Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация зимнего содержания автомобильных дорог

Поиск

3 Термины и определения

 

 

В настоящем техническом кодексе применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 владельцы автомобильных дорог: Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, юридические и физические лица, в собственности которых находятся автомобильные дороги, а также юридические лица, за которыми автомобильные дороги закреплены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

3.2 выдержка: Период времени от начала снегопада или метели до момента образования на покрытии слоя рыхлого снега толщиной 3–8 см.

3.3 гололед:Нарастающие атмосферные осадки в виде слоя плотного стекловидного льда (гладкого или слегка бугристого), образующегося на растениях, проводах, предметах, поверхности земли в результате сублимации водяного пара на охлажденных до 0 ºС
и ниже поверхностях, намерзания частиц осадков (переохлажденной измороси, переохлажденного дождя, ледяного дождя, ледяной крупы, иногда дождя со снегом) при соприкосновении с поверхностью, имеющей отрицательную температуру.

3.4 гололе́дица: Слой бугристого льда (ледяная корка) или обледеневшего снега, образующийся на поверхности покрытия проезжей части, обочины, тротуара и т. п. вследствие замерзания талой воды, когда после оттепели происходит понижение температуры воздуха (переход к отрицательным значениям температуры).

3.5 директивные сроки: По СТБ 1291.

3.6 дорожная измерительная станция; ДИС: Автоматизированная информационная система, осуществляющая сбор, передачу и обработку данных о состоянии дорожного покрытия, условиях окружающей среды, а также, в отдельных случаях, об интенсивности дорожного движения.

3.7 зимнее содержание автомобильных дорог:Комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного дорожного движения на автомобильных дорогах в зимний период, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов, ликвидацию зимней скользкости и очистку от снега в соответствии с требованиями СТБ 1291 и настоящего технического кодекса.

3.8 зимняя скользкость: Все виды снежных, ледяных и снежно-ледяных образований на проезжей части, укрепленных обочинах, площадках для посадки пассажиров на остановках маршрутных транспортных средств, тротуарах и пешеходных (велосипедных) дорожках и площадках отдыха, не обработанных ПГМ.

3.9 идентификация степени гидрометеорологической опасности: Специальный цветовой код, включающий зеленый, желтый, оранжевый и красный цвета. Шкала кода состоит из 4 цветов, которые представляют собой следующие градации рисков прогнозируемых явлений погоды:

- зеленый – погода неопасна, опасных и неблагоприятных явлений погоды не
ожидается;

- желтый (желтый уровень опасности) – погода потенциально опасна, ожидаемые
неблагоприятные явления погоды (осадки, грозы, порывы ветра, высокие или низкие температуры и др.) обычны для территории страны, но временами могут представлять опасность для отдельных видов социально-экономической деятельности;

- оранжевый (оранжевый уровень опасности) – погода опасна, на большей
части территории ожидаются неблагоприятные явления, местами – опасные явления (шквалы, ливни, грозы, град, жара, морозы, снегопады, метели и др.), которые могут негативно повлиять на социально-экономическую деятельность и привести к значительному материальному ущербу, а также возможны человеческие жертвы;

- красный (красный уровень опасности) – погода очень опасна, ожидаются
метеорологические явления экстремальной интенсивности (очень сильные дожди и снегопады, крупный град, очень сильный ветер, чрезвычайная пожарная опасность и др.), которые могут вызвать серьезный материальный ущерб и человеческие жертвы.

3.10 изморось: Жидкие осадки, состоящие из мелких капель воды, находящихся во взвешенном состоянии в воздухе.

3.11 иней: Тонкий слой ледяных кристаллов на поверхности земли и других наземных предметах и сооружениях, образующийся вследствие охлаждения поверхности до отрицательных температур, более низких, чем температура воздуха, и десублимации водяного пара на поверхности.

Примечание – Гололед, гололедица, изморось и иней далее по тексту объединены под одним названием – «гололед».

3.12 инженерная проработка: Утвержденный владельцами автомобильных дорог пакет документов по организации зимнего содержания автомобильных дорог с необходимыми расчетами материально-технических ресурсов.

3.13 интенсивность снегопада (метели): Увеличение толщины снежного покрова (в сантиметрах) при выпадении (отложении) снега за определенный промежуток времени (час, сутки).

Примечание – Условно интенсивность снегопада относится к слабой при увеличении толщины снежного покрова до 3 см/ч, средней – 3-5 см/ч, сильной – свыше 5 см/ч.

