Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Безруких М. М, макеева А. Г. , филиппова Т. А.Стр 1 из 9Следующая ⇒
Книга Для родителей В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами
Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2002 ББК 74.9 Б39
Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы». Составители серии: начальник Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России заслуженный учитель Российской Федерации Г.Н. Тростанецкая; главный специалист Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России канд. мед. наук А.А. Гериш. Научный руководитель проекта «Все цвета, кроме черного» — чл.-корр. РАО, лауреат Премии Президента России М.М. Безруких.
Безруких М.М, Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Б39 Все цвета, кроме черного: Книга для родителей. — М.: Вентана-Графф, 2002. — 32 с. — (В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами). ISBN 5-9252-0358-5 В книге для родителей рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста. Раскрывается система работы с тетрадями для учащихся: «Учусь понимать себя» (2 класс), «Учусь понимать других» (3 класс), «Учусь общаться» (4 класс). Даются методические рекомендации, которые помогут родителям организовать занятия с ребенком дома. ББК 74.9
© М.М. Безруких, А.Г. Макеева, ТА. Филиппова, 2002 © Издательский центр «ВентанаТраф», 2002 © Министерство образования ISBN 5-9252-0358-5 Российской Федерации, 2002 От авторов
Уважаемые родители! Представляем вашему вниманию учебно-методический комплект (УМК) «Все цвета, кроме черного». С этим комплектом дети будут работать в школе, но вы можете участвовать в выполнении домашних заданий или заниматься с ребенком самостоятельно, без помощи учителя. О том, как работать с тетрадями, на какие особенности необходимо обратить внимание, чтобы добиться желаемых результатов, мы попытались рассказать в этой книге.
Помочь ребенку овладеть основами эффективной социальной адаптации, т.е. гармоничного существования в обществе, и в то же время научить его сопротивляться вредным влияниям среды (сверстников и взрослых) — цель, которую ставили перед собой мы, авторы. Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» дает детям представление о ценности здоровья, формирует навыки здорового образа жизни, умение оценивать свое состояние, поступки, поведение, анализировать поступки, поведение других людей. Важнейшая задача родителей и педагогов — обучить детей простейшим способам общения, развить умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, оценивать ситуации, которые могут быть опасны для здоровья, и противостоять негативному давлению со стороны окружающих. Работа с комплектом позволит вашему ребенку получить необходимые знания и навыки, которые помогут предупредить формирование у них вредных привычек. Факторы риска
Родителям необходимо знать факторы риска, повышающие риск приобщения ребенка к алкоголю и курению. Не случайно говорят: «Осведомлен — значит предупрежден». Специалисты выделяют три группы факторов: биологическая предрасположенность, особенности характера, особенности воспитания. Что это за факторы? Биологические факторы. Ученые до сих пор не могут со стопроцентной уверенностью ответить на вопрос, существует ли генетическая предрасположенность к употреблению алкоголя. Уже давно замечено, что в семьях алкоголиков дети гораздо чаще приобщаются к пагубной привычке. Но есть ли ген алкоголизма и гены ли в этом виноваты, ведь приобщение к алкоголю может быть результатом воспитания. В настоящее время точно установлено, что существует генетически обусловленное нарушение, при котором в организме у человека вырабатывается недостаточное количество эн-дорфинов — веществ, «ответственных» за возникновение у человека положительных ощущений (эти вещества еще называют «веществами удовольствия»). Люди с этим нарушением подсознательно постоянно ищут способы компенсации недостатка эндорфинов, поэтому часто приобщаются к алкоголю, никотину или наркотикам. Для таких людей даже единственная проба любого психоактивного вещества чрезвычайно опасна, поскольку очень быстро формируется зависимость от него. По некоторым данным у 70% людей, страдающих алкоголизмом или наркоманией, есть такое нарушение (заметим, что оно не является специфическим и может стать причиной любых других форм отклоняющегося поведения, не только химической зависимости). И всё же, если у вас в роду были люди, страдающие алкоголизмом, будьте чрезвычайно внимательны к своему ребенку. Опасность знакомства с алкоголем для него многократно возрастает. Необходимо с раннего возраста учить его иным, не наносящим ущерба здоровью, способам регуляции своего состояния. Особенно важно приобщить его к занятиям спортом, закаливанию, повышающим общий тонус организма и стимулирующим образование эндорфинов (эффект хорошего настроения после спортивных занятий, наверное, ощущали все).
