Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интернет: читаю, смотрю, слушаю, участвую

Поиск

Все в твоих руках!

Али Шер, г.Нижнекамск,

Республика Татарстан

Учитель – Трошина М.Н.

Начало этой истории уходит в далекий 1966 год. Сильнейшее землетрясение в Узбекистане собрало со всех концов большой советской страны желающих помочь братской республике в восстановлении хлебной столицы. Ташкент был объявлен стройкой века. В то трудное время и встретились герои этих событий: он – водитель с десятилетним стажем работы, она – строитель широкого профиля. Он – уроженец г. Новосибирск, русский парень, до этого хорошо помотавшийся по стране в силу своей профессии и того, что никогда не мог усидеть на одном месте, крепкий по телосложению и характеру, никогда ничего не боявшийся и не знавший ни в чем поражения; она – уроженка небольшой деревни недалеко от г.Казань, имеющая татарские корни, уехавшая совсем молоденькой девушкой из родного дома, нигде не бывавшая, ничего не видавшая, простая, скромная, наивная, мечтавшая о больших городах, достижениях, победах.

Молодые люди полюбили друг друга. Через год под крики «Горько!» таких же молодых, влюбленных, дерзких родилась новая семья. Первое время совместной жизни было нелегким, но любовь помогала справляться с трудностями. Появление на свет дочурки еще больше укрепило чувства влюбленных. Как же сложилась ее жизнь?

Шли годы. Девочка пошла в школу. В классе вместе с ней учились русские, узбеки, украинцы, корейцы, немцы, татары. Все они жили как одна большая дружная семья. Им очень повезло и с первой учительницей. Она не только учила их читать, считать, писать, но и учила дружить, с уважением относиться друг к другу, быть внимательными к людям, любить свой многонациональный народ, свою страну. Общаясь друг с другом каждый день, ребята не думали о том, что у каждого из них своя национальность, манера говорить, религия; и уж совсем не думали о том (им и в голову не приходило, и не могло придти), что можно обидеть друг друга только потому, что ты не такой, как все. Гораздо важнее для всех них были человеческие отношения, истинные и бескорыстные.

Вскоре отца по работе перевели в небольшой городок Ленинградской области. Он устроился там и через какое-то время вызвал семью к себе. Очень не хотелось уезжать из Ташкента, расставаться с любимой школой, учительницей, а особенно друзьями, с которыми была дружна и с которыми связывало очень многое: учеба, вылазки на природу (купание в реке и прыжки с тарзанки), увлечение театром (совместные спектакли во дворе для местных бабушек и дедушек), ожидание Шарабары (старьевщика, менявшего на пустые бутылки всякую мелочь: свистульки, веера, хлопушки, леденцы), а главное – мечты о том, что когда они окончат школу, разъедутся кто – куда, будут поддерживать связь друг с другом и, по мере возможности, встречаться.

Но судьба распорядилась иначе. Какими бы тяжелыми не были проводы, нужно было ехать. Поезд «Ташкент – Москва» тронулся вовремя. Позади остался перрон, на нем – друзья, а вместе с ними – счастливое время и мечты. Что будет впереди? С одной стороны, неизвестность манила, с другой же – она и пугала.

В дороге девочка тяжело заболела. Казалось, жизнь остановилась. Приехав на место, вызвали врача. Две недели пришлось пролежать в больнице. В новую школу девчушка пришла, пропустив достаточно огромный программный материал. Но не это было самым страшным. Самое страшное было то, что маленькую и худенькую новенькую, с белой кожей и двумя косичками из смоляных волос, раскосыми зелеными глазами и мелкими чертами на скуластом лице, далеко отличавшуюся от светлых голубоглазых славян, в классе не приняли. Как гадкого утенка ее обижали со всех сторон. Она чувствовала клевание «самых смелых». Как только не называли ее: и узбечкой, и чукчей, и таджичкой, и цыганкой. Она где-то читала, что дети бывают очень жестокими. Жестокость этих детей с каждым днем проявлялась все изощреннее. Они дергали ее за косички, толкали, подставляли подножки, клали кнопки на стул, связывали на обуви шнурки. Она сопротивлялась, как могла. Когда получалось, отвечала той же монетой, но чаще всего плакала. От бессилия. Дома. В подушку. Ни в коем случае не при своих обидчиках. Не хотела показывать свою слабость. Порой ей казалось, что жизнь действительно остановилась. Что еще чуть-чуть, и она умрет. Не выдержит. Сдастся. Исчезнет. «Но нет! – твердила девочка. – Не дождетесь!». Она частенько вспоминала свой класс, где ребята были очень дружны и никогда друг друга не обижали. На новом месте она чувствовала себя изгоем. Не раз задавала себе вопрос: «Почему?». И тут же отвечала: «А не потому ли, что она внешне отличается от других?» Но ведь люди разных национальностей живут в одной стране, все имеют равные права и обязанности, значит, заслуживают доброго отношения к себе. Почему это правило действовало в Ташкенте, а здесь не действует?! А может причина в ней самой? Она занималась самокопанием, но ответ не находила. Как жить дальше? Но жить как-то надо было. И она приняла решение.

