь совсем другой, нежели ваша, дорогие читатели. Я – человек с ограниченными физическими возможностями. Говоря проще, инвалид (хотя я не люблю это определение, звучащее как клеймо и создающее некоторые предубеждения по отношению к таким людям). Моя «ограниченность» сводится к тому, что ходить мне труднее, чем другим людям. И всё. Диагноз ДЦП стал причиной того, что умение, которое зачастую не ценят здоровые люди, является для меня практически недостижимой, но такой желанной целью. Ну что ж, мне ещё только предстоит убедиться в её достижимости или недостижимости, а пока… Пока надо жить, и жить так, чтобы потом не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Да, я не настолько хорошо хожу, как кто-то другой, но зато этот кто-то не так хорошо, как я, играет на фортепиано и не так хорошо разбирается в языках программирования. А может, он вообще не знает, что такое «язык программирования»? Такое отношение к жизни, наверное, и есть оптимизм – искать плюсы там, где другой нашел бы только минусы. Естественно, таким жизнерадостным и уверенным в себе я бы не стал, если бы не поддержка моих родных, – она всегда была своевременной и очень нужной мне. Благодаря помощи, советам и даже настойчивым требованиям близких,я стал тем, кем являюсь сейчас. Так, например, именно по настоянию мамы и старшего брата я начал заниматься музыкой: восемь лет назад поступил в музыкальную школу по классу фортепиано, а теперь уже успешно её закончил, ни разу не пожалев о потраченном на изучение музыкальных премудростей времени. Конечно, в процессе обучения были трудности, были моменты, когда хотелось всё бросить... Так делали многие. Но не я! К счастью, у меня с детства сформировалась привычка обязательно заканчивать начатые дела, и заканчивать как можно лучше, – так меня научили в моей семье. Музыкальная школа дала мне возможность в полной мере почувствовать свою ответственность, проявить выдержку и силу воли. Помимо занятий в музыкальной школе я самостоятельно научился играть на гитаре, сейчас активно изучаю английский язык и участвую во всевозможных творческих конкурсах и олимпиадах. Но всего этого могло бы не быть, если бы не наставления родителей и поддержка друзей. Важность и ценность дружбы для меня – это отдельная тема. Без друзей я не представляю своей жизни! Они никогда не дают мне спуску и относятся ко мне, как к равному. И это, по-моему, очень хорошо! Я рад, что есть на свете люди, которые не смотрят на меня сквозь призму жалости и сочувствия. И мне приятно, когда меня оценивают по всей строгости и наравне со всеми. Это дает мне возможность чувствовать себя «обыкновенным», хотя, по мнению многих, я таковым не являюсь. Дружеские отношения заставили меня понять, что это не нам, «белым воронам», надо меняться, подстраиваясь под рамки общества, а обществу нужно научиться понимать нас, «белых ворон». Да, по улице я хожу с тростью, что вызывает удивленные, сочувственные, а порой и неприязненные взгляды прохожих. «Как же так?! Такой молодой парень и такой несчастный!» – думают они. Но если на секунду представить, что вдруг (не дай бог!) все бы стали использовать трости и только единицы – ходить без них, какую бы реакцию это вызвало у большинства? Правильно, точно такую же, как сейчас по отношению ко мне. С тех пор, как я это понял, решил, что мне совсем не стоит смущаться, стыдиться своего положения. Я такой, какой я есть! И люди, которым я дорог, умеют воспринимать и любить меня со всеми моими достоинствами и недостатками. Всем, кого заинтересовали мои размышления, я хочу дать маленький совет. Не старайтесь изменить мир под себя, но, если вы сами – «белая ворона», не меняйтесь в угоду окружающим. Незачем косо смотреть на «белых ворон», незаслуженно их критиковать. Просто попытайтесь их понять, войти в положение, узнать, хотел ли человек быть «белой вороной» или он такой не по своему желанию. Возможно, тогда жизнь этих людей станет немного проще. Мне очень хочется, чтобы каждый читающий эти строки увидел в себе «белую ворону», то есть личность, чем-то отличающуюся от других. Да, знаю, мы все индивидуальны! Но, может, стоит выражать свою индивидуальность более активно? Подводя итог, хочу обратить ваше внимание на людей, чьи заслуги порой остаются незамеченными. Это спортсмены, занимающиеся параолимпийскими видами спорта. Их тоже можно назвать «белыми воронами». Согласитесь, у большинства здоровых «серых ворон» нет и толики всех тех положительных качеств, что есть у этих людей. Они подают всем нам пример выдающегося упорства, силы духа и настойчивости. Они тренируются, невзирая на боль, усталость и былые поражения. Преодолевают свои физические слабости и побеждают! А смогли бы вы победить в равных с ними условиях? Для начала попробуйте одержать победу над самим собой – над своей неуверенностью и ленью. Присоединяйтесь к стае «белых ворон» - с нами не соскучишься!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 8; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.122.27 (0.26 с.) |