К биологическим факторам риска врачи и психологи относят и различные нарушения пренатального (внутриутробного) и раннего постнатального (после рождения) развития ребенка. Иначе говоря, токсикозы, инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, трудные роды, ставшие причиной травмы новорожденного, — все это может сыграть негативную роль в дальнейшем. Эти события так или иначе накладывают отпечаток на развитие организма и здоровье ребенка, являясь причиной функциональных нарушений. Нарушения в развитии, в свою очередь, способствуют формированию у ребенка ощущения физиологического дискомфорта (в различной степени выраженного). Став взрослым, он может употреблять химические стимуляторы для преодоления этого ощущения. Особенно опасны нарушения формирования нервной системы ребенка. Невропатологи утверждают, что сегодня эти нарушения есть почти у 60% детей дошкольного и младшего школьного возраста, но их проявления у ребенка часто носят смазанный, неявный характер. Мало кто из родителей по собственной инициативе обращается к невропатологу из-за того, что ребенок плаксив, с трудом засыпает, у него плохой аппетит, он легко отвлекается и т.д. Обычно эти «недостатки» взрослые пытаются преодолевать с помощью воспитательных мер. Между тем дети с нарушениями в развитии нервной системы нуждаются в своевременной помощи специалиста, которая способна полностью устранить проблему. И наоборот, без квалифицированного вмешательства эти нарушения могут стать причиной школьной неуспеваемости, девиантного (противоречащего общественной этике) поведения. Дети с нарушениями нервной системы испытывают потребность во внешней стимуляции, стабилизации своего внутреннего состояния, а значит, для них велик риск раннего приобщения к психоактивным веществам. Помимо биологических факторов риска негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особенности ребенка, например акцентуация характера. Психологи определяют акцентуацию как чрезмерное заострение некоторых личностных черт. Она не является признаком патологии, но требует дополнительного внимания со стороны родителей и педагогов, поскольку в подростковом возрасте акцентуированные черты могут провоцировать приобщение к алкоголю и даже наркотикам. Так, особого внимания требуют дети с неустойчивым типом акцентуации характера. Они мгновенно переключаются, не могут длительное время сосредоточиваться на задании, быстро утомляются, выполняя даже не очень сложную работу. Начиная какое-то дело, они не доводят его до конца. В подростковом возрасте у них часто меняется настроение, они ищут острых ощущений, легких развлечений. Поэтому дети с неустойчивым типом акцентуации характера легко идут на «эксперименты» с алкоголем, приобщаются к курению. Причем особенно привлекает их эффект измененного состояния, возникающий при этом.
Будьте внимательны, если такого рода предрасположенность наблюдается у вашего ребенка. Особенного внимания также требуют дети с истероидным типом акцентуации. Они отличаются сильнейшим стремлением быть центром внимания окружающих. Часто им даже не важно, хвалят их или осуждают, главное, чтобы именно они являлись «темой разговора». Ради популярности они готовы совершать даже те поступки, которые в душе не одобряют, — употреблять алкоголь или курить не потому, что им это нравится, а для того, чтобы завоевать авторитет, подчеркнуть свою значимость, особенность, «взрослость». Они любят преувеличить собственную «испорченность», похвалиться своей «бывалостью». Дети с истероидными чертами очень подвержены и внешним влияниям, поэтому они легко соглашаются на предложение попробовать алкоголь, закурить, лишь бы не выглядеть в глазах окружающих «маленькими», «смешными». Говоря о биологических и психологических факторах риска, важно понимать, что они способны только потенциально приобщить ребенка к психоактивным веществам. Реализуется или нет этот потенциал — зависит от взрослых, окружающих ребенка. Если вы сумеете вовремя научить ребенка регулировать свое состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счет источников, не разрушающих физическое и психическое здоровье, то даже его предрасположенность к негативным влияниям не сыграет своей печальной роли. Раннее знакомство с алкоголем или начало курения могут спровоцировать и особенности семейного воспитания. Бытует расхожее мнение о том, что риск формирования пагубных привычек выше у детей из неполных семей, там, где есть только мама (реже — отец). На самом деле состав семьи как таковой играет не такую уж и большую роль (как показывают исследования, среди тех детей, которые уже в 7-9 лет имеют опыт употребления алкоголя, практически поровну детей из полных и неполных семей). Гораздо большее значение имеет характер атмосферы, складывающейся в доме, — наличие или отсутствие эмоциональной близости и доверия между детьми и родителями в семье.