В первую очередь, она решила не падать духом, взять себя в руки и доказать всем, что она что-то да значит. Ведь не важно, как человек выглядит, важнее, что он за человек. Девчушке на тот момент было всего 10 лет, когда она приняла это смелое решение. У нее впервые появилось желание завести дневник, который на тот момент стал ее первым и, пожалуй, единственным настоящим другом. Она доверила ему самые сокровенные мечты, делилась с ним наболевшим, рассказывала о происходящем в ее жизни. Она знала, что он никому ничего не передаст, а значит, не предаст ее. Откровенничая с дневником, девочка не чувствовала себя одинокой. Рассуждая о произошедшем на его станицах, она находила выход из создавшейся ситуации и принимала единственное правильное решение. Дневник ей в этом помогал. Говорят, что «горе на двоих – горе пополам, радость на двоих – двойная радость!», и «бумага все стерпит!» Ей действительно становилось легче, когда она доверяла бумаге всё: и хорошее, и плохое. Ведь, когда человек выговаривается, на душе у него – легко и спокойно.

И еще, она вдруг поняла, что ее тянет к словотворчеству. Именно тогда она написала свое первое стихотворение. Ей так хотелось показать одноклассникам первую свою работу, но боялась быть осмеянной. Она продолжала писать. Ее как-будто прорвало. Она нашла для себя любимое дело, которому отдавалась вся, без остатка. И не было у нее времени думать о неприятностях, искать ответы на безответные вопросы, заниматься самокопанием. Она нашла свое увлечение. Писала на газетных страницах, на обрывках обоев, на тетрадных листах, фломастером на зеркале. Потом собирала эти записи, если находила, оформляла в стихи и переписывала в тетрадь. При желании можно было бы издать не одну книгу. Она об этом не думала. Писала для себя.

Итак, дневник и стихи стали ее отдушиной. Они спасали ее от изгнания и возвращали в мир надежд и мечтаний. Жизнь… Она ведь, как принято считать, черно-белая. Черная полоса сменяется белой, белая – черной. Когда в жизни случается что-то плохое, все живут в ожидании хороших дней. Когда все прекрасно, ждут плохого, вместо того, чтобы радоваться. На этот счет существуют выражения: «Не к добру радуешься!», «Что-то ты сегодня много смеешься, значит, плакать будешь». Она всегда на этот счет имела свое мнение: «Все мы в этой жизни художники, творцы, создатели! Кто нам мешает взять кисти и разбавить черную краску белой, затем зеленой, далее синей, потом красной, еще желтой?! И вот засияла наша жизнь всеми цветами радуги».

Кто-то сказал: «У каждого своя судьба! С судьбой не спорят!». Она же пришла к выводу: «каждый вправе изменить свою судьбу, если не идти на поводу у обстоятельств, если не сидеть, сложа руки, если двигаться вперед, преодолевая ухабы, кочки, ямы на дороге жизни». Да, к 10 годам человек вполне осознанно может оценить ситуацию и принять соответствующее решение. И она его приняла. Она решила доказать свою ценность и значимость.

Наверстала пропущенный школьный материал, догнала и перегнала своих одноклассников по результатам учебы за год. Ей опять повезло с учительницей, которая понимала, помогала и поддерживала ее во всем. Девчушка принимала активное участие во всех, школьных и городских мероприятиях. Нет, она не была выскочкой, просто не отказывалась от того, что ей предлагали. Жила по принципу: «Если не я, то кто же?!».

