Книга 2. Наставления в светских науках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книга 2. Наставления в светских науках



 

О грамматике. …Грамматика есть искусство изысканной речи, заимствованное у знаменитых поэтов и писателей, ее задача состоит в создании прозы и стихов без изъянов. Вершина ее — в обретении способности к совершенной речи и безукоризненному письму через знание… Членораздельная речь есть колебание воздуха, воспринимаемое слухом в зависимости от его силы. Буква — это наименьшая частица членораздельной речи, слог — сочетание букв или выражение, состоящее из одной гласной, но вмещающее несколько звуковых длиннот. Стихотворный размер — определенное количество слогов и звуковых длиннот, ударение — безошибочное искусное произношение. Знак препинания, или пунктуация, — ясная пауза в правильном произношении.

Частей же речи восемь: существительное, местоимение, глагол, наречие, причастие, союз, предлог, междометие. Существительное — склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь: имя собственное (как Рим, Тибр) или имя нарицательное (как город, река). Местоимение — часть речи, которая, поставленная вместо существительного, обладает тем же самым значением и, кроме этого, приобретает лицо. Глагол — несклоняемая часть речи, изменяющаяся по временам и лицам. Наречие присоединяется к глаголу, чтобы разъяснить и дополнить его значение… Что касается причастия, то считается, что оно позаимствовало часть от существительного, а часть от глагола. В самом деле, от существительного оно получило род и падеж, от глагола — времена и значение, а число и форму падежа — от обоих. Союз — часть речи, связующая и упорядочивающая предложение. Предлог предшествует другим частям речи, изменяя, увеличивая или уменьшая их значение. Междометие обозначает невольное настроение или чувство, выраженное голосом…

О риторике. …Слово «риторика» …означает способность к составлению убедительной речи… Речь в риторике состоит из шести частей: 1) вступление; 2) повествование; 3) порядок; 4) обоснование; 5) опровержение; 6) заключение. Вступление — начало речи, подготавливающее слушателей к пониманию предлагаемого предмета; повествование — изложение фактов, которые имели или должны были иметь место как исходных данных для доказательства; порядок — это логический анализ или упорядочивание утверждений: наших или противоположной стороны, либо обоих вместе, придающие речи ясность и доступность для понимания; обоснование представляет собой часть речи, содержащую доказательства и призванную вызвать доверие слушателей, обеспечив делу силу и поддержку; опровержение — часть речи, ослабляющая и опровергающая доказательства противной стороны с помощью аргументации; заключение — это резюме речи…

О диалектике. Диалектику первые философы использовали в своих учениях, но они не обладали способностью превратить ее в искусство. Затем Аристотель, будучи усердным ревнителем знания, установил правила для некоторых положений этого предмета, который прежде не обладал определенными принципами… Варрон в IX книге «Дисциплин» характеризует диалектику и риторику с помощью следующего сравнения: "Диалектика и риторика — то же, что сжатый кулак и раскрытая ладонь человеческой руки"; одна заключает в узких границах свои аргументы, другая растекается в красноречии обширного высказывания; одна обладает сжатой манерой выражения, другая — пространной. И если диалектика более утонченна в рассуждениях о различных вещах, то риторика более красноречива в разъяснении своих целей. Первая иногда приходит в школы; вторая постоянно действует на форуме. Для одной необходимо несколько ученых людей; для другой — огромное количество…

Философия есть приблизительная наука о делах человеческих и божественных в той мере, в какой понимание их доступно человеку. С другой стороны, она искусство искусств и дисциплина дисциплин, а также размышление о смерти… Созерцательной (теоретической, спекулятивной) называют философию, созерцающую нечто божественное, небесное, возвышающееся над видимым; все это постигается исключительно разумом, поскольку выходит за рамки телесного. Натуральная философия — та, в которой исследуется природа всякой вещи, поскольку ничто не рождается против воли природы, но для всего Создателем определено назначение, если только по воле Божией не происходит что-либо чудесное. Доктринальной философией называется наука, изучающая абстрактное количество. Количество же является абстрактным, когда разумом, единственно путем умозаключения, исследуем его, отделенное от материи и других случайных обстоятельств, как, например, «равное», "неравное" и т. п. Божественной философию называют тогда, когда исследуются глубочайшие свойства невыразимой природы Господа либо духовные материи, природа которых в некотором смысле весьма туманна… Практической (актуальной) философией называется та, которая содержит объяснение предпосылок вещей их воздействием. Моральная философия такова, что благодаря ей познается способ достойной жизни, а порядки (государства) направляются в русло добродетели. Хозяйственной философией называется мудро упорядоченный способ ведения домашних дел. Гражданской философией называют ту, благодаря которой достигается польза для всего общества…

