Безруких М. М, макеева А. Г. , филиппова Т. А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безруких М. М, макеева А. Г. , филиппова Т. А.



Книга

Для родителей

В помощь

образовательному

учреждению:

профилактика

злоупотребления

психоактивными

веществами

 

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2002


ББК 74.9

Б39

 

Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управ­ления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования Российской Федерации в рамках феде­ральной целевой программы «Комплексные меры противодей­ствия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы».

Составители серии: начальник Управления социально-педагоги­ческой поддержки и реабилитации детей Минобразования России заслуженный учитель Российской Федерации Г.Н. Тростанецкая; главный специалист Управления социально-педагогической поддер­жки и реабилитации детей Минобразования России канд. мед. наук А.А. Гериш.

Научный руководитель проекта «Все цвета, кроме черного» — чл.-корр. РАО, лауреат Премии Президента России М.М. Безруких.

 

Безруких М.М, Макеева А.Г., Филиппова Т.А.

Б39 Все цвета, кроме черного: Книга для родителей. — М.: Вентана-Графф, 2002. — 32 с. — (В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивны­ми веществами).

ISBN 5-9252-0358-5

В книге для родителей рассматриваются проблемы профилакти­ки вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста. Раскрывается си­стема работы с тетрадями для учащихся: «Учусь понимать себя» (2 класс), «Учусь понимать других» (3 класс), «Учусь общаться» (4 класс). Даются методические рекомендации, которые помогут ро­дителям организовать занятия с ребенком дома.

ББК 74.9

 

© М.М. Безруких, А.Г. Макеева,

ТА. Филиппова, 2002

© Издательский центр

«ВентанаТраф», 2002

© Министерство образования

ISBN 5-9252-0358-5                           Российской Федерации, 2002

От авторов

 

Уважаемые родители!

Представляем вашему вниманию учебно-методический комплект (УМК) «Все цвета, кроме черного». С этим комплек­том дети будут работать в школе, но вы можете участвовать в выполнении домашних заданий или заниматься с ребенком са­мостоятельно, без помощи учителя.

О том, как работать с тетрадями, на какие особенности не­обходимо обратить внимание, чтобы добиться желаемых ре­зультатов, мы попытались рассказать в этой книге.

Помочь ребенку овладеть основами эффективной социаль­ной адаптации, т.е. гармоничного существования в обществе, и в то же время научить его сопротивляться вредным влияниям среды (сверстников и взрослых) — цель, которую ставили пе­ред собой мы, авторы.

Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» дает детям представление о ценности здоровья, формирует на­выки здорового образа жизни, умение оценивать свое состоя­ние, поступки, поведение, анализировать поступки, поведение других людей.

Важнейшая задача родителей и педагогов — обучить детей простейшим способам общения, развить умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, оценивать ситуации, которые могут быть опасны для здоровья, и проти­востоять негативному давлению со стороны окружающих.

Работа с комплектом позволит вашему ребенку получить не­обходимые знания и навыки, которые помогут предупредить формирование у них вредных привычек.


Факторы риска

 

Родителям необходимо знать факторы риска, повышающие риск приобщения ребенка к алкоголю и куре­нию. Не случайно говорят: «Осведомлен — значит предупреж­ден».

Специалисты выделяют три группы факторов: биологиче­ская предрасположенность, особенности характера, особен­ности воспитания. Что это за факторы?

Биологические факторы. Ученые до сих пор не могут со стопроцентной уверенностью ответить на вопрос, существует ли генетическая предрасположенность к употреблению алкого­ля. Уже давно замечено, что в семьях алкоголиков дети гораздо чаще приобщаются к пагубной привычке. Но есть ли ген алко­голизма и гены ли в этом виноваты, ведь приобщение к алкого­лю может быть результатом воспитания.

