Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Теоретические основы исследования языковых особенностей текстов экологического дискурсаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕКСТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА 1.1. Понятие экологического дискурса Первые исследования структуры дискурса приходятся на середину 50-х годов 20-го века, когда впервые начали появляться работы, посвященные «сверхфразовым единствам», то есть конструкциям, выходящим за рамки одного единственного предложения. Само же понятие «дискурс» появилось в лингвистике сравнительно недавно, примерно в 60-70 годах прошлого столетия, однако данный термин уже довольно прочно укрепился в лингвистической науке, практически полностью вытеснив понятие-синоним «текст связной речи». Его возникновение было связано, прежде всего, с тем, что исследования в сфере лингвистики расширили свои границы и вышли за пределы изучения предложения – на уровень дискурса. Теперь исследованию подвергается и область так называемого сверхфразового синтаксиса. Можно сказать, что дискурс с точки зрения лингвистики есть уникальная комплексная единица, основу которой составляет последовательность предложений, объединенных по смыслу. Однако в настоящее время невозможно выделить единственное верное определение данного понятия. Мы будем опираться на определения понятия «дискурс», представленное профессором Лозаннского университета (Швейцария), Патриком Серио в его книге «Квадратура смысла. Фанцузская школа анализа дискурса» [13; С. 25–27]. В 1999 году П. Серио выпустил сборник статей, ведущих представителей современной ему французской лингвистической школы, посвященных анализу дискурса, где привел 8 различных определений понятия «дискурс». Приведем несколько из них: 1) то же, что «речь» в понимании Фердинанда де Соссюра, любое конкретное высказывание; 2) дискурс, как единица, по размеру превосходящая фразу, высказывание в глобальном смысле; 3) дискурс в качестве воздействия, оказанного высказыванием на получателя и его внесение в «высказывательную» ситуацию (субъект, объект высказывания, а также его момент и место); 4) дискурс в значении «беседа»; 5) дискурс как речь, присваиваемая говорящему; 6) дискурс как определенная система ограничений, накладываемых на множество высказываний, в связи с какой-либо социальной или идеологической позицией (например «феминистический дискурс») [13; С. 26]. Итак, дискурс – это «единица, по размеру превосходящая фразу, высказывание в глобальном смысле» [13; С. 26]. Попытаться объяснить значение данного понятия можно также обратившись к его этимологии. Понятие «дискурс» может быть связано с латинским discere, что в переводе означает «блуждать», и одновременно может иметь отношение к французскому discour, переводящемуся как «речь». Мы можем сделать вывод, что понятие «дискурс» отождествляет в себе говорение как некую речевую деятельность человека, с блужданием, движением без определенной траектории. Сам же дискурс представляет собой речь, существующую в каком-либо социальном контексте, во взаимодействии с теми или иными эксталингвистическими факторами. Так, мы можем утверждать, что дискурс, так же, как и текст вполне подлежит рассмотрению в качестве речи, однако наряду с лингвистическим, он является еще и социальным. Основным критерием классификации различных дискурсов является «тема». Но этот параметр является далеко не единственным. Английский лингвист М. Халлидэй основывался, например, на трех параметрах: «участник», собственно «тема» и «способ» [19]. Разберем отдельно каждый из предложенных параметров. Под понятием «тема» дискурса подразумевается определенная сфера социального взаимодействия, основным инструментом сотрудничества участников в котором является язык. Именно этот параметр мы и возьмем за основной и единственный, приводя различные типы дискурса. «Участники» представлены в дискурсе неразрывно со своими статусными и ролевыми задачами и различными социальными отношениями, участие в которых они принимают. «Способ» дискурса представляется как собственно функция, выполняемая с помощью языка для достижения какой-либо цели, формально-содержательная организация текста, канал его передачи (устный или письменный), его коммуникативная цель (побуждение, убеждение, объяснение…). Говоря о типах дискурса, Е.Ф. Киров отмечает, что «разновидностей дискурса столько, сколько видов деятельности человека, поскольку каждый вид деятельности порождает свой собственный вид дискурса с присущей ему лексикой и стилистикой» [9; С. 25]. Примерами разнообразных дискурсов могут стать педагогический, политический, научный, юридический, военный и другие дискурсы. Реже отмечают массово-информационный, медицинский и прочие типы дискурса. Объектом дискурса может стать абсолютно любая область деятельности человека, список типов дискурса можно продолжать бесконечно. Каждый вид деятельности создает собственный уникальный тип дискурса, отличающийся особенностями лексики и стилистики. Так, например, знакомое всем нам повседневное общение на бытовые темы дает начало бытовому или разговорному дискурсу. Согласно параметру «тема», выделяется особый вид дискурса – экологический дискурс, который включает все разнообразие выражения в языке экологических тем и проблем. Источником анализа данного дискурса служат различные тексты, как устные, так и письменные, общей чертой которых является соответствие теме «экология». Опираясь на работы кандидата филологических наук Е.