О математике. Математика, которую на латинском языке мы можем назвать теоретическим предметом, — это наука, изучающая абстрактное количество. Абстрактное количество есть то, что мы рассматриваем лишь умозрительно, отделяя в уме от материи и других случайных явлений. Математика включает в себя следующие дисциплины: арифметику, музыку, геометрию и астрономию. Арифметика — наука о числовом количестве в себе. Музыка — наука, рассматривающая числа в отношении к звукам. Геометрия — наука о неизменных величинах и числах. Астрономия — наука о небесных телах во всех формах, изучающая обычное положение звезд по отношению друг к другу и к земле…

Обсудим же теперь термин «наука». Наука… есть изучение, свободное от заблуждений, порожденных субъективными взглядами; она никогда не может быть иной, чем она есть, и называется именно так, поскольку всегда функционирует на основе своих собственных правил. Она никогда не расширяется и не сужается, не подвержена переменам, но сохраняет приверженность своей природе и придерживается своих собственных установлений с неизменным постоянством. Когда мы упражняем свой разум в занятиях науками, они обостряют нашу способность к пониманию и сметают пыль невежества. И если голос разума благоприятствует нам, они приводят нас, с Божией помощью, к выдающимся теоретическим рассуждениям… С полным основанием Святые Отцы наставляли нас в том, что науки следует изучать людям, вдохновленным познанием, ибо подобные занятия в большой мере являются средством, уводящим нас от плотских желаний и заставляющим, с Божией помощью, стремиться к вещам, видимым только мысленным взором…

Заключение. …Некоторые люди, соблазненные красотой небесных тел и сверканием их блеска, с необычайным усердием пытаясь выяснить причины своей собственной погибели, бросились изучать пути звезд, ослепленные настолько, что считали, будто могут предугадать исход событий путем вредоносных подсчетов, называемых астрологией. Платон, Аристотель и другие личности выдающихся способностей, не говоря уже о тех, кто писал на нашем (латинском) языке, были обеспокоены действительным положением этих вещей и единодушно заклеймили подобных людей, утверждая, что ничего кроме беспорядка не может быть порождено таким суеверием, ибо если род человеческий принуждаем к различным действиям единственно неизбежными обстоятельствами своего рождения, почему тогда за добрые дела следует похвала, а за плохие — наказание, предписываемое законом? И хотя вышеупомянутые писатели не были посвящены в божественную мудрость, тем не менее они по свидетельству истины со справедливостью опровергли заблуждения этих людей…

Но давайте же мы, кто искренне желает вступить в рай посредством умственных усилий, будем верить, что Бог располагает всеми вещами по своей воле, и давайте… с презрением отвергнем тщетность мирской жизни и обратимся к тщательному изучению Священного Писания в принятом порядке, с тем чтобы, связывая все явления со славой Божией, мы могли бы правильно отнести к небесным тайнам то, что эти люди тщетно пытались объяснить, стремясь к мирской славе. И поэтому, как говорил Блаженный Августин и другие ученые Отцы, мирские науки не следует отвергать. Необходимо, однако, как утверждается в Писании, размышлять о Законе (Божием) день и ночь; ибо, хотя достойное знание некоторых предметов можно при случае получить из светских наук, этот Закон является источником вечной жизни…

…Если мы верим неизменно и нерушимо, через благодать Христа мы преуспеем в познании его славы. Но если, кроме того, мы желаем исполниться великого света, с тем чтобы постичь сладость будущей жизни еще в этом мире, давайте рассмотрим с большим благоговением и восхищением лишь настолько, насколько в состоянии трезвый человеческий ум, как Святая Троица, различная в своих воплощениях, хотя по природе проявляющаяся и проникающая в свои создания, вездесуща в своей целостности; рассмотрим также, каким образом из-за козней дьявола кажется, что Святой Троицы нет, хотя она постоянно присутствует; и, в-третьих, подумаем, почему, несмотря на то, что сущность ее ярче любого света и сияние ее неподражаемо, никто из ее созданий не может полностью постичь ее…

Перед этими и подобными вещами неуместно всякое удивление, безуспешны все человеческие исследования, и тем не менее это — предмет восхищения христиан; это — великое утешение для страждущих, ибо, если мы с благоговением и усердием размышляем о подобных вещах, через благодать Христову мы разрушаем дьявола и его труды. Впрочем, эти предметы должны рассматриваться со столь великим восхищением, чтобы вера в них оставалась неизменной и безусловной; они должны приниматься как выходящие за пределы нашего понимания и пребывать однозначно данными в нашем разуме. Ибо чувства наши могут устраняться от подобных размышлений, вере же непозволительны колебания и сомнения. Но тем не менее то, чего мы не можем достигнуть на земле (хотя мы и видели Господа благодаря его собственной милости), мы в состоянии безошибочно распознавать в той мере, в какой он одарил нас силой и в какой дозволяют наши слабые способности…

Пер. с лат. П.С. Карамитти Cassiodori Senatoris Institutiones. Ed. by R.A.B. Mynors.-Oxford, 1937.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Какова структура образования, согласно Кассиодору?