В настоящее время точно установлено, что существует ге­нетически обусловленное нарушение, при котором в организ­ме у человека вырабатывается недостаточное количество эн-дорфинов — веществ, «ответственных» за возникновение у человека положительных ощущений (эти вещества еще назы­вают «веществами удовольствия»). Люди с этим нарушением подсознательно постоянно ищут способы компенсации недос­татка эндорфинов, поэтому часто приобщаются к алкоголю, никотину или наркотикам. Для таких людей даже единствен­ная проба любого психоактивного вещества чрезвычайно опасна, поскольку очень быстро формируется зависимость от него. По некоторым данным у 70% людей, страдающих алкоголизмом или наркоманией, есть такое нарушение (заметим, что оно не является специфическим и может стать причиной лю­бых других форм отклоняющегося поведения, не только хими­ческой зависимости). И всё же, если у вас в роду были люди, страдающие алкоголизмом, будьте чрезвычайно внимательны к своему ребенку. Опасность знакомства с алкоголем для него многократно возрастает. Необходимо с раннего возраста учить его иным, не наносящим ущерба здоровью, способам ре­гуляции своего состояния. Особенно важно приобщить его к занятиям спортом, закаливанию, повышающим общий тонус организма и стимулирующим образование эндорфинов (эф­фект хорошего настроения после спортивных занятий, навер­ное, ощущали все).

К биологическим факторам риска врачи и психологи отно­сят и различные нарушения пренатального (внутриутробного) и раннего постнатального (после рождения) развития ребенка. Иначе говоря, токсикозы, инфекционные заболевания, пере­несенные матерью во время беременности, трудные роды, ставшие причиной травмы новорожденного, — все это может сыграть негативную роль в дальнейшем. Эти события так или иначе накладывают отпечаток на развитие организма и здо­ровье ребенка, являясь причиной функциональных нару­шений. Нарушения в развитии, в свою очередь, способствуют формированию у ребенка ощущения физиологического дис­комфорта (в различной степени выраженного). Став взрос­лым, он может употреблять химические стимуляторы для прео­доления этого ощущения.

Особенно опасны нарушения формирования нервной систе­мы ребенка. Невропатологи утверждают, что сегодня эти нару­шения есть почти у 60% детей дошкольного и младшего школь­ного возраста, но их проявления у ребенка часто носят смазанный, неявный характер. Мало кто из родителей по собственной инициативе обращается к невропатологу из-за того, что ребенок плаксив, с трудом засыпает, у него плохой аппетит, он легко отвлекается и т.д. Обычно эти «недостатки» взрослые пытаются преодолевать с помощью воспитательных мер. Между тем дети с нарушениями в развитии нервной систе­мы нуждаются в своевременной помощи специалиста, которая способна полностью устранить проблему. И наоборот, без квалифицированного вмешательства эти нарушения могут стать при­чиной школьной неуспеваемости, девиантного (противоречаще­го общественной этике) поведения. Дети с нарушениями нерв­ной системы испытывают потребность во внешней стимуляции, стабилизации своего внутреннего состояния, а значит, для них велик риск раннего приобщения к психоактивным веществам.

Помимо биологических факторов риска негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особеннос­ти ребенка, например акцентуация характера. Психологи оп­ределяют акцентуацию как чрезмерное заострение некоторых личностных черт. Она не является признаком патологии, но требует дополнительного внимания со стороны родителей и педагогов, поскольку в подростковом возрасте акцентуирован­ные черты могут провоцировать приобщение к алкоголю и даже наркотикам. Так, особого внимания требуют дети с неус­тойчивым типом акцентуации характера. Они мгновенно пе­реключаются, не могут длительное время сосредоточиваться на задании, быстро утомляются, выполняя даже не очень слож­ную работу. Начиная какое-то дело, они не доводят его до кон­ца. В подростковом возрасте у них часто меняется настроение, они ищут острых ощущений, легких развлечений. Поэтому де­ти с неустойчивым типом акцентуации характера легко идут на «эксперименты» с алкоголем, приобщаются к курению. При­чем особенно привлекает их эффект измененного состояния, возникающий при этом.

Будьте внимательны, если такого рода предрасположен­ность наблюдается у вашего ребенка.