Шло время. Каждый год она получала грамоты за отличную учебу и участие в мероприятиях, а родители – благодарственные письма за воспитание дочери. Если были недовольные ее успехами, то она улыбалась, давая понять, что она им все прощает, хотя на душе скребли кошки, и хотелось плюнуть им в лицо. Она была выше всего этого: желала счастья своим обидчикам. Она научилась прощать, ведь она знала, что обида – плохой советчик.

Со временем одноклассники перестали язвить и смеяться. Кто-то потянулся к ней и предложил дружить. И потом… Дети, наверное, начали взрослеть с годами, и у них появились другие ценности и приоритеты.

Школу девушка закончила хорошо, все проблемы с одноклассниками исчерпали себя. Ей казалось, что с окончанием школы уйдут все проблемы. Но она глубоко ошиблась. «Детские» проблемы и страхи перешли во взрослую жизнь и стали «взрослыми». Девушка с нестандартной внешностью терпела колкости со стороны однокурсников в педагогическом вузе, куда она поступила по окончании школы (она так хотела продолжить дело своей первой учительницы – «сеять разумное, доброе, вечное»); далее со стороны будущей свекрови, которая сказала о ней на смотринах своему сыну: «Что за нерусскую ты привел?» (брак все-таки состоялся, но через десять лет распался); со стороны бывшего мужа, который бросил ей после развода: «Кому ты нужна такая «красавица»!» (тогда она ответила ему: «На вкус и цвет товарища нет. Может, найдется человек, который полюбит меня такой, какая я есть»).

После развода ее ничто не держало в этом городе. Молодая женщина взяла чемодан, двух дочурок – самое дорогое, что было у нее на тот момент, ткнула пальцем в карту и уехала, куда глаза глядят. Таким образом, оказалась с детьми в г.Нижнекамск. И первое, с чем она столкнулась – это было то, что ее принимали за свою. Среди своих она жила как чужая, а тут среди чужих она стала своей (то есть, будучи русской, ей не нашлось места среди русских, не будучи татаркой, ее приняли татары). Благодаря этим людям, она выжила в чужом городе, устроила детей, получила жилье, работу. У нее появились друзья, подруги. Всюду окружали добрые и порядочные люди. Она вспомнила свое детство, когда жила в Ташкенте. Какое это было счастливое время. «Все вернулось на круги своя»: она опять попала к людям, для которых не важна ее нестандартная внешность. И были среди этих людей и узбеки, и татары, и русские, и чуваши, и мордва. Этот многонациональный город принял ее. Она в нем прижилась.

Семья ее выросла. Она устроила свою личную жизнь. Родила сына. Дочки выросли, получили образование. Скоро у них будут свои семьи. Она радуется успехам детей. Радуется жизни. Ее никто не спрашивает: «Кто вы по национальности?». Ей не кричат вслед: «Узбечка! Татарка! Нерусская!» Это никому не нужно.

Она выжила благодаря своему бойцовскому характеру, сильной воле, уверенности в своих силах, огромному оптимизму и, прежде всего, добрым и порядочным людям, которые находились рядом с ней. А может еще и потому, что в 1966 году г.Нижнекамск, как и г.Ташкент, был объявлен стройкой века, и съехались сюда люди разных национальностей, которые живут как одна дружная семья, и для них принципиально не важно, кто ты, важнее, какой ты.

Эту историю я записал со слов моей любимой тети. «Кто она?» - спросите вы. Она очень интересный человек, воспитанный, образованный, творческий, с чувством юмора, с положительной энергетикой, коммуникабельный, порядочный, безнадежная оптимистка. Она заряжает, вдохновляет, направляет. Она педагог по профессии и по жизни.

Много негативного было в ее жизни, но во всех трудных ситуациях она всегда оставалась сама собой, не изменяла себе и своим принципам. Радовалась каждому дню и на все отвечала улыбкой. Она верила, надеялась, ждала. И любила. Она и сейчас любит детей, людей, жизнь. И себя. Она любит повторять: «Если ты не будешь любить себя, тебя никто любить не будет», и еще: «Если хочешь, чтобы к тебе хорошо относились люди, относись к ним хорошо», и наконец: «Говори людям приятные слова. Ласковое слово и кошке приятно, а цветок, чтобы рос, нужно поливать».