2. Какое место занимает в нем изучение светских наук? Чем вы можете это доказать?

 

 

ПЕНИТЕНЦИАЛИЙ СВ. КУММИНА

 

Средневековую педагогику вполне можно называть духовной медициной, медициной для спасения души. Как врач лечит больного, так и наставник лечит душу воспитанника. Среди широкого спектра видов и средств такого врачевания души было наложение на согрешившего церковного покаяния, или епитимьи. Особенно часто эти наказания накладывались на духовных лиц, но ими не пренебрегали и по отношению к мирянам. Считалось, что к каждому человеку необходим индивидуальный подход в зависимости от его возраста, состояния, статуса, намерения, упорства и т. д. Поэтому составители руководств-справочников по епитимьям (в западной церкви такие книги назывались пенитенциалиями) постоянно подчеркивали, что "разница вины порождает различие в епитимье. Ибо и лекари тел составляют различного вида лекарства, ибо одним образом[84] для лечения ран, другим — для болезней, иным — для нарывов (опухолей), иначе — для кровоподтеков, подругому — из-за нагноения, иным образом — для глазных болезней, по-иному — для переломов, иначе — для лечения ожогов. Вот точно так же духовные лекари должны излечивать различного вида попечением душевные раны, болезни, провинности, скорби, печали, слабости" (Пенитенциалий Колумбана, VI в.).

Одним из наиболее полных был Пенитенциалий Куммина, составленный ирландским монахом в конце VII в. и использовавшийся на европейском континенте по X в. Он содержит специальный раздел о детских и юношеских прегрешениях, его мы и приводим здесь. По данному тексту видно, что церковь налагала епитимьи на подростков и юношей, находившихся внутри монастыря, в основном из-за непослушания или грехов в половой сфере. Епитимье также подвергались погрешившие относительно младенцев взрослые, виновные в недостаточном за ними уходе или, в нашем случае, — в нарушении последовательности совершаемых над ними обрядов.

X. Теперь изложим определения Отцов наших о мальчишеских утехах

1. Мальчики, болтающие одни и нарушающие правила старших, будут исправляемы тремя дополнительными.[85]

2. Целующиеся просто в губы — шестью дополнительными;[86] похотливо целующиеся без осквернения[87] — восемью дополнительными;[88] если с осквернением или объятиями[89] — исправлять десятью дополнительными.[90]

3. Но совершающих то же самое после двадцатого года (то есть взрослых) — сорока днями жизни, отделенными от трапезы и исключенными из церкви75, на хлебе и воде.

4. Младшим, которые повторяют действие прелюбодеяния и побуждают друг друга, но из-за невзрослого возраста не оскверняются, — двадцать дней; если же часто — сорок.

5. Мальчику, кто принимает причастие (sacrificio communicat), согрешив со скотом, — сто дней.

6. Но отрокам двадцати лет, кои взаимно руками оскверняются и совершают исповедь перед причастием, — двадцать либо сорок дней.

7. Если после епитимьи повторят — сто дней; если более часто — следует отделить[91] и[92] епитимью год.

8.[93] большего, чем указанный, возраста, оскверняющему бедра,[94] - сто дней; если совершает снова, — год.

9. Изнасилованный старшим по возрасту младший мальчик, если десяти лет — постится неделю; если согласился — двадцать дней.

10. Такому же,[95] если что краденое съест, — семи дневная епитимья.

11. Если после двадцатого года что-либо небольшое ему случится украсть — двадцатидневная епитимья.

12. Если, однако, в мужеском возрасте за что-либо подобное примется — 40 дней, повторно — 100 дней, если станет обычаем — год. <…>

15. Оскверняющимся в зад, если это мальчики, — два года;[96] если мужчины — три или четыре года. <…>

17. Юноше, недавно пришедшему из мира, стремящемуся к разврату с какой-либо девой и не осквернившемуся, — 20 дней; но если осквернился — 100 дней; если, однако, как часто бывает, свое намерение выполняет — епитимья в год. <…>

19. Благословляющему малого ребенка вместо крещения — год…

20. Если же умрет ребенок,[97] лишь под таким благословением, таковой человекоубийца исполнит епитимью в соответствии с приговором совета76.

21. Мальцы, побивающие друг друга, исполняют епитимью в 7 дней; но если более старшего возраста — 20 дней; если же юноши — епитимья в 40 дней.

Пер. с лат. В.Г. Безрогова.

Bieler L., ed. The Irish Penitentials. - Dublin, 1963. P. 126–128.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Что такое покаяние?

2. Какова роль пенитенциалиев в средневековой педагогике?

3. Как относятся авторы-составители пенитенциалиев к молодому поколению?

Для ответов на эти вопросы см.: Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

 

 

Раздел 2

МАГИСТР В ШКОЛЕ И УНИВЕРСИТЕТЕ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.035 с.)