Особенного внимания также требуют дети с истероидным типом акцентуации. Они отличаются сильнейшим стремлени­ем быть центром внимания окружающих. Часто им даже не важно, хвалят их или осуждают, главное, чтобы именно они яв­лялись «темой разговора». Ради популярности они готовы со­вершать даже те поступки, которые в душе не одобряют, — упо­треблять алкоголь или курить не потому, что им это нравится, а для того, чтобы завоевать авторитет, подчеркнуть свою зна­чимость, особенность, «взрослость». Они любят преувеличить собственную «испорченность», похвалиться своей «бывалостью». Дети с истероидными чертами очень подвержены и внешним влияниям, поэтому они легко соглашаются на предложение попробовать алкоголь, закурить, лишь бы не выглядеть в глазах окружающих «маленькими», «смешными».

Говоря о биологических и психологических факторах рис­ка, важно понимать, что они способны только потенциально приобщить ребенка к психоактивным веществам. Реализуется или нет этот потенциал — зависит от взрослых, окружающих ребенка. Если вы сумеете вовремя научить ребенка регулиро­вать свое состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счет источников, не разрушающих физическое и психическое здоровье, то даже его предрасположенность к негативным влияниям не сыграет своей печальной роли.

Раннее знакомство с алкоголем или начало курения могут спровоцировать и особенности семейного воспитания.

Бытует расхожее мнение о том, что риск формирования па­губных привычек выше у детей из неполных семей, там, где есть только мама (реже — отец). На самом деле состав семьи как таковой играет не такую уж и большую роль (как показывают исследования, среди тех детей, которые уже в 7-9 лет имеют опыт употребления алкоголя, практически поровну детей из полных и неполных семей). Гораздо большее значение имеет характер атмосферы, складывающейся в доме, — наличие или отсутствие эмоциональной близости и доверия между детьми и родителями в семье.

Очень опасно (и не только в плане приобщения к психоак­тивным веществам) воспитание по типу гипоопеки (недостатка внимания родителей к ребенку). При таком воспитании (точ­нее, его отсутствии) дети оказываются предоставленными са­мим себе. Причины гипоопеки могут быть разные. Это и явное пренебрежение родителями своими обязанностями (когда, к примеру, гораздо привлекательнее для родителей общение с собутыльниками, чем с собственным ребенком), и постоянные конфликты между родителями, когда взрослые не могут найти общего языка и в пылу борьбы совершенно забывают о сыне или дочери. Но, увы, зачастую причина гипоопеки совсем иная — она связана с очень большой загруженностью родите­лей на работе, когда на общение с сыном или дочерью в будний день почти не остается времени. Его хватает лишь на то, что­бы накормить ребенка, проследить за чистотой его одежды и др. Тут уж не до разговора по душам. В подобной ситуации оказывается большинство родителей — изменить режим рабо­ты не всегда возможно (просто потому, что тогда покачнется материальный фундамент семьи). Получается, дети обречены на роль «воспитанников улицы» или все же есть выход?

Одну из наших коллег, работающую на трех работах и успе­вающую в промежутках писать интересные книги, часто спра­шивают: «Как вам удалось воспитать такого замечательного сына?» Ее сын — умный и талантливый юноша, в отличие от многих своих сверстников, уже в школе занимается научной ра­ботой, ездит в экспедиции, увлекается спортом.

Секрет ее воспитания оказался весьма прост — с раннего детства у мальчика не было «пустого» времени, он постоянно занимался в различных кружках и секциях. Он мог выбирать се­бе любые занятия, менять кружки, условие было одно — он не должен был бездельничать.

Организовать таким образом времяпрепровождение своего ребенка по силам многим. К тому же нужно понимать, что ус­пех воспитания зависит не только от количества времени, про­веденного с ребенком, но и его качества. Пример жизни роди­телей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем самые продолжительные поучающие беседы. «Воспитывает и полоска света, которая даже поздней ночью пробивается из-за двери рабочего кабинета отца!»

Опасна не только гипоопека, но и противоположный тип воспитания — гиперопека. В этом случае ребенка с раннего детства опекают, контролируют буквально каждый его шаг, не давая возможности проявить самостоятельность даже в мело­чах. В результате ребенок не получает собственного опыта пре­одоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой. Привыкнув к постоянному контролю со стороны окружающих, мальчик или девочка легко подчиняются любому внешнему дав­лению. Они просто не могут отказаться — ведь этому их в семье не научили.