Очень опасно (и не только в плане приобщения к психоактивным веществам) воспитание по типу гипоопеки (недостатка внимания родителей к ребенку). При таком воспитании (точнее, его отсутствии) дети оказываются предоставленными самим себе. Причины гипоопеки могут быть разные. Это и явное пренебрежение родителями своими обязанностями (когда, к примеру, гораздо привлекательнее для родителей общение с собутыльниками, чем с собственным ребенком), и постоянные конфликты между родителями, когда взрослые не могут найти общего языка и в пылу борьбы совершенно забывают о сыне или дочери. Но, увы, зачастую причина гипоопеки совсем иная — она связана с очень большой загруженностью родителей на работе, когда на общение с сыном или дочерью в будний день почти не остается времени. Его хватает лишь на то, чтобы накормить ребенка, проследить за чистотой его одежды и др. Тут уж не до разговора по душам. В подобной ситуации оказывается большинство родителей — изменить режим работы не всегда возможно (просто потому, что тогда покачнется материальный фундамент семьи). Получается, дети обречены на роль «воспитанников улицы» или все же есть выход? Одну из наших коллег, работающую на трех работах и успевающую в промежутках писать интересные книги, часто спрашивают: «Как вам удалось воспитать такого замечательного сына?» Ее сын — умный и талантливый юноша, в отличие от многих своих сверстников, уже в школе занимается научной работой, ездит в экспедиции, увлекается спортом. Секрет ее воспитания оказался весьма прост — с раннего детства у мальчика не было «пустого» времени, он постоянно занимался в различных кружках и секциях. Он мог выбирать себе любые занятия, менять кружки, условие было одно — он не должен был бездельничать. Организовать таким образом времяпрепровождение своего ребенка по силам многим. К тому же нужно понимать, что успех воспитания зависит не только от количества времени, проведенного с ребенком, но и его качества. Пример жизни родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем самые продолжительные поучающие беседы. «Воспитывает и полоска света, которая даже поздней ночью пробивается из-за двери рабочего кабинета отца!» Опасна не только гипоопека, но и противоположный тип воспитания — гиперопека. В этом случае ребенка с раннего детства опекают, контролируют буквально каждый его шаг, не давая возможности проявить самостоятельность даже в мелочах. В результате ребенок не получает собственного опыта преодоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой. Привыкнув к постоянному контролю со стороны окружающих, мальчик или девочка легко подчиняются любому внешнему давлению. Они просто не могут отказаться — ведь этому их в семье не научили.
Есть такое выражение: «Мы родом из детства». Наши хорошие и плохие привычки тоже родом оттуда, и то, каких будет больше, во многом зависит от семьи. Семья вполне способна сформировать у ребенка устойчивость к любому соблазну. Но, увы, она же может спровоцировать возникновение пагубного пристрастия. Как заниматься по тетрадям
Тетради серии «Все цвета, кроме черного» — «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь общаться» — предназначены для работы учащихся со 2 по 4 класс. В каждом занятии мы дали задания, раскрывающие тему, вынесенную в его заголовок. Работа в тетрадях строится по принципу спирали, каждое следующее занятие углубляет, расширяет и дополняет те знания и навыки, которые дети получили на предыдущем занятии. Мы не случайно назвали структурные единицы тетрадей занятиями, а не уроками, не оговариваем время на выполнение заданий и изучение темы: все зависит от ребенка, его интереса к той или иной теме, его состояния, желания и т.п. Если вы работаете с ребенком самостоятельно, без помощи учителя, при проигрывании ситуаций постарайтесь всесторонне анализировать их, постепенно и ненавязчиво подводя ребенка к выбору правильной модели поведения. Обсудите вместе с ребенком смысл каждого задания и способ его решения. Основной задачей взрослого является укрепление веры ребенка в свои силы, в свои возможности, его способность преодолеть возникающие трудности. Важно привить ребенку навыки обсуждения и анализа проблемы, выбора линии поведения. Мы даем возможность «проиграть» каждую ситуацию с партнерами, предлагая различные задания на закрепление формул общения в новых для ребенка ситуациях. Мы постарались построить диалоги и задания так, чтобы дать возможность ребенку увидеть и понять мир других людей, непохожий на его собственный. В конце каждого занятия необходимо подвести итоги, сделать выводы, попросить ребенка высказать свои впечатления. Это способствует закреплению полученных знаний и навыков и более осознанному их применению в жизни. Если ваш ребенок работает по тетрадям серии «Все цвета, кроме черного» в школе, вы можете помочь ему выполнять задания, анализировать его состояние, режим, привычки и т.