Наставительная книга Дуоды, которую она посылает сыну своему Вильгельму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наставительная книга Дуоды, которую она посылает сыну своему Вильгельму



 

 

Стихи к Вильгельму

 

1 Во здравье живи ты,

Милое чадо;

Не поленися

Речи усвоить,

Присланные в грамоте:

Легко в ней отыщется

Слово по сердцу.

 

 

10. В тяжбах будь справедливым,

Мудрым судьею,

Мзды от судимых

Никогда не приемля

И не утесняя;

Воздаст тебе тем же

Блага податель.

 

 

2. Потщись читать живое

Слово Господне,

С прилежаньем святое

Помня ученье:

Сердце преисполнишь

Великой радостью

В вечные веки.

 

 

11. Щедрым будь ты в даяньях,

Бодрым и мудрым;

Скорби людские

Со тщаньем любовным

Облегчай охотно:

Бедных насыщая,

Ты не прогадаешь.

 

 

3. Царь, безмерный и сильный,

Добрый и славный,

Пускай соизволит

Душу твою наставить.

О мой юный отрок,

Будь обороняем

Им ежечасно.

 

 

12. Всюду — один Податель

И Воздаятель,

Всем по заслугам

И делам воздающий,

Слову и действию

Мзду назначающий

Небесный Светоч.

 

 

4. Смирен будь в помыслах

И целомудрен.

Телом же крепок

Для достойных деяний.

Выучись нравиться

Всем без различья,

Большим и малым.

 

 

13. Так заботься ж усердно,

Сын благородный,

И добивайся,

Чтоб не изведать

Мрачного возмездья

И смольного пламени

Жара избегнуть.

 

 

5. Всех выше Господа Бога

Всем своим сердцем,

Разумом острым,

Силами всеми

Бойся с любовью;

А по нем твой родитель

Будь тебе дорог.

 

 

14. Хоть теперь твоя юность

В полном расцвете,

Лет твоих ровно

Вчетверо четыре,

Все ж ты вдвое старше

Кажешься телом,

Быстро растущим.

 

 

6. Тебе, добродетельный

Сын, порожденный

Древней семьею,

Род продолжающий.

Сияя средь знатных,

Стыдной не кажется

Служба родителю.

 

 

15. От меня ты уходишь

Все дальше и дальше.

Видеть хочу я

Красоты твоей обличье,

Если будет можно

Хотя я этого

И недостойна.

 

 

7. Чти своих оптиматов,

Знатным в чертогах

Кланяйся первый;

Равняйся со смиренными,

Сходись с дружелюбными,

Чтоб злые и гордые

Тебя не сломили.

 

 

16. Пусть для Того живешь ты,

Кто тебя создал,

С кроткою душою,

В окруженьи достойных

Слуг угождающих;

Круг же свершивши,

В горние взвейся.

 

 

8. Сведущих в святыне

Прелатов и клириков

Чти по заслугам;

Всюду протягивай

К блюстителям церкви

Руки в смиреньи;

Им доверяйся.

 

 

17. Мысли мои, конечно,

Бродят во мраке;

Все же прошу я,

Чтобы эти страницы,

Писанные мною,

Читал ты прилежно,

Помня советы.

 

 

9. К вдовам же и сиротам

Часто склоняйся;

Странников тоже

Не обходи ты

Питьем и пищей,

Голых — одеждой,

И протяни им

Помощи руку.[137]

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Каковы взаимоотношения Дуоды с сыном?

2. В чем старается наставить она сына? Что бы вы назвали в этом кодексе общечеловеческим и ценным "на все века", а что историческим и соответствующим эпохе?

 

 

ШКОЛЯРСКИЙ КРУГ

 

УИЛЬЯМ ФИЦ-СТЕФЕН

(?-1191)

 

Секретарь и доверенное лицо знаменитого английского архиепископа Кентерберийского Фомы Бекета задумал и в 1173–1175 гг. осуществил составление биографии, то есть «жития», своего патрона. Этому житию он предпослал описание Лондона того времени с целью прославить место рождения св. Фомы. Оно делится на три части — описание города, рассказ о занятиях его жителей и повествование об их досуге и развлечениях. «Описание» Лондона разрослось у автора фактически в самостоятельное сочинение, содержащее весьма значительную долю реализма, несмотря на первоначально поставленную панегирическую цель. Перед нами одно из первых в Европе обстоятельное и продуманное описание средневекового города, составленное не в дотошно-детальной манере, а в жанре описания-впечатления.

Человек книжный, Фиц-Стефен почти в самом начале своего «Описания» с гордостью сообщает о лондонских школах при трех главных церквах города, об ученых публичных диспутах, проводимых в церквах по праздничным дням, на которых, что очень важно, присутствуют и горожане. В его изображении эти диспуты, на которых школяры не только спорят, но и перебрасываются эпиграммами, сочетают ученость и веселье и предстают не замкнутым, а общественно значимым для города явлением. Панегирический тон и известная книжность сочетаются у Фиц-Стефена с острой наблюдательностью и реалистичностью изображения, отличающих его сочинение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.008 с.)