Есть такое выражение: «Мы родом из детства». Наши хоро­шие и плохие привычки тоже родом оттуда, и то, каких будет больше, во многом зависит от семьи. Семья вполне способна сформировать у ребенка устойчивость к любому соблазну. Но, увы, она же может спровоцировать возникновение пагубного пристрастия.

Как заниматься по тетрадям

 

Тетради серии «Все цвета, кроме черного» — «Учусь понимать себя», «Учусь понимать других», «Учусь об­щаться» — предназначены для работы учащихся со 2 по 4 класс.

В каждом занятии мы дали задания, раскрывающие тему, вынесенную в его заголовок.

Работа в тетрадях строится по принципу спирали, каждое следующее занятие углубляет, расширяет и дополняет те зна­ния и навыки, которые дети получили на предыдущем занятии.

Мы не случайно назвали структурные единицы тетрадей за­нятиями, а не уроками, не оговариваем время на выполнение заданий и изучение темы: все зависит от ребенка, его интереса к той или иной теме, его состояния, желания и т.п. Если вы ра­ботаете с ребенком самостоятельно, без помощи учителя, при проигрывании ситуаций постарайтесь всесторонне анализиро­вать их, постепенно и ненавязчиво подводя ребенка к выбору правильной модели поведения. Обсудите вместе с ребенком смысл каждого задания и способ его решения.

Основной задачей взрослого является укрепление веры ре­бенка в свои силы, в свои возможности, его способность прео­долеть возникающие трудности. Важно привить ребенку навы­ки обсуждения и анализа проблемы, выбора линии поведения. Мы даем возможность «проиграть» каждую ситуацию с партне­рами, предлагая различные задания на закрепление формул об­щения в новых для ребенка ситуациях.

Мы постарались построить диалоги и задания так, чтобы дать возможность ребенку увидеть и понять мир других людей, непохожий на его собственный. В конце каждого занятия необ­ходимо подвести итоги, сделать выводы, попросить ребенка высказать свои впечатления. Это способствует закреплению полученных знаний и навыков и более осознанному их приме­нению в жизни.

Если ваш ребенок работает по тетрадям серии «Все цвета, кроме черного» в школе, вы можете помочь ему выполнять за­дания, анализировать его состояние, режим, привычки и т.п. Это даст вам возможность реализовать положительный опыт ребенка, полученный в школе и в отношениях с домашними, направить его в желаемое русло. Нужно понимать, что профи­лактическая работа потребует от взрослых отказа от собствен­ных вредных привычек, заставит их более внимательно отно­ситься и к собственному здоровью. Самый действенный и эффективный способ влияния на ребенка — воспитание лич­ным примером.

ЗАНЯТИЕ 2. Как ты растешь

Самочувствие и настроение ребенка зависят от состояния его здоровья. Расскажите ребенку о тех изменениях, которые происходят в его организме, покажите приемы определения состояния своего организма.

В возрасте 7-10 лет ребенок интенсивно растет. В этот пе­риод ему нужно особенно бережно относиться к своему здо­ровью. Объясните ребенку, что его самочувствие и здоровье во многом зависят от его поведения. Особого внимания требует разговор о курении и его отрицательном влиянии на здоровье. Будьте деликатны и ненавязчивы, говоря с ребенком на эту те­му. Задания занятия 2 дают возможность подвести ребенка к ней. Однако, если в семье кто-то курит, будьте готовы к труд­ным вопросам.

На этом занятии ребята выполняют ряд заданий исследова­тельского характера. Проявите интерес к результатам «иссле­дований» детей. Если у ребенка в результатах будут желтые и черные (серые) кружки, подумайте, как можно изменить ситуа­цию. Подчеркните еще раз, что здоровье человека во многом зависит от его поведения (в качестве иллюстрации используй­те пример с курением героя тетради — дяди Вити). Вывод, кото­рый должен сделать ребенок: курение опасно для человека любого возраста, но для детей и подростков особенно, потому что их организм растет и формируется.

Еще раз напоминаем: если ребенок не называет алкоголь и наркотики веществами, вредными для здоровья, рассказывать ему о них не следует.