п. Это даст вам возможность реализовать положительный опыт ребенка, полученный в школе и в отношениях с домашними, направить его в желаемое русло. Нужно понимать, что профилактическая работа потребует от взрослых отказа от собственных вредных привычек, заставит их более внимательно относиться и к собственному здоровью. Самый действенный и эффективный способ влияния на ребенка — воспитание личным примером. ЗАНЯТИЕ 2. Как ты растешь Самочувствие и настроение ребенка зависят от состояния его здоровья. Расскажите ребенку о тех изменениях, которые происходят в его организме, покажите приемы определения состояния своего организма. В возрасте 7-10 лет ребенок интенсивно растет. В этот период ему нужно особенно бережно относиться к своему здоровью. Объясните ребенку, что его самочувствие и здоровье во многом зависят от его поведения. Особого внимания требует разговор о курении и его отрицательном влиянии на здоровье. Будьте деликатны и ненавязчивы, говоря с ребенком на эту тему. Задания занятия 2 дают возможность подвести ребенка к ней. Однако, если в семье кто-то курит, будьте готовы к трудным вопросам. На этом занятии ребята выполняют ряд заданий исследовательского характера. Проявите интерес к результатам «исследований» детей. Если у ребенка в результатах будут желтые и черные (серые) кружки, подумайте, как можно изменить ситуацию. Подчеркните еще раз, что здоровье человека во многом зависит от его поведения (в качестве иллюстрации используйте пример с курением героя тетради — дяди Вити). Вывод, который должен сделать ребенок: курение опасно для человека любого возраста, но для детей и подростков особенно, потому что их организм растет и формируется. Еще раз напоминаем: если ребенок не называет алкоголь и наркотики веществами, вредными для здоровья, рассказывать ему о них не следует. ЗАНЯТИЕ 4. Твое настроение Что такое настроение? Как на него влияют события, происходящие в жизни человека? Какие события способны на него повлиять? Как управлять своим настроением? На эти вопросы ребенок сможет ответить, изучив эту тему. Он научится анализировать свое настроение и определять причины, вызывающие его изменение, освоить элементарные приемы, снимающие напряжение, дающие возможность управлять своим настроением. Зная не только свои физические возможности, но и особенности настроения (того, что может изменить его, испортить), ребенок сможет повлиять на свое состояние, научится управлять им. Основная задача этого занятия — научить ребенка дифференцировать свое настроение и анализировать причины, которые вызывают смену настроений. Этому можно научиться, анализируя настроение знакомых ребенку литературных героев, например Маугли, Герды. Вспоминая сказку Шарля Перро «Золушка» и читая отрывки из нее, ребенок увидит, как меняется настроение главной героини в зависимости от происходящих событий. На примере составления таблицы настроения в течение недели героев данной тетради — Ани и Димы — легко объяснить ребенку смысл задания, после чего он сможет составить свою таблицу настроения. Результаты заполнения ребенком таблицы настроения — важный материал, который позволит родителям лучше понять состояние малыша, определить его возможные проблемы и их причину. Обратите внимание на то, как меняется настроение в течение дня (какое настроение бывает обычно у ребенка по утрам, днем, вечером), попытайтесь выяснить причины смены настроения. Например, плохое настроение по утрам в будние дни может быть связано с тем, что ребенок боится идти в школу, по вечерам — конфликтами с родителями, подведением не всегда приятных итогов дня перед сном и т.д. Важно заполнять таблицу не только в будние, но и в выходные дни. Она будет полезна вам и для выяснения причин плохого настроения ребенка, и для определения дальнейшей стратегии воспитания. Будьте внимательны, если у вашего ребенка в течение дня слишком часто меняется настроение или преобладает плохое настроение. Это может свидетельствовать о неустойчивости его психоэмоционального состояния. Возможно, внешне он не выделяется своим поведением, но ему нужна помощь педагога или психолога. Игра «Послушай меня» предназначена для того, чтобы ребенок научился рассказывать о своем плохом настроении, своем самочувствии. Хорошо, если у ребенка есть контакт с родителями и он рассказывает им обо всех своих проблемах. Если контакт по каким-то причинам затруднен, эта игра научит его расслабляться и успокаиваться, рассказывая вслух о своем настроении любимой игрушке.