Что делать тем, кто не вписывается в стандарты, кто пришел в этот мир не такой, как все? На этот вопрос тетя ответила так: «Каждому: во-первых, следует отстаивать свою индивидуальность; во-вторых, жить своей жизнью; в-третьих, найти друзей среди таких же; далее, найти увлечение, чтобы не было времени думать о своих проблемах; научиться прощать и жалеть людей; жить в ладу с собой и своей совестью и, главное, всегда, везде и всюду оставаться Человеком с большой буквы».


Остаться собой!

Ищанова Алина, г.Оренбург

Учитель – Кудрявицкая Н.Ш.

Любой человек может жить в своём собственном мире, со своими ценностями, обычаями, своей культурой, религией и жизненной позицией, соблюдая при этом закон и, не нарушая прав других людей. Но зачастую, этому маленькому миру нет места в мире большом, в реальном мире, который неприемлет инаких, тех, кто отличен от общей массы. Эта проблема актуальна для России, ведь у нас помимо неформальной молодёжи, людей с ограниченными физическими возможностями, необычными способностями, проживают около ста тридцати различных национальностей, ежегодно увеличивается число мигрантов, которые ищут работу. Нашему обществу крайне недостаёт толерантности, веротерпимости. Все чаще происходят случаи проявления ненависти, которая в последнее время как волна накрывает нас. Почему так происходит? Вероятно, общество отвергает отличных от них людей только потому, что легче высмеять и оскорбить, нежели признать культуру другого народа; легче обвинить кого-либо в несчастьях или в существующих проблемах, чем протянуть руку помощи; легче осудить на основании негативных обобщений и стереотипов, чем основываться не реальных фактах и конкретных поступках. Наверное, обществу так комфортнее, а самое главное легче. Но если общество отвергает своих людей, то оно становиться разрозненным, разобщенным. Нетерпимость в мире приносит столько горя и бед! А как же хочется быть счастливым!

А ведь и я когда-то была «белой вороной». Должна сказать, это – один из самых трудных экзаменов в моей жизни.

В школе я очень хорошо училась: всего одна четвёрка! Тогда единицы учились лучше. Признаюсь, что я не была чрезмерно общительной, но и не замыкалась в себе, оставаясь при этом очень сентиментальной. Но в классе со всеми поддерживала довольно тёплые отношения.

В начале моего пятого учебного года я стала замечать нездоровую обстановку вокруг себя: молчание в ответ на мои вопросы, «косые» взгляды, кто-то просто перестал здороваться. Подобное поведение наблюдалось только со стороны девочек и сопровождалось совершенно фантастическими историями о моих похождениях. Я никак не могла понять, в чем дело? Вокруг меня выросла стена отчуждения. Я осталась одна… Одна с пониманием того, что стала изгоем. Сможете ли вы понять мои чувства, когда я стала объектом постоянных насмешек, когда меня игнорировали, когда я слышала оскорбительные слова, обращенные ко мне?

Вскоре стало ясно, что класс поделился на три составляющие: мальчики, занявшие нейтральную позицию, девочки, выступившие против меня, ну и я. Мне и в голову прийти подобное не могло. Как же так? Девчонки, с которыми мы веселились на выпускном, виделись летом, да и дружили, в конце концов, разом отвернулись от меня? И удивительно, что организовала бойкот моя одноклассница. Всего одна!

Изначально, кружок недоброжелателей был относительно невелик, но каждый день он становился всё шире, шире. Причём кто-то и не желал к нему примкнуть, но опираясь на «куда все, туда и я», выбирал известную сторону. Таким образом, я оказалась в игноре у всего класса. На уроках я старалась как можно лучше ответить, на переменах делала вид, что повторяю домашний материал, а по приходу домой мама поила меня «Валерианкой» и заставляла спать, но я так ни разу и не заснула…Чувство безысходности, желание отстраниться, убежать, терзало меня на протяжении двух месяцев. Хотя злобы, ненависти вовсе не было, просто стало чудовищно обидно и даже как-то стыдно за них. 