ЗАНЯТИЕ 4. Твое настроение

Что такое настроение? Как на него влияют события, проис­ходящие в жизни человека? Какие события способны на него повлиять? Как управлять своим настроением? На эти вопросы ребенок сможет ответить, изучив эту тему. Он научится анали­зировать свое настроение и определять причины, вызываю­щие его изменение, освоить элементарные приемы, снимаю­щие напряжение, дающие возможность управлять своим настроением.

Зная не только свои физические возможности, но и особен­ности настроения (того, что может изменить его, испортить), ребенок сможет повлиять на свое состояние, научится управ­лять им.

Основная задача этого занятия — научить ребенка дифференцировать свое настроение и анализировать причины, кото­рые вызывают смену настроений. Этому можно научиться, ана­лизируя настроение знакомых ребенку литературных героев, например Маугли, Герды.

Вспоминая сказку Шарля Перро «Золушка» и читая отрыв­ки из нее, ребенок увидит, как меняется настроение главной ге­роини в зависимости от происходящих событий. На примере составления таблицы настроения в течение недели героев данной тетради — Ани и Димы — легко объяснить ребенку смысл задания, после чего он сможет составить свою таблицу настроения.

Результаты заполнения ребенком таблицы настроения — важный материал, который позволит родителям лучше понять состояние малыша, определить его возможные проблемы и их причину. Обратите внимание на то, как меняется настроение в течение дня (какое настроение бывает обычно у ребенка по ут­рам, днем, вечером), попытайтесь выяснить причины смены настроения. Например, плохое настроение по утрам в будние дни может быть связано с тем, что ребенок боится идти в шко­лу, по вечерам — конфликтами с родителями, подведением не всегда приятных итогов дня перед сном и т.д.

Важно заполнять таблицу не только в будние, но и в выход­ные дни. Она будет полезна вам и для выяснения причин плохо­го настроения ребенка, и для определения дальнейшей страте­гии воспитания.

Будьте внимательны, если у вашего ребенка в течение дня слишком часто меняется настроение или преобладает плохое настроение. Это может свидетельствовать о неустойчивости его психоэмоционального состояния. Возможно, внешне он не выделяется своим поведением, но ему нужна помощь педагога или психолога.

Игра «Послушай меня» предназначена для того, чтобы ре­бенок научился рассказывать о своем плохом настроении, сво­ем самочувствии. Хорошо, если у ребенка есть контакт с роди­телями и он рассказывает им обо всех своих проблемах. Если контакт по каким-то причинам затруднен, эта игра научит его расслабляться и успокаиваться, рассказывая вслух о своем на­строении любимой игрушке.

 

Занятие 6. Твои чувства

Задания, включенные в эту тему, помогут ребенку понять, что такое чувства, научиться анализировать свои чувства и чувства других людей.

Объясните ребенку, что он не должен стыдиться своих чувств, потому что в жизни любого человека возникают ситуа­ции, когда он испытывает положительные и отрицательные чувства. Важно научиться понимать и контролировать их.

Самое сложное для ребенка — анализ собственных чувств, поэтому учить нужно на примерах знакомых людей или лите­ратурных героев. Анализируя чувства литературных героев (такие задания даны в тетради), ребенок лучше понимает собственные чувства.

Чувства человека в значительной степени влияют на его са­мочувствие и здоровье. Неприятные чувства, особенно если они продолжительны, ухудшают его, поэтому нужно учиться регулировать свое эмоциональное состояние (задания 2, 3).

Задания «Пушистый котенок» и «Сочный арбуз» — это уп­ражнения на расслабление, которые помогут ребенку успокаи­ваться, снимать напряжение, когда это необходимо. Дети могут не достигнуть результата с первого раза. Поясните, что для это­го нужно сконцентрировать внимание. Лучше всего выполнять эти упражнения перед сном, лежа в кровати, когда все дела позади и ничего не отвлекает, так как они требуют тишины и уединения. Вы можете помочь ребенку в освоении этих упраж­нений, научить использовать их, например, для расслабления в паузе при приготовлении уроков.

 

Занятие 8. Твои поступки

Цель этого занятия — научить ребенка оценивать свои пос­тупки.

У ребенка 7-8 лет уже есть некое интуитивное представле­ние о том, что «хорошо» и что «плохо». Задания, предложен­ные в тетради, развивают эти понятия, формируют умение прогнозировать последствия тех или иных поступков.