В. Ивановой, мы можем говорить, что ядро экологического дискурса составляет научный дискурс, так как именно он в наибольшей степени соответствует целям, социальным функциям, а также ценностям экологического дискурса. К ближней периферии экологического дискурса относятся жанры масс-медийного дискурса, целью которых является оказание воздействия на широкие массы населения, путем его информирования о проблемах, связанных с окружающей средой, и о происходящих в мире природных катаклизмах, а также агитация в защиту окружающей среды и формирование у населения особого, экологического сознания. К дальней периферии экологического дискурса Е.В. Иванова относит дискурсы художественный, религиозно-проповеднический и бытийный [7; С. 35–36, 40]. Значительному увеличению роли экологического дискурса способствует рост влияния экологии на общество. Конец двадцатого столетия ознаменовал собой стремительное развитие науки и техники, техногенное воздействие на окружающую среду приняло невероятные масштабы, что привело к непоправимым последствиям. Все это привело к развитию совершенно новых областей экологии, а также к экологизации других дисциплин. В 70-е годы 20 века языкознание обогащается, например, такой новой областью, как эколингвистика, сформировавшаяся на стыке экологии и лингвистики, объектом своего познания имея экологический дискурс. На Западе проблемами эколингвистики занималось огромное количество ученых, среди которых важное место занимают А. Хауген и М. Хэллидей. Однако в России данная область языкознания практически не затрагивалась учеными. Эколингвистика как новое научное направление в области языкознания изучает взаимодействие между языком, человеком как языковой личностью и окружающей его средой, основывается на выявлении законов, принципов и правил, общих как для экологии, так и для развития языка, и исследует роль языка при возможном решении проблем окружающей среды. Традиционно основателем эколингвистики благодаря своему докладу «Экология языка» считается Айнар Хауген, чья главная идея заключается в том, что языки, подобно живым организмам, находятся в постоянной зависимости друг от друга и конкуренции, как внутри определенных систем или социальных групп, так и в сознании отдельного человека, владеющего двумя и более языками [20]. А. Хауген определяет предметом эколингвистики язык и экологию. Таким образом, можно сказать, что основным предметом работ А. Хаугена является лингвистика, а экология только играет роль базы для её дальнейшего изучения. Это наглядно иллюстрирует влияние экологии на другие сферы жизни человека, экологизацию дисциплин. В связи с повышением в настоящее время интереса к теме экологии, вызванной неразрывной ее связью с наиболее важными проблемами настоящего времени, такими как возможное исчезновение важнейших невозобновляемых природных ресурсов, загрязнение атмосферы и пагубное влияние выхлопов и промышленных отходов на нее, и, наконец, нанесение огромного вреда естественным сообществам живых организмов, а также с увеличением частоты практического применения данной науки, терминосистема в этой области начала активно обогащаться, в связи с чем мы можем говорить о формировании подъязыка экологии. Экологическая сфера включает в себя большое число общенаучных терминов, принадлежащих другим смежным экологии наукам, таким как медицина, география, социология, экономика и др. Таким образом, можно сказать, что терминология в области экологии сформировалась на пересечении терминосистем всех объединенных ею наук. Нужно отметить, что эко-терминология непрерывно расширяется. Поэтому можно смело утверждать, что в становлении и развитии экологии как отдельной науки огромную роль играют разного рода специалисты в этой области, создающие новые термины, либо придающие уже существующим терминам новый, не известный ранее, смысл или новое с семантической точки зрения звучание, обновляющие их, подстраивая под требования современного мира, либо полностью отвергающие их, выносящие за рамки активного использования. Так, например, термин Environmental Revolution (экологическая революция) впервые было употреблено благодаря британскому орнитологу, природоохранику, гуманисту, одному из основателей Всемирного фонда дикой природы Максу Николсону, использовавшего данное словосочетание в названии собственной книги «The Environmental Revolution: A Guide for the New Masters of the World» («Революция в охране окружающей среды: руководство для новых хозяев мира»), написанной им в 1970 году [16]. Термин population (популяция) был заимствован в сферу экологии из социологии. Русские ученые также внесли свой вклад в экологическую терминосистему. Например, термин почвенный генетический горизонт(the genetic soil horizons) был введен в сферу экологии В.В. Докучаевым, русским геологом и почвоведом, основоположником национальной школы почвоведения и географии почв. А.П. Виноградов подарил экологии довольно своеобразный и емкий термин биогеохимическая провинция (biogeochemical provinces), означающий определенную территорию, характеризующаяся повышенным или пониженным содержанием одного или нескольких химических элементов в почве или в воде, а также в организмах, обитающих на этой территории, животных и растений [10; С. 190].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.8 (0.007 с.) |