Я стала плохо себя чувствовать, головная боль была моей подругой.. Но больше всего болела, конечно, душа, требующая объяснений. Было всякое: и сплетни, и провокации, на которые я поддавалась, и клевета, и оскорбления. Но помимо этого оказывалась поддержка и помощь, в первую очередь со стороны родителей, во вторую, классного руководителя. Роль моего учителя в разрешении конфликта стала одной из ключевых, много сил было затрачено для примирения нашего коллектива. И в скором времени произошло чудо - девчонки уже просили у меня прощения...

Я по сей день учусь в этом коллективе. Нахожусь в прекрасных отношениях абсолютно со всеми, зла ни на кого не держу, и считаю, что обижаться вообще глупо. По выходным мы все вместе гуляем, новый год собираемся встречать тоже вместе. Должна сказать, пару раз мы те события вспоминали, и ребята говорили, что стыдно очень за свои поступки и даже прощения просили. Я отвечала только улыбкой, ведь главное то, что они по-настоящему раскаялись и с возрастом всё поняли. А причиной «недовольства масс» стало моё умение высказать то, что я думаю, а это так не понравилось нашему коллективу.

Очень сложно, скажу я вам, быть «белой вороной». Я старалась бороться с устоями жизни, и победила! Нет, победа не заключалась в поражении моих одноклассников, победа моя в том, что я выстояла, не обозлилась и не обиделась на жизнь!

Сейчас я учусь в девятом классе. Осенью по ТВ прошло объявление о том, что в Школу юного журналиста осуществляется набор учащихся. На следующий день с ребятами студии я слушала лекции. Несмотря на то, что я оказалась новенькой в коллективе, мне удалось быстро найти общий язык с учениками и преподавателями. У меня многое получается!

Я бесконечно рада, что смогла остаться собой и нашла своё место. Главное – не опускать рук, идти напролом; ведь выделяться из серой массы – не значит делать что-то неправильное. Совсем наоборот: как неинтересно было бы жить, если люди были бы одинаковыми!

С ребятами, которые не по своей вине стали «белыми воронами», хочу поделиться собственным опытом и дать советы.

Совет первый. Если тебе трудно, но, правда с тобой, «не прогибайся под изменчивый мир»; обязательно найдёшь человека или место, где тебя поймут и поддержат. Одно такое уже есть – родительский дом. Не бойся обращаться к родным за советом, они обязательно помогут, подскажут. Но при этом не забудь посмотреть на себя со стороны: может быть причина вовсе не в обществе, а в тебе самом: слишком агрессивной и высокомерной личности.

Совет второй. На различные колкости в свой адрес лучше отвечать шутками над самим же собой. Не стоит сразу же менять школу, район проживания, с начала нужно поговорить. Поговорить с классным руководителем, одноклассниками, учителями. И делать это очень осторожно, заранее всё продумав. Не следует давить на жалость или угрожать, расскажи всю ситуацию со своей точки зрения, объясни, что тебе неприятно такое обращение. Это рискованный шаг, но, как известно «цель оправдывает средства».

Совет третий. Бездействие не поможет: всё останется как есть. Упорство – вот твоё оружие. Ведь никто не говорил, что будет легко. По максимуму предлагай свою помощь. Возможно, не все, но кто-то обязательно перейдёт на твою сторону.

Совет четвёртый. Как бы ни было тебе плохо, не показывай этого! Улыбайся, иди по жизни смело, будь оптимистом и не позволяй выводить тебя из себя. Будь спокоен и уверен в себе.

Совет пятый. Не бойся искать себя, дело, за которое будешь болеть всей душой, иными словами хобби. Ты уникальная личность, с неповторимыми способностями, которые нужно раскрыть. Займи себя чем-нибудь интересным, а там гляди и друзей станет больше.

Ну и, пожалуй, самое главное: оставайся собой! Эти правила помогли лично мне, и я думаю, помогут тебе, «белой вороне», волею случая ставшей таковой.

Быть «белой вороной»

Кимасова Дарья, с.Вольно-

Надеждинское, Приморский край

Учитель – Красноплахтова Н.Б.