Занятия можно начать с игры «Воздушные шарики». Ребе­нок раскрасит разноцветными карандашами шар с «хороши­ми» поступками и черным — «плохие». Ребенок сам должен на­зывать поступки и объяснять, почему он относит их к той или иной категории. Выбор героя зависит и от круга чтения ре­бенка, и от того, какая проблема наиболее актуальна для обсуж­дения.

Важно предоставить ребенку возможность рассказать о сво­их хороших поступках, поддержать его желание совершать хо­рошие поступки.

Не обсуждайте на этом задании плохие поступки ребенка, даже если есть что обсуждать.

 занятие 9.  Твои привычки

На этом занятии необходимо обсудить с детьми, что такое привычки, какие из них считаются полезными, а какие — вред­ными, их значение в жизни человека.

Подчеркните, что воспитание полезных привычек — дол­гий процесс, требующий усилий, старания. Воспитать полез­ную привычку трудно, но избавиться от вредной привычки еще сложнее. Зачастую вредные привычки одного человека (в част­ности, курение) наносят вред не только его здоровью, но и здо­ровью окружающих его людей.

Анализируя привычки вашего ребенка, не акцентируйте внимание на плохих привычках (нельзя упрекать его, ругать за вредные привычки). Пусть малыш лучше запишет свои хорошие привычки в тетрадь и постепенно пополняет этот список.

Отрывок из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» дает возможность ребенку вспомнить или самому придумать то, что произошло с планетой, на которой жил лентяй.

Настольная игра «Твой день» закрепляет и систематизиру­ет знания ребенка о себе и своем здоровье. Можно обсудить поступки литературных героев детских произведений.

Занятие 2. Как научиться

Разговаривать с людьми

Задача этого занятия — дать ребенку элементарные навыки общения. Как показывает опыт, дети не знают самых простых формул общения в привычных повседневных ситуациях. Без знания этих формул и отработки их использования научить ребенка эффективно общаться невозможно.

В задании 1 даны наиболее типичные ситуации общения и предлагаются простые тренинги поведения. Тренинги будут эффективными, если создать спокойную и доброжелательную обстановку. Привлекайте к этим играм друзей вашего ребенка, участвуйте в них сами. Самый эффективный способ обучения общению — проигрывание реальных ситуаций. Дайте ребенку задание — придумать свои формулы общения. Если есть воз­можность, поставьте с ребенком мини-спектакль с куклами, в котором будет использован изученный материал.

Занятие 4. Как научиться

Преодолевать трудности

Занятие 4 имеет ключевое значение, так как трудности об­щения испытывает большинство детей. Мы включили в эту те­му задания, обучающие детей навыкам дружеского общения (хвалить, поддерживать, радоваться).

Очень важно проявить тактичность, потому что при обсуж­дении этой темы ребенок может испытывать смущение, а воз­можно, и не захочет обсуждать свои проблемы. Анализируя проблемы и переживания ребенка, не настаивайте на обсужде­нии его проблем, если он не хочет.

Здесь впервые дети сталкиваются с ситуацией отказа. Это первый опыт сопротивления давлению среды. Обыгрывание подобных ситуаций — первый шаг к формированию у ребенка способности самостоятельно и осознанно принимать реше­ния, отстаивать свою точку зрения, выбирать линию поведе­ния. Это достаточно сложные задания, не все сразу получится. Попробуйте с помощью игрушек (одна игрушка у взрослого, другая — у ребенка) обыграть подобные ситуации, причем «провокатором» можете быть поочередно и вы, и ваш ребенок. Научите ребенка отстаивать свою позицию, несмотря на угово­ры и обещания. Обязательно хвалите его, даже если у него не все получается.

Проанализируйте ситуации отказа, предложенные ребен­ком. Это поможет вам понять, в чем его слабости и на что сле­дует обратить внимание в дальнейшей работе.

Тетрадь  «Учусь общаться»

 (4 класс)

Задания тетради направлены на формирова­ние навыков общения, а также способности оценивать свое по­ведение, самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.