3.14 ликвидация зимней скользкости:Комплекс работ, в соответствии с уровнем требований к автомобильной дороге направленный на:

- недопущение образования зимней скользкости (профилактические работы);

- очистку автомобильных дорог от снежных образований с применением ПГМ или без них;

- повышение сцепных качеств автомобильной дороги с колесом автомобиля путем распределения ПГМ на снежные, ледяные и снежно-ледяные образования.

3.15 максимальный объем снегоприноса: Наибольшее количество снега, приносимого к дороге в зимний период за срок наблюдений не менее 10 лет.

3.16 метель: Перемещение снега воздушным потоком.

3.17 объемы снегоприноса: Количество снега, измеренного в метрах кубических, приносимого к одному метру фронтальной длины дороги во время метелей.

3.18 просветность: Отношение суммарной площади просветов к общей площади преграды.

3.19 снегосборный бассейн: Свободная от граничных препятствий местность (пашня, луг, пастбище, водоем), непосредственно примыкающая к каждой из сторон автомобильной дороги.

Примечание – Граничными препятствиями являются: лес, заросли кустарника, крупные населенные пункты и т. п., исключающие перенос снега ветром.

3.20 технический надзор за содержанием автомобильных дорог (технический надзор): Часть производственного процесса содержания автомобильных дорог по контролю и надзору за соответствием эксплуатационного состояния и качества содержания автомобильных дорог и выполняемых на них работ требованиям нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов.

3.21 точка росы: Температура, при которой содержащийся в воздухе пар при постоянном общем атмосферном давлении становится насыщенным.

3.22 туман: Взвешенная в воздухе непосредственно у земной поверхности система капель и (или) ледяных кристаллов.

3.23 уровень требований:Требования к транспортно-эксплуатационным характеристикам конструктивных элементов автомобильных дорог и улиц, устанавливаемые с учетом их народнохозяйственного и административного значений, интенсивности движения и природно-климатических факторов.

3.24 филиалы: Обособленные подразделения (дорожно-эксплуатационные управления, дорожные ремонтно-строительные управления) предприятий дорожного хозяйства – владельцев автомобильных дорог (далее – ДЭУ, ДРСУ), осуществляющие все или часть их функций.

Примечание – Филиалы не являются юридическими лицами.

4 Общие положения

4.1Директивные сроки обработки покрытий дорог и укрепленных обочин ПГМ, очистки от рыхлого снега, предельные значения показателей, характеризующих состояние автомобильной дороги и ее элементов после истечения директивных сроков, устанавливаются в соответствии с требованиями СТБ 1291.

4.2Руководство и координация работ по организации зимнего содержания осуществляется:

–     на республиканских автомобильных дорогах – Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

­ на местных автомобильных дорогах – облисполкомами.

4.3Работы по зимнему содержанию автомобильных дорог выполняют:

­ республиканские унитарные предприятия (далее – РУП) республиканских автомобильных дорог (далее – владельцы республиканских дорог) и их филиалы;

­ коммунальные унитарные предприятия (далее – КУП) местных автомобильных дорог (далее – владельцы местных дорог) и их филиалы;

­ юридические и физические лица по договору подряда с владельцами дорог.

4.4Для принятия оперативных управленческих решений при зимнем содержании автомобильных дорог владельцами дорог и их филиалами организуется работа диспетчерской службы с целью круглосуточного сбора, анализа, приема и передачи информации о погоде и дорожных условиях. Диспетчерская служба осуществляет деятельность в соответствии с требованиями, приведенными в приложении А.

4.5Владельцы автомобильных дорог обеспечивают:

­ организацию работ по зимнему содержанию автомобильных дорог на основании требований настоящего технического кодекса;

­ организацию проверки состояния автомобильных дорог и безопасности движения на них путем патрулирования: республиканских дорог всех уровней требований и местных дорог 1 уровня требований – ежедневно, а остальных местных дорог – согласно материалам инженерной проработки с учетом наличия движения маршрутных транспортных средств;

­ своевременное выявление и устранение дефектов зимнего содержания автомобильных дорог;

­ принятие необходимых мер по недопущению перерывов в движении из-за снежных заносов и скользкости автомобильных дорог;

­ своевременное информирование пользователей автомобильных дорог об условиях движения на автомобильных дорогах путем установки необходимых дорожных знаков;

­ организацию работы дежурных и диспетчеров;

­ организацию работы по передаче необходимой информации заинтересованным инстанциям;

­ контроль за своевременностью разработки филиалами технологических карт на все виды работ по зимнему содержанию с привязкой к автомобильным дорогам, рассмотрение и утверждение технологических карт;

­ проведение анализа работ по зимнему содержанию за прошедший зимний период.

4.6В состав работ по зимнему содержанию автомобильных дорог входят подготовительные работы, непосредственное осуществление зимнего содержания автомобильных дорог, завершение работ по зимнему содержанию и составление отчета о проделанной работе.