Занятие 6. Твои чувства Задания, включенные в эту тему, помогут ребенку понять, что такое чувства, научиться анализировать свои чувства и чувства других людей. Объясните ребенку, что он не должен стыдиться своих чувств, потому что в жизни любого человека возникают ситуации, когда он испытывает положительные и отрицательные чувства. Важно научиться понимать и контролировать их. Самое сложное для ребенка — анализ собственных чувств, поэтому учить нужно на примерах знакомых людей или литературных героев. Анализируя чувства литературных героев (такие задания даны в тетради), ребенок лучше понимает собственные чувства. Чувства человека в значительной степени влияют на его самочувствие и здоровье. Неприятные чувства, особенно если они продолжительны, ухудшают его, поэтому нужно учиться регулировать свое эмоциональное состояние (задания 2, 3). Задания «Пушистый котенок» и «Сочный арбуз» — это упражнения на расслабление, которые помогут ребенку успокаиваться, снимать напряжение, когда это необходимо. Дети могут не достигнуть результата с первого раза. Поясните, что для этого нужно сконцентрировать внимание. Лучше всего выполнять эти упражнения перед сном, лежа в кровати, когда все дела позади и ничего не отвлекает, так как они требуют тишины и уединения. Вы можете помочь ребенку в освоении этих упражнений, научить использовать их, например, для расслабления в паузе при приготовлении уроков.
Занятие 8. Твои поступки Цель этого занятия — научить ребенка оценивать свои поступки. У ребенка 7-8 лет уже есть некое интуитивное представление о том, что «хорошо» и что «плохо». Задания, предложенные в тетради, развивают эти понятия, формируют умение прогнозировать последствия тех или иных поступков. Занятия можно начать с игры «Воздушные шарики». Ребенок раскрасит разноцветными карандашами шар с «хорошими» поступками и черным — «плохие». Ребенок сам должен называть поступки и объяснять, почему он относит их к той или иной категории. Выбор героя зависит и от круга чтения ребенка, и от того, какая проблема наиболее актуальна для обсуждения. Важно предоставить ребенку возможность рассказать о своих хороших поступках, поддержать его желание совершать хорошие поступки. Не обсуждайте на этом задании плохие поступки ребенка, даже если есть что обсуждать. занятие 9. Твои привычки На этом занятии необходимо обсудить с детьми, что такое привычки, какие из них считаются полезными, а какие — вредными, их значение в жизни человека. Подчеркните, что воспитание полезных привычек — долгий процесс, требующий усилий, старания. Воспитать полезную привычку трудно, но избавиться от вредной привычки еще сложнее. Зачастую вредные привычки одного человека (в частности, курение) наносят вред не только его здоровью, но и здоровью окружающих его людей. Анализируя привычки вашего ребенка, не акцентируйте внимание на плохих привычках (нельзя упрекать его, ругать за вредные привычки). Пусть малыш лучше запишет свои хорошие привычки в тетрадь и постепенно пополняет этот список. Отрывок из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» дает возможность ребенку вспомнить или самому придумать то, что произошло с планетой, на которой жил лентяй. Настольная игра «Твой день» закрепляет и систематизирует знания ребенка о себе и своем здоровье. Можно обсудить поступки литературных героев детских произведений. Занятие 2. Как научиться Разговаривать с людьми Задача этого занятия — дать ребенку элементарные навыки общения. Как показывает опыт, дети не знают самых простых формул общения в привычных повседневных ситуациях. Без знания этих формул и отработки их использования научить ребенка эффективно общаться невозможно. В задании 1 даны наиболее типичные ситуации общения и предлагаются простые тренинги поведения. Тренинги будут эффективными, если создать спокойную и доброжелательную обстановку. Привлекайте к этим играм друзей вашего ребенка, участвуйте в них сами. Самый эффективный способ обучения общению — проигрывание реальных ситуаций. Дайте ребенку задание — придумать свои формулы общения. Если есть возможность, поставьте с ребенком мини-спектакль с куклами, в котором будет использован изученный материал. Занятие 4. Как научиться Преодолевать трудности Занятие 4 имеет ключевое значение, так как трудности общения испытывает большинство детей. Мы включили в эту тему задания, обучающие детей навыкам дружеского общения (хвалить, поддерживать, радоваться). Очень важно проявить тактичность, потому что при обсуждении этой темы ребенок может испытывать смущение, а возможно, и не захочет обсуждать свои проблемы. Анализируя проблемы и переживания ребенка, не настаивайте на обсуждении его проблем, если он не хочет. Здесь впервые дети сталкиваются с ситуацией отказа. Это первый опыт сопротивления давлению среды. Обыгрывание подобных ситуаций — первый шаг к формированию у ребенка способности самостоятельно и осознанно принимать решения, отстаивать свою точку зрения, выбирать линию поведения. Это достаточно сложные задания, не все сразу получится. Попробуйте с