Я была «белой вороной» не всегда. Или не всегда это замечала. Придя в первый класс, я хорошо общалась с ребятами, может, была общительнее, чем сейчас. В третьем классе я сильно заболела. Весь год я провела в больницах и на домашнем обучении. Я и раньше часто болела, наверное, и это отделяло меня от сверстников. Вернувшись через год в школу, я сполна испытала на себе горечь жестоких насмешек из-за полноты, вызванной приемом многочисленных лекарств. Одноклассники оскорбляли меня, делали вид, что им противно дотрагиваться до меня и моих вещей. Я становилась все неувереннее в себе, потому что учителя начальной школы не одергивали и не наказывали моих обидчиков, а делали замечания мне, когда я отвечала им. От слов пришлось перейти к действиям. Драться. Я не призываю отстаивать свои интересы кулаками. Нужно просто уметь защитить себя и друзей острым словом, как всегда это делала моя подруга, не бросившая меня, всегда приходящая на помощь.

У меня есть еще одно отличие. Я пишу стихи и много читаю. С раннего детства родители привили мне любовь к книгам. Возможно, я знала больше разной информации, чем мои одноклассники. Мне нечего было обсуждать с девочками из класса, кроме учебы. Потому что я не интересуюсь современной музыкой, модой, косметикой, дурацкими гламурными журналами и прочей ерундой. Иногда даже охватывает чувство сожаления, что я не живу в веке девятнадцатом, или даже раньше. Сижу и думаю, как бы это могло быть? Я очень люблю историю и литературу, но среди моих ровесников мало кто проявляет серьезный интерес к этим предметам.

Однажды моя лучшая подруга познакомила меня со своей приятельницей. Я имела глупость обмолвиться ей о своей любви к чтению. На что она с отвращением воскликнула: «Ты что, ботаник!?» Мне нечего было ответить. Потому что я еще не умела отвечать, потому что это умение приходит к людям не всегда и не сразу. Нужно ставить насмешников на место. Так человек учиться уважать сам себя и заставляет это делать других.

Как говорит мой папа: «У меня-то все отлично, а у тебя все равно ноги кривые». Шутка конечно, но помогает. Однажды мой одноклассник отпустил скабрезную шутку в мой адрес, когда я не смогла открыть дверь, чтобы выйти из класса. Все засмеялись. Я ответила ему этими словами и, не дожидаясь его ответа, вышла. Подруга мне потом рассказывала, что все смеялись уже над ним. Он встал, посмотрел на свои ноги и сказал: «Да нормальные у меня ноги».

Ну и еще я воспользовалась советом своей родственницы. Я не скрываю своих знаний в некоторых вещах, но стараюсь не проявлять их там, где это не нужно. Надо уметь отличить защиту интересов от их навязывания. Соблюдение этой границы помогает нам заслужить авторитет в обществе.

«Белые вороны» бывают самыми разными. Мы отличаемся от других, и это не повод презирать за это нас, или нам презирать других. Некоторые не похожи на других поневоле, некоторые сами стремятся выделиться. А те умники, которые придираются, самовыражаться не пробовали? Или это способ самоутвердиться? Пробовали проявить свое «я», или оно у них отсутствует?

Сейчас мне стало ясно, что я должна гордиться тем, что я – это я. Мы не должны стесняться своего внутреннего мира, не должны ориентироваться на законы «стаи». Конечно, мы не должны причинять неудобства другим, но наше поведение не должно никому льстить, угождать, никому, кроме нас самих. Ведь есть же у нас друзья и близкие, которые любят нас такими, какие мы есть.

Каждый человек индивидуален. И возможно, что быть не таким как все даже хорошо. Я считаю, что чем сильнее мы выделяемся из толпы, тем лучше. Надо только уметь правильно преподнести свою индивидуальность. И за многими из нас потянутся, возможно, нам будут подражать.

Вероятно, есть другие способы избежать отчуждения от общества. Возможно, кому-то поможет мой рассказ, кому-то близки мои взгляды. Бояться своих отличий от других не надо. По-моему, быть «белой вороной» лучше, чем серой мышью.

И не надо торопить время. Жизнь мудрее нас, и она всё расставит на свои места. И общество рано или поздно поймет, как надо относиться к «белым воронам».

Лебедева Дарья, г.Минеральные

Воды, Ставропольский край

Учитель – Сегеда Г.Н.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.244.40 (0.064 с.)