Рабочая тетрадь «Учусь общаться» является логическим продолжением тетрадей «Учусь понимать себя» (2 класс), «Учусь понимать других» (3 класс). В 4 классе обобщаются зна­ния, освоенные на предыдущих этапах обучения, на новом уровне рассматриваются вопросы формирования характера, силы воли, дружбы, межличностных отношений.

Занятие 2. Твой класс

Цель занятия — научить ребенка анализировать свои симпа­тии, привязанности, бережно относиться к чувствам других людей.

Выполнив задание 1, ребята увидят, что в одной команде с ними оказались не только их друзья, но и те, кого выбрали их друзья. Важно научиться работать вместе не только со своими друзьями, но и с друзьями своих друзей. Этот вывод должен сделать ребенок.

Задание можно расширить: выбрать команду не только из одноклассников, но и из членов семьи. Результат этого задания важно проанализировать, не обсуждая его с малышом, чтобы наладить отношения между ребенком и теми членами семьи, которых он не взял в свою команду. Коллективное обсуждение этой проблемы может не только нанести психологическую травму ребенку, но и закрепить сложившуюся ситуацию. Самое главное — понять выбор ребенка, с кем и почему у него не скла­дываются отношения.

Цветовая карта настроения членов семьи (вариант карты настроения класса) — это возможность разобраться не только в состоянии ребенка, но и во взаимоотношениях ребенка с членами семьи, в причинах «плохого» настроения. Может быть, взрослые члены семьи в чем-то не правы.

Занятие 3. Кто твой друг

В ходе занятия обсудите с ребенком, какие качества и черты характера они ценят в друзьях, попросите его вспомнить 10 «правил дружбы», с которыми он познакомился раньше, в 3 классе. Обратите внимание ребенка на то, что важно не только знать и помнить законы дружбы, но и следовать им в жизни. Положительный опыт дружбы сестер, братьев, стар­ших членов семьи может послужить для ребенка примером.

Если ваш ребенок заговорит о вражде между детьми, его нужно внимательно выслушать, обсудить ситуацию, постарать­ся разобраться в причинах подобных отношений.

Задания, построенные на основе литературных произведе­ний, показывают, как по-разному ведут себя герои в схожих си­туациях, ставят перед детьми вопросы о том, кто из героев — настоящий друг и как узнать настоящего друга. Можно обсу­дить с детьми и другие литературные произведения, в которых поднимаются вопросы дружбы. Критерии дружных отношений ребята формулируют сами. Предложите ребенку дописать предложение «Друг — это тот, кто...».

Родители должны помочь ребенку найти настоящих друзей: пригласите его приятелей на экскурсию, в поездку по интерес­ным местам, поход в близлежащий парк. Эти занятия помогут детям найти общие интересы. Конечно, все это требует време­ни и пристального внимания к интересам ребенка и его свер­стников, но ваши усилия сполна окупятся появлением друга или подруги у вашего ребенка.

И отстоять свое мнение

Цель занятия — воспитать у ребенка чувство ответственнос­ти за свои поступки, умение говорить «нет» в критических си­туациях.

Знания, умения и навыки, полученные ребенком в ходе изу­чения курса, позволяют ему осознанно выбирать линию поведе­ния в той или иной ситуации. Задача родителей на этом этапе — развить у ребенка умение отстаивать свою позицию, говорить «нет» в ситуации, когда он подвергается негативному давлению.

Объясните ребенку, почему опасно бездумно следовать чужому примеру и повторять чужие ошибки, как не поддавать­ся дурному влиянию.

Задания, включенные в эту тему, помогут ребенку научиться отстаивать свое мнение, выбирать правильную линию поведения.

Обсудите с ребенком очень подробно, как нужно говорить «нет», в какой ситуации и почему это необходимо сделать.

Важно, чтобы ребенок сам (один) привел примеры тех кри­тических ситуаций, в которых ему приходилось или, может быть, придется говорить «нет» (ситуаций, возникающих в жиз­ни детей в разных социальных группах, в разных регионах, может быть намного больше тех, которые могут предложить авторы). Где-то могут быть актуальными проблемы пьянства, воровства, вымогательства и даже наркомании, а в некоторых семьях дети никогда не сталкивались даже с проблемой куре­ния. Все это нужно иметь в виду, предлагая для обсуждения ребенку ту или иную проблему.