помощью игрушек (одна игрушка у взрослого, другая — у ребенка) обыграть подобные ситуации, причем «провокатором» можете быть поочередно и вы, и ваш ребенок. Научите ребенка отстаивать свою позицию, несмотря на уговоры и обещания. Обязательно хвалите его, даже если у него не все получается. Проанализируйте ситуации отказа, предложенные ребенком. Это поможет вам понять, в чем его слабости и на что следует обратить внимание в дальнейшей работе. Тетрадь «Учусь общаться» (4 класс) Задания тетради направлены на формирование навыков общения, а также способности оценивать свое поведение, самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. Рабочая тетрадь «Учусь общаться» является логическим продолжением тетрадей «Учусь понимать себя» (2 класс), «Учусь понимать других» (3 класс). В 4 классе обобщаются знания, освоенные на предыдущих этапах обучения, на новом уровне рассматриваются вопросы формирования характера, силы воли, дружбы, межличностных отношений. Занятие 2. Твой класс Цель занятия — научить ребенка анализировать свои симпатии, привязанности, бережно относиться к чувствам других людей. Выполнив задание 1, ребята увидят, что в одной команде с ними оказались не только их друзья, но и те, кого выбрали их друзья. Важно научиться работать вместе не только со своими друзьями, но и с друзьями своих друзей. Этот вывод должен сделать ребенок. Задание можно расширить: выбрать команду не только из одноклассников, но и из членов семьи. Результат этого задания важно проанализировать, не обсуждая его с малышом, чтобы наладить отношения между ребенком и теми членами семьи, которых он не взял в свою команду. Коллективное обсуждение этой проблемы может не только нанести психологическую травму ребенку, но и закрепить сложившуюся ситуацию. Самое главное — понять выбор ребенка, с кем и почему у него не складываются отношения. Цветовая карта настроения членов семьи (вариант карты настроения класса) — это возможность разобраться не только в состоянии ребенка, но и во взаимоотношениях ребенка с членами семьи, в причинах «плохого» настроения. Может быть, взрослые члены семьи в чем-то не правы. Занятие 3. Кто твой друг В ходе занятия обсудите с ребенком, какие качества и черты характера они ценят в друзьях, попросите его вспомнить 10 «правил дружбы», с которыми он познакомился раньше, в 3 классе. Обратите внимание ребенка на то, что важно не только знать и помнить законы дружбы, но и следовать им в жизни. Положительный опыт дружбы сестер, братьев, старших членов семьи может послужить для ребенка примером. Если ваш ребенок заговорит о вражде между детьми, его нужно внимательно выслушать, обсудить ситуацию, постараться разобраться в причинах подобных отношений. Задания, построенные на основе литературных произведений, показывают, как по-разному ведут себя герои в схожих ситуациях, ставят перед детьми вопросы о том, кто из героев — настоящий друг и как узнать настоящего друга. Можно обсудить с детьми и другие литературные произведения, в которых поднимаются вопросы дружбы. Критерии дружных отношений ребята формулируют сами. Предложите ребенку дописать предложение «Друг — это тот, кто...». Родители должны помочь ребенку найти настоящих друзей: пригласите его приятелей на экскурсию, в поездку по интересным местам, поход в близлежащий парк. Эти занятия помогут детям найти общие интересы. Конечно, все это требует времени и пристального внимания к интересам ребенка и его сверстников, но ваши усилия сполна окупятся появлением друга или подруги у вашего ребенка. И отстоять свое мнение Цель занятия — воспитать у ребенка чувство ответственности за свои поступки, умение говорить «нет» в критических ситуациях. Знания, умения и навыки, полученные ребенком в ходе изучения курса, позволяют ему осознанно выбирать линию поведения в той или иной ситуации. Задача родителей на этом этапе — развить у ребенка умение отстаивать свою позицию, говорить «нет» в ситуации, когда он подвергается негативному давлению. Объясните ребенку, почему опасно бездумно следовать чужому примеру и повторять чужие ошибки, как не поддаваться дурному влиянию. Задания, включенные в эту тему, помогут ребенку научиться отстаивать свое мнение, выбирать правильную линию поведения. Обсудите с ребенком очень подробно, как нужно говорить «нет», в какой ситуации и почему это необходимо сделать. Важно, чтобы ребенок сам (один) привел примеры тех критических ситуаций, в которых ему приходилось или, может быть, придется говорить «нет» (ситуаций, возникающих в жизни детей в разных социальных группах, в разных регионах, может быть намного больше тех, которые могут предложить авторы). Где-то могут быть актуальными проблемы пьянства, воровства, вымогательства и даже наркомании, а в некоторых семьях дети никогда не сталкивались даже с проблемой курения. Все это нужно иметь в виду, предлагая для обсуждения ребенку ту или иную проблему. Все цвета, кроме черного Книга для родителей Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000241.01.02. от 21.01.2002 г. сроком до 21.01.2003 г.