Для принятия оперативных мер по предупреждению перерывов в движении транспортных средств и дорожно-транспортных происшествий, а также с целью своевременного обнаружения недостатков в зимнем содержании и выявления участков дорог с зимней скользкостью в филиалах организуется работа дорожно-патрульной службы. Организация работы дорожно-патрульной службы отражается в составе материалов инженерной проработки на планируемый зимний период (в соответствии с приложением Б), разрабатываемой для каждого филиала владельцев автомобильных дорог.

4.7При зимнем содержании автомобильных дорог общего пользования круглосуточно предусматриваются три степени сложности выполнения работ – I и II и III.

При I степени сложности (зеленый и желтый коды) работы выполняются в штатном режиме имеющимися в наличии силами и средствами (снегоочистка, распределение ПГМ, очистка обочин и т. п.) с целью устранения незначительных препятствий дорожному движению.

II степень сложности (оранжевый код) объявляется при опасности возникновения препятствий движению на автомобильных дорогах вследствие наступления сложных погодных условий или других неблагоприятных явлений (таблица 1).

Таблица 1


Название явления

Характеристика и критерий или определение по ТКП 17.10-06

Мокрый снег, дождь со снегом

Количество осадков 15–49 мм за 12 часов и менее*

Сильный снег

Количество осадков 7–19 мм за 12 часов и менее*

Метель

Общая или низовая метель при средней скорости ветра 11–14 м/с продолжительностью 3 ч и более или при преобладающей средней скорости ветра 15 м/с и более продолжительностью менее 12 ч

Гололед

Диаметр отложения слоя льда на проводах гололедного станка
6–19 мм

Окончание таблицы 1


Название явления

Характеристика и критерий или определение по ТКП 17.10-06

Гололедица

Любая

Сильный мороз

Температура воздуха от минус 25 ºС до минус 34 ºС

Резкое изменение погоды

Резкое потепление (похолодание) с изменением минимальной или максимальной температуры воздуха на 10 ºС и более за сутки

* Количество осадков в мм слоя воды.

Объявление II степени сложности осуществляется руководителями предприятий – владельцев автомобильных дорог. Для выполнения работ привлекается максимальное количество собственных сил и средств.

III степень сложности (красный код) объявляется при опасности возникновения серьезных препятствий движению на автомобильных дорогах вследствие наступления экстремальных погодных условий или других неблагоприятных явлений (таблица 2).

Таблица 2

Название явления

Характеристика и критерий или определение по ТКП 17.10-06

Мокрый снег, дождь со снегом

Количество осадков не менее 50 мм за период не более 12 ч*

Очень сильный снег

Количество осадков не менее 20 мм за период не более 12 ч*

Сильная метель

Перенос снега при значениях средней скорости ветра 15 м/с и более продолжительностью не менее 12 ч при видимости менее 500 м

Сильный гололед

Диаметр отложения слоя льда на проводах гололедного станка 20 мм и более

Очень сильный мороз

Значение минимальной температуры воздуха минус 35 ºС и ниже

* Количество осадков в мм слоя воды.

Объявление III степени сложности осуществляется руководителями предприятий – владельцев автомобильных дорог по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (облисполкомами). Для выполнения работ привлекается максимальное количество собственных сил и средств, а при необходимости – и других предприятий.

Организация работы при всех степенях сложности отражается в материалах инженерной подготовки

4.8Организация работ по зимнему содержанию автомобильных дорог для всех степеней сложности отражается в материалах инженерной проработки на планируемый зимний период, разрабатываемой по каждому филиалу и предприятию – владельцу
автомобильных дорог.

В материалах инженерной проработки отражаются только экономически обоснованные и целесообразные технологии зимнего содержания с использованием имеющегося оборудования на основании анализа оптимальных способов зимнего содержания с обязательной разработкой раздела (мероприятий) необходимого технического перевооружения с использованием современного и высокоэффективного оборудования с учетом фактического и планируемого финансирования.

4.9Если при осуществлении комплекса работ по ликвидации зимней скользкости не могут быть выполнены в установленные директивные сроки требования СТБ 1291, руководителями предприятий – владельцев автомобильных дорог принимаются дополнительные меры, в том числе по внесению предложений о введении временного ограничения движения транспортных средств, об ограничении скорости движения или временном полном закрытии движения на отдельных участках дорог в соответствии с действующим законодательством и ТНПА.

4.10При планировании и осуществлении работ по ликвидации зимней скользкости предпочтение отдается профилактическим мероприятиям и химическому способу ликвидации зимней скользкости.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.65 (0.012 с.)