Все цвета, кроме черного

Книга для родителей

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000241.01.02.

от 21.01.2002 г. сроком до 21.01.2003 г.

 

Редактор О.П. Москвина

Внешнее оформление С, Подкорытовой, Ю. Сопельняк

Художественный редактор Е.В. Чайко

Компьютерная верстка О.В. Игнатовой

Технолог допечатной подготовки Л.П. Труханова

Технический редактор М.В. Плешакова

Корректор В. С. Антонова

 

ИД № 00096 от 27 августа 1999 г.

Подписано в печать 15.12.02 Формат 60 х 84/16.

Гарнитура NewBaskervilleC. Печать офсетная. Бумага

офсетная №1. Печ. л. 2,0. Тираж 60 000 экз. Зак. № 5645 (к-л).

 

ООО Издательский центр «Вентана-Графф»

127422, Москва, Тимирязевская ул., д. 1, корп. 3

Тел./факс: (095)211-21-56, 211-15-74

 

Отпечатано на Федеральном государственном

унитарном предприятии Смоленский полиграфический

комбинат Министерства Российской Федерации

по делам печати, телерадиовещания и средств

массовых коммуникаций.

214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1

 

Книга

Для родителей

В помощь

образовательному

учреждению:

профилактика

злоупотребления

психоактивными

веществами

 

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2002


ББК 74.9

Б39

 

Материалы разработаны и подготовлены при содействии Управ­ления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования Российской Федерации в рамках феде­ральной целевой программы «Комплексные меры противодей­ствия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы».

Составители серии: начальник Управления социально-педагоги­ческой поддержки и реабилитации детей Минобразования России заслуженный учитель Российской Федерации Г.Н. Тростанецкая; главный специалист Управления социально-педагогической поддер­жки и реабилитации детей Минобразования России канд. мед. наук А.А. Гериш.

Научный руководитель проекта «Все цвета, кроме черного» — чл.-корр. РАО, лауреат Премии Президента России М.М. Безруких.

 

Безруких М.М, Макеева А.Г., Филиппова Т.А.

Б39 Все цвета, кроме черного: Книга для родителей. — М.: Вентана-Графф, 2002. — 32 с. — (В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивны­ми веществами).

ISBN 5-9252-0358-5

В книге для родителей рассматриваются проблемы профилакти­ки вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста. Раскрывается си­стема работы с тетрадями для учащихся: «Учусь понимать себя» (2 класс), «Учусь понимать других» (3 класс), «Учусь общаться» (4 класс). Даются методические рекомендации, которые помогут ро­дителям организовать занятия с ребенком дома.

ББК 74.9

 

© М.М. Безруких, А.Г. Макеева,

ТА. Филиппова, 2002

© Издательский центр

«ВентанаТраф», 2002

© Министерство образования

ISBN 5-9252-0358-5                           Российской Федерации, 2002

От авторов

 

Уважаемые родители!

Представляем вашему вниманию учебно-методический комплект (УМК) «Все цвета, кроме черного». С этим комплек­том дети будут работать в школе, но вы можете участвовать в выполнении домашних заданий или заниматься с ребенком са­мостоятельно, без помощи учителя.

О том, как работать с тетрадями, на какие особенности не­обходимо обратить внимание, чтобы добиться желаемых ре­зультатов, мы попытались рассказать в этой книге.

Помочь ребенку овладеть основами эффективной социаль­ной адаптации, т.е. гармоничного существования в обществе, и в то же время научить его сопротивляться вредным влияниям среды (сверстников и взрослых) — цель, которую ставили пе­ред собой мы, авторы.

Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» дает детям представление о ценности здоровья, формирует на­выки здорового образа жизни, умение оценивать свое состоя­ние, поступки, поведение, анализировать поступки, поведение других людей.

Важнейшая задача родителей и педагогов — обучить детей простейшим способам общения, развить умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, оценивать ситуации, которые могут быть опасны для здоровья, и проти­востоять негативному давлению со стороны окружающих.

Работа с комплектом позволит вашему ребенку получить не­обходимые знания и навыки, которые помогут предупредить формирование у них вредных привычек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.132 с.)