Редактор О.П. Москвина Внешнее оформление С, Подкорытовой, Ю. Сопельняк Художественный редактор Е.В. Чайко Компьютерная верстка О.В. Игнатовой Технолог допечатной подготовки Л.П. Труханова Технический редактор М.В. Плешакова Корректор В. С. Антонова
ИД № 00096 от 27 августа 1999 г. Подписано в печать 15.12.02 Формат 60 х 84/16. Гарнитура NewBaskervilleC. Печать офсетная. Бумага офсетная №1. Печ. л. 2,0. Тираж 60 000 экз. Зак. № 5645 (к-л).
ООО Издательский центр «Вентана-Графф» 127422, Москва, Тимирязевская ул., д. 1, корп. 3 Тел./факс: (095)211-21-56, 211-15-74
Отпечатано на Федеральном государственном унитарном предприятии Смоленский полиграфический комбинат Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1
Книга Для родителей В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами
Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2002 ББК 74.9 Б39
Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы». Составители серии: начальник Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России заслуженный учитель Российской Федерации Г.Н. Тростанецкая; главный специалист Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России канд. мед. наук А.А. Гериш. Научный руководитель проекта «Все цвета, кроме черного» — чл.-корр. РАО, лауреат Премии Президента России М.М. Безруких.
Безруких М.М, Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Б39 Все цвета, кроме черного: Книга для родителей. — М.: Вентана-Графф, 2002. — 32 с. — (В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами). ISBN 5-9252-0358-5 В книге для родителей рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста. Раскрывается система работы с тетрадями для учащихся: «Учусь понимать себя» (2 класс), «Учусь понимать других» (3 класс), «Учусь общаться» (4 класс). Даются методические рекомендации, которые помогут родителям организовать занятия с ребенком дома. ББК 74.9
© М.М. Безруких, А.Г. Макеева, ТА. Филиппова, 2002 © Издательский центр «ВентанаТраф», 2002 © Министерство образования ISBN 5-9252-0358-5 Российской Федерации, 2002 От авторов
Уважаемые родители! Представляем вашему вниманию учебно-методический комплект (УМК) «Все цвета, кроме черного». С этим комплектом дети будут работать в школе, но вы можете участвовать в выполнении домашних заданий или заниматься с ребенком самостоятельно, без помощи учителя. О том, как работать с тетрадями, на какие особенности необходимо обратить внимание, чтобы добиться желаемых результатов, мы попытались рассказать в этой книге. Помочь ребенку овладеть основами эффективной социальной адаптации, т.е. гармоничного существования в обществе, и в то же время научить его сопротивляться вредным влияниям среды (сверстников и взрослых) — цель, которую ставили перед собой мы, авторы. Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» дает детям представление о ценности здоровья, формирует навыки здорового образа жизни, умение оценивать свое состояние, поступки, поведение, анализировать поступки, поведение других людей. Важнейшая задача родителей и педагогов — обучить детей простейшим способам общения, развить умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, оценивать ситуации, которые могут быть опасны для здоровья, и противостоять негативному давлению со стороны окружающих. Работа с комплектом позволит вашему ребенку получить необходимые знания и навыки, которые помогут предупредить формирование у них вредных привычек.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.132 с.) |